кандидат экономических наук
ФГБОУ ВО Оренбургский государственный аграрный университет
доцент
Салынская Е.Ю., кандидат сельскохозяйственных наук, преподаватель кафедры Экономическая теория и управление ФГБОУ ВО Оренбургский государственный аграрный университет
УДК 338
Введение.
В настоящее время в российской экономике в валовом продукте крайне незначительную часть занимают обороты по продукции инновационного, интеллектуального сектора экономики. Данная ситуация является крайне негативным моментом для стратегического развития российской экономики.
Расходы на социальный сектор традиционно занимают в структуре расходов федерального бюджета небольшую долю и в относительном выражении эти расходы год от года неуклонно снижаются.
Актуальность.
В современных условиях инфраструктура экономики, а в особенности социальная инфраструктура народного хозяйства имеет крайне важное значение, обусловленное формированием рабочей силы определенного качества и определенным функционалом. Состояние и тенденции развития инфраструктурных отраслей экономики предопределяют темпы развития национальной экономики. В связи с этим, определение степени их взаимосвязи и эффективности вложений в инфраструктурные отрасли экономики в настоящее время является актуальным.
Цели, задачи, материалы и методы.
В нашем исследовании представим методику и расчеты показателей, показывающих взаимосвязь между динамикой развития социального сектора и российской экономики в целом.
Научная новизна.
Предлагаем производить расчет индекса эффективности социальных расходов по следующему алгоритму:
- расчет темпов изменения валового внутреннего продукта на 1 рубль социальных расходов;
- расчет темпов изменения оплаты труда наемных работников (включая оплату труда и смешанные доходы, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) на 1 рубль социальных расходов;
- расчет темпов изменения валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов на 1 рубль социальных расходов;
- расчет индекса эффективности социальных расходов
ИЭСР = (ВВПСР*ВПСР*ОТСР)^1/3 (1)
Чем больше значение данного индекса, тем больший эффект имеют расходы, направленные на реализацию государством социальной политики.
В таблице 1 представлен анализ динамики статей расходов федерального бюджета РФ за 2011–2014 гг.
Таблица 1 – Анализ динамики статей расходов федерального бюджета РФ за 2011–2014 гг., млрд. руб. [1]
Годы |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Темп роста 2014 г. к 2011 г., % |
Расходов всего |
10 935,20 |
12 890,80 |
13 342,90 |
14 830,60 |
135,62 |
Социальная политика |
3 128,50 |
3 859,80 |
3 833,10 |
3 452,40 |
110,35 |
Национальная экономика |
1 790,20 |
1 968,50 |
1 849,30 |
3 062,90 |
171,09 |
Национальная оборона |
1 516,00 |
1 812,30 |
2 103,60 |
2 479,10 |
163,53 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 259,80 |
1 843,00 |
2 061,60 |
2 086,20 |
165,60 |
Общегосударственные вопросы |
787,4 |
806 |
850,7 |
934,7 |
118,71 |
Прочие расходы |
2 453,40 |
2 601,20 |
2 644,60 |
2 815,30 |
114,75 |
Из данной таблицы видно, что наибольшие темпы роста наблюдались по таким видам расходов как расходы на национальную экономику, национальную безопасность и национальную оборону, наименьшие темпы роста по социальной политике и общегосударственным вопросам.
Для расчета промежуточных показателей, представленных в нашей методике в таблице 2 представим данные по динамике ВВП и его составных элементов за 2011-2014 гг.
Таблица 2 – Анализ динамики статей расходов федерального бюджета РФ за 2011–2014 гг., млрд. руб. [1]
Годы |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Валовой внутренний продукт |
59698,1 |
66926,9 |
71016,7 |
77945,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
оплата труда наемных работников (включая оплату труда и смешанные доходы, не наблюдаемые прямыми статистическими методами) |
26226,7 |
29592,3 |
33143,6 |
36495,9 |
чистые налоги на производство и импорт |
8747,0 |
9830,7 |
10062,3 |
11004,2 |
валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы |
24724,4 |
27503,9 |
27810,8 |
30444,9 |
Из данных таблицы 2 видно, что в структуре ВВП по годам наибольший удельный вес имеет оплата труда наемных работников (включая оплату труда и смешанные доходы, не наблюдаемые прямыми статистическими методами), наименьший - чистые налоги на производство и импорт.
В таблице 3 приведем результаты расчетов по предложенной нами методике.
Таблица 3 – Анализ динамики статей расходов федерального бюджета РФ за 2011–2014 гг., млрд. руб. [расчеты автора]
Показатели |
Годы |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
валовой внутренний продукт на 1 рубль социальных расходов, руб. |
19,08 |
17,33 |
18,52 |
22,57 |
оплата труда наемных работников (включая оплату труда и смешанные доходы, не наблюдаемые прямыми статистическими методами) на 1 рубль социальных расходов, руб. |
8,38 |
7,67 |
8,65 |
10,57 |
валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы на 1 рубль социальных расходов, руб. |
7,90 |
7,13 |
7,26 |
8,82 |
темп изменения валового внутреннего продукта на 1 рубль социальных расходов |
х |
0,91 |
х |
1,22 |
темп изменения оплаты труда наемных работников (включая оплату труда и смешанные доходы, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) на 1 рубль социальных расходов |
х |
0,91 |
х |
1,22 |
темп изменения валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов на 1 рубль социальных расходов |
х |
0,90 |
х |
1,22 |
индекс эффективности социальных расходов |
х |
0,25 |
х |
0,60 |
Исходя из представленных расчетов по нашей методике эффективность социальных расходов увеличилась почти в 3 раза в период с 2011 по 2014 год.
Заключение, результаты, выводы.
Результаты нашего исследования убедительно подтверждают постулаты кейнсианской макроэкономической концепции о том, что в период кризиса одним из основных действенных инструментов по оживлению экономики являются объемы и темпы роста социальных расходов и инфраструктурных инвестиций.
Рецензии:
17.07.2017, 19:43 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Таспаева С. С., Салынской Е.Ю. сделана попытка представить новый подход к оценке эф-фективности расходов на развитие социальной инфраструктуры российской экономики. Проблема является более чем актуальной, так как низкая социальная ориентированность экономической политики в современной России очевидна любому непредвзятому исследователю. В этой связи данная статья может только приветствоваться. Вместе с тем ее содержание вызывает некоторые вопросы. Во-первых, в статье не определены четко границы расходов на социальную инфраструк-туру, не показана их динамика. Во-вторых, не приведены альтернативные подходы к измерению эффективности расходов на социальную инфраструктуру, не дана их критика. Наконец, в-третьих, предложенный общий показатель, индекс эффективности социальных расходов нуждается в неко-тором уточнении – его рост может быть обеспечен просто снижением этих расходов, даже при падении ВВП, при отстающем темпе последнего. Вообще эффективность измеряется соотношени-ем полезного эффекта и издержек. Каков полезный эффект социальной инфраструктуры? Как он измеряется и какова его динамика? Ответы хотя бы на некоторые из поставленных вопросов де-лает публикацию статьи обоснованной. С уважением, С.А. Яцкий
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий