Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №46 (июнь) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 05.06.2017.
Просмотров - 1785

Экономическая система: налоги, собственники, капитализм и экономическая безопасность

Безуглая Наталия Сергеевна

кандидат экономических наук

Южный Институт Менеджмента

доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства

Аннотация:
Статья посвящена проблеме обеспечения национальной и экономической безопасности Российской Федерации при существующей системе социально-экономических отношений, справедливости налогообложения и уровне социальной ответственности различных категорий граждан. Важным аспектом, представляется оптимальное распределение ресурсов, при котором государство сможет обеспечивать социальную защищенность граждан, находящихся в трудных условиях выживания. В этой связи, при планировании доходов и расходов бюджета в рамках долгосрочного развития, обоснована необходимость принятия во внимание принадлежности ресурсной базы преимущественно частному сектору, с учетом человеческого фактора и методов его мотивации.


Abstract:
The article is devoted to the problem of ensuring the national and economic security of the Russian Federation under the existing system of social and economic relations, fairness of taxation and the level of social responsibility of different categories of citizens. An important aspect is the optimal allocation of resources which provides the social security of citizens in difficult conditions of survival. It is necessary to take into account the human factor and the methods of its motivation and Interests of resource base owners in the process of planning the budget revenues and expenditures.


Ключевые слова:
экономическая система; экономическая безопасность; налоговая система; прибавочная стоимость; капитализм

Keywords:
economic system; economic security; tax system, surplus value; capitalism


УДК 338.2

Экономическая безопасность любого субъекта экономических отношений означает наличие определенной доли  независимости  в принятии решений по поводу распределения капитала.  Условием, регулирующим способы распределения капитала, является существующая экономическая система.

В рамках национальной безопасности вопрос распределения ресурсов является краеугольным и определяющим. Современные тенденции развития геополитических отношений показывают слабость и чувствительность системы экономической безопасности нашей страны. Поиск эффективных решений обеспечения устойчивости экономики, снижения долларовой зависимости необходим и актуален.

В процессе рассуждений об оптимальном распределении ресурсов возникает вопрос, а какой тип экономический системы характерен для современного общества?

По существующим мнениям это капитализм или свободная конкуренция или рыночная экономика. Давайте разберемся – какие признаки характерны для капитализма? насколько объективно описывает определение капитализма современные экономические отношения? Имеются ли признаки формирования экономической системы нового века?

Основной признак капитализма (рыночной экономики) заключается в отношениях собственности, которая является преимущественно частной. Посредством частной собственности производится товар. Теоретически предполагается, что рынок определит - сколько и по какой цене покупатель купит, а продавец продаст товара. К.Маркс не оценивал в своих трудах влияние человеческого фактора на получение прибыли собственниками.

Кравченко А.И. - доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии РАН в 1997 году подробно проанализировал подход К.Маркса и его сторонников с теорией капитализма М.Вебера. Две теории несхожи во мнениях по поводу трудовой мотивации работника. В отличии от К.Маркса, М.Вебер рассматривал процесс развития капитализма как трансисторический, меняющий формы, но не суть.

Кроме этого, М.Вебер в своих исследованиях обосновал концепцию мотивации трудовой деятельности и ввел понятие некоей надстройки – «духа капитализма». Именно это и породило экономику потребления. Появился маркетинг, его принципы «впаривания» товаров и рождение несуществующих потребностей. Социальные, психологические потребности потребителя оцениваются лишь с точки зрения возможности навязать товар и максимизировать прибыль.

Если К.Маркс рассматривал капитализм как следствие появления мануфактур и индустриализации общества, то М.Вебер исследовал историю развития экономики с доисторических времен, называя ранние периоды «ростовщическим капитализмом», преследующем рост прибавочной стоимости в процессе обмена за счет обмана покупателя.

Современная экономическая система строится на все том же желании капиталиста получить прибавочную стоимость, эксплуатируя труд наемных рабочих. Жажда неуемной наживы, ограниченность рынков сбыта и потребностей покупателей породили отдельный сектор экономической системы - фондовые биржи в современном облике, являющихся чистой спекуляцией и международной финансовой пирамидой. Развитие интернет-технологий значительно расширило аудиторию для рекламы возможности заработать «капитал» для обычных обывателей. И обладатель спекулятивного капитала, не подкрепленного ничем материальным, не может считаться капиталистом в традиционном понимании ни по Марксу, ни по Веберу. Более того, стоимость рожденная в процессе торгов не может быть трудовой и не имеет прибавочной.

Анализируя результаты развития социалистического общества в СССР и капиталистического в современной России, можно заключить, что даже при наличии проблем в процессе распределения и планирования экономики, СССР за послевоенные годы, достиг гораздо больших экономических темпов роста, нежели экономика России при «справедливых» рыночных процессах производства и распределения благ. Справедливости ради, необходимо отметить, что точка старта в послевоенные годы была невообразимо низкой и только коллективная воля и дух могли совершить такой рывок в экономическом развитии. Чего не скажешь об экономике современной России, которая до настоящего времени еще базируется на потенциале, полученном в наследство от СССР.

Уже не приводя очевидные и известные статические цифры, можно отметить тот факт, что на приведенном примере развития экономических систем социализма и капитализма, наилучший результат дает плановость развития экономики, ориентированность на достижение всеобщего благосостояния и справедливости в принятии решений относительно полученной прибыли. Но, естественно, индивидуальность, склонность к рвачеству, наживе и коррупции, наиболее активных представителей общества делают идею социализма утопичной. Меньшинство диктует условия большинству. Поэтому пока не решена этическая и моральная проблема диктатуры жажды наживы некоторого процента населения, воплотить идеи социализма невозможно.

В виду того, что в современной России победила идея капитализма, то ее экономике присущи общемировые тенденции виртуализации экономики, основанной на долларовой системе заимствований ФРС. Текущие процессы на фондовых рынках показывают тенденции замены производства товара на возможности выбора производить его или продать заранее эту возможность. То есть, рынок колеблется в зависимости новостной информации о ключевых моментах, которым может быть придана искусственная важность.

Рост капитализации фондового рынка характеризует вытеснение реального производства виртуальными торгами возможностями и информацией. Таким образом, собственность на средства производства теряет свою значимость в получении прибавочной стоимости. Преобладают тренды получения сверхприбыли без процесса производства на основании обладания той или иной информацией, способной убедить желающих совершить необоснованную куплю-продажу на фондовом рынке, т.е. процессе наживы преобладает прямой обман, как характерная черта капитализма по М.Веберу.

Вероятно, делая акцент на обмане, как характерной черте капитализма, и принимая развитие капитализма как трансисторический процесс М.Вебер, сделал капитализм извечным экономическим строем, основанным на человеческих предпочтениях и психотипах. В то время, как по К.Марксу совершенно очевидно, что происходит вырождение капитализма как такового.

Сделанные выше выводы, заставляют рассматривать экономическую безопасность государства, в рамках его национальной безопасности, с учетом виртуализации экономических отношений и трансформации капитализма как экономического строя, основанного на интересах меньшинства за счет угнетения большинства.

Практически это означает, что утверждённая Указом Президента РФ от 12 мая 2009г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» не содержит ресурсной базы, за счет которой будут достигнуты основные социальные и экономические ориентиры. Соблюдение стратегических приоритетов предполагает наличие стратегического и оперативного планирования в рамках поставленных целей, а также необходимых ресурсов, в частности – капитала. Так как капитализм основан на преимущественном владении средствами производства небольшим процентом людей для извлечения прибыли в интересах их самих, то нацеленность на благосостояние граждан является эфемерной. Социальное обеспечение граждан предполагается осуществлять за счет части средств, полученных через налогообложение. При этом, налоги, направляемые на поддержание социальной сферы, как правило, взимаются с работников, труд которых эксплуатируется.

Результатом подобного устройства налоговой системы и распределения бюджета может стать только усиливающийся разрыв между самыми бедными и самыми богатыми, рост неравенства и социальной напряженности. Не секрет, что средняя зарплата при высоком значении децильного коэффициента – величина далекая от реальности. Поэтому руководствоваться значением средней заработной платы при оценке благосостояния невозможно и фактически ошибочно. Фактически современные отношения по поводу производства и распределения благ привели к постоянному росту стоимости потребительской корзины и снижению покупательной способности граждан.

Учитывая изложенные выше доводы, необходимо с учетом исторического витка развития экономических отношений в капиталистическом обществе, существенно пересмотреть справедливость налоговой системы Российской Федерации, как многоуровневой, крайне запутанной и ориентированной на среднего гражданина.

Например, нашей налоговой системе присуща многократность налогообложения одних и тех же элементов, которые при исчислении налогов имеют разные названия и может быть немного разнящуюся структуру. Например, собственник мелкого предприятия, платит налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а впоследствии, при получении дивидендов, должен еще заплатить налог на доходы физических лиц от того, что осталось после уплаты налогово других уровней. Другая ситуация с коллективной собственность акционерных обществ, например «Роснефть», «Газпром». Совет директоров, фактически получая заработную плату, многократно превышающую заработную плату простого труженика, перекладывают налоговые расходы и страхование на доходы коллективного собственника, существенно уменьшая налог на прибыль. Но учитывая, что значительная часть акций в указанных компаниях, принадлежит государству, то небольшое количество людей имеет сверхдоходы от использования имущества, им не принадлежащего. Таким образом уменьшая суммы налогов, нанося своим необоснованным обогащением ущерб государству и социальным слоям, нуждающимся в государственной поддержке, являющихся опосредованными собственниками имущества этих компаний.

Сложность налоговой системы порождает возможности обойти обязанность уплаты налогов. Порядок взимания налогов должен быть простым и справедливым.

Введение ограничений на доходы лиц, управляющих государственным имуществом, напрямую или опосредованно, может стать реальной мерой по повышению доходов среднестатистического трудящегося. Не секрет, что доходы главы Газпрома превышают годовой бюджет муниципальных образований. Так же возможен рост покупательной способности граждан и рост производства, ввиду роста потребления широкими массами.

Склонность лиц, получающих доходы от использования государственного имущества и коррупции выводить денежные средства заграницу общеизвестна, поэтому ограничение их доходов и контроль расходов способен увеличить денежную массу в стране и повышение количества занятых в реальной экономике.

Но главный фактор обеспечения экономической безопасности государства – это обозначение целей и формирование четких планов развития.

Критика плановой экономики в переходный период была направлена на развал крепкого государства, что сделало планирование неприемлемым. Но на самом деле, все ведущие транскорпорации планируют свою деятельность, так же как и развитые страны. 

Экономические критерии, обозначенные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, не реализованы ни в одном направлении ввиду отсутствия плановости проведения экономической политики. Доводы о турбулентности международных экономических отношений не состоятельны, так как влияние на экономическую и национальную безопасность оказывают любые изменения в геополитике. Соответственно, можно заключить, что концепция, либо подходы к ее воплощению не совсем состоятельны.

Основной ошибкой в подходе к реализации Концепции стало игнорирование вопроса принадлежности капитала и средств производства, а так же перехода нашей экономики к капиталистическим отношениям. В Концепции обозначены направления развития общества без учета за счет каких ресурсов будет наполняться бюджет государства и кому они принадлежат. Восприятие действительности через призму капиталистических отношений и развитие виртуальной экономики делает невозможным получение каких-либо социальных преференций наемными работниками от государства и собственника.

В мае 2017г. принята «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030года», в которой актуализированы и конкретизированы внешние и внутренние угрозы и направления государственной политики, но рассматриваемый в настоящей статье аспект взаимосвязи капиталистических отношений,  налоговой системы, отношений собственности и экономической безопасности страны не учтен, очевидно ввиду потребности глубокого переосмысления отношений между слоями общества и социальной ответственности граждан страны.

Вышеизложенное позволяет резюмировать, что в процессе эволюции капитализма и перехода нашего государства на этот путь развития, инструментами по обеспечению национальной и экономической безопасности должны стать: справедливость налоговой системы, стратегическое и текущее планирование развития, контроль результатов. Кроме этого необходимо при планировании доходов и расходов бюджета в рамках долгосрочного развития, принятие во внимание принадлежности ресурсной базы преимущественно частному сектору, с учетом человеческого фактора и  методов его мотивации.

Библиографический список:

1. Безуглая Н.С. Комплексное решение проблем обеспечения экономической безопасности РФ в современной геополитической ситуации.- Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы Материалы VIII-й международной научно-практической конференции. 2015. С. 74-85.
2. Авторский блог Завтра. Главный ресурс современного капитализма - дебилы. –URL:http://zavtra.ru/content/view/glavnyij-resurs-sovremennogo-kapitalizma-debilyi/(Дата обращения 30.05.2017г)
3. Кравченко А.И. Концепция капитализма М. Вебера и трудовая мотивация.-http://ecsocman.hse.ru/data/043/234/1217/002.KRAVCHENKO.pdf (Дата обращения 30.05.2017г)




Рецензии:

5.06.2017, 10:26 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статью можно опубликовать в порядке дискуссии.

05.06.2017 17:17 Ответ на рецензию автора Безуглая Наталия Сергеевна:
Благодарю за рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх