Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Студентка
Токарева Юлия Михайловна, кандидат социологических наук, преподаватель кафедры социальной работы с курсом педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России
УДК 316
Введение
Девиантное поведение обычно рассматривается с нескольких сторон. Во-первых, девиантным поведением называют некие человеческие действия, не соответствующие фактически сложившимся в обществе стандартам. Во-вторых, девиантное поведение определяют, как социальное явление, которое выражается в массовых формах человеческой деятельности и не соответствует официально установленным в обществе нормам.
Не только угнетающие социальные условия и дезадаптивные биологические особенности человека повышают вероятность формирования девиантности. Гораздо большее влияние на развитие девиации оказывают психологические особенности людей.
Актуальность и практическая значимость работы обусловлена недостаточной изученностью возникновения внутренних противоречий социальными и биологическими теориями, поскольку действительными причинами отклоняющегося от нормы поведения выступают личностные особенности и психологические механизмы девиантности.
Цель: изучение психологических теорий девиантного поведения.
Задачи:
Научная новизна статьи в том, что в наши дни приоритетным развитием считается именно психологический подход к девиантному поведению. Но в рамках данного подхода объединяются множество различных теорий, направлений и взглядов на природу девиантности, и все вышеперечисленное интегрирует общее представление о ведущей роли личности. В своей статье же я рассмотрю лишь часть теорий, показав, на мой взгляд, наиболее важные направления, объясняющие суть девиантной личности.
Основная часть
Виктор Франкл наряду с другими психологами вывел в своё время новое смысловое поле психологии, связанное с усвоением моральных норм. Это поле получило название экзистенциально-гуманистического направления. Специфическими человеческими характеристиками называют, в первую очередь, духовность, свободу и ответственность. Духовность человека предполагает осмысленное существование в форме свободного самоопределения в мире ценностей. Проблемы поведения, называемые девиацией, тем или иным образом, связаны с дефицитом вышеуказанных качеств (как правильно, с проявлениями бездуховности). Согласно В. Франклу основная мотивация людей – это стремление к смыслу, без которого попытки выживания в некоторых ситуациях просто невозможны. Тогда позиция девиантной личности выступает предопределенной. То есть человек не рассматривает себя как режиссера своей судьбы, вследствие чего он не сопротивляется различным (природным, социальным и психологическим) детерминантам определять свой жизненный путь. Люди, не имеющие высокой цели в жизни, с большей степенью вероятности станут искать смысл в наркотиках, алкоголе или беспорядочных половых связях. Ещё одним примером могут быть криминальные группировки, члены которых думают лишь о собственной выгоде, не обращай внимания на то, какими средствами она будет получена.
К рассмотренному разделу психологии тесно примыкают гуманистические теории, в частности, клиент-центрированная психология Карла Роджерса. Главное место в ней занимают понятия самости и самоактуализации. Карл Роджерс рассматривает самость в качестве организованного гештальта, образа своего «Я», вечно находящегося в процессе формирования по мере изменения ситуации. Самоактуализация же объясняется как определенное стремление личности к росту и развитию. У девиантной личности процесс самоактуализации заблокирован. Преградой могут служить как искаженные представления о самом себе (неверный гештальт), так и противоречивый опыт, некий внутренний конфликт между потребностью в самореализации и зависимостью от оценок окружающего общества. К примеру, такая сексуальная девиация как нарциссизм, проявляющаяся в виде самолюбования, завышенной самооценки, повышенного интереса к собственной внешности и телу, чаще всего возникает в результате искаженного образа своего «Я».
По мнению Эриха Фромма, желая установить гармонию между собой и природой, человек вынужден преодолевать различные противоречия, не зависящие от его воли: конфликт стремления к реализации всех возможностей и недостатком средств для их осуществления; противоречия между чувством одиночества и чрезмерной связанности с другими людьми в обществе. Человек не способен устранить все объективные противоречия, но может по-разному на них реагировать; кто-то «бежит от свободы», кто-то связывается с миром через любовь и труд. Некоторые личности отказываются от собственного «Я», тогда крайним выражением становится садомазохистский комплекс. Некоторые полностью усваивают тот тип личности, который предлагает им социум, утрачивая индивидуальность. А некоторые отчуждают мир через его разрушение. В отличие от садизма, такая разрушительность не стремится к господству, но она превращает все живое в мертвое. Кто не слышал о российском художнике Петре Павленском? Нельзя назвать его выходки современным искусством, скорее это девиация, выраженная в бунте. Но что могло стать причиной этого? Думаю, он просто не может преодолевать противоречия, которые встречаются у него на жизненном пути.
Фриц Риман связывает различные типы личности (в том числе и девиантную) с характерными личностными страхами и соответствующей реакцией на них. Такой взгляд основывается на четырех типах личностных страхов, с которыми сталкивается каждый человек в течение всей жизни. Это страх потери своего "Я", одиночества, страхи перед изменением и неизменностью. Можно заметить, что все они носят, как правило, парный характер - первый со вторым и третий с четвертым – (несмотря на противоположность видов). Указанные виды страха- индикатор духовной и интеллектуальной зрелости личности. В случаях девиации реакция на эти страхи нарушена.
Психодинамически ориентированная индивидуальная психология Альфреда Адлера - одна из наиболее популярных в наши дни. Адлер сделал акцент на то, что в детстве человек переживает собственную слабость и беспомощность, на основе которых формируется чувство неполноценности, которое в дальнейшем можно компенсировать. При недостаточной или извращенной компенсации чувство неполноценности переживается особо остро и переходит в комплекс неполноценности. Случаи нарушенного поведения в данном случае не редкость. Зачастую в коллективах встречаются такие конфликтные люди, которые постоянно всех задевают, указывая на недостатки человека. Психологами давно доказано, что это люди с комплексом неполноценности. В качестве девиантной личности можно указать террориста, являющегося хорошим примером сочетания ненормальной установки и непреодоленного комплекса неполноценности.
Стоит кратко упомянуть и экологическую теорию. Она рассматривает взаимодействие системы человек-среда. Такая девиация как преступность может возникать тогда, когда отсутствует определенная стабильная нормативно-ценностная система с поддерживающими социальными институтами. В качестве примера возьмем некий городской район, где из-за высокой степени миграции населения не успевают образовываться устойчивые соседские общины, которые могли бы осуществлять эффективный неформальный контроль поведения людей.
Когнитивное направление, во главе которого стоял Аарон Бек, и рационально-эмотивная теория Альберта Эллиса берет за основу нарушенного поведения неприспособленные мыслительные схемы людей. Интерпретация стрессовых ситуаций и тревожных состояний в целом определяет поведение человека. К примеру, при депрессии печаль преобразуется в чувство всеобщей потери и поражения. На уровне поведения в данном случае возникает отказ от активности и динамики. Другая ситуация может восприниматься чрезмерно угрожающе, что спровоцирует чувство тревоги, а затем — агрессию или избегание. Все маньяки когда-то сами были жертвами каких-то обстоятельств. Это либо недолюбленные дети, либо мстительные взрослые. Но все их поступки- это результат той самой неверной интерпретации какого-то стресса.
Формируется мнение, что отдельные научные направления и теории, объясняющие девиантное поведение, в целом не противоречат друг другу, а взаимно дополняют общую картину представлений. Можно заметить, что в результате мы не обнаружили определенной линейной зависимости между девиантными действиями и каким-либо одним конкретным механизмом.
Вывод
Отклоняющееся поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов — биологических особенностей, социальных условий и психологических причин. Стоит отметить, что психологические причины в основном преобладают над остальными факторами, влияющими на формирование такого поведения. Оно может быть следствием бездуховности, формироваться в результате отсутствия целей в жизни или под влиянием искаженных представлений о самом себе и окружающем мире. Продолжать этот перечень можно долго. Психологических причин, безусловно, много. Именно поэтому стоит задумываться о таких тонкостях девиации хотя бы с той целью, чтобы искореняя определенные ситуации, оказывающие негативное влияние на поведение людей, потенциальных преступников становилось со временем меньше, а искусство оставалось искусством со своей моралью.
Рецензии:
25.05.2017, 21:13 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Это реферат, причем плохой. Ничего нового в этом нет, теории не все. Например ценностной теорией о которой я писал (да и не только я) тут нет. Экологической тоже нет. К публикации не рекомендуется.