Московский технический университет
Магистрант
Денисова Жанна Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Организационно-кадровая работа в органах государственной власти» в Московском Техническом Университете
УДК 331.1
Введение
Современный этап развития государственной службы в Российской Федерации характеризуется перманентным реформирование ее организационно-трудовых основ. Это объясняется необходимостью поиска принципиально иных кадровых решений, позволяющих сделать труд государственных служащих эффективным.
Актуальность
Актуальность данного вопроса обуславливается ролью государственных служащих в функционировании и развитии всего государственного управления, которое они, по сути, олицетворяют [1, с. 42].
Цель и задачи
Целью работы является выявление особенностей организации труда государственных служащих, ее составляющих.
Задачи работы:
- определить понятие организации труда государственных служащих;
- выявить признаки организации труда государственных служащих;
- рассмотреть элементы и принципы организации труда государственных служащих.
Научная новизна
Научная новизна определяется системным подходом к анализу организации труда государственных служащих с учетом специфики данной профессиональной деятельности. В большинстве исследований, где представлено обращение к данной проблеме, авторы либо ограничиваются общеметодологическими аспектами организации труда персонала вообще, либо рассматривают отдельные, наиболее актуальные с их точки зрения его составляющие.
Материалы и методы
Использовались методы изучения научной литературы, анализа и синтеза, систематизации и объяснения информации.
Результаты исследования
В соответствие с действующим федеральным законом № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе РФ» [1] данная профессиональная деятельность определяется как служба, целью которой является реализация функций и полномочий всей совокупности органов государственной власти федерального и регионального уровней. В качестве служащих рассматриваются граждане РФ, занимающие должности государственной службы и исполняющие их. По мнению ряда авторов [4, с. 5] государственные служащие – это особая профессионально-трудовая категория, что, соответственно, указывает на наличие определенных особенностей организации их труда. Значимость обращения внимания к данному аспекту определяется тем, что от того, насколько качественно будет организован их труд, будет зависеть эффективность государственного управления.
Организация труда в широком смысле рассматривается как реализация определенных форм и методов интегрирования людей, техники, ресурсов в рамках трудового процесса таким образом, чтобы посредством их взаимодействия обеспечивалась поставленная перед ними цель с одновременным получением желаемого эффекта от трудовой деятельности [5, С. 76]. Несмотря на то, что в целом данный подход отражает сущность организации труда государственных служащих, все-таки выделяется ряд признаков, отличающих ее от организации труда вообще [3, с. 186]:
- во-первых, организация труда здесь отличается специализацией трудовой деятельности государственных служащих, сущность которое направление на обеспечение исполнения государственных функций и полномочий государственных органов;
- во-вторых, организация труда на государственной службе опосредуется ее принадлежностью к системе организации государственной (публичной) власти и осуществлением трудовой деятельности в составе аппарата государственного органа, что отсутствует у любой другой трудовой деятельности;
- в-третьих, значительная степень государственно-нормативного регулирования организации и условий труда;
- в-четвертых, в процессе организации, разделении, кооперации труда, набора, подготовки, аттестации, ротации кадров применяются специфические способы и методы, а использование самого труда осуществляется посредством особых форм;
- в-пятых, российское законодательство выделяет трудовую деятельность государственных служащих в особый вид службы, что делает их правовой статус особенным, накладывает целый ряд ограничений на возможность не только труда, но и жизни государственного служащего.
Также следует обратить внимание ключевую особенность, которая отличает трудовую деятельность в органе государственной власти от других организаций: можно обозначить это как отсутствие «свободы воли» руководителя при принятии соответствующих организационно-управленческих решений. Если в иных коммерческих и некоммерческих организациях регламентации со стороны законодательства подвергают только ключевые аспекты организации труда, в рамках которых руководитель может без ухудшения условий труда самостоятельно его организовывать, то в контексте государственной службы такое невозможно, поскольку практически все составляющие и процессы здесь не просто жестко отрегулированы целым рядом нормативно-правовых актов, но и в значительной мере бюрократизированы.
Организация труда государственных служащих рассматривается как функция управления, направленная на решение следующих задач:
- технических и технологических, связанных с организацией производственных процессов как последовательно реализуемых действий, направленных на достижение цели. Концептуальной основой такой деятельности на современном этапе является предоставление государственных услуг гражданам и организациям в разных сферах, например, антимонопольное регулирование, внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность, правоохранительная деятельность, обеспечение деятельности государственного органа и т.д. Основными документами, на основе которых организуются эти процессы являются административные регламенты;
- экономических, решение которых направлено на рост производительности труда при минимальной себестоимости деятельности. Здесь речь идет об экономической эффективности организации труда государственных служащих, включая как стоимость оказываемых ими услуг, так и расходы на их деятельность;
- психофизиологических, направленных на формирование соответствующего выполняемой деятельности социально-психологического климата и правильную организацию рабочих мест – в совокупности это должно обеспечивать адекватный режим труда и отдыха, требуемый уровень работоспособности и сохранять моральное и физическое здоровье государственных служащих;
- социальных, содержание которых направлено на обеспечение интереса государственного служащего в качественном выполнении своих должностных обязанностей, рационализацию форм разделения и кооперации труда.
Необходимо обратить внимание, что государственная служба неоднородна, включает в себя целый спектр функциональных элементов, у каждого из которых свои цели и задачи, своя специфика производственного процесса, разный уровень полномочий и видов деятельности. Соответственно и вопрос об организации труда и содержание решения обозначенных задач в случае разных видов государственной службы может носить вариативный характер.
В структуре организации труда государственных служащих выделяется несколько элементов:
- подготовка, переподготовка, повышение квалификации, профессиональная ориентация и адаптация, формирования кадрового состава. Здесь на уровне законодательства предъявляется целый ряд требований к уровню подготовки и периодичности повышения квалификации, а также устанавливается особая форма подбора кадров – конкурс;
- организация рабочих мест, нормирование труда, учет, анализ и планирование труда;
- система вознаграждения труда, включая оплату и материальное стимулирование. Здесь следует обратить внимание на ограниченность возможностей руководителя органа государственной власти на установление размера вознаграждения;
- охрана труда, система обязательного медицинского, социального страхования и пенсионного обеспечения. В данном случае следует обратить внимание, что, если в отношении государственной гражданской службы никаких отличий от трудовой деятельности в других сферах нет, то в военной и правоохранительной деятельностях как разновидностях государственной службы, созданы свои особые системы обязательного страхования;
- дисциплина и культура трудовой деятельности.
Реализация процессов организации труда государственных служащих должно опираться на принципы, в качестве которых рассматриваются планомерность, разделения и кооперации труда, нормирование и стимулирование труда, развитие добросовестности в выполнении трудовых функций [6, с. 131-132]. Принцип планомерности направлен всесторонний охват выполняемых работ и ранжирование их на приоритетные и второстепенные, что позволяет выстраивать рациональные и реальные планы различной срочности. Принцип разделения и кооперации труда государственных служащих связан с выделением специализированных функций и видов деятельности с одновременным созданием условие их согласования для достижения общей цели. Принцип нормирования труда предполагает создание и внедрение системы обоснованных норм времени на выполнение отдельных трудовых действий и реализацию поставленных задач, что позволяет адекватно оценивать возможности отдельных государственных служащих и их групп в конкретные периоды, а также не создавать «цейтноты». Принцип развития добросовестного отношения к труду в значительной степени определяется роль государственной службы в системе общественного разделения труда, ее непосредственной связью с состоянием государства. Он предполагает формирование культуры профессионально-трудовой деятельности, интегрирование соответствующих ценностей и ответственности в восприятие государственными служащими своего труда и их трудовое поведение.
Выводы
Таким образом, организация труда государственных служащих является разновидностью организации труда в целом. Ее специфические черты связаны с особенностью государственной службы как трудовой деятельности, реализации посредством нее государственных функций.
Рецензии:
1.09.2017, 12:28 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "Организация труда государственных служащих", Кириллова Наталья Николаевна, в представленном виде НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ:
1) главное- отсутствие собственно авторского НАУЧНОГО (научно обоснованного, аргументированного, нет связи с теорий и методологией теорий организации - технической, экономической, и т.п.(во всяком случае, автором не показано, что же является его научным достижением (для развития научногознания в этой области);
2) соответственно, вывод не содержит новизны для теорий организации (сравнить можно с любой из общеизвестных и убедиться в этом самостоятельно).
Автору рекомендуется самостоятельно проанализировать статью на предмет соответствия требованиям научной (а не публицистической) статьи, в том числе, - с разделом "Авторам" на сайте журнала.
2.09.2017, 14:22 Попова Галина Валентиновна Отзыв: Примечание для автора: Раздел "Управление. Организация" предполагает БЕЗУСЛОВНУЮ СВЯЗЬ с теорией/методологией по управлению и по организации. Раздел "Управление персоналом" относится к психологии (см. Перечень Паспортов ВАК). Традиционно требование к научной статье предполагают оценку автором НОВИЗНЫ, ЗНАЧИМОСТИ, ПРОБЛЕМАТИКИ, ЛИЧНЫЙ ВКЛАД АВТОРА (в науки) - В конкретной отрасли наук. |
21.09.2017, 14:59 Сулейманкадиева Алжанат Эльдеркадиевна Отзыв: Содержательная статья, рекомендую к публикации. |