Полесский государственный университет
студент
Давыдова Наталья Леонтьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела, Полесский государственный университет
УДК 331
Введение. Пенсионное обеспечение представляет собой форму материального (денежного) обеспечения граждан в установленном законодательством порядке.
Пенсионная система Республики Беларусь нуждается в тщательном реформировании, поскольку изменения в экономической и демографической сфере привели к снижению эффективности её функционирования.
В последние десятилетия наблюдаются процессы старения населения. Рост продолжительности жизни связан с улучшением качества медицинского обслуживания, созданием комфортных условий для жизни и трудовой деятельности, а также другими факторами, что имеет положительный эффект в улучшении качества и уровня жизни, однако влечет увеличение социальной нагрузки со стороны государства. Вместе с тем рождаемость зачастую находится на достаточно низком уровне. Качество социальной защиты напрямую зависит от уровня её адаптации к изменяющейся социальной среде и требует постоянного совершенствования.
Актуальность. Система пенсионного обеспечения является особо важной частью системы социальной защиты любого государства. В ходе динамичного развития страны на первый план выдвигается проблема совершенствования системы социальной защиты населения и механизма пенсионного обеспечения.
Цели и задачи. Целью данной работы является изучение развития системы пенсионного обеспечения Республики Беларусь.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы системы пенсионного обеспечения;
- оценить текущее состояние пенсионной системы Республики Беларусь;
- выявить основные проблемы и направления развития в пенсионном обеспечении.
В настоящее время в мире существует множество видов пенсионных систем. Пенсионная система Республики Беларусь основывается на принципах солидарности. Это значит, что за счёт текущих взносов работников формируются текущие пенсионные выплаты [1]. Система пенсионного обеспечения сформировалась во времена СССР и является достаточно устаревшей и не способствующей экономическому развитию. Демографическая ситуация в стране и отсутствие обновлений системы обуславливают необходимость проведения реформы пенсионного обеспечения.
Если рассматривать изменение продолжительность жизни за последние 15 лет, то прослеживаются некоторые колебания. Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2002 году продолжительность жизни среди мужчин составляла всего 62,3 года, минимум за последние 50 лет наблюдений. Также в 2002 году отмечалась наименьшая продолжительность жизни и среди женщин – 74,1 года (рисунок 1).
Как видно на рисунке 1, за последние 5 лет ситуация изменилась и характеризуется значительным ростом продолжительности жизни населения. По состоянию на 1 января 2016 года продолжительность жизни в Беларуси для мужчин составляет 68,6 года, для женщин – 78,9 года.
Другим немаловажным демографическим трендом стало снижение численности трудоспособного населения. Если в 2000 году эта цифра составляла 5672 тысячи человек, то на 1 января 2017 года – 5499 тысячи. Несмотря на снижение количества работающих, в настоящее времядемографическая ситуация в Беларуси благоприятна. С точки зрения пенсионной системы положительным фактором является преобладание трудоспособного населения над нетрудоспособным. Население в пенсионном возрасте относительно немногочисленно и составило в 2016 году около 25%. Однако очевидно, что в ближайшем будущем эта ситуация изменится: рост продолжительности жизни на фоне незначительного роста рождаемости приведет к дальнейшему старению населения.
На рисунке 2 представлен прогноз возрастной структуры населения Беларуси на 2017-2036 гг.
На рисунке 2 видно, что коэффициент пенсионной нагрузки (отношение количества пенсионеров к количеству человек трудоспособного возраста) вырастет с 42% в 2016 году до 63% в 2036 году. То есть сейчас на пятерых трудоспособных приходится два пенсионера, а в 2036 их станет уже три. Кроме того, сохранение тенденции сокращения количества трудоспособного населения без реформирования системы окажет реальный ущерб пенсионному обеспечению в стране.
На начало 2016 года в Республике Беларусь насчитывалось более 2 миллионов 350 тысяч пенсионеров, начало 2017 года – более 2,5 миллионов и их количество возрастает, с каждым годом, увеличивая нагрузку на пенсионные фонды. Сохранение действующей системы могло привести к тому, что ближайшее время пришлось бы увеличивать пенсионные отчисления с работающих граждан (которые составляют 1% для работников и 35% для работодателей) либо уменьшать размер самих пенсий.
В целях проведения пенсионной реформы был принят Указ Президента Республики Беларусь №37 от 11 апреля 2016 г. «О совершенствовании пенсионного обеспечения», предусматривающий повышение пенсионного возраста в течение ближайших шести лет (а именно, с 2017 по 2022 годы). Согласно принятым изменениям, с 1 января 2017 года минимальный возраст для оформления трудовой пенсии увеличился на 6 месяцев как для мужчин, так и для женщин, и на данный момент составляет 55,5 года для женщин и 60,5 – для мужчин. Этот возраст не будет фиксированным, а будет увеличиваться и к началу 2022 года составит 58 лет для представителей женского пола и 63 года – для мужского. Кроме того, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №534 от 31 декабря 2015 г. ежегодно также на шесть месяцев будет возрастать минимальный страховой стаж, необходимый для оформления пенсии по возрасту (сейчас он составляет 15 лет, а к 2025 достигнет отметки 20) [4].
Как показывают исследования, среди работающих пенсионеров наибольшую долю занимают женщины, что связано с большей продолжительностью их жизни.
Одним из мероприятий в рамках совершенствования пенсионной системы могло бы стать использование единого подхода к определению пенсионного возраста без учета половой принадлежности.
Пенсионное обеспечение можно усовершенствовать при помощи введения системы накопительных счетов. Однако в Республике Беларусь отсутствует система обязательного страхования пенсий, что объясняется отсутствием долгосрочной макроэкономической стабильности, недостаточной развитостью фондового рынка Республики Беларусь и недостаточной информированностью об услугах страховых компаний и добровольного пенсионного страхования.
Заключение. Таким образом, повышение эффективности пенсионной системы в условиях роста доли населения пожилого возраста и сокращения трудоспособного населения является приоритетной задачей для реформирования системы пенсионного обеспечения.
Действующая пенсионная система Республики Беларусь нуждается в преобразованиях и адаптации к изменяющимся условиям функционирования. Её совершенствование происходит постепенно, учитывается реальная ситуация в стране, что выполняется в целях обеспечения достойного дохода пенсионерам, снижения финансовой нагрузки на пенсионные фонды, предоставлении возможности трудиться ныне работающим пенсионерам и увеличения трудовых резервов страны.
Рецензии:
25.07.2017, 10:09 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Черняк И. С., Давыдовой Н. Л. приведён анализ текущего состояния пенсионной системы Республики Беларусь. На основе этого показано, что действующая пенсионная система нуждается в преобразованиях и адаптации к изменяющимся условиям функционирования. Обозначены ин-струменты по улучшению пенсионного обеспечения. Поэтому статья Черняк И. С., Давыдовой Н. Л. рекомендуется к публикации в данном виде. С уважением, С.А. Яцкий.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий