Бакалавр (неполное)
ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, Югорский государственный университет
Студент, кафедра экономики
Яцкий Сергей Александрович, кандидат экономических наук, доцент, доцент, кафедра экономики, Югорский государственный университет
УДК 330.8
Введение
Изучение истории экономических учений является одной из важных составных частей системы экономических знаний в целом. Объективность исследования экономических отношений невозможна без их рассмотрения в историческом аспекте, поскольку в разные исторические эпохи экономические отношения проявляются по-разному, на первый план выходят различные стороны экономических отношений.
Научная актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что эпоха Средневековья остается, к сожалению, одной из наименее исследованных в истории экономической мысли. Исследованию развития экономической мысли в данный исторический период уделяется гораздо меньше места, чем других эпох.
Целью настоящей статьи является попытка систематизации и анализа экономических взглядов в Западной Европе периода Средних Веков. Научная новизна заключается в том, что данная эпоха исследована в истории экономической мысли сравнительно слабо.
Основная часть
Средневековье – период истории, который в традиционной историографии берет свой отсчет с падения Западной Римской империи в 476 г. и заканчивается с началом эпохи Ренессанса, хотя хронологические рамки Средневековья окончательно не установлены точно и могут расходиться в трудах разных историков-медиевистов. И тем более его временные границы четко не определены для других регионов мира, помимо Западной Европы.
Тем не менее, для данного исторического периода мы можем выделить свои характерные особенности как в хозяйственной жизни, так и в мировоззрении в целом, что, в свою очередь, обуславливает специфику экономических учений Средневековья. Вкратце остановимся на этих особенностях.
В эпоху Средневековья сформировался свой особый тип мировоззрения и мировосприятия средневекового человека, обусловленный различными сторонами общественной жизни – материальной, политической, идеологической. Разумеется, на основе такого мироощущения складывалась и своя, специфическая средневековая культура, наука, в том числе и в области экономических воззрений.
Наверное первая особенность Средневековья, которая отчетливо с ним ассоциируется – это его религиозность, которая буквально пронизывала всю жизнь средневекового человека.
«Народ верующих», говорят обычно, характеризуя религиозную жизнь средневековой Европы [2, 145]. Здесь подразумевается, что концепция мира, из которого исключено божественное вмешательство, была глубоко чужда людям той эпохи, или, что картина судеб человека и вселенной, которую они себе рисовали, почти полностью умещалась в рамках христианской теологии и эсхатологии.
Средневековая цивилизация складывалась «на руинах» цивилизации античной, поэтому античное влияние неизменно прослеживалось в Средние Века, хотя и не так ярко, как позднее, в эпоху Ренессанса. Средневековая Европа унаследовала от Античности и христианскую веру, и ряд ценностей и представлений об Античности, эпохи хотя и чуждой и враждебной, для христианина, но в то же время в чем-то привлекательной, олицетворяющей собой «золотой» век прошлого.
Безусловно, многое из античного наследия было уничтожено и забыто, но образный мир средневекового христианства непосредственно связан с Античностью. Латынь – язык рухнувшей римской империи, оставалась официальным языком церкви, на ней велись дипломатические сношения между европейскими государями, на ней писали трактаты ученые – в каком-то роде она была языком «интеллектуальной элиты» Средневековья. Великий древнегреческий философ Аристотель оставался непререкаемым авторитетом для средневековых ученых-схоластов.
В то же время, будущее средневековый человек представлял себе крайне смутно и тревожно. В соответствии с христианским вероучением земная жизнь – это всего лишь пролог к жизни небесной, это ожидание «Второго пришествия Христа» и «Страшного суда», поэтому средневековый человек не отличался жизненным оптимизмом, зачастую не строил длительных планов на будущее, рассматривая свое земное существование как нечто краткое, а земной мир – как мир иллюзорный, временный, грешный, менее реальный, чем мир небесный.
Разумеется, этому способствовали и тяжелые материальные условия жизни большинства населения – многочисленные войны, колоссальные эпидемии (как «великая чума» 1348-1349 гг.), голод, вызванный неурожаями и пр. Смерть была столь частным гостем в средневековой Европе, что ценность жизни вольно или невольно нивелировалась [2, 136-137].
С пространственной точки зрения мир средневекового европейца был весьма ограничен [5, 124-125]. Для подавляющего большинства людей он ограничивался селом, где жил человек; его окрестностями – лесами, лугами, полями; ближайшим крупным городом; замком феодала, которому принадлежала эта земля и известными религиозными святынями, если таковые располагались неподалеку. Для представителей правящих слоев мир был ограничен своим государством и странами его окружающими, даже для самых просвещенных умов обитаемая Вселенная была тоже невелика и ограничивалась самой Европой и ее окружением. Причем окружение это нередко рассматривалось как чуждое, враждебное, языческое или еретическое (если речь шла о православной цивилизации).
Поскольку материальный мир был в представлении средневекового человека миром временным, то он не придавал особого значения и «благам земным», материальному достатку, богатству, стремился избегать земных наслаждений, и по возможности ограничивать их.
Основой экономической жизни средневековой Европы была феодальная система хозяйствования Для феодализма характерна частная собственность на землю и господство крупного землевладения. Феодальное общество имело жесткую сословную структуру, которая строилась на принципе, так называемой «феодальной лестницы» и отношений господин-вассал. Основное средство производства - земля - принадлежало монарху и распределялось по законам сословной иерархии. Земля, капитал, труд не являлись в эпоху Средневековья товаром в подлинном смысле этого слова. Поскольку в Средневековье преобладало натуральное хозяйство, то большая часть продукта производилась для личного потребления, а не для продажи. Поэтому торговля в эту эпоху была развита относительно слабо.
Учитывая огромное влияние церкви и религиозной идеологии в средневековой Европе, не удивителен тот факт, что в эту эпоху преобладала не светская, а религиозная научная мысль [7, 13]. Соответственно и экономическая наука развивалась в Средние Века не самостоятельно, а как составной элемент теологии. Наиболее типичным явлением в средневековой европейской науке была схоластика - тип религиозной философии, соединяющий в себе христианскую догматику с зачатками рационалистического научного подхода [3, 57].
Наиболее значительный вклад в развитие средневековой экономической мысли внес теолог и философ, схоласт Фома Аквинский (1225-1274). Экономические воззрения Аквинского в основном содержатся в его главном труде - «Сумма теологии». В своих экономических представлениях он, как и во многом другом, опирался на античное наследие, прежде всего на работы Аристотеля, и при этом пытался совместить мысли Аристотеля с религиозными догматами христианства.
Аквинский утверждает, что частная собственность, вполне соответствует христианской морали, вступая в этом вопросе в полемику с идеологами раннего христианства, которые зачастую отрицали собственность и богатство, как проявления мирской греховности. По мнению Аквинского, частная собственность, связанная с удовлетворением потребностей (питание, одежда, жилище и т.д.), а не бессмысленным стремлением к обогащению, вовсе не является чем-то греховным.
Говоря о деньгах, Аквинский отмечает, что причиной их появления стало волеизъявление людей для обладания «вернейшей мерой» в «торговле и оборот. В соответствии с номиналистической концепцией денег, автор он признает, что, хотя деньги обладают своей «внутренней ценность», государство вправе допускать некоторое отклонение ценности монеты от ее «внутренней ценности».
Торговля, по мнению Аквинского, изначально является злом. Такой вывод можно сделать из постулата о неизменном совокупном богатстве, якобы постоянно существующем в целом в мире. Поскольку в эпоху Средневековья экономический рост был крайне невелик, то в представлениях людей той эпохи, обогащение возможно только за счет перераспределения богатства. Следовательно, приводящая к быстрому обогащению торговля является выигрышем одного лица за счет обеднения других, что является греховным. Тем не менее, торговля все же может быть оправдана тем, что в целом она приносит пользу обществу [7, 14-15].
Схоластами была воспринята идея Аристотеля о том, что целью производства товара может быть не только потребление, но и обмен, позволяющий приобретать другие необходимые товары. Вслед за Аристотелем, они разделяли потребительную стоимость и меновую стоимость, а также монопольную цену, установленную продавцом, и объективную естественную цену.
В условиях феодализма существовали механизмы, которые препятствовали конкуренции и формированию рыночной цены. Например, монопольный характер имели цены, которые устанавливались ремесленными цехами. В концепции справедливой цены схоластов идея ценности означала нормальную (конкурентную) цену товара, а превышение ее расценивалось как нарушение норм морали. Монопольная цена рассматривалась как ненормальная и несправедливая, а конкурентная - нормальная и справедливая.
Отношение к ростовщичеству, приносящему процент, было очень противоречивым. Ранние христианские представления однозначно осуждали ростовщичество, как греховное занятие. Аналогичных взглядов по отношению к ростовщичеству придерживался и Аквинский [3, 60]. В более поздних экономических воззрениях осуждается уже не столько ростовщичество само по себе, сколько слишком большая ставка процентов.
Заключение
Таким образом, мы видим, что история развития экономической мысли в средневековой Европе представляет собой процесс постепенного отхода от строгих религиозных догм раннего христианства. Средневековые ученые предпринимают попытки синтеза античного наследия и религиозных представлений, стремясь привести теологические установки в соответствие с реальной хозяйственной жизнью. Ученым средневековой Европы удалось уточнить содержание многих экономических понятий, развить логику научного понимания экономических процессов. Однако в целом экономическое мышление оставалось под контролем религиозных норм.
Постепенно с экономическим ростом (пускай и порой очень медленным), с развитием торговли, со становлением новых централизованных государств, пришедшим на смену феодальной раздробленности, с ростом городов, происходили существенные перемены в средневековом обществе. Мировоззрение передовых слоев европейского общества все более стало противоречить устоявшимся в обществе религиозным традициям, можно сказать, что в недрах средневекового общества постепенно вызревала новая эпоха – эпоха Возрождения. Развитие торгово-рыночных отношений подрывало феодальные устои; значимость таких явлений экономической жизни как частная собственность, денежная цена, процент возрастала. В соответствии с этим изменялись и экономические представления в обществе, что привело к новому этапу их развития в эпоху Ренессанса.
Рецензии:
23.09.2017, 9:01 Коколова Людмила Михайловна
Рецензия: Уважаемый Сергей Александрович,статья написана по изучению истории экономических учений, как объективность исследования экономических отношений без которого невозможна экономические отношения и проявляются в разных эпохах по-разному. Исследования развития экономической мысли в эпоха Средневековья является актуальной, так как в данный исторический период уделялось гораздо меньше внимания, чем других эпохах.Автор сделал попытку систематизации и анализа экономических взглядов в период Среднего Века в Западной Европе, автор отметил что в средневековом обществе с развитием торговли, со становлением новых централизованных государств, пришедшим на смену феодальной раздробленности, с ростом городов, происходили существенные перемены в экономических отношений средневековом обществе. Статья написана на актуальную тему и может быть опубликована. доктор Людмила Коколова
23.09.2017, 10:08 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: считаю, что статья актуальна. Полезна для чтения и современна. ее можно опубликовать
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий