Студент
Санкт-Петербургский Горный Университет
Студент-магистр, каф. электроэнергетики и электромеханики
Кудрин Д. В., выпускник-бакалавр кафедры Электроэнергетики и электромеханики, Проскуряков М. А., выпускник-бакалавр кафедры Электроэнергетики и электромеханики. Научный руководитель: Алексеев Василий Васильевич, кандидат технических наук, доцент. Санкт-Петербургский Горный Университет.
УДК 62-83:621.313.3
Введение. В условиях случайного течения процесса, осложняемого развивающимися в системе вибрациями, автоматизация процесса бурения является весьма трудной задачей. Необходимы автоматизированные системы электропривода, позволяющие эффективно управлять параметрами режима бурения. Только в этом случае возможно поддерживать оптимальный режим бурения по принятому критерию эффективности [1].
Главным направлением совершенствования систем электропривода основных механизмов буровых станков является применение автоматизированных полупроводниковых электроприводов переменного тока с широким диапазоном регулирования частоты вращения, высокими динамическими показателями. Использование таких приводов обуславливает повышение производительности и сокращение стоимости буровых работ, снижение энергетических затрат, улучшение условий труда обслуживающего персонала [1].
Цель работы. Получение режима автоматического выхода бурового станка из режима вибрации.
Существующие буровые установки обеспечивают бурение в основных режимах, при этом механизмы вращателя отечественных станков типа СБШ-250МНА-32 (СБШ-250МН) оснащены электроприводами постоянного тока по системе тиристорный преобразователь –двигатель (ТП-Д) [2]. Для обеспечения требуемой жёсткости характеристики используется отрицательная обратная связь по скорости якоря и внутренний контур тока. Автоматизированные частотные приводы по системе ТПЧ-АД с бесконтактными асинхронными двигателями (АД) и системами скалярного и векторного управления более перспективны.
Исследуется электропривод переменного тока типа ЭКТ-2 (АТ04) с системой скалярного управления обратной связью по скорости, внутренним контуром тока, двигателем 4А280S6 (рис. 1), мощностью 75 кВт и с вводимым дополнительным контуром.
Рис. 1. Структурная схема системы управления автоматизированным электроприводом
На рис. 1 структура АД содержит (апериодическое звено Ki/(Tip+1), умножитель М2 магнитного потока на ток {.i}, коэффициент Cм {Cм.i = M}), интегрирующее звено (1/Jp); РС и РТ – регуляторы скорости и тока; элемент с коэффициентом К1,обеспечивающий предварительное включение системы для создания начального магнитного потока (при ω’ = 0), чтобы избежать значительных динамических моментов в буровой колонне при вводе задания скорости ω’; Кω, Кdi – звенья обратных связей по скорости и току.
Вход бурового станка в вибрационную зону является нежелательным, ограничивающим производительность работ. Время выхода из вибрации зависит от опыта оператора в значительном числе случаев приходится прерывать процесс бурения.
Для выявления режима вибрации и автоматического выхода из зоны вибрации без использования непосредственного датчика измерения вибраций (косвенный метод) в схему введен дополнительный контур (ДК). Звенья дополнительного контура ДК: Ф – фильтр, НЭ – нелинейный элемент, М – умножитель, Pзад - заданная мощность. При превышении заданной мощности Pзад на выходе нелинейного элемента выделяется сигнал на снижение скорости.
При моделировании ДК составляется из типовых визуальных блоков библиотеки компьютерной программы, также как и электропривод. Аппаратно ДК может быть реализован на печатной плате с двумя микросхемами 525 и 553 серий.
При моделировании динамики электропривода с помощью системы Simulink пакета Matlab сравнивалась реакция на скачкообразное изменение нагрузки и линейное изменение задания скорости в процессе пуска, вводилось ограничение на величину максимальных значений мощности и напряжения ТПЧ. Модель асинхронного двигателя 4А280S6 выполнялась по уравнениям Горева-Парка с учетом насыщения магнитной системы машины в переходных режимах [3].
На рис. 2 показан процесс разгона привода с дополнительным контуром при пуске за 0,5 с со входом в режим постоянства мощности.
Рис.2. Переходной процесс при входе АД 4А280S6 в режим работы с постоянной мощностью
При разгоне происходит увеличение мощности, потребляемой двигателем, в том числе в связи с возникающими вибрациями станка.. В этом случае на выходе устройства сравнения УС выделяется сигнал, который пройдя через нелинейный элемент НЭ и фильтр, вызывает снижение сигнала задания напряжения и скорости АД в соответствии с заданной мощностью Pзад Это обеспечивает автоматический выход из зоны колебаний, снижение амплитуды вибрации, более высокую производительность работ, большую стойкость долот.
На рис. 2 (сверху вниз):
По оси ординат – скорость двигателя ω, рад/с.
1 – ток асинхронного двигателя (I max = 300 А),
2 – задание скорости и действительная скорость электропривода (масштаб 1:1),
3 – напряжение преобразователя частоты (Umax = 230 В),
4 – уровень потока (главного магнитного потокосцепления), (1,2 Вб),
5 – значение момента двигателя (пиковое значение 1400 Нм).
На рис.3 дана схема модели электропривода, выполненная на блоках библиотеки пакета Simulink.
Рис. 3. Модель электропривода со скалярной системой управления
На рисунке: ЗИ – задатчик интенсивности, САР – система автоматического регулирования, выполненная по схеме рис.1 с дополнительным контуром ДК в подсистеме САР, ПЧ – усилительно-преобразовательное устройство, АД – асинхронный двигатель, нарузка (Load) с заданным моментом холостого хода (Mo).
Результаты. Двигатель электропривода вращателя станка обеспечивает работу на рабочей ветви механической характеристики в режиме поддержания заданной скорости вплоть до максимального момента (заданной мощности), после чего происходит переход в режим работы с постоянной мощностью, который обеспечивает выход станка из вибрационной зоны за счет незначительного снижения частоты вращения бурильной колонны.
Выводы.
1. Асинхронный электропривод вращателя со скалярной структурой управления, обратной связью по скорости ω и дополнительным контуром обеспечивает необходимые режимы работы бурового станка, включая работу вблизи вибрационной зоны.
2. Наиболее радикальным направлением автоматизации является применение векторной системы управления частотным приводом с асинхронным двигателем, обеспечивающей наибольшую точность регулирования. [3].
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий