Липецкий филиал Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ
Студент
Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, преподаватель, кафедра экономики и финансов, ЛФ РАНХиГС
УДК 336.221
Введение.
Система регионального налогового администрирования представляет собой совокупность организационно-экономических отношений в сфере налогообложения на территории региона, основанных на нормативно-правовом регулировании в части установления, введения, взимания налогов и сборов, налогового контроля за соблюдением налогового законодательства.
Актуальность. Региональное налоговое администрирование осуществляется на основе системы мероприятий по реализации налогового контроля за соблюдением в конкретном субъекте РФ налогового законодательства со стороны налогоплательщиков и привлечению к ответственности за налоговые и административные правонарушения виновных лиц [1, с. 138].
Современная особенность регионального налогового администрирования заключается в том, что оно выступает в форме комплексной системной организации отношений между налогоплательщиками и налоговой администрацией в лице налоговых органов региона в целях исполнения доходной части бюджета. Однако в современных кризисных экономических условиях уровень собираемости налогов в целом по регионам России снижается, поэтому особую актуальность имеет анализ состояния системы налогового администрирования в регионах для разработки направлений его совершенствования [2].
Целями проведенного исследования являлись изучение проблематики регионального налогового администрирования и проведение анализа показателей налогового администрирования в Липецкой области. Задачами исследования являлись изучение динамики поступивших в консолидированный бюджет Липецкой области налогов, характеристика выявленных тенденций и разработка рекомендаций по совершенствованию администрирования региональных и местных налогов.
Научная новизна данного исследования заключается в проведении сравнительного анализа поступлений в бюджет исследуемого региона за 2015-2016 гг. и оценка эффективности налогового администрирования в Липецкой области.
Рассмотрим полученные результаты исследования.
В 2016 г. в целом повысилась эффективность налогового администрирования в Липецкой области по сравнению с 2015 г. По итогам 2016 года поступления налоговых платежей в федеральный бюджет выросли на 106% и составили 9,7 млрд. рублей. Поступления в консолидированный бюджет Липецкой области выросли на 112,5% и составили 43,5 млрд. рублей. Основными источниками доходной части консолидированного бюджета являются налог на прибыль и НДФЛ, прирост поступлений по которым составил 136,8% и 105,8% соответственно [4].
Говоря о налоговом администрировании в отношении резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк», выделим главную особенность, заключающуюся в том, что для резидентов ОЭЗ на законодательном уровне регламентированы гарантии от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах. Это означает, что в течение срока действия соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности компании не применяют ухудшающие их положение законодательные акты. Исключение в данном законе сделано лишь в отношении налогообложения подакцизных товаров [3, с. 448].
Особое внимание налоговыми органами уделяется увеличению поступлений НДФЛ в бюджет. В результате многоплановой работы, проводимой с целью легализации заработной платы и ликвидации задолженности по НДФЛ, в бюджет региона дополнительно поступило более 450 млн. рублей.
Благодаря реализации мер принудительного взыскания задолженности налоговыми органами в 2016 г. было взыскано 1,8 млрд. рублей налоговых платежей, что на 28,5% выше, чем в 2015 г. (1,4 млрд. руб.). Самая значимая часть (57% или 1,0 млрд. руб.) поступила по направленным в адрес налогоплательщика требованиям, 30% было взыскано со счетов должников, остальные 13% взысканы службой судебных приставов или оплачены в процедуре банкротства. Собираемость налоговых платежей составила 81 %. Для взыскания задолженности налоговыми органами было направлено 17 тысяч исковых заявлений на взыскание задолженности в судебном порядке на сумму более 217 млн. рублей [4].
Заключение.
Оценивая эффективность налогового администрирования в Липецкой области в течение последних двух лет можно сказать, что его состояние характеризуется определенными недостатками. К числу главных проблем можно отнести недостаточный контроль за поступлением налоговых доходов бюджета от муниципальных образований. Для муниципальных образований Липецкой области характерны следующие проблемы:
1) недостаточный уровень сбора налогов на доходы физических лиц;
2) неисполнение бюджета по налогам на имущество из-за несвоевременных выплат данного налога собственниками имуществ;
3) недостаточный объем получения налога на совокупный доход, что связано со снижением налогооблагаемой базы, ликвидацией организаций малого бизнеса или их реорганизацией.
Налоговое администрирование в Липецкой области предполагает ведение работы по различным направлениям. Прежде всего – это декларирование доходов физическими лицами и экономическими субъектами. На сегодняшний день в налоговые инспекции Липецкой области представлено около 65 тысяч налоговых деклараций о полученных доходах. В сравнении с прошлым годом количество деклараций увеличилось более чем на 6 тысяч. Выросло не только количество деклараций, но и заявленная в них сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет. Помимо привлечения к декларированию, в рамках налогового администрирования налоговыми органами Липецкой области проводится кампания по легализации теневой заработной платы. Мероприятия по выводу из тени незарегистрированных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере торговли и оказания услуг, также проводятся налоговыми органами Липецкой области на постоянной основе.
Таким образом, можно сказать, что, несмотря на повышение активности налогового администрирования в Липецкой области, существуют недостатки данной системы. Органы власти, помимо усиления контроля за налогоплательщиками, должны создавать комфортную налоговую систему в виде гибкого механизма и совершенствовать технологии налогового администрирования для стабильного поступления доходов в бюджетную систему.
Рецензии:
24.05.2017, 9:49 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: анализ за один год не проводится. нужно более длительное время брать. это надо в дальнейшем учесть автору. в порядке обсуждения данной проблемы статью можно опубликовать
24.05.2017, 10:30 Боровский Владимир Наумович
Рецензия: Согласен с предыдущим рецензентом
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий