Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Студентка
Воронин Сергей Михайлович, кандидат экономических наук, кафедра экономики предприятий, Академия управления при Президенте Республики Беларусь
УДК 338:364
Введение. Транспортная система – это комплекс различных видов транспорта, которые взаимодействуют друг с другом при выполнении перевозок [2, с. 5].
Являясь самостоятельной отраслью народного хозяйства, транспортная система имеет в своем составе 4 основные подсистемы (рис. 1) [1, с. 92].
Рис. 1. Транспортная система
Актуальность. Транспорт – одна из наиболее важных отраслей в экономике Беларуси. Доля транспортного комплекса в валовом внутреннем продукте (ВВП) Республики Беларусь в 2016 году составила 5,7%. Он занимает более 43 % в экспорте услуг. Поэтому развитие транспортной системы весьма актуально для экономики нашей страны.
Цель работы: изучение использования информационно-коммуникационных технологий в управлении транспортной системой Республики Беларусь.
Задачи работы:
- изучить сущность интеллектуальных транспортных систем;
- определить направление формирования интеллектуальной транспортной системы в Республики Беларусь.
В условиях перехода экономики на инновационный путь развития, транспорт является одним из факторов социально-экономического роста страны, который обеспечивает:
Ряд белорусских исследователей активно работают в области изучения транспортной составляющей экономики Беларуси, например, занимаются исследованием развития рынка транспортно-логистических услуг, транспортной логистики и важность ее в экономике страны, изучают развитие транспортно-логистических услуг в контексте реализации геоэкономического потенциала Беларуси.
Эти исследования внесли существенный вклад в раскрытие сущности проблем транспортно-логистического комплекса страны, определили основные направления их решения и обосновали необходимость модернизации транспортной системы, перевода ее на инновационный путь развития. Вместе с тем недостаточно внимания уделяется такому фактору как качество предоставления транспортных услуг.
Отставание современного уровня качества услуг, предоставляемых транспортными компаниями от возрастающих требований потребителей обусловила важность данной проблемы. Одним из перспективных направлений улучшения качества транспортных услуг является использование информационно-коммуникационных технологий.
В развитых странах в течение 20 лет информационно-коммуникационные технологии в транспортном комплексе развиваются под общим названием интеллектуальные транспортные системы (ИТС).
«Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) – совокупность информационных, коммуникационных систем или средств и систем автоматизации в совокупности с транспортной инфраструктурой, транспортными средствами и пользователями, обеспечивающая эффективность перевозочного процесса, повышение его безопасности и качества. Другими словами, интеллектуальные транспортные системы – интеграция информационно-коммуникационных технологий применительно к ключевым составляющим транспортных процессов: человек – транспортные средства – транспортная инфраструктура» [3].
Опираясь на данное определение ИТС можно сказать, что основными целями таких систем является обеспечение информативности и безопасности, а также нового уровня информационного взаимодействия участников транспортной системы [3].
Интеллектуальные транспортные системы имеют также другое название – системы транспортной телематики. В свою очередь, транспортная телематика определяется как интеграция информационно-коммуникационных и транспортных технологий. Данная интеграция основывается на моделировании транспортных систем и регулировании транспортных потоков.
ИТС можно отнести к автоматизированной системе управления, которая собирает информацию о транспортных потоках, анализирует ее и оказывать на эти потоки прямое или косвенное управляющее воздействие. В качестве источников информации о существующих транспортных потоках выступают датчики и детекторы на дороге, смежные информационные системы и те данные, которые вводит оператор.
Анализируя поступающие данные в систему, ИТС формирует определенную модель действий, которая определяется теми задачами, которые необходимо решить.
Таким образом, интеллектуальные транспортные системы – это прежде всего интеллектуальный продукт – алгоритмы управления, основанные на моделировании реальных транспортных ситуаций, и процессы их разработки, тестирования и внедрения.
При формировании ИТС следует исходить из того факта, что это обслуживающая система и поэтому основой построения ее архитектуры должна служить информация о возможных потребностях в ее услугах.
Кроме того, на ИТС при ее создании оказывают воздействие такие факторы как [3]:
- перспективы развития международных транспортных коридоров в соответствии с принятыми в Западной Европе стандартами;
- вопросы оснащения автомагистралей, портов, терминалов и инфраструктуры компонентами ИТС.
Все вышеперечисленные факторы ведут к увеличению стоимость работ, по разработки и внедрению ИТС, однако это может быть компенсировано получением существенными социальными и экономическими выгодами, что подтверждается практикой в таких странах как США, Япония наиболее развитые страны Европы. Организация процесса формирования и внедрения ИТС возможна только с помощью поддержки государства путем разработки национальной концепции и программы развития.
В транспортной отрасли Республики Беларусь использование информационно-коммуникационных технологий пока не так велико. Есть определенные попытки использования интеллектуальных транспортных систем (системы спутникового мониторинга движущихся объектов, геоинформационные системы, автоматизированные системы оплаты и контроля проезда в пассажирском транспорте, информационное табло на остановках и т.д.), но они носят не системный, а выборочный характер.
В настоящее время в стране разработана стратегия инновационного развития транспортного комплекса до 2030 года, в которой одним из направлений является создание интеллектуальной транспортной системы [4].
В качестве основных мероприятий по созданию ИТС в Беларуси выделяют:
- развитие Национального центра по испытанию технических средств транспорта и инфраструктуры, обеспечивающего их безопасную и эффективную эксплуатацию;
- внедрение научно-технических и IT-разработок, направленных на интеграцию отдельных видов транспорта в единую транспортную систему;
- использование корпоративных приложений и автоматизации бизнес-процессов в системе Минсктранса;
- обеспечение многоподходного имитационного моделирования на основе профессионального инструмента AnyLogic [5].
Вышеперечисленные мероприятия позволят обеспечить конкурентоспособность и безопасность транспортных услуг, повышение эффективности использования транспортной инфраструктуры для удовлетворения потребностей экономики государства и населения, сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов, развитие использования возобновляемых источников энергии.
Заключение. Исходя из тенденций глобализации мировой экономики, инновационного развития экономики Беларуси спрос на транспортные услуги и международные в том числе, в дальнейшем будет постоянно расширяться. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед белорусской транспортной системой, является ее инновационное развитие. В этом направлении одной из важных задач является разработка и внедрение интеллектуальных транспортных систем.
Рецензии:
11.09.2017, 9:37 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Это не о чем, это не научная статья и не реферат. Научной новизны там ноль. Мой Вам совет, сузьте тему и напишите о конкретной проблеме. Научному руководителю за такую работу надо ставить кол. Потому что автор то не виноват, он же не родился с умением писать научные статьи, а руководитель обязан был подсказать.