Полесский государственный университет
студентка
Новик Татьяна Владимировна, старший преподаватель, кафедра Банковского дела, Полесский государственный университет
УДК 336.76
Актуальность предоставленной темы обоснована тем, что одним из незаменимых критериев стабильного сбалансированного процесса формирования народного хозяйства является составление конкретно выявленной схемы денежно-кредитного регулирования. Монетарная политика, является комплексом процедур, который регулирует нормальную и типичную работу традиционной денежно-кредитной системы для формирования порядка хозяйственной конъюнктуры и достижения целей для наилучшего результата экономического развития страны. В совершенстве денежно-кредитная политика обязана обеспечивать экономический рост, полную занятость, стабильность цен - это ее важные и конечные цели.
Представленные ниже основополагающие тенденции определяют формирование денежно-кредитной сферы:
- урегулирование неустойчивости обменного курса белорусского рубля, который формируется исходя из спроса и предложения иностранной валюты;
- поддержание уровня эффективности, надежности и безопасности платежной системы;
- обеспечение процентных ставок на приемлемом уровне;
- поддержание золотовалютных резервов на экономически безопасном уровне для страны;
- снижение уровня инфляции;
- сохранение сбережений в национальной валюте;
- усовершенствование системы безналичных расчетов по различным платежам;
- стимулирование банков к наращиванию устойчивой ресурсной базы и активному участию в развитии экономики [1].
Развитие индустриальной политики государства представлялось явным увеличением уровня деловой и инвестиционной активной деятельности в большинстве отраслей, замедлением инфляционных процессов, выявлением направленности к номинальной ревальвации белорусского рубля [2].
Прирост индекса потребительских цен за сентябрь 2016 года составил 11,1 % против 11,9 % за сентябрь 2015 г. и 20,1 % за 2014 г. Наблюдается курс на снижение индекса на 0,8 и 8,2% соответственно (рисунок 1).
Меры монетарной политики в 2016 году были направлены на снижение инфляции до 12 %, поддержание стабильности в денежно-кредитной сфере и на валютном рынке.
Рисунок 1 -Динамика ценовых индексов в 2014-2016 гг.
Примечание – Источник: собственная разработка
Акцентируя внимание на монетарных факторах инфляционное давление в этом году шаг за шагом слабеет. Это связано с понижением темпов роста предложения денег и со стабилизацией обменного курса государственной валюты. Тем временем обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому рублю выступает в качестве главного показателя, а к доллару США – индикативного показателя монетарной политики.
Благодаря сравнительно благоприятной внешнеэкономической обстановке и направлению на лимитирование инфляционных процессов курсовой политики, официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому рублю за 2016 г. вырос на 31,4% если сравнивать с аналогичным по времени периодом 2015-го года и на декабрь 2016-го составил 303,4 рубля за 1 российский рубль (рисунок 2).
Рисунок 2 - Официальный обменный курс белорусского рубля к российскому рублю за 2015-2016 гг.
Примечание – Источник: собственная разработка
Официальный курс белорусского рубля к доллару США за 2016 г. повысился на 8,6% в сравнении с тем же периодом 2015 года и на декабрь 2016 г. он составил 19 795 рубля, увеличившись с начала 2016 г. на 6,2%. (рисунок 3).
Рисунок 3 - Официальный обменный курс белорусского рубля к доллару США за 2015-2016 гг.
Примечание – Источник: собственная разработка
Средняя рублевая денежная масса за январь-ноябрь 2016 г. составила 9 256,6 млн. рублей. Относительно января-ноября 2015 г. она снизилась на 3,2 %.
В начале ноября 2016 г. средняя рублевая денежная масса составила 10 148,1 млн. рублей, увеличившись в течение года на 882,6 млн. рублей, либо на 9,5 %. Основными причинами, повлиявшими на среднюю рублевую денежную массу стали рост срочных и переводных депозитов юридических лиц (рисунок 4).
Рисунок 4 – Влияние на среднюю рублевую денежную массу в 2016 г.
Примечание – Источник: собственная разработка
Средняя широкая денежная масса с начала 2016 г. сложилась в объеме 33,7 млрд.рублей. Относительно января-ноября 2015 г. ее прирост составил 4,4 млрд. рублей, или 15 процентов.
В ноябре 2016 г. объем средней широкой денежной массы составил 33,5 млрд. рублей, при этом увеличившись по сравнению с ноябрем 2015 г. на 4,4 процента.
Активы банков на 1 декабря 2016 г. составили 65,1 млрд. рублей и за ноябрь 2016 г. выросли на 1,6 млрд. рублей, или на 2,5 процента. Отношение среднего объема активов банков к ВВП в годовом исчислении за ноябрь 2016 г. составило 70,7 процента.
Требования банков и ОАО ”Банк развития Республики Беларусь“ к экономике с начала 2016 года выросли на 125,3 млн. рублей, или на 0,3 процента. За ноябрь 2016 г. требования банков и ОАО ”Банк развития Республики Беларусь“ к экономике увеличились на 492,4 млн. рублей, или на 1,1 процента.
Требования в государственной валюте выросли на 412,4 млн. руб., либо на 2,1 %, а в иностранной валюте - на 80 млн. руб., либо на 0,3 процента.
В структуре активов банков на 1-ое декабря 2016 г. сравнительно с 1 декабря 2015 г. отмечен рост долевой части требований к органам муниципального управления, Национальному банку Республики Беларусь и к нерезидентам. Снижение в годичном выражении наблюдалось в требованиях к субъектам хозяйствования-резидентам (рисунок 5).
Рисунок 5 – Структура активов банков РБ на 1 декабря 2016 г.
Примечание – Источник: [2], [3].
Относительно пассивов банков по состоянию на 1-ое декабря 2016 г. наблюдалось повышение долевой составляющей средств и сбережений нерезидентов, средств и сбережений субъектов хозяйствования-резидентов, средств и сбережений органов муниципального управления. Тем временем уменьшилась долевая часть средств и сбережений физических лиц, средств и сбережений банковской системы и средств и сбережений нерезидентов (рисунок 6).
Рисунок 6 – Структура пассивов банков РБ на 1 декабря 2016 г.
Примечание – Источник: [2], [3].
По части процентной политики Национальный банк Республики Беларусь сохранил курс на становление уровня процентных ставок в экономике, который бы обеспечивал как финансовую и макроэкономическую стабильность, так и замедление инфляции.
Средняя процентная ставка по новым срочным депозитам в национальной валюте в ноябре 2016 г. составила 9,7 процента годовых.
Средняя процентная ставка по новым срочным депозитам физических в белорусских рублях в ноябре 2016 г. снизилась за месяц на 0,3 процентного пункта до 14,3 процента годовых.
Средняя процентная ставка по новым срочным депозитам юридических лиц в национальной валюте в начале ноября 2016 г. снизилась за месяц на 0,5 процентных пункта до 9,2 % годовых.
Средняя процентная ставка по новым кредитам в белорусских рублях в составе 20,9 % годовых, уменьшилась за месяц на 1 процентный пункт. Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в свободно конвертируемой валюте в начале ноября 2016 г. сформировалась в размере 8,1 % годовых.
Национальный банк в области процентной политики придерживается направления на установление в экономике уровня таких процентных ставок, которые бы обеспечивали финансовую и макроэкономическую стабильность, а также замедление инфляции.
Ставки по операциям предоставления ликвидности (кредит овернайт, сделки СВОП) в ноябре 2016 г. составили 23 процента годовых, ставки по операциям изъятия ликвидности (депозит овернайт) 11 процентов годовых. Ставка рефинансирования в ноябре составила 18 процентов годовых. Ставка однодневного межбанковского рынка в среднем за ноябрь составила 11 процентов годовых (рисунок 7).
Рисунок 7 – Динамика ставок в РБ за период 2015-2016 гг.
Примечание – Источник: собственная разработка.
Национальный банк осуществлял процесс урегулирования банковской ликвидности при помощи стандартных операций (постоянно доступные депозиты и операции на открытом рынке) [2].
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
Реализация денежно-кредитной политики в Республике Беларусь осуществляется в целом удачно, свидетельством чего является понижение уровня ставки рефинансирования и налоговой нагрузки на организации, а еще сдерживание темпов инфляции.
Совершенствование такого рода составляющих системы государственного регулирования индустриальной политики Республики Беларусь как денежно-кредитная политика должно непременно выполняться исходя из увеличения их роли в регулировании экономики и необходимости поддержания предстоящего стабильного экономического будущего государственной экономики.
Монетарная политика Республики Беларусь в настоящий период времени направлена на обязательное достижение финансово-экономической стабильности, постепенное достижение нормального, согласно международным стандартам, уровня темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь отталкивается от того, что самым приемлемым является такая альтернатива монетарной политики, при которой не допускается резких колебаний в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.
Рецензии:
30.05.2017, 11:51 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья хорошо иллюстрирована и может быть опубликована.