кандидат медицинских наук
Оренбургский Государственный Медицинский Университет
ассистент кафедры факультетской хирургии
Демин Д.Б., д.м.н. профессор, заведующий кафедрой факультетской хирургии; Фуныгин М.С., к.м.н. ассистент кафедры факультетской хирургии
УДК 37.026
Введение:
Интерактивность (от англ. Interaction - «взаимодействие») - понятие, раскрывающее характер и степень взаимодействия между объектами. Это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы. Следовательно, сущность интерактивных методов обучения заключается в том, что обучение происходит во взаимодействии студентов между собой и с преподавателем.
Отличительной чертой нашего столетия является бурное развитие науки и наукоемких технологий. Вследствие этого обучающиеся должны быть осведомлены о самых современных достижениях медицинской науки, в том числе и достижениях хирургии. Эндоскопическая хирургия является наиболее перспективным достижением современной медицины. Внедрение методики обучения на так называемых «Виртуальных тренажерах» - новый путь организации учебных занятий для знакомства обучающихся с современными медицинскими технологиями.
Цель внедрения интерактивных методов обучения:Улучшить усвояемость и качество получаемых знаний у студентов 4 курса в процессе обучения на курсе факультетской хирургии.
Задачи:
1. Пробуждение у обучающихся интереса к получению новых знаний;
2. Более качественное усвоение учебного материала;
3. Самостоятельный поиск решения поставленной ситуационной задачи;
4. Установление коллегиального взаимодействия между студентами (формирование отношений у обучающихся, способность выражать мнение, формирование профессиональных навыков).
Материалы и методы:
В учебном процессе на кафедре факультетской хирургии ОрГМУ широко используются игровые и неигровые методы обучения. Для решения воспитательных и учебных задач преподавателями используются следующие интерактивные формы: ролевые игры, (сase-study) решение ситуационных задач, круглый стол (участие в групповых дискуссиях), демонстрация и обсуждение видематериалов (в том числе оперативных вмешательств).
В рамках тренинговых технологий (виртуальный тренажер) используются «обучающие умениям тренажеры» - мультимедийные анимационные имитаторы, предназначенные для имитации изменения состояний физического оборудования (приборов, устройств) при различных условиях. Студент получает возможность подробно рассмотреть техническое устройство, ознакомиться с его деталями, а также выполнить ограниченный набор действий, связанных с разборкой или настройкой прибора. Для этих целей на нашей кафедре применяются два лапароскопических инструмента «ППП Видео Тренажерный комплекс Чугунова».
Результаты:
В ролевых играх студенты-медики выступают пациентами с острой хирургической патологией и врачами-хирургами приемного покоя, что позволяет развивать клиническое мышление и заострять внимание на ведущих симптомах и синдромах при различных заболеваниях. Причем в ролевых играх студенты сталкиваются с реальными условиями оказания экстренной помощи пациентам с острой хирургической патологией. Студенты учатся алгоритму оказания помощи, назначению конкретных лабораторных и инструментальных методов обследования с учетом предполагаемого диагноза, поставленному ими во время сбора жалоб, анамнеза заболевания и физикального осмотра пациента. Одним из ключевых навыков будущего врача является оценка тяжести состояния пациента, ведь в некоторых случаях пациент нуждается в оказании реанимационных мероприятий при поступлении и откладывание их на выполнение диагностического поиска может привести к ухудшению состояния пациента, в такой ситуации обследование должно идти параллельно с оказанием неотложной медицинской помощи. Студент должен четко ориентироваться в показаниях к назначению лабораторных и инструментальных методов обследования. Для себя он должен ответить на вопрос о целесообразности данного исследования и чем оно может ему помочь в диагностике конкретной острой хирургической патологии, при этом студенты учатся использовать возможности современных диагностических методов с учетом их инвазивности, доступности, времени исследования и стоимости исследования. Ведь в ряде случаев при «классической» клинической картине заболевания достаточно «простого» набора лабораторных и диагностических средств. В ролевых играх студенты опираются не только на учебно-методическую литературу, но и на клинические рекомендации, разработанные Российским обществом хирургов для некоторых острых хирургических заболеваний и приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 мая 2017 г. «Об утверждении критериев оценки качества оказания медицинской помощи», с которыми они знакомятся и на занятиях и во время подготовки к ним.
При решении ситуационных задач студенты учатся вычленять ведущие жалобы пациентов, группировать их сочетания, на основании полученной информации устанавливать предварительный диагноз, формировать план обследования для постановки клинического диагноза и затем разрабатывать план лечения пациента. Для дискуссий выбираются аспекты темы, где есть противоречия, в частности обсуждаются показания к оперативному лечению и оптимальные сроки его проведения при различной острой хирургической патологии органов брюшной полости.
Спектр отрабатываемых на тренажерах навыков включает в себя: способность ориентироваться в двухмерном пространстве, отработка моторных навыков владения инструментами, отработка накладывания лигатур и швов, выделение различных элементов. Основными достоинствами тренажера является возможность использовать в процессе тренировки реальные инструменты. В комплект входят четыре инструмента: зажим с кремальерой эластичный, иглодержатель, зажим атравматический сетчатый, ножницы. Существует возможность моделирования основных лапароскопических хирургическим вмешательств. Например студентами может быть выполнена интракорпоральная лапароскопическая аппендэктомия с использованием резиновой перчатки и эндоскопической петли (нами используется ethicon endoloop ligature).
Выводы:
Таким образом, применение интерактивных методов обучения позволяет заинтересовать студентов, включить их в процесс получения знаний, а следовательно - улучшить усвояемость учебного материала.
Деловая игра способствует развитию навыков сбора жалоб и анамнеза, обработки и анализа полученной информации; применения полученных знаний и умений в решении практических ситуаций в повседневной медицинской практике.
При решении ситуационных задач обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. Ситуационные задачи помогают отрешиться от «книжного описания», а в конкретном индивидуальном клиническом случае успешно применить знания, полученные из учебников и лекций.
Участие в групповых дискуссиях помогает вести студентов к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учиться выделить главное в учебном материале, развить речь и многое другое.
Эндохирургический тренажер является достаточно эффективным и при этом доступным средством обучения лапароскопических хирургов, а также, для знакомства студентов с современным лечебно-диагностическим оборудованием. Надеемся, что применяемый нами подход найдет широкое применение в процессе обучения студентов медицинских вузов на кафедрах хирургической направленности.
Рецензии:
28.10.2017, 17:46 Ивлев Виктор Иванович
Рецензия: Тема актуальна. Однако предложенный текст не является научной статьей. Приведены не результаты исследования, а гипотезы, которые ничем не подтверждены. В таком виде публиковать нельзя.
30.10.2017, 17:59 Ивлев Виктор Иванович Отзыв: 1. Уважаемы коллеги! Не стоит обижаться на рецензента. 2. Привожу стандартную фразу из правил для авторов научных журналов: "Принимаются оригинальные научные статьи, соответствующие профилю Журнала и отражающие результаты теоретических и/или экспериментальных исследований авторов". В Вашем материале результаты не приведены. 3. Безусловно, обзорные статьи принимаются. Но Ваш материал не является обзором. Думаю, что авторы диссертаций хорошо знают правила написания обзоров. 4. Использую интерактивные методы обучения в университете и общеобразовательной школе (лицее) не один десяток лет, так что проблематику знаю хорошо. К сожалению, в тексте Вашей статьи нет элементов новизны. Статья могла бы быть интересной, если бы Вы описали особенности применения интерактивных методов в медицинском, в частности, хирургическом образовании. |