студентка 4-го курса
Полесский государственный университет
кафедра Банковского дела
Новик Татьяна Владимировна, старший преподаватель, кафедра Банковского дела, Полесский государственный университет
УДК 336.5
Государственный бюджет – это важное звено финансовой системы любого государства, позволяющий правительству реализовать экономическую и социальную политику путём проведения программы экономического и социального развития, а также внутреннюю и внешнюю политику. Актуальность данной темы обуславливается ролью бюджетных расходов - в подержании устойчивости финансового положения страны.
Объект – консолидированный бюджет Республики Беларусь.
Предмет – расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь.
Целью работы является выявить пути достижения сбалансированности бюджета в Республике Беларусь.
Следовательно, основными задачами данной работы являются:
Расходы консолидированного бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Изучение расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2016 г. позволило выявить увеличение их по сравнению с 2015 г. на 9,1 % в номинальном выражении и увеличение при сопоставлении с 2014 г. на 29,4 % в номинальном выражении (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2014-2016 гг.
Примечание –Источник: [2]
Исходя из рисунка 1, расходы бюджета в 2016 году составили 29 % к ВВП увеличившись по сравнению с 2015 годом на 0,2 п.п., а по сравнению с 2014 г. увеличившись на 1,9 п.п.
Анализируя структуру расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации, можно отметить, что в 2016 г. значительную часть в общей сумме расходов консолидированного бюджета занимают расходы на общегосударственную деятельность- 25,3%, что по сравнению с 2015 г. больше на 0,2 процентных пункта. Расходы на государственную и местные инвестиционные программы составляли 26,7% от расходов на общегосударственную деятельность, сократившись по сравнению с 2015 годом на 8,5% в номинальном выражении, на 15,1% – в реальном выражении. Около 27,1% всех расходов на общегосударственную деятельность занимали расходы по обслуживанию государственного долга, которые в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличились в номинальном выражении на 25,9%, в реальном выражении – на 16,8%.
Рассмотрим структуру расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации на 2015 и 2016 гг. (рисунок 2).
Рисунок 2. Структура расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации за 2015-2016 гг., в %
Примечание- Источник: собственная разработка на основании данных [1-4]
Исходя их рисунка 2, можно отметить, что объём средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура, СМИ, образование, социальная политика), в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 1 197,9 млн. руб. и составил 11 840,5 млн. руб. или 43,3% от всех расходов консолидированного бюджета, из них на образование – 4 593,7 млн. руб. (16,8 %), здравоохранение – 3953, 9 млн. руб. (14,5%). В 2015 году на образование было выделено 4 186,4 млн. руб. (16,7%), на здравоохранение- 3 497,7 млн. руб. (14%).
Расходы бюджета на национальную экономику в 2016 году составили 4 253,3 млн. руб., что на 369,6 млн. руб. больше по сравнению с 2015 годом, или 15,6 % расходов консолидированного бюджета, 47,1% из которых направлено на поддержку и развитие сельского хозяйства.
В результате можно отметить, что в структуре расходов произошло сокращение при сопоставлении с 2015 годом финансирования жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства, при повышении финансирования национальной экономики, общегосударственной деятельности, здравоохранения, образования и социальной политики.
Государственная поддержка организаций реального сектора экономики осуществлялась, главным образом, в виде возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, а также компенсации потерь банков по льготным кредитам, предоставленным субъектам хозяйствования.
Рассмотрим экономическую классификацию расходов консолидированного бюджета в 2015- 2016 гг. (рисунок 3).
Рисунок 3. Экономическая классификация расходов консолидированного бюджет в 2015- 2016 гг., в %
Примечание- Источник: собственная разработка на основании данных [2]
Исходя из рисунка 3, можно отметить, что в 2016 г. значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и взносов (отчислений) на социальное страхование работников бюджетного сектора – 8 323,3 млн. руб. По сравнению с 2015 годом такие расходы увеличились в номинальном выражении на 6,4% (в реальном выражении уменьшились на 1,3%), составив 30,5% от общего объема бюджетных расходов. На капитальные расходы было направлено 3 470,3 млн. руб. бюджетных средств, или 12,7% всех расходов, что меньше на 1,3 процентных пункта по сравнению с 2015 годом.
Необходимо заметить увеличение расходов на обслуживание государственного долга, а именно на 0,6 п.п. по сравнению с 2015 годом, что можно объяснить увеличением на 1 января 2017 г. государственного долга Республики Беларусь в размере 37 млрд. рублей (39,2 процента ВВП) на 4,1 млрд. руб. по сравнению с 1 январём 2015 г.
Сопоставление бюджетных доходов и расходов за 2016 г., показывает, что консолидированный бюджет в этом периоде исполнен с профицитом в размере 1,2 млрд. бел. рублей, или 1,3 % к ВВП (за 2015 г. – 1,8% к ВВП, за 2014 г. - 1% к ВВП).
Бюджетный профицит, полученный при его исполнении в рассматриваемый период говорит о том, что государство не эффективно использует бюджетные средства для реализации экономических и социальных программ, либо бюджетный профицит используется только на погашение государственного долга и на образование финансового резерва, который также идет на погашение государственного долга, если не возникает бюджетного дефицита.
Профицит бюджета является также фактором стабильного валютного курса, маяком для иностранных инвестиций, что положительно для Республики Беларусь в целом.
Однако бюджетная система любого государства, в том числе и Республики Беларусь, должна стремиться к сбалансированности бюджета.
Для достижения сбалансированности бюджета в Республике Беларусь необходимо проводить мероприятия. Например, мероприятия по оптимизации расходов бюджета, развитию рынка государственных ценных бумаг, привлечению иностранных инвестиций и т.д.
В итоге, разработка и реализация мер, которые будут направлены на управление размером бюджетного дефицита/профицита, на повышение эффективности доходов и расходов, на совершенствование налогового законодательства, смогут способствовать социально–экономическому развитию Республики Беларусь.
Рецензии:
28.08.2017, 15:14 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Гмир Н.Г. и Новик Т.В. представлен достаточно подробный анализ динамики и структуры расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2014-2016 гг. Поэтому статья Гмир Н.Г. и Новик Т.В. рекомендуется к публикации в данном виде. В дальнейшей работе над темой авторам следует подробнее осветить причины формирования профицита бюджета. С уважением, С.А. Яцкий.