Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 15.06.2017. Последняя правка: 16.06.2017.
Просмотров - 3568

Теория игр как одно из средств развития познавательного интереса у обучающихся в школе

Пиралиева Атэм Фазиль кызы

государственныое образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет»

студентка

Мария Ивановна Высокос, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и физики государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет»


Аннотация:
В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем в современном образовании - развитие познавательного интереса учащихся и вовлечение в исследовательскую деятельность. Включение в систему внеурочных занятий такой дисциплины, как теория игр, дает возможность школьникам повышать интерес к математике, способность к анализу различных жизненных ситуаций.


Abstract:
This article discusses one of the most pressing problems in modern education - the development of informative interest of students and involvement in research activities. Inclusion of a discipline such as game theory into the system of extra-curricular activities enables students to increase interest in mathematics, the ability to analyze various life situations.


Ключевые слова:
образование; познавательный интерес; теория игр; математика; обучающиеся; знания.

Keywords:
education; cognitive interest; game theory; mathematics; students; knowledge.


УДК 37

Жизнь в современном мире требует от человека принятия быстрых и нестандартных решений, умения адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески её решать.
 
Актуальность работы заключается в  освещении такой проблемы, как развитие познавательного интереса у обучающихся при изучении математики и применении полученных знаний в реальной жизни.
 
Целью работы является формирование познавательного интереса с помощью теории игр.
 
Представляется возможным выделить следующие задачи:
 
- рассмотрение внеурочной деятельности;
 
- привлечение учащихся в эту деятельность;
 
-предложить преподавание дисциплины «теория игр» как вид внеурочной деятельности.
 
Научная новизна заключается в применении дисциплины «теория игр» в школе как вида внеурочной деятельности школьников.
 
Как показывают результаты международного тестирования TIMSS 2011 года, в России интерес к учебным предметам снижается при переходе из начальной школы в основную - меньшее число восьмиклассников указывают на свою заинтересованность в изучении как математики, так и предметов естественнонаучного цикла. Для математики процент обучающихся в школе уменьшается с 58% в 4 классе до 29% в 8 классе. А ведь повышение интереса к обучению является одним из важнейших факторов повышения качества образования! [1, с. 17]
 
Для решения этой и ряда других проблем необходимо пересмотреть содержание образования, сохранив его фундаментальность, но разгрузив курс от излишнего теоретического материала. Высвобожденное учебное время необходимо использовать для повышения интереса к математике, приобретения опыта применения изученного материала в различных учебных и жизненных ситуациях, воспитания потребности и умения непрерывного самообразования.
 
По требованию ФГОС нового поколения полученные знания не должны быть мертвым грузом. Ребенок должен свободно пользоваться полученными знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Развитие такой личности возможно через исследовательскую деятельность.[2]
 
Как же завлечь учащихся в эту деятельность? Для этого существуют различные научные секции, кружки (внеурочная деятельность). Но от преподавателя кружка здесь требуется умение заинтересовать учащихся, что требует от него определенного набора качеств (харизма, любовь к своему предмету, ораторские способности…).
 
Именно теория игр может «зажечь искру» у учащихся заниматься исследовательской деятельностью. Для этого предлагается рассказать ученикам несколько ярких интеллектуальных игр, которые не такие простые, как кажутся на первый взгляд.
 
«Камень, ножницы, бумага»
 
Многие знакомы с данной игрой еще в детстве и понимают, что в результате один выигрывает, а другой проигрывает (то есть равновесие по Нэшу здесь никак не выходит). Но, оказывается, что существует Чемпионат мира и даже статистика по данной игре, которая имеет название: World Rock Paper Scissors Society. Согласно этой статистике, обнаруживается следующее: 1) камень выбирают игроки больше всего (около 38%); 2) бумагу ставят реже - около 33 %; 3) ножницы - всего 29 %. Отсюда следует, что выгоднее выбирать бумагу. Но здесь есть одно примечание: если ваш противник знает об этом, то вам нецелесообразно ставить бумагу.
 
Известно интересное событие, произошедшее в 2005 году между двумя крупными аукционными домами, которые хотели получить коллекцию Ван Гога и Пикассо (их стоимость начиналась от 20 мл. долларов). Они решили сыграть в игру «Камень, ножницы, бумага». Первый аукционный дом сразу выдал бумагу. В итоге выиграл второй дом, который выбрал ножницы. Прежде чем выдать ножницы, представитель дома обратился к дочери одного из своих топ-менеджеров, которой было всего 11 лет. Ее рассуждения были следующими: «Камень кажется самым сильным, поэтому многие его выбирают. Но если мы играем не с новичком, он камень не выдаст, будет ожидать, что это сделаем мы, и сам выдаст бумагу. Но мы будем думать наперед, и выбросим ножницы».
 
Следовательно, вы можете думать на ход вперед, но это не всегда может привести вас к победе, ведь вы не всегда владеете информацией о способностях игрока. Поэтому здесь чистая стратегия не поможет, лучше использовать смешанные стратегии, как в данной игре, то есть принимать решения стихийно, а не выбирать одни и те же ходы.[3]
 
 «Трагедия общины»
 
«Дилемма заключенного» — это всего лишь выдуманная история. Но подобные случаи можно найти и в нашей жизни. Для этого проанализируем так называемую «трагедию общины». Например, на дорогах — пробки, и я решаю, как ехать на работу: на машине или на автобусе. Данный выбор делают и другие люди. Если я поеду на машине, и все решат сделать то же самое, будет пробка, но всем нам будет удобно доехать до пункта назначения. Если я решу сесть в автобус, пробка также будет неизбежна, но доеду я без особого комфорта и это может занять больше времени, чем я буду ехать на автомобиле, поэтому этот вариант мне не особо подойдет. Если же в большинство поедут на автобусе, то я, выбрав тот же вариант, достаточно быстро доеду без пробки. Но если в данных условиях поехать на автомобиле, я также могу доехать быстро, но еще и с удобством. Значит, можно сделать вывод, что наличие пробки не зависит от принятого мною решения. То есть, независимо от других, мне правильнее ехать на автомобиле, потому что неизвестно, будет ли на дороге пробка или нет, но зато я точно доеду на работу с удобством. Это доминирующая стратегия, поэтому большинство поедут на машине.
 
И таких примеров огромное множество, стоит только оглянуться вокруг.
 
В доказательство вышесказанного утверждения можно привести типичный пример — рациональное незнание избирателя. Представьте, что вы не знаете исход выборов заранее. Первая стратегия: вы узнаете различные программы кандидатов, присутствуете на дебатах и затем выбираете понравившегося кандидата. Вторая стратегия — приходите на участок и голосуете наугад или за самого афишируемого кандидата. Третья стратегия - здесь обычно возникает следующее рассуждение: «Зачем мне голосовать, если от моего одного голоса все равно ничего не изменится?» Поэтому не тратить на это время — доминирующая стратегия поведения.[3]
 
Такого рода ознакомительное занятие с теорией игр позволит учащимся более глубоко и широко мыслить, ведь, как мы узнали из приведенных примеров, предмет связан не только с математикой (а также с прикладной математикой), но и с другими науками, например, с экономикой, статистикой, а также тесно связана с нашей жизнью.
 
Таким образом, внеурочные занятия по теории игр могут положить начало исследовательской деятельности учащихся, помогут им критически мыслить. Исследовательская деятельность - это, прежде всего, проявление творчества к тому или иному предмету или науке, а направить учащихся на развитие творчества в научной сфере - одна из главных задач педагога. Теория игр может стать именно тем ключом, который откроет двери к интересным научным открытиям.

Библиографический список:

1. Министерство образования и науки РФ: результаты международного исследования TIMSS-2011/ Центр оценки качества образования. URL: http://минобрнауки.рф/пресс-центр/2904/файл/1451/12.12.11-TIMSS_2011.pdf (дата обращения: 03.06.2017)
2. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве // Начальная школа. № 2. 2007. С.17-18.
3. Николаева А. Что наша жизнь: 10 примеров того, зачем экономистам нужна теория игр. - https://theoryandpractice.ru/posts/10126-games-of-economists (дата обращения: 20.04.2017)




Рецензии:

15.06.2017, 15:53 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: "при изучении математике и применение" - математики и применении. Но это мелочи. Основная проблема в том, что автор не знает, что такое теория игр. А это между тем сложная математическая теория, о которой здесь не слова (что делал руководитель не понятно). Применение игр в обучении не новость и мало кем сейчас оспаривается. Не понятно, каким образом автор собирается организовывать занятия. Текст требует серьезной переработки и в таком виде к публикации не рекомендуется.

16.06.2017 14:14 Ответ на рецензию автора Пиралиева Атэм Фазиль кызы:
Добрый день! Я изучала теорию игр и понимаю, что эта дисциплина действительно сложная. Но я хотела в этой статье показать, как на начальном этапе завлечь учащихся в изучение этой дисциплины, показать несколько интересных примеров (урок типа ознакомления).



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх