Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 22.05.2017.
Просмотров - 4764

Сущность бюджетирования на железнодорожном транспорте

Зайцева Марина Андреевна

ФГБОУ ВПО Уральский Государственный Университет путей сообщения

Студент

Афанасьева Наталья Александровна, кандидат технических наук, доцент


Аннотация:
Статья посвящена вопросам организации бюджетирования на предприятиях железнодорожного транспорта. Статья раскрывает сущность бюджетирования, рассматриваются основные этапы становления системы бюджетирования в компании ОАО «РЖД».


Abstract:
The article is devoted to the issues of organization of budgeting at the enterprises of railway transport. The article reveals the essence of budgeting, examines the main stages in the formation of the budgeting system in JSC Russian Railways.


Ключевые слова:
бюджетирование; бюджет; нормативно-целевое бюджетирование.

Keywords:
budgeting; budget; normative-purpose budgeting.


УДК 33

Введение.

ОАО «РЖД» обладает определенными преимуществами среди других транспортных компаний, например, такими, как устойчивые финансовые показатели, высокие рейтинги, высококвалифицированные сотрудники, внушительная научно-техническая база, проектные и строительные мощности, большой опыт международного сотрудничества.

Компания располагает множеством взаимодействующих между собой элементов и подразделений на функциональной, территориальной и отраслевой основе. Для эффективного управления и контроля деятельности каждого элемента необходима такая система управления, которая способна координировать деятельность всех филиалов и предприятия в целом, а также направлять их на достижение общих целей. Для решения данной задачи компания ОАО «РЖД» применяет методы бюджетирования при разработке и планировании своей деятельности.

Актуальность. Непрерывное, динамичное становление и расширение компании ОАО «РЖД» требует четкой системы управления и координирования деятельности каждой структурной единицы и предприятия в целом. С этой целью на предприятии применяются системы бюджетирования. Благодаря внедрению бюджетирования на предприятиях облегчается процесс управления денежными потоками. Таким образом, на сегодняшний день тема приобретает особенную актуальность. 

Цель работы. Главная цель работы состоит в том, чтобы раскрыть основные вопросы организации бюджетирования на предприятиях железнодорожного транспорта.

Задачи:

1.  Изучить сущность понятий «бюджетирование», «бюджет».

2.  Рассмотреть основные этапы становления системы бюджетирования в компании ОАО «РЖД».

Научная новизна заключается в рассмотрении теоретических положений бюджетирования в системе управленческого учета предприятий железнодорожного транспорта.

Основная часть.

Бюджетирование представляет собой инструмент финансового планирования, работающий на повышение продуктивности деятельности компании.

Бюджетированием является процесс детального планирования, составления бюджетов с последующим контролем за их исполнением [2].

Бюджетирование дает возможность предприятию достигать конкретных поставленных задач и целей, учитывая при этом как результат последующего действия, так и затраты на его достижение.

Бюджет – это количественное выражение плана (чаще в денежных показателях), построенный с целью эффективного достижения стратегических ориентиров.

Бюджеты строятся на определенный промежуток времени и отражают ожидаемую величину дохода и требуемые расходы, которые предприятие понесет в течение данного периода, а также капитал, который необходим для достижения поставленной цели [5].

Другими словами, бюджет представляет собой документ, отражающий в себе план доходов и расходов предприятия, сформулированный на определенный период времени, и содержащий в себе совокупность будущих финансовых операций [3].

Процесс внедрения бюджетирования состоит из следующих мероприятий:

1.  Выработка стратегии и постановка целей.

Безусловно, на территории РФ предприятия, касающиеся отрасли железнодорожного транспорта, следуют определенной стратегии. Распоряжением №877-р в 2008 Правительством РФ была утверждена Стратегия развития железнодорожного транспорта В России до 2030 г.

Данная Стратегия направлена на координирование и регулирование деятельности всех структурных подразделений в соответствии с основными целями компании.

Согласно Стратегии, внедрение систем бюджетирования на ОАО «РЖД» позволит достичь определенных целей:

- Осуществление наиболее эффективного и рационального управления имеющимися ресурсами с целью повышения управляемости бизнес-процессов компании и обеспечения ее устойчивости на рынке.
- Обеспечение достоверной и оперативной информации о текущем положении дел.
- Анализ и обоснование финансовой состоятельности каждого вида деятельности предприятия, для установления непрофильных функций и передачи их на аутсорсинг с целью оптимизации производственных процессов [6].

2.  Построение финансовой структуры компании.

Построение финансовой структуры компании – это распределение ответственности и полномочий между менеджерами по управлению доходами, расходами, активами, обязательствами и капиталом.

В результате построения финансовой структуры ОАО «РЖД» были выделены места возникновения затрат и центры финансовой ответственности:

- Центры затрат: существуют центры нормативных и управленческих затрат. Центрами нормативных затрат является большая часть структурных подразделений компании. Центры управленческих затрат – это административные и функциональные департаменты, управления, центры, службы ОАО «РЖД».
- Центры доходов в ОАО «РЖД» – подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания и аналогичные им структуры, связанные с аккумулированием доходов от предоставляемых компанией услуг.
- Центры финансовой эффективности – территориальные филиалы (железные дороги), которые несут ответственность за весь комплекс осуществляемых операций по оказанию перевозочных услуг.
- Центры прибыли и инвестиций – компания ОАО «РЖД» и его структурные подразделения [6].

3.  Построение бюджетов.

В основе системы бюджетного управления на предприятиях железнодорожного транспорта лежит следующий принцип: общий бюджет компании (в разбивке на целевые бюджеты) распределяется по центрам финансовой ответственности.

Таким образом, в соответствии со стратегией развития, целевые программы (ожидаемые количественные показатели) доносятся до территориальных филиалов, а от них далее – до структурных подразделений (центров финансовой ответственности). В свою очередь, центры финансовой ответственности составляют плановые бюджеты, которые согласовываются по ступеням иерархии компании снизу-вверх, после чего повторяется этап распределения уже готовых, откорректированных бюджетных планов и заданий по структурным подразделениям [2]. 

Структура бюджетов ОАО «РЖД»:

1.  Операционный бюджет:

-     бюджет продаж;
-     бюджет производства;
-     бюджет затрат;
-     бюджет запасов и закупок.

2.  Финансовые бюджеты:

-     бюджет капитальных вложений;
-     бюджет доходов и расходов;
-     бюджет кредитов и займов;
-     бюджет движения дебиторской и кредиторской задолженности;
-     бюджет движения денежных средств;
-     прогнозный баланс;
-     мастер-бюджет.

3.  Мотивационный бюджет.

Бюджет продаж стоит во главе всех остальных бюджетов, на его основе формируются финансовые и операционные бюджеты. Мотивационный бюджет направлен на обеспечение заинтересованности каждого работника в деятельности предприятия [4].

Все бюджеты взаимосвязаны между собой и представляют собой единую систему. Изменения показателей в одном бюджете отражаются также и во всех других бюджетах, на которые он оказывает влияние.

Грамотно разработанные бюджеты, сформулированные с учетом организационных, территориальных, отраслевых, технологических и других характеристик ОАО «РЖД», позволяют более детально и наглядно отобразить все стороны деятельности предприятия [4].

В современное время в компании применяется метод нормативно-целевого бюджетирования – метод планирования затрат, предполагающий расчет величины затрат исходя из норм по минимально допустимому технологическому уровню. Метод является наиболее прогрессивным методом планирования затрат, который позволяет с максимальной эффективностью оптимизировать денежные потоки предприятия и учитывать при этом внешние и внутренние, оказывающие на деятельность предприятия влияние, факторы и особенности каждого структурного подразделения [6].

4.  Внедрение программного обеспечения для регулирования процесса бюджетирования. Автоматизация систем бюджетирования.

Эффективное применение систем бюджетирования в крупных компаниях, таких как ОАО «РЖД», имеющих множество подразделений и филиалов, требует внедрения прогрессивных информационных систем управления и прогнозирования на базе единой автоматизированной системы управления финансовыми ресурсами компании.

Внедрение данных технологий обусловлено необходимостью упрощения и обеспечения качественной обработки и анализа данных, а также быстрой координации и сбора различной информации, необходимой для построения бюджетов.

Цель разработки данных программ – структурирование внутреннего информационного пространства структурных подразделений и формирование методологических основ бюджетирования [1].

Заключение.

Применение систем бюджетирования позволяет компании ОАО «РЖД» реализовать стратегические цели развития деятельности в области управления денежными потоками и при решения ряда других приоритетных задач. Однако, не стоит забывать о совершенствовании существующей системы нормативно-целевого бюджетирования, так как эта область, касаемая управления производственными процессами и финансовыми ресурсами, играет огромную роль в обеспечении успешной деятельности любой организации.  

Библиографический список:

1. Ерофеефа В.А. Организация бюджетирования на железнодорожном транспорте. – СПб, 2013 г. – 161 с.
2. Иванов Е.А. Бюджетирование в учетно-аналитических системах многосегментных организаций. – М., 2013 г. – 170 с.
3. Карпова Т.П., Карпов В.В. Учет, анализ и бюджетирование денежных потоков: Учебное пособие – М., 2013 г. – 302 с.
4. Лапидус Б.М., Беседин И.С., Мазо Л.А. Основные направления экономических исследований на железнодорожном транспорте в условиях его кардинального реформирования, 2014 г. – 279 с.
5. Маевская Е.Б. Стратегический анализ и бюджетирование денежных потоков коммерческих организаций – М., 2013 г. – 300 с.
6. Платонов Н.А., Федоров Я.П., Юрзинова И.Л. Финансовое планирование и бюджетирование – М., 2016 г. – 117 с.




Рецензии:

28.05.2017, 19:30 Хасанов Баходир Акрамович
Рецензия: Рецензия на статью Зайцевой Марины Андреевной на тему «Сущность бюджетирования на железнодорожном транспорте» 1). В статье не раскрыта сущность бюджетирования, а именно:  что значить бюджетирование для ЖД компании, государственное или самофинансирование, макроплан или микроплан, чем отличается от планирования, от нормирования, от прогнозирования, какая взаимосвязь с финансовым, инновационным или инвестиционным планом и.т.д. или только перефразирование экономических категорий? 2). Основные этапы становления системы бюджетирования в компании ОАО «РЖД» только перечислено, не конкретизировано, отсутствуют практические примеры, ситуации, проблемы и таблицы; 3) Создается такое представление, что как будто данная статья состоит только из сносок и цитат, а собственное мнение и вклад в науку в тени осталось! 4) Есть хорошая мысль, о том, что «…внедрения прогрессивных информационных систем управления и прогнозирования на базе единой автоматизированной системы управления финансовыми ресурсами компании», но как, каким методом, с помощью какой программы не указано! 5) В заключении и в тексте статьи пишется: «метод нормативно-целевого бюджетирования – метод планирования затрат, предполагающий расчет величины затрат исходя из норм по минимально допустимому технологическому уровню», но не оценено состояние нормативного хозяйство по ЖД, без которого никакой метод и механизм не будет работать! 6). Следует уточнить: в библиографическом списке фамилия автора «Ерофеефа В.А.» или «Ерофеева В.А.»- правильно написана-ли? Нужно доработать статью, а потом рекомендовать к публикации. С уважением д.э.н., проф.Хасанов Баходир Акрамович



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх