ФГБОУ ВО Липецкий государственный педагогический университет им. П.П.Семенова-Тян-Шанского
студент
Березина Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры
УДК 334.7
Цель данной работы – проанализировать состояние системы государственно-частного партнерства в России на современном этапе.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
- исследовать существующие проблемы развития системы государственно-частного партнерства;
- выявить факторы, негативно сказывающиеся на состоянии системы государственно-частного партнерства в России.
На сегодняшний день Россия находится в стадии реализации новой экономической политики, которая позволит оптимизировать существующую систему отношений и выведет страну на небывалый ранее уровень развития. Безусловно, данная философия будет опираться на уже достигнутые экономические результаты, использовать научные теории прошлого и учитывать допущенные предыдущими поколениями ошибки.
Одним из основополагающих направлений данной философии будет выступать качественно новый этап в реализации политики государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» этот термин определяется как юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с федеральным законом №224-ФЗ в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [5]. Несмотря на существующее определение этого термина, сами формы взаимодействия государства и частного сектора в настоящее время регулируются достаточно слабо, поэтому задача разработанной Центром развития государственно-частного партнерства Стратегии формирования условий для ускоренного развития общественной инфраструктуры на принципах ГЧП в РФ на период до 2020 года по расширению данных форм требует первоначально принятия узко направленных нормативных актов, которые касались бы уже существующего государственно-частного партнерства [4]. Примером такого законодательного документа может служить Федеральный закон от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», который конкретизировал концессию как форму ГЧП (государственно-частного партнерства), установив определенные рамки функционирования и развития этого элемента экономики страны.
Эффективное функционирование системы ГЧП позволит решить целый ряд существующих в стране задач:
1) укрепит взаимодействие всех существующих секторов экономики, что будет способствовать росту ВВП и общему экономическому развитию страны;
2) даст возможность малому и среднему бизнесу развиваться в условиях конкурентной среды;
3) улучшит ситуацию на рынке труда как всего государства, так и отдельно взятых регионов, в которых данная проблема стоит достаточно остро;
4) обеспечит развитие определенных, государственно значимых отраслей экономики;
5) привлечет инвестиции в решение наиболее острых социально значимых вопросов, тем самым снимет значительные нагрузки на федеральный, региональные и местные бюджеты.
Представленный список являет собой лишь часть существующих проблем, без кардинального решения которых невозможен рост экономики в целом, а также сохранение стабильности в будущем.
Несмотря на очевидную необходимость серьезного продвижения экономики в этом направлении, закон, регулирующий деятельность в области государственно-частного партнерства, вступил в силу лишь с 1 января 2016 года. Таким образом, нормативная база, обеспечивающая взаимодействие субъектов данной сферы, существует пока в пилотном режиме и требует детального изучения. Кроме того, Единая информационная система государственно-частного партнерства в Российской Федерации претерпевает постоянные изменения, связанные с постоянно происходящими новациями и нестабильностью развития данной области. Постоянно происходящие изменения в экономическом, политическом, социальном направлении требуют постоянного мониторинга в сфере ГЧП, учета и внесения этих изменений в существующую Стратегию. Разработка отраслевых стратегических планов и программ ГЧП будет связывать в единый комплекс бюджет государства, стратегический план развития, принимаемые нормативные акты по отдельным формам взаимодействия государства и частного сектора, прогнозируемые показатели экономики в её различных секторах, а также нормативные акты регионов России с учетом существующих особенностей и рейтинговых значений субъектов. Работа с вышеперечисленными факторами определенным образом позволит предотвратить торможение в уже существующей системе ГЧП и поможет реализовать новые идеи, необходимые для решения принципиально важных задач в данной сфере.
На сегодняшний день, исходя из исследования, проведенного Министерством экономического развития России, можно утверждать о стремительном росте в сфере государственно-частного партнерства. Темп роста числа реализуемых проектов за 2016 год составил 48%, что на 4% больше, чем в 2015 году (рис.1) [1, с.7].
При данном количественном росте проектов ГЧП требуется создание комплекса по выявлению преимуществ и недостатков их эффективной работы, разработка системы оценивания, в рамках которой осуществлялся бы постоянный контроль за актуальностью, своевременностью, социальной значимостью этих проектов. Необходимо привлечение экспертов при работе с инициаторами и партнерами проектов как на уровне страны, так и на уровне региональных инициатив.
В планах на 2018 год количество проектов ГЧП должно превысить 5000, что позволит решить множество проблем в сфере инфраструктуры страны, повысит приток инвестиций в экономику, даст толчок в эффективном становлении инновационного сектора. При разработке и реализации проектов необходимо опора на существующие практики ГЧП, к коим можно относить Центр экстракорпоральной гемокоррекции и трансклинической фузиологии Самарской области в сфере здравоохранения, строительство дошкольных и образовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере образования, строительство ледового дворца спорта города Ульяновска в сфере спорта и другие. Ориентация на данные проекты позволит создать не только экономически выгодные, но и эффективно функционирующие отношения.
Нельзя не отметить существенный рост числа проектов такого рода именно на муниципальном уровне, что позволит сократить разницу в социально-экономическом положении отдельных территорий и может стать отправной точкой развития определенных отраслей производства, что является важнейшей целью в условиях импортозамещения.
При рассмотрении государственно-частного партнерства в различных отраслях, наибольшее число проектов ГЧП приходится на коммунальную и социальную инфраструктуры, что является положительной тенденцией, поскольку именно данные сферы представляются наиболее проблемными. Исходя из расчетов Центра развития ГЧП, можно судить о реализации партнерских проектов во всевозрастающем количестве различных областей, однако представляется необходимым ещё большее расширение этого спектра.
Изучение рейтинга регионов позволяет сделать вывод о существенном разрыве в уровне развития государственно-частного партнерства в субъектах России. Так, лидирующие позиции занимают Москва и Санкт-Петербург, что вполне объяснимо особым значением данных субъектов в государстве. Кроме того, среди наиболее успешных в сфере ГЧП можно выделить Самарскую, Новосибирскую и Нижегородскую области, показатели рейтинга которых превышает 50% [3]. Наименьшее значение в данном рейтинге имеют республики Северо-Кавказского федерального округа, что подтверждает достаточно слабое развитие предпринимательства в этом округе. При попытках улучшения показателей разработанного рейтинга необходимо использовать уже существующие региональные рекомендации, согласно которым следует при разработке прогноза ориентироваться на сложившуюся инфраструктурную среду, закреплять в программах и стратегиях целевые показатели по ГЧП, а также конкретные мероприятия по применению и развитию ГЧП в регионе, определить модель управления сферой ГЧП в субъекте, создать информационную среду для успешного взаимодействия с участниками ГЧП, проводить регулярное обучение специалистов в этой области [2, 15]. Также важен межрегиональный обмен опытом в реализации проектов, в достижении высокого уровня нормативно-правовой базы по государственно-частному партнерству, в институциональном обеспечении создания и разработки идей данной сферы.
Таким образом, России, находясь по значению отношения частных инвестиций в проектах ГЧП к номинальному ВВП ниже уровня Нигерии, Индонезии и Мексики, необходимо пройти ещё значительный путь развития в сфере государственно-частного партнерства, решить ряд существующих в данном взаимодействии проблем, устранить все возможные барьеры и усовершенствовать набирающую обороты систему ГЧП. Развитие данной системы на всех уровнях государства существенным образом скажется на показателях ВВП, на развитии целых отраслей и регионов, на разрешении ряда существенных социальных проблем и повышении уровня благосостояния граждан страны.
Рецензии:
19.05.2017, 20:57 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья представляет качественный обзор проблемы. ее можно опубликовать.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий