Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет
студент магистратуры
Орехов Михаил Михайлович, кандидат военных наук, доцент, кафедра городского хозяйства, геодезии, землеустройства и кадастров, Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет
УДК 625.7/.8
Введение. На сегодняшний день проводится формирование единого дорожного пространства, в связи с этим организована масштабная процедура развития и реконструкции структуры транспорта и дорожной отрасли в Российской Федерации (далее РФ), для достижения необходимой цели усовершенствования всего транспортного механизма была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)», которая подана Министерством транспорта и путей сообщений РФ. В настоящее время основным критерием осуществления инновационного примера роста экономики России и повышения уровня жизни населения является усовершенствование дорожной инфраструктуры страны.
Установление требующих условий использования автомобильных дорог и их полноты данных, и сохранения, предоставления условия для безопасного движения транспорта и защищенности граждан за границей пунктов населения устанавливаются придорожные полосы. Определение границ полосы отвода и для обеспечения надежной ее эксплуатации, придорожной полосы автомобильных дорог, применение таких объектов осуществляется в соответствии со ст. 90 п. 3 Земельного кодекса Российской Федерации № 136-ФЗ от 25.10.2001 г. [1].
Земельные участки, прилегающие с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) являются придорожные полосы автомобильной дороги – в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги [5].
В придорожных полосах автомобильных дорог запрещается возведение капитальных сооружений, за исключением:
1.Технических коммуникаций;
2.Объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
3.Объектов дорожного обслуживания;
4.Объектов, предназначенных для содержания автомобильных дорог, их возведения, переустройства, капитального ремонта [7].
Актуальность. Придорожные полосы автомобильных дорог относятся к зонам с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ). До вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 252 (далее № 252 - ФЗ) ЗОУИТ относились к объектам землеустройства, данные полученные в процессе осуществления в отношении них направлялись фонд данных страны. В свою очередь, согласно ст. 2 Федерального закона № 252 - ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2016, ЗОУИТ исключаются из объектов землеустройства, соответственно в отношении ЗОУИТ землеустроительная документация не оформляется [3].
Однако неизменным вложением к формированию ЗОУИТ являются данные о границах такой зоны, которые включают в себя текстовое и графическое представление местонахождения границ такой зоны, реестр координат характерных точек этих границ в системе координат, предусмотренной для использования ее в государственном кадастре недвижимости. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным регулировать нормативно-правовые функции в сфере государственной кадастровой деятельности, определяются требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ ЗОУИТ, формату электронного документа, содержащего необходимые сведения. С другой стороны законодательством Российской Федерации не предусмотрена разработка и утверждение формы документа, содержащего указанные сведения о границах зоны [1].
Чтобы преградить прекращение работ по описанию местоположения границ ЗОУИТ, что приведет к отрицательным последствиям, связанным в том числе с нарушением режима использования земель и земельных участков в границах зон, прав собственников земли и иных заинтересованных лиц, а также анализируя Закон о регистрации, в п. 18 ст. 32 ратифицировано, что обязательным приложением к документам, адресованных в орган регистрации прав и сформированных в отношении зон, будет являться карта (план) объекта землеустройства [4]. В качестве документа законодательство РФ предлагает до введения требующей формы документа использовать карту (план) объекта землеустройства, содержащую в графической и текстовой моделях местоположение, размер, границы зоны и иные ее характеристики и направляемую в орган государственного кадастрового учета, установленную приказом Росреестр № п/0465 от 15.09.2016 г. [8].
Цели и задачи. Для определения особенностей постановки на государственный кадастровый учет придорожный полосы как ЗОУИТ, основными задачами выступают:
- проведение анализа основных теоретических положений и понятий, связанных с правовым значением ЗОУИТ;
- определение понятия «придорожная полоса»;
- определение изменений в законодательстве, влияющих на постановку на ГКУ придорожной полосы автомобильной дороги как ЗОУИТ;
- выявление и исследование наиболее актуальных проблемных аспектов постановки на ГКУ придорожной полосы автомобильной дороги.
Новизна. В данный момент теоретическая база по порядку и процедуре проведения работ по формированию придорожной полосы ясно не определена, по причине кардинального изменения законодательства и нечеткого понятия данного вида работ. Исходя из документов законодательства, регулирующих комплекс кадастровых работ по оформлению ЗОУИТ, его можно условно разделить на четыре этапа:
1.Подготовительные работы;
2.Работы по установлению придорожных полос;
3.Подготовка карты (плана) ЗОУИТ, внесение сведений о зоне в единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и регистрация обременений земельных участков, в отношении которых установлен особый режим использования;
4.Предоставление сведений ЕГРН о зонах и земельных участках, включенных в границы таких зон.
Результаты. В процессе проведения работ по установлению придорожных полос автомобильных дорог возникает ряд проблем, создающих препятствия для регистрации прав на ЗОУИТ, чтобы предусмотреть появляющиеся на разных этапах работ противоречия следует учитывать три основополагающих аспекта:
1.Правовой;
2.Технический;
3.Экономический.
Заключение. Определение границ и формы придорожной полосы для конкретного земельного участка полосы отвода автомобильной дороги является технической компонующей производимых работ. Форма придорожной полосы с точки зрения геометрии, однозначно не определена нормативно-правовыми актами, единственным указанием в законодательстве является ширина придорожной полосы, в зависимости от категории автомобильной дороги [6]. Поэтому, подготовка схемы расположения границ придорожной полосы главным образом опирается на создании буферной зоны - шириной от земельных участков полосы отвода, определенной федеральным законом. Буферная зона - это определенное место точек, удаленных от исходной области объектов на плоскости на расстоянии не более заданного [2].
Придорожные полосы ЗОУИТ, описание геометрии которых ведется путем указания координат их характерных точек, при изменении направления границ земельных участков полосы отвода, необходимо определять, каким количеством характерных точек следует закреплять изменение направления границ придорожной полосы. Кроме того, не маловажно учитывать влияние устанавливаемых придорожных полос на объекты недвижимости, которое определяется пространственными отношениями между ними. Таким образом, понятие о форме придорожной полосы не может ограничиваться только ее шириной.
При разрабатывании схем расположения границ придорожных полос могут быть обнаружены кадастровые ошибки в отношении границ земельных участков полосы отвода автомобильной дороги, а именно: разрывы, поперечные сдвиги и пересечения границ земельных участков, ранее поставленных на государственный кадастровый учет. Такого рода дефекты в определении координат ранее учтенных земельных участков порождают отклонения в установлении границ придорожных полос, что в итоге может привести к несоответствию объектов недвижимости, которые полностью или частично расположены в границах придорожных полос. По данным объектам недвижимости составляется перечень, согласно которому производится регистрация ограничений (обременений) прав, поэтому важно с какой точностью определены земельные участки и части земельных участков, находящихся в границах устанавливаемых ЗОУИТ.
Регистрация придорожных полос и ограничений (обременений) прав позволяет закрепить за собственником автомобильной дороги права на прилегающие к земельным участком полосы отвода территории. В данном случае большое значение имеет очередность регистрации прав, если ранее в планируемых границах придорожных полос были оформлены в органах государственного кадастрового учета земельные участки, отнесенные к категории земель населенных пунктов, то они не будут включаться в состав ЗОУИТ [9].
Преждевременная регистрация придорожных полос может зародить целую цепь споров судебного характера, разрешение которых отнимает не только время, но и повлечет за собой финансовые издержки, так на ряду с правовым следует уделять внимание экономическому аспекту проведения работ. В качестве финансовых затрат помимо судебных издержек выступает стоимость объектов недвижимости, которые выкупаются либо подлежат отчуждению в связи с обеспечением нормальных условий строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса. Цена выкупа состоит из стоимости земельного участка или его части, здания, сооружения, многолетних насаждений, размещенных на нем, с подсчетом потери, причинённых владельцу в результате покупки другого земельного участка вместо отчужденного в выкупную цену, включается стоимость изготовления документации, а также расходы, связанные с государственной регистрацией прав.
Выводы. Можно сделать вывод, что оформление ЗОУИТ – сложная процедура, требующая знания и понимания разделов земельного и градостроительного законодательства, усложнившаяся в настоящее время исключением ЗОУИТ из объектов землеустройства вступившим законодательством. Данная ситуация вводит неясность во всю процедуру установления придорожной полосы автомобильной дороги, которую можно условно разделить на этапы по формированию зон с особыми условиями использования территории. Встречающиеся проблемы при формировании ЗОУИТ можно избежать, учитывая выявленные основополагающие аспекты.
Рецензии:
30.05.2017, 10:54 Мирмович-Тихомиров Эдуард Григорьевич
Рецензия: Статья не относится к наукам о Земле. Может, строительство или юриспруденция.
Во всяком случае, Классификация больше подходит к "67.13.69 Строительно-дорожные и путевые работы
УДК 625.7/.8" или "73.31.11 Автомобильные дороги; УДК 625.7/.8", но никак не 711.
Аннотацию упростить. Может, разбит на предложения. В заключении не ставятся проблемы, а приводится информация о их решении в данном материале. Аннотация и заключение (выводы) должны как-то коррелировать между собой. А в общем, статья может быть опубликована, но в другой руброике. Таково мнение рецензента. Искренняя, серьёзная и компетентная.