ГОВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
студент-магистр
Пальцун Ирина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры контроля и анализа хозяйственной деятельности, ГОВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», г. Донецк
УДК 336.148
Постановка проблемы. Эффективное использование бюджетных средств является одной из важных проблем исполнения бюджета во многих странах мира. В свете этого, государственный аудит эффективности использования бюджетных средств в последнее время остается основным и приоритетным направлением совершенствования государственной финансовой политики. Анализ зарубежного опыта показывает, что высокоорганизованная и конституционно закрепленная система государственного аудита эффективности является основой эффективного управления государственными финансовыми ресурсами для любой развитой страны. В связи с этим, государственный аудит эффективности требует усовершенствования и упорядочения его методического, организационного и информационного обеспечения.
В контексте вышеизложенного, исследование сути организационно-информационного обеспечения, особенно в условиях современного роста объемов информации, для качественного выполнения аудита эффективности в аспекте его организации и методики, является актуальным.
Анализ последних достижений и публикаций. Проблемами организационно-информационного обеспечения аудита эффективности занимались разные ученые, такие как: Петрик Е.А., Харламова Е.В., Белуха Н.Т., Рудницкий В.С., Бутинец Ф.Ф., Гордиенко Н.И., Шеремет А.Д., Суйц В.П., Кармайкл Д.Р., Бенис М., Адамс Р., Аренс А., Лоббек Дж. и другие.
Исследование этих ученых преимущественно касаются изучения теоретических и методологических положений аудита эффективности, основанных на международных стандартах и требованиях, однако вопросы организационно-информационного обеспечения аудита эффективности освещаются ими не в полном объеме.
Целью статьи является освещение проблем методологии и организации в части вопросов информационного обеспечения государственного аудита эффективности.
Организация и методика проведения государственного аудита эффективности являются возможными благодаря надлежащему информационному обеспечению аудитора о деятельности органов государственной власти и получателей государственных средств.
Информацией в контексте проведения аудита следует считать совокупность различных документов о состоянии объектов аудита, а также их содержание. Под информационным обеспечением государственного аудита эффективности можно понимать упорядоченную определенным образом совокупность информации, которая формируется и используется на разных стадиях процесса аудита.
Изложение основного материала. Аудит эффективности – это форма государственного финансового контроля, который осуществляется уполномоченным органом в лице государственного аудитора на законных основаниях с использованием комплекса контрольно-аналитических мероприятий. Этот контроль направлен на определение степени достижения цели бюджетной программы, эффективности принимаемых управленческих решений, экономичности использованных ресурсов распорядителями бюджетных средств, установления факторов влияния на результат и разработку рекомендаций по снижению их негативного влияния на будущее [5].
Появление аудита эффективности как нового вида контроля была зафиксирована в «Лимской декларации руководящих принципов контроля», принятой в 1977 году IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI). В ней подчеркнуто, что в дополнение к неоспоримо важному финансовому аудиту, существует и иной вид контроля, который направлен на проверку эффективности и качества расходования государственных средств. Такой контроль включает не только специфические аспекты управления, но и некоторую управленческую деятельность, в частности административную и организационную системы.
Возникновение аудита эффективности в системе государственного контроля обусловлено необходимостью контролировать не только целевой характер государственных расходов, но и их финансовые, учетные и аналитические аспекты, а также оценивать их результативность.
Аудит эффективности – это достаточно сложный инструмент контроля, который содержит следующие основные функции:
1) оценка достижения целей бюджетной программы, что позволяет оценить результативность расходования государственных средств;
2) анализ рациональности принятого управленческого решения, что включает в себя рассмотрение возможных альтернатив и корректность выбора приоритета бюджетных расходов;
3) контроль за целевым назначением и структурным соответствием доходных и расходных статей бюджетной программы;
4) установление степени эффективности использования материальных и нематериальных ресурсов, задействованных на выполнение бюджетной программы;
5) контроль рациональности использования трудовых ресурсов и оценку производительности их труда;
6) оценка влияния результатов выполнения бюджетной программы на финансовые потоки государства;
7) определение социального эффекта от выполнения бюджетной программы;
8) выявление резервов повышения эффективности выполнения бюджетной программы (например, разработка механизмов предупреждения нерациональных, расходов, снижение себестоимости, максимизация результата и т.д.);
9) разработка вариантов оптимизации системы управления финансово-хозяйственной деятельности субъектов для дальнейшего выполнения бюджетной программы;
10) разработка предложений по ликвидации отклонений и совершенствования процесса выполнения бюджетной программы.
Аудит эффективности использования ресурсов в общей постановке проблем представляет собой информационно-прозрачную и достоверную проверку деятельности экономических субъектов в области использования различного вида средств. Его особой разновидностью является аудит эффективности расходования средств государственного бюджета, ориентированный на активизацию контроля за бюджетным процессом не только на стадии распределения, но и этапе доведения государственных средств до их фактических потребителей. Данный аудит также включает оценку эффективности, целесообразности и результативности бюджетных расходов. Таким образом обеспечивается контроль за принятием экономических решений с точки зрения их результативности.
Организация аудита эффективности осуществляется путем анализа:
1) нормативно-правовых актов, расчетов и обоснований, методических документов, изданий и публикаций по направлению деятельности в бюджетной программе, в отношении которой проводится данный аудит;
2) результатов, ранее полученных уполномоченными органами в результате проведения контрольных мероприятий;
3) показателей оперативной, финансовой и статистической отчетности;
4) данных сравнения фактически достигнутых результативных показателей выполнения бюджетных программ с запланированными в динамике за несколько лет;
5) данных сравнения с отечественным и зарубежным опытом по направлению деятельности в бюджетной программе, в отношении которого проводится аудит эффективности и т.д.;
6) данных интервьюирования, анкетирования, опросов граждан и сбора информации от юридических лиц [9].
Следует отметить, что для эффективной организации и выбора правильной методики аудита необходима качественная информационная база. Для получения объективных результатов аудита информационное обеспечение должно формироваться с соблюдением принципов целостности информации, её адекватности, гибкости, адаптивности, стандартизации и унификации, а также возможности сопоставления и проверки созданных баз данных.
Задачей информационного обеспечения аудита эффективности является информирование участников аудиторского процесса о состоянии и функционирования подконтрольного объекта.
Профессор Белуха Н. Т. предложил разделение информационного обеспечения по профессиональной коммуникации на:
1) рабочее;
2) информационное прямое;
3) информационное косвенное;
4) опосредованное.
В зависимости от степени познавательности информацию разделяют на новую, которая отражает новизну предложенного решения и релевантную, которая существовала ранее в аналогичных информационных системах. Исходя из содержания информационного обеспечения существует возможность разделения на законодательную, планово-нормативную, справочную, договорную, технологическую, организационно-управленческую, фактографическую [2].
По периоду формирования информации об объектах контроля экономическую информацию можно разделить на оперативную (которая используется при контроле объектов аудита на момент совершения хозяйственных операций), текущую (которую используют после завершения хозяйственных операций в отчётном периоде) и прогнозная (характеризующая объекты аудиторского контроля в перспективе).
В зависимости от процесса обработки информации профессор Белуха Н.Т. рассматривает разделение на:
На мой взгляд, данная классификация является усложнённой – если объединить вторичную и промежуточную, то получим таким образом более простое и, соответственно, логически понятное разделение информации на первичную, промежуточную и итоговую.
Основными источниками законодательной информации являются постановления и законы, регулирующие вопросы хозяйственной деятельности субъектов аудиторского контроля. Так же к источникам законодательного информационного обеспечения относят законодательные акты по гражданскому, трудовому и административному праву.
Объективной и надежной является информация бухгалтерского учета по объектам проверки различных видов учета и отчетности, а именно: информация бухгалтерского, управленческого, налогового и статистического учетов.
Таким образом, среди основных информационных систем обеспечения аудита эффективности можно выделить следующие два вида систем:
1) внешние информационные системы: системы законодательных и нормативных документов, включая информационные системы на базе информационных технологий;
2) внутренние информационные системы: системы внутренних нормативных документов предприятия, системы бухгалтерского учета и отчетности, автоматизированные системы обработки информации, маркетинговая информационная база.
Выводы. Государственный аудит эффективности использования бюджетных средств важнейшая ветвь государственного финансового контроля. Поэтому усовершенствование и упорядочение организационно-информационного обеспечения государственного аудита эффективности будут способствовать значительно эффективному распределению и расходованию государственных финансов.
Рецензии:
18.10.2017, 16:38 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: в статье изложены разные взгляды на проблему. она может представлять интерес для молодого поколения. ее можно опубликовать. в качестве совета не надо делать сноски на учебники. лучше использовать научные журналы и научные монографии.