нет
ФГБОУ "Оренбургский Государственный Университет" Кумерауский филиал
старший преподаватель
Уткина Т.В. студентка 2-го курса направления подготовки Экономика
УДК 336.221.4
Налоговая система развивалась с древнейших времен и по сегодняшний день. Она появилась в период, когда общество делилось на классы, с целью поддержания и содержания государственной власти.
На сегодняшний день налоги и налоговая система – это неотъемлемые элементы каждого государства. Налоговая система – совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, взимания и контроля. С помощью налоговой системы государство способно выполнять свои функции по управлению денежными потоками и контролировать экономику в целом.
Основными документами налоговой системы являются Конституция РФ и Налоговый Кодекс Российской Федерации.
Налоговая система РФ состоит из трех уровней:
1) Федеральный уровень
2) Региональный уровень
3) Местный уровень.
Каждый уровень характеризуется определенными видами налогов и сборов. Кроме этого, налоговая система РФ предполагает наличие определенного круга участников налогового процесса, определенные принципы функционирования, содержит различные виды налогов, виды и режимы налогообложения.
Налоги возникали и развивались на заре появления государства. В процессе развития появились различные виды налогов. На данный момент налоговая система включает в себя более 40 видов налогов и сборов. Налоги выполняют 4 основные функции, главная из которых – это фискальная, заключающаяся в формировании и мобилизации финансовых ресурсов государства.
Для того чтобы проанализировать применение налоговой системы в РФ, можно рассмотреть и сравнить три уровня бюджетной системы РФ. В качестве примера возьмем налоговые доходы трех бюджетов: федерального (РФ), регионального (Республика Башкортостан – РБ) и местного (городской округ г. Кумертау). Для точности сравнительного анализа воспользуемся данными, предоставленными Министерством Финансов РФ, за 2014 – 2016 года.
Рассмотрим федеральный бюджет РФ с налоговой точки зрения. Как уже говорилось выше, налоги – это главная статья доходов бюджета, который состоит из налоговых и неналоговых поступлений. Рассмотрим налоговые и неналоговые поступления в федеральный бюджет за 2014 – 2016 года и проанализируем их тенденцию на рисунке 1.[1]
Анализ рисунка 1 показывает, что изменение налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за 2014-2016 гг. имеет положительную тенденцию и возрастает на 1564,8 млрд. руб. или на 22,1%. А неналоговые доходы уменьшились, за рассматриваемый период на 2602,2 млрд. руб. или на 35%.
Рисунок 1 – Величина налоговых и неналоговых поступлений в федеральный бюджет РФ за 2014 – 2016 гг.
Рассмотрим изменения налоговых доходов по различным видам налогов, используя таблицу 1.[1]
Таблица 1 – Смета доходов федерального бюджета за период с 2014 – по 2016 гг.
Наименование сметы доходов федерального бюджета |
2014 год, млрд. руб. |
2015 год, млрд. руб. |
2016 год, млрд. руб. |
Изменения 2016 к 2014 (+;-) млрд. руб. |
Изменения 2016 к 2014, (%) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доходы, всего |
14496,9 |
13659,2 |
13459,5 |
- 1037,4 |
92,8 |
Неналоговые доходы |
7433,8 |
5862,7 |
4831,6 |
-2602,2 |
65,0 |
Налоговые доходы: |
7063,1 |
7796,6 |
8627,9 |
+1564,8 |
122,1 |
- Связанные с внутренним производством |
3113,6 |
3467,6 |
3772,3 |
+658,7 |
121,1 |
НДС (внутренний) |
2181,4 |
2448,3 |
2649,9 |
+468,5 |
121,5 |
Акцизы |
520,8 |
527,9 |
631,8 |
+111 |
121,3 |
Налог на прибыль |
411,3 |
491,4 |
490,6 |
+79,3 |
119,3 |
- Связанные с импортом |
2474,3 |
2404,4 |
2534,6 |
+60,3 |
102,4 |
НДС на ввозимые товары |
1750,2 |
1785,2 |
1909,6 |
+159,4 |
109,1 |
Акцизы на ввозимые товары |
71,6 |
54,0 |
62,0 |
-9,6 |
86,6 |
Ввозные пошлины |
652,5 |
565,2 |
563,0 |
-89,5 |
86,3 |
- Прочие доходы от налогов |
1475,2 |
1924,6 |
2321,0 |
+845,8 |
157,3 |
Анализ таблицы 1 показывает, что неналоговые доходы превышают долю налоговых доходов в федеральном бюджете в 2014 году, но меньше в 2016 году. В данной таблице видно, что как меняли за три года показатели, составляющие федеральный бюджет. Можно заметить, например, что наибольший НДС (внутренний) был получен в 2016 году.
Также из полученных данных можно выделить те статьи налогового дохода, где они увеличились и где уменьшились.
Увеличились (в порядке уменьшения):
- прочие доходы – на 845,8 млрд. руб. или на 53,7 %
- НДС (внутренний) – на 468,5 млрд. руб. или на 21,5%
- НДС на ввозимые товары – 159,4 млрд. руб. или на 9,1%
- акцизы – на 111 млрд. руб. или на 21,3%
- налог на прибыль – на 79,3 млрд. руб. или на 19,3%
Уменьшились (в порядке возрастания):
- ввозные пошлины – на 89,5 млрд. руб. или на 13,7%
- акцизы на ввозимые товары – на 9,6 млрд. руб. или на 13,4%
Как указывалось в теоретических аспектах, налоги имеют различные классификации. Одной из основных в РФ является классификация налогов по способу изъятия. Рассмотрим долю косвенных и прямых налогов в федеральном бюджете РФ на 2014 год в таблице 2.[1]
Таблица 2 – Соотношение прямых и косвенных налогов в РФ и в ВВП за 2014 год
Вид налогов |
Год |
Доля в общем объеме ВВП, % |
Процентное соотношение в РФ, % |
Прямые налоги |
2014 |
16,86 |
45,65 |
Косвенные налоги |
2014 |
20,07 |
54,35 |
Из таблицы 2 видно, что в процентном соотношении превалируют косвенные налоги. Анализ соотношения прямого и косвенного налогообложения в РФ за 2014 год показал, что превосходство косвенных налогов составляет 8,7 %, а если рассматривать долю косвенных налогов в общем объеме ВВП, по сравнению с прямыми налогами, то превосходство будет составлять 3,21 %.
Косвенные налоги являются необходимой составной частью политики страны и справедливого налогообложения. Они позволяют достичь более равномерного распределения налогового бремени между налогоплательщиками.
Аккумуляция косвенных налогов в бюджете и их превалирующий характер в нем дают государству возможность перераспределения доходов населения в пользу незащищенных слоев населения.
Несмотря на последние преобразования в налоговой системе РФ, одной из основных проблем является мобилизация прямых и косвенных налогов в бюджетную систему РФ.
Рассмотрим региональный бюджет, на примере Республики Башкортостан за период с 2014 – 2016 года и проанализируем динамику изменения налоговых доходов.[2]
На рисунке 2 рассмотрим смету налоговых и неналоговых поступлений в региональный бюджет за 2014 – 2106 гг.
Рисунок 2 – Величина налоговых и неналоговых поступлений в региональный бюджет РБ за 2014 – 2016 гг.
Анализируя рисунок 2, можно заметить, что величина неналоговых поступлений в бюджет региона значительно превышает налоговые доходы. Но, несмотря на это, динамика налоговых поступлений имеет положительную направленность и увеличивается на 21807656 тыс. руб. или на 67,8% за 2016 год по сравнению с 2014. В тоже время за анализируемый период неналоговые поступления имеют тенденцию к уменьшению на 10162889,9 тыс. руб. или 13,1%.
Проведем анализ доходов и расходов бюджетов субъектов РФ в Приволжском федеральном округе на 1 марта 2017 года в таблице 3.[1]
Таблица 3 – Доходы и расходы бюджетов субъектов РФ в Приволжском федеральном округе на 1 марта 2017 года
Наименование субъекта |
Доходы, план на 2017 год, млн. руб. |
Расходы, план на 2017 год, млн. руб. |
Дефицит / Профицит ( +/-) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Респ. Марий Эл |
27382,3 |
27450,4 |
-68,1 |
Пензенская область |
55463,5 |
56048,2 |
-584,7 |
Кировская область |
56388,8 |
57447,9 |
-1059,2 |
Ульяновская область |
54265,6 |
55538,8 |
-1273,2 |
Оренбургская область |
89658,4 |
91640,5 |
-1982,1 |
Чувашская Респ. |
48448,5 |
50441,1 |
-1992,6 |
Удмуртская Респ. |
73298,9 |
78529,3 |
-5230,4 |
Нижегородская область |
172312,7 |
177626,3 |
-5313,5 |
Респ. Мордовия |
33730,6 |
39952,8 |
-6222,2 |
Саратовская область |
91264,7 |
97730,8 |
-6466,2 |
Самарская область |
174150,4 |
182368,2 |
-8217,8 |
Респ. Башкортостан |
180108,3 |
190579,5 |
-10471,2 |
Пермский край |
131622,2 |
143880,7 |
-12258,4 |
Республика Татарстан |
216501,0 |
237507,8 |
-21006,8 |
Данные таблицы 3 показывают количество доходов и расходов бюджетов субъектов РФ в Приволжском федеральном округе млн. рублей. на 1 марта 2017 года, а также наличие дефицита или профицита регионального бюджета. Из данных показателей можно определить рейтинг Республики Башкортостан по расходной и доходной статьям бюджета в данном округе.[2]
Анализ показывает, что на 1 марта 2017 года РБ занимает 2 место по доходам регионального бюджета, уступая Республики Татарстан на 36392,7 млн. руб. или на 1,2 %. Данный рейтинг показывает развитость экономики данной республики, а также высокие поступления налоговых доходов.
Анализируя таблицу 3 можно прийти к выводу, что Республика Башкортостан также занимает 2 место по расходам бюджета, отставая на 46928,3 млн. руб. или на 1,2 %. Это свидетельствует о различных направлениях развития региональных программ по улучшению жизни населения, создании благоприятных условий труда, проживания, и др.
Нетрудно заметить, что в каждом субъекте РФ в Приволжском федеральном округе на 1 марта 2017 г. наблюдается дефицит регионального бюджета. Это означает, что на данный период прослеживается тенденция увеличения роста расходов, по сравнению с ростом доходов. Данный дефицит составляет 10471, млн. руб.
На сегодняшний день РБ среди 89 субъектов РФ занимает одно из лидирующих позиций в объеме консолидированного бюджета, а также во вкладе доходов в федеральный бюджет РФ. РБ считается одним из немногочисленным донором – регионом бюджетной системы РФ, формирующий 2/3 доходов федерального бюджета.
Таким образом, налоговая система РБ – составная часть налоговой системы РФ. Она играет важную роль в реализации социально – экономической политики РБ. Республиканский бюджет мобилизует финансовые ресурсы, необходимые для государственного регулирования экономики и реализации социальной политики, регулирует бюджетные взаимоотношения с районами и городами республики.
Как уже говорилось выше, государственная налоговая система состоит из 3 разделов. Рассмотрим наименьший раздел федерального бюджета – местные налоги и сборы. Чтобы провести анализ показателей, возьмем в качестве примера город Кумертау.[3]
Для проведения анализа рассмотрим динамику поступления налоговых и неналоговых доходов за период 2014-2016 гг., включая прогнозируемые ожидания за период 2017-2019 гг. на рисунке 3.
Рисунок 3 – Объем налоговых и неналоговых доходов за период 2014-2019 гг. в млн. руб.
Анализ доходов местного бюджета показывает тенденцию снижения объемов доходов за период с 2014-2017 года, и составляет 99947,6 млн. руб. 23,6 %. На 2016 год прослеживается тенденция снижения дополнительного норматива НДФЛ, акцизов, налогов на совокупный доход. Но прогнозируемый доход бюджета городского округа с 2017 – 2019 гг. имеет положительную направленность и увеличивается на 27173,7 млн. руб. или на 8,4%. Несмотря на последующую динамику увеличения доходов местного бюджета, объем доходов 2019 года не превышает объем доходов 2014 года. Значит, год, за который доход в городской бюджет был наибольшим, можно считать 2014.
Налог на доходы физический лиц – наиболее важный вид прямых налогов. Она стоит в центре любой налоговой системы субъекта РФ. Рассмотрим структуру НДФЛ городского округа г. Кумертау за 2014-2015 года в таблице 4 и сравним ее.[3]
Таблица 4 – Структура НДФЛ за 2014 – 2015 гг.
Наименование |
2014 год, тыс. руб. |
2015 год, тыс. руб. |
Темп роста / падения |
Норматив отчислений НДФЛ по БК РФ |
71900 |
73109 |
+1209 |
Дополнительный норматив НДФЛ |
172561 |
155965 |
-16596 |
Всего |
244461 |
229074 |
-15387 |
Из таблицы 4 видно, что за период с 2014 – 2015 года прослеживается темп падения объема НДФЛ в бюджете городского округа. Значит, структура НДФЛ на данный период имеет отрицательную тенденцию, так как доход в 2015 году составил 229074 тыс. руб., что на 15387 тыс. руб. меньше чем в 2014 году. Причиной этому могла поступить неблагоприятная ситуация в экономике, которая сдерживает рост НФЛД. Кроме этого огромное влияние оказывает и остановка деятельности ряда крупных организаций, задержка заработной платы, а также практика выплаты через комиссии по трудовым спорам.
Рассмотрим поступление налоговых доходов за 2015 год в бюджет[3]
Рисунок 4 - Поступление налоговых доходов за 2015 год в бюджет городского округа и нормативы зачисления по видам доходов
городского округа и нормативы зачисления по видам доходов на рисунке 4.
Анализ рисунка 4 показывает, что с помощью налоговых поступлений пополняется бюджет городского округа и не только, так как некоторые статьи налоговых поступлений отчисляются и в региональный бюджет. К таким относятся: НДФЛ, акцизы на нефтепродукты, упрощенная система налогообложения.
Анализ подводит к выводу о том, что наибольший доход от налоговых поступлений городской округ получает от НДФЛ. Также большое значение имеет единый налог на временный доход и земельный налог. Это основные три статьи налоговых доходов, имеющие удельный вес при формировании местного бюджета.
![]() |
Рассмотрим структуру налоговых и неналоговых доходов на 2016 год на рисунке 5.
Рисунок 5 – Структура налоговых и неналоговых доходов на 2016 год в млн. руб.
Данный рисунок показывает, что налоговые доходы в бюджете городского округа на 2016 год превышают неналоговые доходы и составляют 84 %. Если рассматривать налоговые доходы в процентах, то получается, что:
- 56 % - НДФЛ
- 12 % - налоги на совокупный доход (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН)
- 11 % - налоги на имущество
- 3 % - госпошлина
- 2 % - акцизы.
Из рисунка 3 видно, что в 2015 году доход местного бюджета превышает 2016 год на 56933,5 млн. руб. или на 17,5 %. Это связано с уменьшением объема:
- налога на физических лиц (-9584 млн. руб.),
- налога на совокупный доход (-6562 млн. руб.),
- земельного налога (-1223 млн. руб.),
- государственной пошлины (-1619 млн. руб.),
- налога на имущество физических лиц (-2296 млн. руб.),
- налога на добычу полезных ископаемых (-246 млн. руб.)
- акцизов на нефтепродукты (-2111 млн. руб.).
Проанализировав разделы государственного бюджета, можно заметить, что его величина зависит от положения каждого субъекта страны. Проводя сравнительный анализ, можно прийти в выводу, что за 2016 год в федеральном бюджете доля налоговых поступлений составляет 64,1%, в региональном – 44,5%, в местном – 56,3%. Из данных видно, что наибольшее число налоговых доходов сосредоточено в федеральном бюджете, а наименьшее – в региональном.
Развитие налоговой системы невозможно без четко намеченного плана действий налоговых органов. Это означает, что государство необходимо продумывать свои действия наперед. Так, в рамках развития налоговой политики в РФ, созданы направления развития налоговой системы в целом на 2017-2018 года. Рассмотрим основные ее направления.
Новшества в налоговой системе предполагает изменения в требованиях к налогоплательщикам. Они связаны с тем, что, для привлечение к своевременной уплате налогов и сборов, налогоплательщиков будет подвергать юридической ответственности за нарушение правил уплаты налогов и сборов согласна п. 3 ст. 129.1 НК РФ. По данной статье налогоплательщики, которые нарушили правила своевременных выплат налогов, будут подвергаться к ответственности в виде уплате штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога. Данные нововведения позволят усилить контроль над уплатой таких налогов, как земельный, транспортный и другие налоги, а также сформировать менталитет у населения.
Рассмотрим основные перспективы развития налога на добавленную стоимость (НДС). В 2017 году предполагается, что НДС облагаться будут сделки по реализации иностранными организациями физическим лицам, не являющимся ИП, услуг в электронной форме (через Интернет) на территории РФ. Данное новшество получило название «налог на Google». Данная перспектива развития НДС предусматривает внесение новой статьи в НК РФ. Новая статья – 174.2 – правила уплаты налогов и сборов.
В России после 2018 года увеличится подоходный налог и налог на добавленную стоимость. Данные изменения будут связаны с стремлением властей решить бюджетные проблемы, связанные с падением цен на нефть. Также в данный период возможен смен типа налогообложения с пропорционального на прогрессивный.
В заключении хочется отметить, что налоговая система должна чутко реагировать на любые изменения в экономической, социальной и политической обстановке в стране. Она должна: быть инструментом оптимизации воспроизведенных процессов в стране, устанавливать оптимальное соотношение между отдельными налогами и сборами с тем, чтобы стимулировать необходимые отраслевые пропорции в народном хозяйстве, обеспечить достойный уровень жизни населения РФ, устранить двойное налогообложение доходов, и при этом учитывать мировой опыт налогообложения.
Рецензии:
23.10.2017, 15:32 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: 1. "Она появилась в период, когда общество делилось на классы, с целью поддержания и содержания государственной власти" - не бесспорное утверждение, но видимо такова позиция автора.
2. "Проанализируем анализ доходов и расходов бюджетов субъектов РФ в Приволжском федеральном округе на 1 марта 2017 года в таблице 3." - исправьте предложение, ибо проанализировать анализ - это, скорее всего, из области медицины, чем экономики.
3. И, пожалуйста, в ставьте в "тело" статьи ссылки на библиографический список.
После устранения замечаний 2, 3, рекомендую статью к публикации.