студентка четвертого курса бакалавриата
Казанский (Приволжский) Федеральный университет
кафедра финансов организации
Шарафутдинова И. Р., ассистент кафедры финансов Института управления экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального универститета
УДК 336.146
Введение. Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах [1].
Особенности бюджетной системы определяются формой государственного устройства страны , а также ее социально- экономическим строем.
Основная часть. Бюджетная система Российской федерации состоит из трех звеньев: государственного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов. Функционирование бюджетной системы осуществляется на основе 13 принципов, которые прописаны в ст. 28 БК РФ. Одним из таких принципов является прозрачность (открытость). Законодательно, в статье 36 БК РФ, определено, что сущность данного принципа заключается в публикации в средствах массовой информации «утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении», открытости для заинтересованных лиц информации о проектах бюджетов, «внесенных в законодательные органы государственной власти», а также обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации [2].
Реализация принципа прозрачности бюджетной системы РФ осуществляется на основе составления бюджета для граждан и открытого бюджета.
Бюджет для граждан – это информация о положениях проекта бюджета, она помогает широкому кругу лиц узнать, на какие цели направляются бюджетные средства, какие государственные программы существуют в нашей стране, как формируется и исполняется бюджет и многое другое. Другими словами, бюджет для граждан на понятном языке объясняет планы и действия Правительства в течение очередного бюджетного года [3].
Он был создан для того, чтобы налогоплательщики (а в целом граждане страны) видели, на какие цели расходуются их средства, насколько эффективно это происходит и к каким результатам это приводит. Если каждый человек будет знать, что уплаченные налоги им налоги идут на улучшение качества жизни, теневой сектор экономики существенно сократится.
Бюджет для граждан РФ был создан после Бюджетного послания Президента РФ от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014-2016 годах". В нем Путин В. В. высказал инициативу о публикации брошюры «Бюджет для граждан» на федеральном, региональном и местном уровнях управления с целью «информирования населения о соответствующих бюджетах, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств» [4].
Перед созданием данного бюджета с 9 по 12 сентября на сайте «Открытое правительство» было организовано голосование за 10 наиболее интересных гражданам вопросов, предложенных членами рабочей группы и Экспертного совета, которые должны содержаться в этом документе. По данным, в опросе приняло участие 881 человек [5].
По рейтингу наибольшее количество голосов набрали следующие 10 вопросов:
1. Какие расходы на данный момент находятся в приоритете и почему? (47,97%)
2. Кем и как определяются приоритетные направления? (46,34%)
3. Сколько в нашем государстве тратится бюджетных средств на обеспечение социальной сферы жизни? Происходит рост или сокращение таких расходов? Какова их доля в общем объеме расходов? (46,34%)
4. Какие новшества есть в бюджете на 2014-2016 годы по сравнению с предыдущими годами? (38,21%)
5. Сколько налогов уплачивают граждане? Как меняется их доля и стуктура? (38,21%)
6. Какие действия предпринимаются для того, чтобы уменьшить зависимость бюджета от нефтегазовых доходов? (37,4%)
7. Как определяется размер бюджета на конкретный год? (35,77%)
8. Как изменится бюджет, если цена на нефть очень резко упадет? (32,52%)
9. Сколько расходов в среднем приходится на одного государственного служащего? (32,52%)
10. В каких пропорциях распределяются расходы бюджета? (31,71%)
Исходя из данного рейтинга, был составлен список тем, которые больше остальных заинтересовали граждан:
• приоритеты государства в расходовании денежных средств
• соотношение расходов на различные сферы
• новации бюджета и то, как определяется размер бюджета на конкретный год
• налоговые отчисления
• значение нефтегазовых доходов для бюджета страны
• расходы государства на 1 государственного служащего
Именно эти вопросы было решено осветить в «Бюджете для граждан».
Бюджет для граждан на федеральном уровне управления размещается на сайте Министерства финансов Российской федерации. Бюджет для граждан к федеральному закону о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов был опубликован на сайте 21 декабря 2016 года. Он состоит из 83 страниц и освещает 5 тем:
- Бюджет в современных условиях
- Обеспечение бюджетной устойчивости:
- Социально ориентированный бюджет:
- Бюджет для роста экономики
- Повышение эффективности управления государственными финансами
Региональные бюджеты в понятном и доступном виде в 2016 году впервые подготовили все без исключения субъекты РФ. Рейтинг субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных в 2016 году возглавили Оренбургская область, Краснодарский, Красноярский края [6].
Важным является создание бюджета для граждан и на муниципальном уровне, так как именно на нем граждане наиболее активно проявляют свои инициативы, связанные с бюджетом, и чаще всего сталкиваются с проблемами. Именно от местного уровня управления граждане ждут предоставления услуг во всех сферах жизни.
К числу последних событий, относящихся к Бюджету для граждан, является создание нового портала Министерства образования и науки budget.edu.ru. Это произошло 18 января 2017 года. Благодаря данному порталу любой человек может получить полную информацию о развитии и финансировании образовательной и научной сфер Российской федерации. Данные представлены в интерактивной форме, они взяты из проверенных официальных источников: Росстата, информационных систем министерства и федерального казначейства.
Также 21 июня 2017 года в Министерстве финансов РФ состоялось заседание рабочей группы «Бюджет для граждан», в котором приняли участие сотрудники Научно-исследовательского финансового института (НИФИ). Сергей Романов, директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе, доложил о порядке формирования основных положений проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в формате «Бюджета для граждан». В ходе заседания были затронуты многочисленные вопросы, касающиеся популяризации данного вида бюджета и текущих конкурсных мероприятиях в рамках проекта бюджета [7].
Создание Бюджета для граждан имеет большое значение для страны. Оно повышает уровень доверия граждан своей стране. Кроме того, от него зависит и положение государства в рейтинге по показателю Индекса открытости бюджета. Этот индекс разработан Международным бюджетным партнерством. Россия улучшила свой показатель с 60 баллов из 100 в 2010 году до 74 баллов в 2012 году и заняла 10 место из 100 исследуемых стран при среднем индексе 43 из 100 баллов (что неоднократно отмечалось в Обзорах открытости Международным бюджетным партнерством). В результате в соответствии с методологией исследования в 2012 году, Россия вошла в группу стран, предоставляющих «значительный объем информации о бюджетном процессе для общественности. В 2015 году Россия набрала уже 74 балла. Прогнозное значение индекса открытости бюджета Российской федерации в соответствии с государственной программой «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» к 2020 году должно составлять 81 балл [8].
Создание «Бюджета для граждан» в Российской федерации играет важную роль в бюджетной системе страны. Он помогает широкому кругу лиц получить доступную и понятную информацию об интересующих их вопросах. Например, школьники и студенты могут пользоваться им для изучения бюджетной системы страны, а финансисты используют его и в своей профессиональной деятельности. Так повышается уровень доверия населения государству.
Выводы. Необходимость создания бюджетов для граждан также состоит в повышении эффективности управления общественными финансами. Бюджет для граждан – это публичная площадка для постановки и решения бюджетных вопросов. Россия в последние годы, не смотря на многие проблемы, набрала хороший темп в разработке бюджетов для граждан. Задача - не снижать этот темп. Более того, активность в разработке бюджетов для граждан, которую мы наблюдаем на федеральном и региональном уровнях, необходимо обязательно распространить и на местный уровень, где от этой активности можно получить наибольший эффект в управлении общественными финансами [9].
Помимо дальнейшей популяризации и продвижения "бюджета для граждан" необходимо задуматься о процессах его интерграции с инициативным бюджетированием. Об этом упоминает Вагин В.В. в своей статье [10]. Именно интеграция этих смежных процессов сопутствует достижению одной из стратегических целей Минфина России — открытости бюджетных данных и вовлечения граждан в процесс бюджетных решений.
Заключение. Необходимо приобщать все больше людей к изучению "Бюджета для граждан", повышать его популярность среди населения, ведь оно разрабатывается именно для широкого круга лиц и в его интересах.
Рецензии:
24.07.2017, 11:39 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статью можно опубликовать. для автора - необходимо посмотреть сайт НИФИ Минфина РФ. Они на эту тему проводят много конференций и круглых столов. хорошо бы это отразить в статье!
26.07.2017, 11:54 Хусаинова Ралина Ильдаровна Отзыв: Уважаемый Валерий Валентинович, я добавила информацию с сайта НИФИ Минфина РФ. |