магистр
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный авиационный технический университет»
лаборант
Гишваров Анас Саидович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой
УДК 620.178
Введение. Современный период развития авиационной двигателестроения, характеризуется высокими требованиями к ее надежности, сжатыми сроками создания и внедрения в эксплуатацию. В этих условиях актуальным является создание и внедрение методов ускоренных ресурсных испытаний, обеспечивающих получение необходимой информации о надежности и ресурсе двигателей в более короткие сроки. При этом особо актуальной является проблема обоснования ускоренных ресурсных испытаний газотурбинных двигателей, устанавливаемых на нескольких типах летательных аппаратов и эксплуатирующихся в различных климатических зонах и режимах нагружения. Такие двигатели рассматриваются как двигатели многовариантного применения, для которых экономически выгодным является оценка их надежности и ресурса в ускоренных совмещенных ресурсных испытаниях.
Актуальность. Анализ существующих программ ускоренных совмещенных ресурсных двигателей показывает, что они не позволяют в полной мере проводить достоверную проверку надежности и ресурса испытываемых двигателей [1,2]. Поэтому актуальность является разработка методов выбора оптимальных значений объема, режимов и длительности таких испытаний, обеспечивающих проверку надежности и ресурса двигателей многовариантного применения при минимальных временных и материальных затратах.
Выбор параметров ускоренных совмещенных ресурсных испытаний проводиться с учетом основных критериев, характеризующих эффективность совмещенных ресурсных испытаний:
Примечание: учет критерия К2 позволяет последовательно в ускоренных испытаниях оценивать надежность и ресурс эксплуатационных вариантов применения двигателя, начиная от наименее нагруженного и кончая наиболее нагруженным вариантами, что позволяет, даже в случае отказа двигателя в испытаниях, признавать двигатели годными к эксплуатации по тем вариантам, эксплуатационная повреждаемость которых была выработана до момента отказа.
Ввиду противоречивости критериев эффективности друг другу выбор параметров ускоренных совмещенных ресурсных испытаний носит компромиссный характер и такая задача решается методом Парето [1]. Для совместного учета критериев К1,….К4 в методе Парето их значения преобразуются и нормируются К1н, К2н, К3н, К4н. При этом оптимизируемыми параметрами являются:
Парето ‑ оптимальные значения параметров Nu*, Ru.k*, tu.k*, и Nk* определяются по обобщенной целевой функции Ф, являющейся сверткой частных критериев эффективности К1н, …, К4н:
где P0 и R(t) – векторы параметры которых характеризуют исходное состояние двигателя перед испытаниями (P0 = [p01,…, p0n]Т Î GP), режимы нагружения по наработке t (R(t) = [r1(t),…,rs(t)]Т Î GR );- повреждаемость i- го элемента узла двигателя по j - ой характеристике расходования ресурса (длительной прочности, усталости и др.) соответственно в условиях эксплуатации и ускоренных испытаниях; bij, rij– весовые коэффициенты, характеризующие точность моделей расходования и значимость элементов узлов двигателя, с учетом которых проводится выбор ускоренных совместных ресурсных испытаний; Nэ – число эксплуатационных вариантов применения двигателя; Gp, GRk – области определения векторов P0 и R(t) соответственно; А1, А2, А3, А4 – положительные числа, используемые в методе Парето (SАi=1); Nu*, Ru.k*, tu.k*, и Nk* – оптимальные значения параметров Nu*, Ru.k*, tu.k*, и Nk* из области Парето – оптимальных решений, определяемых многократной минимизацией функционала Ф[Nu*, Ru.k*, tu.k*, и Nk*] варьированием значениями коэффициентов Аi.
Пример. Двигатель, устанавливается на трех типах самолетов (Nэ = 3; ) со своими эксплуатационными циклами нагружения.
Надежность и ресурс двигателя определяют [1]:
Вектор режима нагружения включает параметры (Tг*, Тн, n, , W, Nz*), где Тг* – температура газа перед турбиной, K; Тн – температура воздуха на входе в двигатель, K;n – частота вращения ротора, %; W – загрузка генераторов постоянного и переменного токов, кВт; Nz* – число циклов нагружения (запусков двигателя).
Из множества Парето – оптимальных решений выбран вариант, для которого При этом ускоренные испытания проводятся на одном двигателе проверка надежности первого эксплуатационного варианта обеспечивается при наработке τu.1 = 1670 час и количество запусков Nz = 2560, второго – при наработке τu.1 = 750 час и Nz = 1240, третьего – при наработке τu.1 = 600 час и Nz = 1080. Таким образом, совмещенные ускоренные испытания позволили сократить время на проверку надежности двигателя многовариантного применения в tэS/tu =54 раза.
Рецензии:
24.06.2017, 17:04 Феоктистов Игорь Борисович
Рецензия: Статья в высшей степени актуальна, поскольку посвящена проблеме ускорения разработки и внедрения сложных многопараметрических технических систем, предназначенных для использования в нескольких различных вариантах режимов и условий эксплуатации. Рассмотрен метод интенсификации и форсирования получения интегральных оценок результатов ответственных и затратных по времени и финансовым вложениям ресурсных испытаний новых технических систем. Это позволит многократно сократить сроки доводки и совершенствования новейших технических решений, их внедрения в серийное производство и массовое широкое использование. Статья рекомендуется к опубликованию
Феоктистов И.Б., кандидат технических наук.
25.06.2017, 19:01 Лобанов Игорь Евгеньевич
Рецензия: Актуальность статьи имеется. Метод, предложенный в статье, позволит ускорить испытания двигателей, а также снизить расходы на их внедрение. К недостаткам статьи следует отнести то, что нет выводов в её конце, для чего приходится их выискивать в тексте статьи. Автору следует написать чёткие выводы, после чего статью можно будет рекомендовать к публикации.
Есть также недостатки по струкруте статьи: выделены только ВВЕДЕНИЕ и АКТУАЛЬНОСТЬ. Желательно, чтобы автор ввёл ещё соответствующие подзаголовки.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий