Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 27.10.2017. Последняя правка: 25.10.2017.
Просмотров - 2640

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА КАФЕДРЕ ХИРУРГИИ

Солодов Юрий Юрьевич

кандидат медицинских наук

Оренбургский Государственный Медицинский Университет

ассистент кафедры факультетской хирургии

Демин Д.Б., д.м.н. профессор, заведующий кафедрой факультетской хирургии; Фуныгин М.С., к.м.н. ассистент кафедры факультетской хирургии


Аннотация:
Анализируются интерактивные подходы к подготовке и ведению учебных занятий на хирургической кафедре. Определены факторы, способствующие совершенствованию учебно-познавательного процесса. Рассматривается определение понятия «интерактивное обучение». Представлены различные интерактивные формы учебно-познавательного процесса. Установлено, что интерактивное обучение расширяет спектр образовательных возможностей.


Abstract:
Interactive approaches to the preparation and conduct of training sessions at the surgical department are analyzed. The factors contributing to the improvement of the educational and cognitive process are determined. The definition of the concept of "interactive learning" is considered. Various interactive forms of the educational-cognitive process are presented. It is established that interactive training expands the range of educational opportunities.


Ключевые слова:
интерактивные методы обучения; ролевые игры; ситуационные задачи; круглый стол; виртуальный тренажер.

Keywords:
interactive teaching methods; role-playing games; сase-studies; round table; virtual simulator.


УДК 37.026

Введение:
Интерактивность (от англ. Interaction - «взаимодействие») - понятие, раскрывающее характер и степень взаимодействия между объектами. Это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы. Следовательно, сущность интерактивных методов обучения заключается в том, что обучение происходит во взаимодействии студентов между собой и с преподавателем.

Отличительной чертой нашего столетия является бурное развитие науки и наукоемких технологий. Вследствие этого обучающиеся должны быть осведомлены о самых современных достижениях медицинской науки, в том числе и достижениях хирургии. Эндоскопическая хирургия является наиболее перспективным достижением современной медицины. Внедрение методики обучения на так называемых «Виртуальных тренажерах» - новый путь организации учебных занятий для знакомства обучающихся с современными медицинскими технологиями.

Цель внедрения интерактивных методов обучения:Улучшить усвояемость и качество получаемых знаний у студентов 4 курса в процессе обучения на курсе факультетской хирургии.

Задачи:

1. Пробуждение у обучающихся интереса к получению новых знаний;

2. Более качественное усвоение учебного материала;

3. Самостоятельный поиск решения поставленной ситуационной задачи;

4. Установление коллегиального взаимодействия между студентами (формирование отношений у обучающихся, способность выражать мнение, формирование профессиональных навыков).

Материалы и методы: 
В учебном процессе на кафедре факультетской хирургии ОрГМУ широко используются игровые и неигровые методы обучения. Для решения воспитательных и учебных задач преподавателями используются следующие интерактивные формы: ролевые игры, (сase-study) решение ситуационных задач, круглый стол (участие в групповых дискуссиях), демонстрация и обсуждение видематериалов (в том числе оперативных вмешательств).

В рамках тренинговых технологий (виртуальный тренажер) используются «обучающие умениям тренажеры» - мультимедийные анимационные имитаторы, предназначенные для имитации изменения состояний физического оборудования (приборов, устройств) при различных условиях. Студент получает возможность подробно рассмотреть техническое устройство, ознакомиться с его деталями, а также выполнить ограниченный набор действий, связанных с разборкой или настройкой прибора. Для этих целей на нашей кафедре применяются два лапароскопических инструмента «ППП Видео Тренажерный комплекс Чугунова».

Результаты:

В ролевых играх студенты-медики выступают пациентами с острой хирургической патологией и врачами-хирургами приемного покоя, что позволяет развивать клиническое мышление и заострять внимание на ведущих симптомах и синдромах при различных заболеваниях. Причем в ролевых играх студенты сталкиваются с реальными условиями оказания экстренной помощи пациентам с острой хирургической патологией. Студенты учатся алгоритму оказания помощи, назначению конкретных лабораторных и инструментальных методов обследования с учетом предполагаемого диагноза, поставленному ими во время сбора жалоб, анамнеза заболевания и физикального осмотра пациента. Одним из ключевых навыков будущего врача является оценка тяжести состояния пациента, ведь в некоторых случаях пациент нуждается в оказании реанимационных мероприятий при поступлении и откладывание их на выполнение диагностического поиска может привести к ухудшению состояния пациента, в такой ситуации обследование должно идти параллельно с оказанием неотложной медицинской помощи. Студент должен четко ориентироваться в показаниях к назначению лабораторных и инструментальных методов обследования. Для себя он должен ответить на вопрос о целесообразности данного исследования и чем оно может ему помочь в диагностике конкретной острой хирургической патологии, при этом студенты учатся использовать возможности современных диагностических методов с учетом их инвазивности, доступности, времени исследования и стоимости исследования. Ведь в ряде случаев при «классической» клинической картине заболевания достаточно «простого» набора лабораторных и диагностических средств. В ролевых играх студенты опираются не только на учебно-методическую литературу, но и на клинические рекомендации, разработанные Российским обществом хирургов для некоторых острых хирургических заболеваний и приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации  от 10 мая 2017 г. «Об утверждении критериев оценки качества оказания медицинской помощи», с которыми они знакомятся и на занятиях и во время подготовки к ним.

При решении ситуационных задач студенты учатся вычленять ведущие жалобы пациентов, группировать их сочетания, на основании полученной информации устанавливать предварительный диагноз, формировать план обследования для постановки клинического диагноза и затем разрабатывать план лечения пациента. Для дискуссий выбираются аспекты темы, где есть противоречия, в частности обсуждаются показания к оперативному лечению и оптимальные сроки его проведения при различной острой хирургической патологии органов брюшной полости.

Спектр отрабатываемых на тренажерах навыков включает в себя: способность ориентироваться в двухмерном пространстве, отработка моторных навыков владения инструментами, отработка накладывания лигатур и швов, выделение различных элементов. Основными достоинствами тренажера является возможность использовать в процессе тренировки реальные инструменты. В комплект входят четыре инструмента: зажим с кремальерой эластичный, иглодержатель, зажим атравматический сетчатый, ножницы. Существует возможность моделирования основных лапароскопических хирургическим вмешательств. Например студентами может быть выполнена интракорпоральная лапароскопическая аппендэктомия с использованием резиновой перчатки и эндоскопической петли (нами используется ethicon endoloop ligature).

Выводы: 
Таким образом, применение интерактивных методов обучения позволяет заинтересовать студентов, включить их в процесс получения знаний, а следовательно - улучшить усвояемость учебного материала.

Деловая игра способствует развитию навыков сбора жалоб и анамнеза, обработки и анализа полученной информации; применения полученных знаний и умений в решении практических ситуаций в повседневной медицинской практике.

При решении ситуационных задач обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. Ситуационные задачи помогают отрешиться от «книжного описания», а в конкретном индивидуальном клиническом случае успешно применить знания, полученные из учебников и лекций.

Участие в групповых дискуссиях помогает вести студентов к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учиться выделить главное в учебном материале, развить речь и многое другое.

Эндохирургический тренажер является достаточно эффективным и при этом доступным средством обучения лапароскопических хирургов, а также, для знакомства студентов с современным лечебно-диагностическим оборудованием. Надеемся, что применяемый нами подход найдет широкое применение в процессе обучения студентов медицинских вузов на кафедрах хирургической направленности.

Библиографический список:

1. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – 4-е изд., стер. – М.– 2008. – 176 с.
2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 2009. – 192 с.
3. Солодухина, О.А. Классификация инновационных процессов в образовании // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 10. – С.12 -13.




Рецензии:

28.10.2017, 17:46 Ивлев Виктор Иванович
Рецензия: Тема актуальна. Однако предложенный текст не является научной статьей. Приведены не результаты исследования, а гипотезы, которые ничем не подтверждены. В таком виде публиковать нельзя.

30.10.2017 8:08 Ответ на рецензию автора Солодов Юрий Юрьевич:
Обзорные статьи никто не отменял - это во-первых. Это предложенная модель проведения занятий - во-вторых. Не видел ни одной статьи на эту тему с какими-нибудь подтверждениями.

3.11.2017, 13:03 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Верю (в статье это не доведено), что представленный опыт продуктивен и может быть предметом широкого внедрения. Однако, исходя из требований к написанию научной статьи, есть существенные замечания. Много неопределенности, поверхностных суждений. Например, в аннотации автор утверждает, что "рассматривается определение понятия "интерактивное обучение", но в статье этой информации нет, "анализируются интерактивные подходы..." однако в тексте ничего не анализируется (скорее представляется). С позиции теории образовательной деятельности, логики формирования педагогического процесса (безотносительно к конкретной специализации) важно обратить внимание на некоторые некорректные формулировки позиций, в частности, интерактивное обучение - это не взаимодействие между объектами, а сложные субъект-субъектные взаимодействия и они реализуются не только через информационный обмен. В названии статьи позиционируются интерактивные методы обучения, в аннотации - формы (это разные категории) и др. Считаю, статья требует доработки.

6.11.2017, 13:42 Белых Александр Сергеевич
Рецензия: Статья актуальна и интересна. Обращает на себя внимание анализ определения интерактивных методов обучения. И хотя внимание акцентируется на субъектных и субъект-объектных взаимодействиях, развитие этой идеи обладает определенной перспективой. Однако статья нуждается в конкретизации: как именно организуются субъект-субъектные и субъект-объектные взаимодействия; каковы дидактические условия и возможности такого взаимодействия. Статья может быть опубликована после доработки.



Комментарии пользователей:

30.10.2017, 17:59 Ивлев Виктор Иванович
Отзыв: 1. Уважаемы коллеги! Не стоит обижаться на рецензента. 2. Привожу стандартную фразу из правил для авторов научных журналов: "Принимаются оригинальные научные статьи, соответствующие профилю Журнала и отражающие результаты теоретических и/или экспериментальных исследований авторов". В Вашем материале результаты не приведены. 3. Безусловно, обзорные статьи принимаются. Но Ваш материал не является обзором. Думаю, что авторы диссертаций хорошо знают правила написания обзоров. 4. Использую интерактивные методы обучения в университете и общеобразовательной школе (лицее) не один десяток лет, так что проблематику знаю хорошо. К сожалению, в тексте Вашей статьи нет элементов новизны. Статья могла бы быть интересной, если бы Вы описали особенности применения интерактивных методов в медицинском, в частности, хирургическом образовании.


Оставить комментарий


 
 

Вверх