первая квалификационная категория
ГБУДО ДСООЦ "Лазурный"
педагог дополнительного образования
УДК 379.835
Введение. Дорогие читатели, хочу рассказать Вам о работе детского пресс-центра, который действует в ГБУДО ДСООЦ «Лазурный» (круглогодичного действия), размещенный в Нижегородской области. Деятельность пресс-центра в рамках реализации проектов тематических смен в Детском центре «Лазурный» организована на базе творческого объединения социально-педагогической направленности «Журналист».
Журналист – это не только человек, собирающий информацию и доносящий ее до общества, но и созерцатель, мыслитель, творец, философ. Это человек, умеющий выделять суть из увиденного, услышанного, узнанного, человек, умеющий грамотно донести свою мысль и идею не только до мозга человека посредством слова, но и до его души.
Актуальность. Человек без новостей и информации, как без воздуха, и задача современного журналиста - обеспечить людей этой необходимой пищей, ведь, иначе говоря, журналист – это повар на кухне информации. Сейчас особую актуальность приобретает привлечение молодого поколения к созданию, осмыслению и переработке нового культурного контекста. В связи с чем, крайне важными становятся задачи пробудить в подростковой среде активную социальную и гражданскую позицию, мотивировать детей на осознанное отношение к окружающей действительности, повысить общий уровень культуры, в том числе – культуры речи. Одним из эффективных инструментов развития интеллектуальных и аналитических способностей, а также выработки ценностных ориентиров и активной позиции можно считать социальный институт журналистики, поэтому привлечение современных детей к журналистской деятельности является актуальной задачей. [4, c.17]
Занятия в творческом объединении «Журналист» помогают обучающимся раскрыть свой творческий потенциал. Дети становятся более успешным в учебе, а некоторым этот обучающий курс дает «толчок» к выбору будущей профессии журналиста.
Цели и задачи. Пресс-центр ДЦ «Лазурный» - команда единомышленников, в ответственность которых входит достоверное освещение событий смены, подготовка и выпуск очередного номера газеты «Место встречи - «Лазурный».
Цель пресс-центра:
Задачи пресс-центра:
Материалы и методы. Материально-технические условия Детского центра обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных дополнительной общеразвивающей программой. Материально-техническая база организации соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. При этом в Детском центре присутствует необходимое наличие: библиотеки, кабинета со специальным учебным оборудованием (столами, стульями, шкафами, стендами, школьной доской) и материально- техническим оснащением (персональными компьютерами, мультимедийным проектором, аудио оборудованием, диктофоном, фотооборудованием, принтером + сканер, ксерокс, ламинатором, проводным модемом, ИБП). [2, c.2]
Функции пресс-центра:
v Информационная («освещение» жизни ДЦ «Лазурный»);
v Коммуникативная:
Источник информации – метод сбора информации – потребитель информации
(события тематической смены (наблюдение опрос, (участники тематической смены)
и их участники) интервью, анкетирование)
Результат совместной практической деятельности педагога и ребят- сотрудников пресс-центра - ежесменный выпуск газеты «Место встречи – «Лазурный».
Занятия в творческом объединении «Журналист» проходят согласно учебно-тематическому плану, который рассчитан на крастосрочное обучение в течение 12 занятий с объемом в 18 часов за смену. [1, c.4]
Процесс обучения состоит из следующих этапов:
1) диагностический (начальный) - проведение вводного анкетирования на тему «Готов ли ты стать журналистом?» Цель: выявление степени заинтересованности обучающихся профессией журналист;
2) справочно-информационный - предоставление теоретической базы основ журналистики: образ журналиста, история и жанры журналистики (изучение основных жанров: информационных, художественно-аналитических, публицистических), методы сбора информации , структура статьи и способы ее начать, фотодело;
3) образовательно-развивающий - овладение основными навыками журналистского мастерства: написание статей и выполнение мини-проектов (составление мини-газеты в программном обеспечении Microsoft Office World), выполнение упражнений:
«Расскажи мне о себе» (ребятам предлагается рассказать о себе от имени предмета, с которым их связывает какая-либо история. Целью упражнения является развитие образного мышления и речевой выразительности;
«В другом жанре» (Задача обучающихся - преобразовать и озвучить для окружающих сказку в другом жанре);
«Вкусные слова» (необходимо подобрать такие эпитеты к некоторым словам, чтобы у читателя возникли вполне ощутимые ассоциации);
«Стоп, кадр!» (Задача: придумать оригинальные подписи к фотоматериалам).
4) этап промежуточной аттестации - мониторинг результатов работы по проекту «Живая газета»;
5) заключительный - подготовка макета газеты «Место встречи - «Лазурный», верстка газеты в настольной издательской системе Publisher и печать.
Каждый этап реализуется на основе дифференцированного подхода с опорой на духовные качества личности, потребность в саморазвитии, самообразовании, активную жизненную позицию.
Именно на основе дифференцированного подхода планируются занятия, которые в массе своей – групповые, однако, в процессе работы предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения, так как не все дети способны освоить материал программы в одинаковой степени. [3, c.14] Над некоторыми статьями работает вся редакционная коллегия.
Основополагающими принципами работы пресс-центра провозглашаются:
Занятия построены таким образом, чтобы последовательно освещались все стадии подготовки печатного издания: от замысла до получения оригинал-макета. Работа пресс-центра основывается на следующих методиках: мозговой штурм – дети высказывают как можно больше тем и вариантов оформления своих статей; ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – создание алгоритмического подхода к выполнению работы: от «как есть» до «как должно быть»).
На одном из занятий участниками пресс-центра обсуждаются рубрики газеты и содержание публикаций, вносятся инновационные предложения в содержание рубрик. В рубриках отражаются события и тематика года и смены (например, Год экологии, 95 лет пионерской организации, Год Нижегородской архитектуры и старины). Есть и постоянные рубрики, такие как:
Последняя страница газеты, как правило, посвящена творчеству ребят (здесь публикуются стихи, кроссворды, тексты песен, тесты, загадки и другое). За каждой рубрикой закреплен ответственный корреспондент (например, к работе пресс-центра привлекаются участники совета лидеров Детского центра «Лазурный», которые освещают процесс и результаты выборов председателя совета лидеров). Также выбирается специальный корреспондент, который ведет обзор событий, связанных с приездом гостей в Детский центр «Лазурный» - это специалисты областных центров дополнительного образования, совместно с которыми реализуется тематическая смена; и фотокорреспондент – ответственный за фотоработу. Каждому участнику редакционной коллегии выдается пресс-карта, с которой он выполняет порученные ему задания. Тематика статей определяется общим планом работы пресс-центра, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими участниками творческого объединения. Поиск информации дополнительно идет через глобальную сеть Интернет и библиотеку ДЦ «Лазурный». Чтобы заинтересовать читателя - применяются различные способы для начала статьи, используются разные жанры для написания материала. Юные журналисты выполняют задания от редакции как на занятиях в творческом объединении, так и вне их (например, взять интервью с места события, провести опрос в своем отряде).
Промежуточной формой контроля является работа по проекту «Живая газета», апробация проекта состоялась в тематическую смену «Медиатворчество» в октябре 2016 года. Его целью является создание среды для художественно-публицистического самовыражения детей-участников смены, благодаря чему развивается фантазия, нестандартное мышление, умение творческого оформления идеи. Ребята трудятся над оформлением и периодическим обновлением стенда своими статьями, в которых можно проследить развитие и реализацию смены. Лучшие статьи включаются в номер газеты «Место встречи – «Лазурный».
На заключительном этапе работы составляется макет газеты: он обычно состоит из 8 страниц, на обложке обязательно указывается возрастное ограничение (6+), номер выпуска, логотип «Лазурного», название и сроки проведения тематической смены. На последней странице перечисляются все участники редакционной коллегии, которые трудились над выпуском.
Газета печатается в информационном отделе и презентуется на конференции «Итоги»: лидеры получают номер газеты для своих отрядов, впоследствии этот номер размещается на сайте Детского центра «Лазурный» в разделе «Новости».
Научная новизна. Новизна заключается в использовании новых способов отслеживания результативности занятий: входное анкетирование и итоговое тестирование; подведение итогов реализации программы по системе «Ступени творческого роста».
Инновационные образовательные технологии реализации деятельности творческого объединения:
Заключение, результаты, выводы.
Предметные результаты.
В результате освоения программы обучающийся должен обладать определенным набором знаний и умений:
Знать: |
Уметь: |
|
|
Личностные результаты: заинтересованность обучающихся творческим процессом; повышение личностной оценки обучающихся; способствование формированию необходимых качеств, присущих социально-активной личности; активное реагирование на события жизни Детского центра, умение давать собственную оценку и передать содержание события в письменной форме.
Метапредметные результаты: повышение мотивации обучающихся к изучению русского языка, литературы, истории и различных материалов по теме соответствующего задания; повышение освоение обучающимися орфографической, пунктуационной, компьютерной, речевой грамотности.
Способы определения результативности.
В процессе реализации программы используются следующие методы отслеживания результативности:
Педагогический мониторинг |
Мониторинг образовательной деятельности детей |
|
Диагностика личностного роста и продвижения |
В целях повышения уровня мотивации детей на достижение определённых результатов организуется работа по системе «Ступени творческого роста». Происходит поэтапное продвижение воспитанников в номинациях: ученик, подмастерье, мастер, творец. Первые занятия (раздел «Основы журналистики») дети посещают в роли «учеников». В результате усвоения определенных знаний и умений им присваивается звание «Подмастерье». К концу смены, качественно выполнив все задания и оказывая помощь другим детям, ребенок получает звание «мастер». По результатам составления макета газеты обучающиеся могут достигнуть звания «творец». |
|
Виды контроля.
Время проведения |
Цель проведения |
Формы контроля |
Начальный контроль |
||
В начале обучающего курса |
Позволяет выявить первоначальную мотивацию детей на занятиях, дает педагогу начальную информацию о ребенке; а также уровень социальной активности.
|
Анкетирование. |
Промежуточный контроль |
||
По окончанию изучения раздела |
Промежуточные итоги работы по разделам |
Работа по проекту «Живая газета» |
В конце обучающего курса |
||
В конце обучающего курса |
Позволяет узнать: оправдались ли ожидания детей, степень их удовлетворенности от занятий, уровень востребованности того или иного раздела программы; Выявляет уровень знаний, умений и навыков, полученных от занятий в творческом объединении
|
Презентация очередного номера газеты «Место встречи – «Лазурный» на конференции «Итоги». Тестирование. Рефлексия |
Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – печать очередного номера газеты «Место встречи – «Лазурный», презентуемый на конференции «Итоги». Участие в конференции является контрольным и служит показателем освоения детьми обучающего курса.
Рецензии:
18.09.2017, 20:38 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Статья содержит обобщение и анализ передового педагогичского опыта работы творческих временных детских коллективов. Приведение в статье конкретных примеров и сюжетов работы только украсило бы её. Рекомендую к публикации.
6.10.2017, 6:26 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Представленный опыт работы, несомненно, интересен, однако, одним из важных условий научной статьи является научный стиль изложения информации и соответствующее ее структурирование. Например, это касается формулировок типа: «Дорогие читатели, хочу рассказать Вам…», «В данной статье я предлагаю Вам изучить опыт работы» и др. В статье должны быть представлены цели не пресс-центра, а научного исследования, соответственно, статьи. Отсутствуют выводы, как обобщающий результат научного поиска по заявленной проблеме. В таком варианте статья не может быть опубликована в научном журнале.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий