Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 13.06.2017. Последняя правка: 12.06.2017.
Просмотров - 3974

Теоретические аспекты развития дикции

Барышева Анастасия Станиславовна

Самарский государственный социально-педагогический универсистет

студент

Научный руководитель: Чаладзе Елена Автандиловна, заведующий кафедрой логопедии, кандидат педагогический наук, доцент


Аннотация:
Данное исследование посвящено изучению различных аспектов дикции. В работе предлагается междисциплинарный подход к анализу понятия «дикции», рассматривается её природа, дается описание нарушений дикции. В исследовании сформулированы этапы и направления развития дикции, которые применимы в различных областях сферы «человек-человек», и рассмотрены методы исследования дикции, применимые как в лабораторных условиях, так и в условиях кабинета. Данная информация может быть полезна студентам, обучающимся по профилю «Логопедия», учителям – логопедам, студентам театральных учебных заведений и всем тем, чья профессиональная деятельность связана с вербальной коммуникацией.


Abstract:
This study is devoted to the study of various aspects of diction. The paper suggests an interdisciplinary approach to the analysis of the concept of "diction," its nature is examined, and descriptions of violations of diction are given. The study outlines the stages and directions of the development of diction, which are applicable in various areas of the "person-person" sphere, and methods for investigating diction that are applicable both in the laboratory and in the office environment are considered. This information can be useful for students studying the profile of "Speech therapy", teachers - speech therapists, students of theater schools and all those whose professional activities are related to verbal communication.


Ключевые слова:
дикция; анатомо-физиологическая организация речи; просодическая сторона речи.

Keywords:
diction; Anatomical and physiological organization of speech; Prosodic aspect of speech.


УДК 009

Дикция – один из обязательных элементов техники речи. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Плохая дикция приводит к неясной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего.

На данном этапе развития науки, вопросы, связанные с таким понятием как «дикция», к сожалению, изучены опосредованно. Лишь в совокупности отдельных её компонентов, мы можем судить о дикции в целом.

К примеру, вопросами правильного дыхания занимались такие учёные как А.Н. Стрельникова, Л.И. Белякова, Ю.С. Василенко, В.В. Васильева, Н.Н. Гончарова, В.П. Морозова, Т.Г. Шишкова.

Приёмы развития голоса описаны Н.Б. Вербовой, М.И. Буяновым, Э.М. Чарели, Л.З. Андроновой и др.

В настоящее время отмечается недостаточный уровень изученности вопроса развития дикции. Внимание литературы направлено на дикцию, как следствие какого-либо нарушения, но не как основную проблему.

Чтобы полностью разобраться во всех аспектах дикции, нужно узнать для начала как позиционируют это понятие разные науки.

В лингвистике определение «дикция» имеет значение произношения, манеры произношения, степени отчётливости в произношении.

В актёрском искусстве дикция является средством, с помощью которого доносится текстовое содержание произведения и осуществляется раскрытие художественных образов.

С точки зрения анатомии и физиологии, дикция – это сложный процесс взаимодействия голосообразующего и артикуляционного аппаратов под руководством коры головного мозга.

Логопедия позиционирует дикцию в двух аспектах. Первый связан с ясным, чётким произношением. Второй аспект рассматривает дикцию как степень точности, отчётливости слов и фраз, определяющих разборчивость речи и, следовательно, её коммуникативные качества, к которым относится её логичность, точность, экспрессивность, уместность, богатство, чистота и многие другие [7; 1997]. Ещё Адольф Куссмауль, основоположник

логопедии, понимал дикцию как произведение «внутренних слов» вместе с синтаксисом [2; 2007].

С точки зрения психологии, дикция включает эмоционально-выразительную составляющую и мотив высказывания и посредством дикции выполняются своеобразные психологические задачи.

Таким образом, дикция – это способ материальной реализации мыслительного объекта. А каким образом реализуется этот мысленный объект зависит от того, под каким углом мы смотрим на это.

Для полного представления о дикции, мало знать определение, важно понимать за счет чего реализуется дикция, что лежит в её основе.

Проанализировав имеющуюся литературу, мы установили, что в основе хорошей дикции лежит взаимодействие анатомо-физиологической организации речи и её просодической стороны.

К анатомо-физиологической организации относится то, что создаёт материальную основу и за счёт чего эта основа может функционировать в процессе порождения устной речи - дыхание, голос и артикуляция.

Первоочередным для хорошей дикции является фонационное (речевое) дыхание.

Необходимо отметить, что речевое дыхание – это система психомоторных реакций, которые имеют тесную связь с процессом производства устной речи и непосредственно влияют на её качество, т.е. на дикцию [1; 2004].

Ещё одной важной составляющей анатомо-физиологической организации речи является голос.

Голос обеспечивает, во-первых, слышимость речи, во-вторых, интонационную выразительность.

Голосовая функция связана с нервно-психическим и соматическим состоянием человека. По голосу мы можем судить об этих изменениях [5; 2004]. Таким образом, нервно-психическое состояние тоже является показателем дикции, но не определяющим, а лишь второстепенным.

Ещё одно важное звено хорошей дикции – артикуляция, а именно, движение органов артикуляции согласно норме того или иного звука.

Стержнем дикции является просодическая сторона речи. Именно её считают ещё одним компонентом дикции. Именно она даёт речи и, следовательно, дикции окончательный индивидуальный оттенок.

Ведущая роль в просодической стороне речи и, следовательно, в определении качества речи принадлежит интонации.

Для характеристики дикции первостепенными являются пауза, темп и логическое ударение речи, второстепенным является тон, тембр и сила.

При разговоре о дикции нельзя забывать о психологических особенностях самого человека. Во многом они определяют темпо-ритмическую организацию речи.

Научно доказано, что темперамент и характер личности уже накладывают свой отпечаток на качество речи его обладателя.

Например, речь флегматика относительно спокойная и, следовательно, не выражает никаких особых эмоций, поэтому при работе над дикцией необходимо учитывать это и делать акцент на просодической стороне речи.

Дикция, как и многие другие явления и процессы речи, может быть неидеальна у отдельно взятого человека и иметь какие-либо недостатки.

Все недостатки дикции условно делятся на нарушения без ярко выраженных отклонений и с лёгкими нарушениями звукопроизношения и темпо-ритмической стороны речи.

К первой группе относятся недостатки дикции, обусловленные незначительными отклонениями в работе периферического отдела фонаторного аппарата.

Ко второй группе относятся недостатки дикции, являющиеся следствием нарушений речи, а именно таких как, дислалия, дизартрия, ринолалия, брадилалия, тахилалия, заикание.

У каждого из этих нарушений свои проявления, но все их объединяет нарушение дикции.

Эти причины относятся непосредственно к говорящему. К причинам, имеющим большее отношение к слушателям относятся акустические свойства внешней среды, которые непосредственно влияют на разборчивость слышимой речи.

Важно отметить, что о качестве речи, т.е. о дикции можно говорить лишь с опорой на разборчивость речи. Попробуем разобраться с этими понятиями и выделить в них общее и различное.

Понятие «дикция» обозначает качественную характеристику речи. Например, если у человека хорошая разборчивая речь, то мы говорим, что у него хорошая дикция. Следовательно, можно предположить, что понятие «дикция» относится к качеству речи говорящего, а понятие «разборчивость» - это характеристика дикции, её основной показатель.

Дикцию, как и многие другие речевые процессы, можно развивать. Развитие дикции берёт своё начало из Древней Греции.

Ораторы древности Демосфен и Аристотель в целях совершенствования своих ораторских способностей выходили к берегу моря, набивали рот камушками и пытались чётко произносит тексты.

Их работа была направлена на максимальную работу органов артикуляции.

С движением науки вперёд возросла информативная база по данному вопросу. Знания в разных областях науки позволили разработать основные направления в работе над дикцией.

Основной принцип развития правильной и чёткой дикции – энергичная и слаженная работа органов, принимающих участие в процессе воспроизводства речи.

Тренировка дикции начинается с этапа работы над анатомо-физиологической организацией речи.

Работа здесь ведётся по нескольким направлениям. Сначала формируется правильное речевое дыхание. Эта работа направлена на выработку костоабдоминального дыхания, которое является наиболее

рациональным для процесса фонации, т.к. предполагает достаточный объём воздуха для выработки сильной воздушной струи и равномерное напряжение на все мышцы, участвующие в процессе дыхания; мягкой атаки подачи звука; высокого импеданса для образования сильной воздушной струи.

С этой целью при работе над дыханием сочетают упражнения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, системы развития речевого дыхания, разработанной российскими учёными Л.И. Беляковой, Ю.С. Василенко, В.В. Васильевой, Н.Н. Гончаровой, В.П. Морозовым, Т.Г. Шишковой.

Следующим направлением в работе по развитию дикции является выработка навыков правильного голосоведения.

Обязательным условием работы над голосоведением и голосоподачей является сопровождение интонационными модуляциями голоса. Приёмы развития голоса описаны многими учёными: Н.Б. Вербовой, М.И. Буяновым, Э.М. Чарели, Л.З. Андроновой и др [4; 1991].

Завершающей в работе над анатомо-физиологической организацией речи является выработка точной, дифференцированной работы органов артикуляции.

Эта работа направлена на создание необходимого нервно-мышечного фона для дальнейших точных и координированных движений органов артикуляции.

После завершения работы над анатомо-физиологической организацией приступают к работе над просодической стороной речи, которая играет определяющую роль в определении качества речи, а именно, дикции.

На этом этапе большая роль отводится темпу речи. Логическому ударению и паузам не уделяется такое внимание, поскольку зачастую особых проблем с этими компонентами дикции у человека нет. Выработка наиболее оптимального темпа речи для хорошей дикции начинается с работы над психологическим состоянием человека, играющим немаловажную роль в развитии дикции.

Как считает Е.К. Щербакова, работа над темпом речи сводится к тому, что путём специальных упражнений вырабатывается навык произнесения речи в умеренном темпе, потом замедленном, а потом более быстром [3; 1981].

Для того, чтобы говорить о том, хорошая дикция или нет, нужно каким-то образом её исследовать и оценить.

Исследование дикции используется в сценической речи для отработки качества речи у лиц, чьим профессиональным инструментом является речь, в системах связи для диагностики технических средств, в логопедии для определения качества речи и др.

Все методы исследования делятся на объективные и субъективные.

Объективные методы включают в себя исследования, основанные на инструментальных измерениях численных параметров речевой информации.

К таким методам относятся такие, как AI (articulation Index) – индекс артикуляции, %Alcons (percentage Articulation Loss of Consonants) - процент артикуляционных потерь согласных и др. В их основе лежит, что разборчивость речи – это разность между пиковым уровнем речи и эффективным уровнем маскирующего шума в 20-ти равноартикуляционных полосах.

Все объективные методы оценки большое значение отдают акустическим характеристикам помещения. Акустическим характеристикам речи испытуемого отводится опосредованная роль.

В логопедии предпочтение отдаётся субъективному методу исследования разборчивости речи.

Этот метод исследования разборчивости речи заключается в том, что исследуемый читает текст, который записывается на диктофон и далее запись даётся другому человеку под запись. При обработке результата вычисляют процент правильного воспроизведенного текста.

Недостаток данного метода заключался в том, что семантическая информация, заключенная в предложенном тексте не могла дать

достоверную информацию о качестве речи говорящего. Вследствие этого стали использовать таблицу бессмысленных слогов Н.Б. Покровского, которая используется непосредственно в логопедии [6; 1962]. Известны случаи, когда метод таблиц Н.Б. Покровского использовался при приёме на работу радио- и телеведущих.

К достоинствам этого метода относится его универсальность и простота проведения.

Недостаток его лишь в том, что требует временных затрат.

Таким образом, исследование дикции включает много методов, оценивающих разборчивость речи, как основной показатель дикции. В логопедии применим субъективный метод исследования дикции, в основе которого используются слоговые таблицы Н.Б. Покровского.

Библиографический список:

1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И.Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
2. Глухов В.П., Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности.- М.: Высш. Школа, 2007 – 320 с.
3. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей.—— М.: Просвещение, 1981. —191 с.
4. Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1991. – 504 с.
5. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 349 с.
6. Покровский Н.Б. Расчет и измерение разборчивости речи. – М.: Гос. Издательство литературы по вопросам связи и радио, 1962. – 362 с.
7. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.




Рецензии:

7.08.2017, 9:09 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Абсолютно непонятен предмет исследования: обо всем и ни о чем. Теоретические аспекты – это слишком сложно для студента, тем более в статье все «свалено в кучу»: речь идет и о методике, и о практике. Много сомнительных и недостоверных утверждений, например, об отсутствии системных исследований дикции, таким образом обуславливая актуальность исследования проблемы. Очень много ошибок. Рекомендую сузить объект исследования, соизмерив его с реальными возможностями студента, его способностью делать свои выводы. В таком виде статья не рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх