Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Архитектура, Педагогика
Размещена 16.08.2017. Последняя правка: 16.08.2017.
Просмотров - 4193

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ДЕТСКИХ ДОМОВ В СРЕДЕ ЦЕНТРА КРУПНЕЙШЕГО ГОРОДА

Солдатова Анна Алексеевна

Магистрант

Академия архитектуры и искусств.Южного Федерального Университета города Ростова-на-Дону

Студентка кафедры жилых и общественных зданий

Трухачева Г. А., кандидат архитектурных наук, проф. кафедры архитектуры жилых и общественных зданий,А. А. Солдатова магистрант кафедры архитектуры жилых и общественных зданий


Аннотация:
Сегодня актуальным становятся исследования по проектированию современного комплекса проживания и воспитания детей сирот в условиях открытой взаимосвязи с окружающей социальной средой. Необходимость создания социальных условий жизни и воспитания детей сирот, подразумевает создание комплекса изменений, в том числе, и архитектурно- планировочной структуры помещений для обучения. Проживания и воспитания с учетом возвратных и индивидуальных особенностей воспитанников интерната. Проектирование учебно- воспитательного комплекса для детей сирот в открытой структуре города, и создание домов семейного типа, поможет приблизить детей к общению и взаимоотношению с людьми в окружающей их среде.


Abstract:
Today relevant are studies on the design of modern complex living and education of children-orphans in an open relationship with the social environment. The need to create special living conditions and education of children-orphans, the creation of a host implies changes, including architectural and planning structure of the training premises, accommodation and education, taking into account age and individual peculiarities of pupils. The design of the educational complex for orphans in an open structure of the city, and creating family-type homes, will help to bring children to communication and the relationship with the people in their environment.


Ключевые слова:
архитектура; детский дом; школа интернат; выпускник; воспитанник детского дома; адаптация; ребенок; социум; архитектурно- планировочная организация.

Keywords:
architecture;children's home; boarding school; graduate; orphan; adaptation; child; society; architectural planning organization.


УДК 728: 376: 37.06

Главной темой всероссийского съезда 4 апреля 2012 года, уполномоченными по правам ребенка была разработка и реализация федеральной целевой программы « Россия без сирот». Автор которой, главный детский омбудсмен Павел Астахов, считает, что детские дома в России скоро могут вообще закрыться за ненадобностью: все дети сироты будут воспитываться и проживать в приемных семьях. Но статистика показывает, что с 2003 г. динамика усыновления детей посторонними гражданами, стремительно упала и с каждым годом продолжает уменьшаться.

По поводу усыновления детей иностранными гражданами, то там иная ситуация. В России в конце 2012 года в Госдуме был внесен законопроект № 186614-6 (часто называемый « ответ на закон Магнитского»), одной из поправок которой, является, запрет на усыновление российских детей гражданами США. Законопроект прошел три чтения в Госдуме в 2012 году, в результате которых был принят большинством голосов.

Проблему данного рода власть решает, не улучшением учреждений для детей сирот ( в России учреждения не имеющие оптимальных условий для повседневного проживания детей- 10 %; подвергающиеся капитальному ремонту- 48%; находящиеся в аварийном состоянии- 5%), а за счет объединения нескольких таких учреждений в одно. Как поясняет председатель фонда «Право на ребенка» Б. Альтшулер: « Детские дома закрывают, чтобы закрыть, и детей начинают отправлять в другие учреждения. В результате получается, что крупные учреждения интернатного типа раздувают, а маленькие- закрывают». Таким образом, уменьшение количества детских домов не говорит об уменьшении детей сирот.

В данных условиях актуальным становятся исследования по проектированию современного комплекса для проживания и воспитания детей сирот в условиях открытой взаимосвязи с окружающей социальной средой.


Интернат- это образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Слово «интернат» произошло от лат. Internus (внутри).

С постоянным увеличением числа детей сирот, лишенных родительского попечения, стремительно и неизбежно увеличивается число учреждений интернатного типа, домов ребенка, детских домов, школ интернатов, приютов и т.д. Наряду с многочисленными исследованиями в данной области, психологов и педагогов становится ясным, что планировочная структура помещений для детей в учреждениях интернатного типа не обеспечивает удовлетворения их основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом которого, в таких условиях проживания, является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску и приобретению работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовывать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.

В настоящее время большинство детских домов и школ интернатов, работают по программам обычных детских садов и общеобразовательных школ. Но работа в детских домах имеет ряд многочисленных и важных отличий.

Необходимость создания специальных условий для жизни, воспитания и обучения детей сирот, подразумевает создание комплекса изменений, в том числе, и архитектурно- планировочной структуры помещений для обучения, проживания и воспитания с учетов возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников интерната. Функционирующие школы интернаты России в основном представляют собой здания бывших бюджетных учреждений приспособленные под нужды интерната, а не специально спроектированные и построенные здания. Зачастую места расположения существующих интернатов не соответствуют критериям и нормам.

Проблемой существующих на сегодняшний день детских домов и школ интернатов является:

- плохая экологическая ситуация, скудная окружающая природа;

- устаревшее здание, не вмещающие в себя полный функциональный спектр;

- маленькие участки, отсутствие зеленой территории;

- нехватка помещений для развития творческого потенциала, досуговых рекреаций: танцевальных классов, изобразительных студий, театральных кружков, бассейнов, спортивных залов;

- архитектурная среда безликая и унылая.

Проектирование новых комплексов для детей сирот началась совсем недавно, после 2000-ых годов. На Юге России еще нет ни одного современного интерната, отвечающего всем требованиям архитектурного проектирования, что еще раз подчеркивает актуальность выбранной темы. Различие между общеобразовательной школой и учреждением для сирот, в том, что учреждения для сирот представляют собой закрытую структуру образования, в которых при достаточно высоком уровне обучения акцент ставился, прежде всего, на задаче, сформулированной еще итальянскими гуманистами,- « ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа». Поэтому воспитательная работа осуществляется в замкнутой системе, связи с которой с внешней средой неустойчивы и недолговечны. Постоянное нахождение детей в закрытой структуре образования, замедляет у них выработку элементарных бытовых и социальных навыков. Дети не могут организовать свой быт (в связи с нехваткой опыта, потому что этим в детских домах занимается обслуживающий персонал), соблюдать правила общежития в большом социуме, умение пользоваться транспортными коммуникациями и т.д.

Проектирование многофункционального комплекса интерната в современном мире и в среде города требует новых решений:

- развитие общественных наук и исследования духовного и душевного мира человека, позволяет расставить новые акценты в создании и дополнении архитектурной среды;

- развитие технологического прогресса, открывают возможности для создания нового комфортного интерактивного пространства.

Главными и основными целями и задачами детского учреждения являются:

 - создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

- обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

- освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;

- обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;

- охрана прав и интересов воспитанников;

- формирование профессионального самоопределения;

- развитие потребности в профессиональной самореализации, оказание помощи в выборе профессии;

- воспитание трудовой дисциплины и культуры труда;

- развитие коммуникативных навыков;

В последнее время внимание к проблемам детей-сирот и выпускников детских домов и интернатов становится все более пристальным и реализуется в научных исследованиях социологического и психологического характера. Повышение внимания к этому вопросу связано, прежде всего, с тем, что ситуация социальной дезадаптации с каждым годом становится все острее, а существующие меры оказываются недостаточными. Ведь выпускник детского дома рассматривается не только как объект социальной защиты населения, но и как категория в обществе, которая представляет собой проблемную группу.

Постинтернатная адаптация зачастую проходит отнюдь не гладко; переход от поры детства во взрослую жизнь сложен для любого ребенка, а ребенок-сирота, выросший на полном государственном обеспечении, сталкивается со специфическими сложностями на этом пути. Социальная среда представляет собой различный группы: социальные, учебные, производственные.

Выпуск из детского дома очень ответственный и сложный этап в жизни ребенка. Выпускнику интернатного учреждения необходимо помочь в процессе перехода из практически замкнутого, упрощенного мира,  детского дома в сложный, непредсказуемый современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность. Отсюда следует еще одна проблема, трудоустройства и выбора профессии воспитанника детского дома. Отсутствие у них четного представления о той или иной профессии, следом следует неадекватная оценка своих  способностей и возможностей, ограничение в выборе учебных заведений, недостаточность навыков полученных раннее в интернате, неумение работать с людьми, неуверенность в своих силах. Общество не ждет от таких детей чего- то сверхъестественного, ребенку с раннего возраста не прививают стремления достигнуть значительных высот в различных профессиях, из-за этого дети не уверенны в себе, и не стремятся получить престижную профессию, считая, что это не их уровень.

Как отмечает Т. К. Сологубова (руководитель секции социальной работы с детьми, доцент кафедры "Истории и социальных технологий", Новочеркасского инженерно- мелиоративного института) в своей статье « Социальные проблемы адаптации воспитанников детских домов», что дети с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения с взрослыми. «…Казалось бы,сравнительно высокого уровня умения организовывать себя, планировать свое поведение… Ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми на самом деле не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей — все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к пошаговому выполнению чужих указаний». [5]

Архитектурная среда школ интернатов должна помогать ребенку творчески мыслить, окружать его красотой, через восприятие прекрасного пробуждать в ребенке положительные чувства; в архитектуре  детских домов  и коррекционных школ Ростовской области, такая среда так же отсутствует.

Положительные примеры  отечественного и зарубежного опыта в строительстве учреждений интернатного типа на мой взгляд являются:

Отечественный опыт.

  1. Школа- интернат в Кожухово, город Москва.

Главной целью проекта было создать интересное и необычное пространство для воспитанников интерната (рис. 1). Замысловатое, многоуровневое пространство с игривой композицией разных форм и цветов появляется здесь как реакция на многочисленные функции здания. В то же время живописная композиция школы была определена, прежде всего, ландшафтом и климатическими особенностями.

Галерея, соединяющая жилые корпуса со школьными и между собой, приподнята над землей, на уровень второго этажа - и не только ради того, чтобы сохранить визуальное единство пространства, но и затем, чтобы обитатели третьего этажа не были ужаты в правах по сравнению с жителями первого. Конструктивно, криволинейные плиты перекрытия сдвинуты относительно друг друга. 

Главной задачей – было создание у детей-сирот ощущения полноценности.

       2. Школа в Тропарёво-Никулино, город Москва

Площадь: 19000 м²

Архитекторы: Ю.В.Богаевская (ГАП), Н.В.Лютомский (рук.), Г.С.Сандомирский, С.В.Миндрул (проект застройки — мастерская №15 ОАО «Моспроект»).

Работа развивает идею пространственного построения учебного объекта как совокупности отдельных функциональных блоков, объединенных пространством рекреации (Рис. 3). Композиция строится вокруг центрального форума, разбивается ажурным, насквозь проницаемым пространством, как бы распространяющим и в вертикальной и в горизонтальной проекции членящий школьный комплекс надвое световой луч. По одну сторону от форума классные помещения и актовый зал, по другую — развитая физкультурно-оздоровительная зона и попавший на «чужую половину» еще один блок с классными комнатами, вносящий элемент симметрии в разветвленную структуру комплекса. 

Зарубежный опыт строительства учреждений- интернатов для детей сирот.

  1. Школа с открытым пространством, Чанпин.

Проект создан Пекинским Институтом архитектурного проектирования 6-го отдела. Расположенный в районе Чанпин, за пределами Пекина. Стремясь преодолеть образовательный разрыв между городской и пригородной зоной, школа высококачественного образования для жителей, более открытая и самодостаточная. Расположенная в жилой зоне высокой плотности и в окружении высотных зданий, как 'остров', школа должна имеет достаточно внутреннего пространства, чтобы справиться с давлением, создаваемым в среде высокой плотности и соответствующей открытости, чтобы прорваться через ограничения моно-функционального загородного жилого помещения. Дворовое пространство в сочетании с различными существенными функциями, таких как театр под открытым небом, в зелени садов, открытых площадках и общих коридорах.

Изучение данной проблемы педагогами, психологами и другими исследователями привело к необходимости создания открытой структуры школ-интернатов.  Но на сегодняшний день открытая структура проектирования школ-интернатов, была осуществлена только на стадии разработки конкретных программ и методических материалов.

Анализ опыта и проблем пребывания детей в детских домах может наметить пути решения адаптации детей-воспитанников во внешнюю среду и социум с наименьшими потерями.

Предложения педагогов и смежных этой теме специалистов, возможно, реализовать с помощью архитектурных приемов.

 Архитектурные исследования проблем социальной адаптации детей из домов- интернатов могут выйти на  разработки проектных предложений таких учреждений, комплексов. При этом следует учесть ряд особенностей и требований.

  1. Существующая материально-техническая база школ-интернатов для детей-сирот не соответствует возрастным требованиям содержания, воспитания и обучения детей в интернатных учреждениях. Анализ показал, что для ее совершенствования необходимо: создание учебно-воспитательных комплексов школ-интернатов с учетом связи с социальной окружающей средой: учебного процесса, проживания и вне учебной деятельности.
  2. Соблюдение нормативных правил по проектированию жилых помещений и жилых ячеек, а также внесенные корректировки в проектирование  с обеспечением условий, приближенных к домашним. Проектирование домов семейного типа, поможет сохранить родственные связи детей сирот и учесть их индивидуальные особенности.
  3. Разработки новой типологии учреждений для детей-сирот и корректировки существующих нормативных документов, приближенной к зарубежной. Ряд архитектурно-планировочных и организационных принципов формирования учреждений для сирот за рубежом могут быть с успехом использованы в Российской практике.
  4. Организовать  совместное время провождения детей сирот с обычными детьми. Они чувствуют себя частью этого мира, и не испытывают дефицита в общении. При постоянном контакте с детьми, дети сироты могут спокойно раскрывать и развивать свои способности и очень много важного познать для себя, от другого ребенка. Без сомнений, такая практика- пойдет на пользу в решении проблем детей сирот.
  5. Проектирования такого рода архитектуры, лучше всего располагать в центре города, но на периферии, для лучшего внедрения детей в окружающую их среду.
  6. Использование в архитектуре энергосберегающих приемов, а также создание зеленных пространств, для экономии места на ограниченной территории центральной части города из-за нехватки озеленения.
  7. Расширить «Пространство жизнедеятельности»  воспитанников, включение воспитанников в бытовые и социально- экономические отношения; умение распоряжаться денежными средствами, пользоваться транспортом, всевозможными услугами, слежением за своим жильем.

Библиографический список:

1. Ахтямова О. В. Социальный портрет сирот / О. В. Ахтямова // Казанский медицинский журнал. 2004. - Т. 85, № 2. - С. 146 - 148.
2. Галигузова Л. Н. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, Л. М. Царегородцева//Вопр. психологии. 1990. - № 6. - С. 17-25
3. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 2000 год». Калуга.: Ваш Дом, 2001. - 108 с.
4. Кушнир Л. На местах необходимо создание общественных организаций, защищающих права детей//Газета “ Первое сентября». №59. 2000.
5. Сологубова Т. К., Проблема социальной адаптации воспитанников детских домов //Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы: Сб. научн. ст. Вып. 4.-Новочеркасск; Ростов н/Д., 2003.-С.62–63.
6. Прихожан А. М. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества) / А. М. Прихожан, Н.
7. Радина Н. К. К вопросу о трудностях профессиональной социализации выпускников детских домов и интернатов/Н. К. Радина//Журнал прикладной психологии. — 2010. — № 4 — С. 50–55
8. Шубенков М.В. Структурные закономерности архитектурного формообразования: учеб. Пособие / Шубенков М.В. – М.: Архитектура-С, 2006. – 320 с.




Рецензии:

20.09.2017, 20:15 Ивлев Виктор Иванович
Рецензия: 1. Тема статьи, заявленная в ее названии, фактически не раскрыта - пути решения проблемы не предложены. 2. "Архитектурные исследования проблем социальной адаптации детей..." - как это возможно? Рекомендую либо изменить название статьи, либо привести ее содержание в соответствие с названием.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх