Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №47 (июль) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 09.07.2017. Последняя правка: 11.07.2017.
Просмотров - 3802

ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Шилина Софья Валентиновна

ФГБОУ ВО Липецкий государственный педагогический университет им. П.П.Семенова-Тян-Шанского

студент

Селиванова Марина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского»


Аннотация:
Данная статья посвящена проблемам рынка труда и занятости Липецкой области. Автор выделяет существующие на сегодняшний день вопросы в системе занятости населения региона, на решение которых должны быть направлены силы государственных органов с целью предотвращения возникновения негативных последствий. Именно решение выявленных проблем будет способствовать развитию региона в социально-экономической сфере.


Abstract:
This article deals with the problems of the labour market and employment of the Lipetsk region. The author identifies current issues in the system of employment in the region, the solution of which should be directed state authorities to prevent adverse impacts. It is the solution of the identified problems will contribute to the development of the region in socio-economic sphere.


Ключевые слова:
региональный рынок труда; проблема безработицы; занятость населения.

Keywords:
regional labor market; unemployment; employment.


УДК 331.5

Цель данной работы – проанализировать существующие проблемы рынка труда Липецкой области.

Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:

- исследовать существующее положение на рынке труда региона;

- выявить факторы, негативно влияющие на ситуацию на рынке труда и занятости Липецкой области.

Рынок труда представляет собой один из самых нестабильных экономических секторов государства. Сложности в данной сфере возникают в связи с особенностями области, которые заключаются в его социальной важности, трудности государственного регулирования процесса занятости и трудовых отношений, субъектов и объектов этих отношений, специфичностью  государственных услуг, оказываемых службой занятости.

Кроме того, именно рыночная система создает главные перекосы в политике органов исполнительной власти, поскольку само понятие «рынка трудовых ресурсов» возникло только с распадом административного устройства страны.

Планирование определенных показателей возможно, но с большими рисками их недостижения. Так, согласно принятой ещё в 2007 году Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года, к слабым сторонам развития трудовых ресурсов в регионе относились:

- отток кадров в регионы с более высокими заработными платами;

- несоответствие уровня учебно-материальной базы профессиональных образовательных учреждений области требованиям производств, внедряющих новые технологии;

- отсутствие кадров рабочих профессий [1].

Данные проблемы стоят перед органами государственной власти региона и на сегодняшний день.  При этом угрозы, которые предполагались в случае реализации стратегии, действительно возникли, став реальными направлениями работы служб занятости. Это – невостребованность части избыточно подготовленных специалистов на рынке труда Липецкой области и усугубление дефицита кадров в связи с созданием особой экономической зоны промышленно-производственного типа.

Помимо стратегии развития рынка труда, разработана и применяется областная программа «Развитие рынка труда и содействие занятости населения Липецкой области», сроки реализации которой охватывают периоды 2014-2020 годов. Данная целевая программа также содержит важнейшие плановые показатели ситуации, складывающейся на рынке труда [4]. Так, при анализе достижения поставленных задач можно говорить об эффективной работе органов государственной власти в сфере труда и занятости области (рис.1). Показатели уровня безработицы и напряженности на рынке труда в Липецкой области уже долгое время превышают показатели Российской Федерации в целом, а также средний показатель в ЦФО. Несмотря на столь низкие показатели, нельзя не отметить значительное влияние на региональный рынок труда скрытой безработицы, которая затрудняет комплексную оценку текущего состояния в сфере занятости области.

Данная программа претерпевала целый ряд изменений только за 3 года её реализации. Подобный факт прямо свидетельствует о существующей зависимости  между региональной ситуацией на рынке труда и общегосударственным экономическим и политическим положением, уровнем устойчивости к кризисам работодателей и развития бизнеса в субъекте, а также о сложностях в составлении плановых показателей.

Рисунок 1. Анализ ситуации на рынке труда в период действия региональной программы

Важным аспектом работы отраслевого органа в сфере труда и занятости региона является реализации государственных установок, характеризующих единую политику занятости всей страны. Согласно Указу Президента России от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», для всех субъектов установлены показатели развития рынка труда. При сравнении данных значений с фактическими можно выявить ряд проблем, требующих скорейшего решения:

- рост реальной заработной платы относительно уровня 2011 снизился от планового на 17,2%;

- удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников не соответствует плановому на 0,3%;

- прирост высокопроизводительных рабочих мест в отношении к прошлому году показал отрицательное значение и отклонился от планового на 16,9% [3].

Полученная информация свидетельствует о достаточной сложности в достижении поставленных задач, однако целевой показатель по количеству оборудованных рабочих мест  для трудоустройства инвалидов был достигнут и превысил план на 3 единицы.

Возвращаясь к стратегическому планированию развития трудовых ресурсов области, в 2007 году выдвигались конкретные задачи в сфере труда, которые находятся на разном уровне исполнения. Так, по задачам расширения рынка труда в сельской местности и обеспечения его привлекательности, а также разработки комплекса мероприятий по сокращению оттока квалифицированных кадров пока не разработаны комплексные меры, что подтверждает текущая ситуация (табл.1). На численность сельского населения, составляющую больше 50% населения области, приходится практически равное  с городским число безработных.

Таблица 1. Отношение  числа безработных в сельской и городской местности
Население области
Общая численность, чел.
Численность безработных, чел.
Отношение, %
Сельское население
414000
1076
0,25
Городское население
742000
2218
0,29
 

При анализе отчетности о текущей ситуации на рынке труда области можно сразу заметить его главную проблему – существенный перекос в профессиональном обеспечении рынка кадрами. Спрос и предложение не соответствуют друг другу, что вызывает резкий рост количества безработного населения. В Липецкой области требует большое число специалистов рабочих профессий, причем число вакансий превышает число зарегистрированных безработных, имеющих данные навыки, в 3 раза [2]. При изучении вакансий для специалистов хочется отметить повышенный спрос на работников медицинских учреждений, агропромышленного комплекса, рекламного бизнеса, однако регион пока не имеет крупной учебной базы для их подготовки. При этом существенную долю безработных, вакансии которых не закрыты из-за отсутствия спроса, составляют бухгалтера, администраторы, директора организаций, заведующие, начальники отделов, кассиры. Подобное несоответствие возможно сократить только на уровне профессиональной подготовки, переподготовки кадров, а также профессиональной ориентации будущих специалистов.

Не менее важной проблемой в регионе является скрытая безработица, масштабы которой увеличиваются с каждым годом (рис.2). Можно говорить о превышении общего уровня безработицы над регистрируемым в несколько раз, что свидетельствует о значительном количестве безработных, не обращающихся в службу занятости, а также о ежегодном сокращении численности занятых в экономике региона. 

Рисунок 2. Уровень безработицы в Липецкой области

Причинами  роста скрытой безработицы можно назвать сложности легального трудоустройства, желание работодателя уйти от налоговых выплат и социальных гарантий, различные барьеры при приеме на работу и другие. Стабильный рост среднемесячной номинальной заработной платы в регионе представляет собой достаточно усредненный показатель, кроме того, нельзя не отметить и резкое повышение цен на продовольственные и непродовольственные товары, услуги ЖКХ и бытового обслуживания. Данная тенденция ведет к увеличению числа нарушений трудового законодательства, сокращению социально-экономического развития  субъекта и страны в целом, падению доли налоговых поступлений, а соответственно и доходной части бюджета, распределяемого на социально значимые объекты, проекты и программы.

Таким образом, региональный рынок труда имеет целый ряд существенных проблем, решение которых  представляется важным и необходимым целевым направлением государственной политики в сфере занятости. Данные проблемы связаны с общеэкономическими и общеполитическими факторами, перестройками системы управления трудовыми ресурсами, сложившейся социальной системой и представляются общегосударственными. Региональные особенности лишь усугубляют или ослабляют влияние этих негативных составляющих на общее положение рынка.

Несмотря на ряд имеющихся проблем, трудовой потенциал Липецкой области велик. Были выделены направления, которые позволят, если не достичь всех планируемых показателей, то приблизиться к ним. Эффективная работа в данной сфере, а также комплексный подход и взаимодействие с органами государственной власти региона в иных сферах, работодателями и работниками, выпускниками образовательных учреждений будут способствовать дальнейшему сокращению численности безработных, улучшению условий работы, качества жизни и социальной защиты граждан

Библиографический список:

1. Закон Липецкой области от 25 декабря 2006 г. №10-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://admlip.ru. (дата обращения: 27.03.2017 г.).
2. О положении на регистрируемом рынке труда Липецкой области [Электронный ресурс]. URL:: http://www.utiz.lipetsk.ru. (дата обращения: 03.03.2017 г.).
3. О ходе достижений показателей, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №596-606 [Электронный ресурс]. URL: http://www.utiz.lipetsk.ru. (дата обращения: 03.03.2017 г.).
4. Постановление Администрации Липецкой области «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области» от 16.10.2013. №465 [Электронный ресурс]. URL: http://www.utiz.lipetsk.ru. (дата обращения: 27.03.2017 г.)




Рецензии:

11.07.2017, 9:26 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: Статья Шилиной С. В. и Селивановой М. А имела целью анализ проблем рынка труда Липецкой области, для чего была сделана попытка выявления состояния рынка региона и факторов, негативно влияющих на ситуацию. Авторы приводят некоторые статистические данные и оценивают степень выполнения региональной программы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения Липецкой области», сроки реализации которой охватывают периоды 2014-2020 годов. Вместе с тем авторский анализ и оценка ситуации в рынке труда Липецкой области вызывает некоторые вопросы: 1) судя по данным рис.1 безработица в регионе не выше, а ниже чем в РФ и ЦФО; 2) статистические данные свидетельствуют, что в области естественная безработица, что требует несколько другого анализа (например, какова доля в ней фрикционной безработицы) и других мер регулирования. Наконец, следует отметить, что низкая зарплата – это не причина скрытой безработицы, а ее проявление. Поэтому считаю, что данная статья может быть опубликована после существенной доработки.

11.07.2017 16:16 Ответ на рецензию автора Шилина Софья Валентиновна:
Уважаемый Сергей Александрович! Нами были учтены все замечания. Так как уровень зарегистрированной безработицы ниже, чем в ЦФО и РФ, в работе это было отмечено как показатель эффективной работы органов власти в сфере труда. При том, что показатель безработицы не превышает уровня естественной,существенную роль на состояние рынка труда играет скрытая безработица. Данный факт отражает рисунок 2.

12.07.2017, 8:32 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В данном, исправленном, виде статья рекомендуется к публикации. с уважением, С.А.Яцкий
12.07.2017 10:10 Ответ на рецензию автора Шилина Софья Валентиновна:
Спасибо за Ваше мнение о работе!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх