Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №51 (ноябрь) 2017
Разделы: Юриспруденция
Размещена 29.10.2017. Последняя правка: 24.12.2017.
Просмотров - 2420

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ НЕДР И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

Мирзаева Елена Владимировна

магистрант

ФГБОУ ВО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

студент 1 курса института экономики отраслей, бизнеса и администрирования

Князева И. Н., кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права и муниципального права Челябинского государственного университета


Аннотация:
Анализируя институт административной ответственности за правонарушения в области охраны недр и недропользования, автор вносит и обосновывает предложения по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования.


Abstract:
Analyzing the institution of administrative responsibility for offences in the sphere of subsoil protection and subsoil use, the author makes and proves suggestions for improvement of the legislation on administrative offenses in the sphere of subsoil protection and subsoil use


Ключевые слова:
юридическая ответственность; законодательство об административных правонарушениях; административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования.

Keywords:
legal responsibility; legislation on administrative offenses; аdministrative responsibility for offences in the sphere of subsoil protection and subsoil use.


УДК  342.951

Правовым нормам общеобязательный характер придает именно наличие юридической ответственности, таким образом, само понятие «юридическая ответственность» служит одной из основных правовых категорий.

Видами юридической ответственности, вместе с уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной выступает административная ответственность.  Административная ответственность хотя и во многом схожа с вышеперечисленными видами юридической ответственности, но все же имеет свои цели и в системе нормативно-правового регулирования занимает свое определенное место.

Необходимо отметить особенности административной ответственности. К ним относятся,  во-первых, основание привлечения к данному виду ответственности. Этим правонарушением является административное правонарушение, то есть такое противоправное виновное деяние, за которое применяются наказания, предусмотренные законодательством. Необходимо отметить, что административное правонарушение само по себе несет меньший вред, чем служащее основанием наступления уголовной ответственности, совершенное преступление.

Одним из эффективных средств по борьбе с правонарушителями является административная ответственность. Во избежание установленных санкций необходимо следовать и соблюдать обязательные нормы и правила. В противном случае, при несоблюдении соответствующих требований деятельность будет рассматриваться как административное правонарушение.

Актуальность. Административная ответственность является развивающимся и меняющимся правовым институтом. Одним из элементов (блоков) административной ответственности является административная ответственность в области охраны недр и недропользования. Но вопреки этому, законодательство о недрах, которое существует с начала 90-х гг.  оставалось и остается практически без значительных изменений. Два основных нормативно-правовых акта в части установления административной ответственности Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  [1] (далее КоАП РФ) и Закон РФ «О недрах» находятся без взаимосвязи, как терминологической, так и системной. Это, в свою очередь, конечно, ведет не только к теоретическим вопросам, но и практическим проблемам.

Целью настоящей работы является комплексный и системный анализ института административной ответственности за правонарушения в области охраны недр и недропользования, а так же разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию норм, регулирующих административную ответственность за правонарушения в данной сфере.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

- выявить роль административной ответственности в обеспечении рационального недропользования и охраны недр;

- разработать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования.

Методы исследования. Методологической основой работы является совокупность общенаучных и специальных (конкретно-научных) методов научного познания, применение которых обусловлено спецификой предмета и объекта исследования.

Справедливо отметить, что цель административной ответственности в рассматриваемой области схожа с административной ответственностью в целом, а именно борьба с одним из распространенных видов правонарушений – административными правонарушениями в области охраны недр и недропользования.

Созданная и действующая в данный момент нормативная база в сфере недропользования и охраны окружающей среды хоть и подвергалась неоднократным изменениям, но все же не до конца соответствует требованиям современного социально-экономического развития страны и нуждается в модернизации.  Основным отраслевым законом является  – Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395–1 «О недрах»[2].

Сферой пристального внимания со стороны государства является область охраны недр и недропользования. Таким образом, одной из приоритетных государственных задач является не только добыча и использование, но так же и охрана этого природного ресурса.  Именно поэтому важно комплексное правовое регулирование, для изначального формирования  необходимого подхода и отношения недропользователей к данной деятельности, а не только борьба с уже имеющимися последствиями несоблюдения отдельных норм законодательства по рациональному использованию и охране недр. Данная проблема актуальна не только для Федерального законодательства, но и для законодательства субъектов Российской Федерации. На наш взгляд, необходимо поддержание доминирующего государственного регулирования и сохранения исключительно государственной собственности на недра, в противном же случае при передаче государством своих прав на недра другим субъектам, может произойти  бесконтрольное и небезопасное пользование недрами.

Необходимо совершенствование  правовых форм и методов управления государственной собственностью. Для решения поставленной задачи,  важное значение имеет увеличение эффективности государственного управления в сфере природопользования, так как большинство природных ресурсов, в первую очередь недра и залегающие в них полезные ископаемые, находятся в собственности государства и являются важнейшим потенциалом его развития.

Таким образом, отношениям недропользования и охраны недр, а в частности законодательству о недрах должна отводится не последняя роль.

Любое нарушение прав в данной области имеет непосредственный объект посягательства. Как известно, недра выполняют следующие функции: это экономическая, экологическая и рекреационная. Безусловно, экономическая функция недр является бюджетообразующей для нашей страны. Но не стоит отодвигать на второй план и экологическую функцию, так как   от состояния природной среды зависят и все остальные функции.

Следовательно, недропользование включает в себя как экологические, так и экономические аспекты, что приводит к множеству объектов охраны, а значит, и объектов посягательства в данной сфере.

Нужно еще раз заострить внимание на том, что  административные правонарушения среди всех остальных видов правонарушений наиболее распространенные, таким образом, законодателям в данной сфере нужно более четко формулировать некоторые статьи, в частности в КоАП РФ для реализации принципа законности и установления правовой определенности.

Так как процесс недропользования и охраны недр носит комплексный характер, то и административной ответственности в этой области свойственен большой охват сфер регулирования. При проводимом анализе глав КоАП РФ можно выявить, что статьи, которые предусматривают административную ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования, находятся в разных главах КоАП РФ [3]. Таким образом, в КоАП РФ на сегодняшний день нет отдельного раздела, в котором бы описывались только нарушения в области охраны недр и недропользования. В своей работе, мы будем придерживаться точки зрения М.С. Шлютер, которая к административным правонарушениям в области охраны недр и недропользования относит действия, предусмотренные статьями ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.3, 7.4, 7.5, 7.10, 7.25, 7.26, 8.5, 8.9, 8.10, 8.11, ч. 1 ст. 8.17, 8.18, 8.19, 8.20, 8.39, 9.1, 13.14, 14.9, 14.31, 14.31¹, 14.32, ч. 1 ст. 14.33, 19.1, ч. 1, ч. 2.1–2.3, 2.5, 2.6, 11 ст. 19.5, 19.7, ч. 3–5 ст. 19.8 КоАП РФ [3].

Приведем некоторые примеры несоответствий, либо же требующих доработки положений между Законом «О недрах» и главами КоАП РФ, соответствующими рассматриваемой тематике.

Так, к примеру, в некоторых случаях, когда характер совершенного деяния и его последствия наглядны,  и возможна объективная оценка характера нарушения прав, то тогда данное административное правонарушение является очевидным. В ряде случаев, совершаемые административные правонарушения являются очевидными, а связь между совершенным деянием и вредным последствием наглядной, что позволяет достаточно легко оценить характер совершенного правонарушения и дать ему соответствующую правовую оценку. Для примера можно привести ст. 7.5 КоАП РФ самовольная добыча янтаря. Уже из названия статьи «самовольная» можно сделать вывод о действии гражданина, должностного или юридического лица по добыче ископаемой смолы без какого-либо согласования, что может привести к нарушениям добычи данного вида сырья.

В некоторых же случаях необходим комплексный анализ. Допустим, в рамках ст. 8.9 «Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов» КоАП РФ. Хотя в законе «О недрах» достаточно полно отражена информация по охране недр и гидроминеральных ресурсах. Но, все же не всегда получается с уверенностью установить (за исключением случаев, когда прослеживается явное нарушение), что же повлекло причинение правонарушения. Это либо действие, или же наоборот бездействие пользователя недр, либо же неблагоприятные последствия вытекают из природных естественных процессов. 

Таким образом, помощью в таких случаях, наряду с повышением технологического уровня и квалификации соответствующих специалистов, могло бы стать дальнейшее развитие подзаконной отраслевой правовой базы, которая должна опираться на последние современные научные и технические разработки.

Кроме того, после изучения и анализа статей КоАП РФ, которые можно отнести к области охраны недр и недропользования, показывает, можно прийти к выводу, что субъектами правонарушений могут выступать как юридические, так и физические лица. Однако,  в КоАП РФ  большое внимание уделяется именно  административной ответственности юридических лиц.

Помимо этого, административная ответственность за нарушение установленного порядка пользования недрами устанавливается и ст. 7.10 «Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом» КоАП РФ. Так, согласно положениям Закона «О недрах» недропользование осуществляется на основании лицензии, в которой прописаны данные о пользователе недр, получившем лицензию.

В ст. 17.1 Закона «О недрах» указано, что при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.  Так же в данной статье указано, в каких случаях право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности.  Таким образом, под действие ст. 7.10 КоАП РФ попадает любая иная уступка прав, не указанная в данной статье. 

В ст.17 Закона «О недрах» описываются антимонопольные требования при пользовании недрами. Так как в КоАП РФ отсутствуют конкретные нормы по защите конкуренции в сфере недропользования. То необходимо провести анализ глав КоАП РФ, которые предусматривают ответственность за  нарушение антимонопольных требований, без уточнения вида хозяйственной деятельности.

Так в ст.23 Раздела III «Основные требования по рациональному использованию и охране недр» Закона «О недрах» освещены базовые требования по рациональному использованию и охране недр. С учетом того, что только ст.23 Закона «О недрах»  содержит 11 основных требований по рациональному использованию и охране недр, а нормы КоАП РФ посвященных данным вопросам значительно меньше, то на наш взгляд, считается возможным дополнить нормы КоАП РФ недостающими статьями, предусматривающими административную ответственность за нарушение требований по рациональному использованию недр.

Из приведенных примеров,  можно сделать вывод, что нужна четкая взаимосвязь, в частности, Закона «О Недрах» и КоАП РФ, которые устанавливают административную ответственность за конкретные правонарушения в области охраны недр и недропользования.

Национальная стратегия социально-экономического развития страны должна основываться на долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, которая заключается в балансе потребления и воспроизводства минерального сырья.

Выводы. Таким образом, в связи с тем, что недра являются стратегически важными для социально-экономического развития нашего государства, то представляется возможным усовершенствование и доработка законодательства в этой сфере, а именно: создание одной главы, посвященной только административным правонарушениям в сфере охраны недр и недропользования. Кроме того, необходима четкая взаимосвязь, в частности, Закона «О недрах» и КоАП РФ, которые устанавливают административную ответственность за конкретные правонарушения в области охраны недр и недропользования.

Такой подход позволит внести большую ясность в правовое регулирование в данной сфере,  а также еще раз подчеркнет всю значимость такого важнейшего природного ресурса и компонента природной среды как недра. Данные шаги должны осуществляться в комплексе с совершенствованием культуры граждан нашей страны, в первую очередь экологической и природоохранной, а так же с применением современных, более щадящих и экологически чистых технологий по добыче природных ресурсов.

Библиографический список:

[1] "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 20.12.2017) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : сайт : некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс.-http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ [2] «Собрание законодательства РФ». -1995.- № 10.- Ст. 823. [3]Административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования. Монография / М. С. Шлютер — «Проспект»,2014, с.59 [4] Бахрах Д. Н. Юридическая ответственность по административному праву // Административное право и процесс. 2010. № 1. [5] Василевская Д. В. Административно-правовой режим недропользования в Российской Федерации: проблемы теории и практики: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. - Москва, 2009. [6] Илюшин А. В. Административная ответственность за нарушение законодательства о недрах (по материалам Сибирского федерального округа): дис. … канд. юрид. наук. - Томск,2008.




Рецензии:

16.12.2017, 12:57 Шошин Сергей Владимирович
Рецензия: Автором избрана актуальная тема для исследования. При создании рецензируемой рукописи ее была проанализирована правовая база национального законодательства, регулирующего исследуемые общественные отношения. Соблюдена и наглядно выделена в рукописи статьи структура работы. Вместе с тем, имеются и некоторые замечания: 1. В тексте рукописи рекомендуется, как минимум, указать несколько конкретных статей КоАП РФ, устанавливающих анализируемую ответственность. 2. Перечень источников, используемых при написании рецензируемой рукописи, можно еще более расширить, например с учетом https://elibrary.ru/query_results.asp. Положительный результат может быть получен и при использовании информации о литературе, содержащейся в фондах Российской государственной библиотеки (например, при поиске на ее официальном сайте). При необходимости, похожий поиск на сайте Российской национальной библиотеки также может оказаться востребованным. 3. Предполагая необходимость установления (в будущем) четкой взаимосвязи между содержанием ФЗ "О недрах" и КоАП РФ, рекомендуется более детально рассмотреть сущность диагностируемых автором противоречий и (или) различных подходов в правовом регулировании рассматриваемых общественных отношений в текстах данных нормативно-правовых актов. 4. Процитированный автором текст КоАП РФ рекомендуется заменить актуальной сегодня его редакцией, а именно: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_34661/. С 2012 года в него было внесено достаточное число изменений. Вывод: рукопись рекомендуется доработать. В сегодняшней редакции данная рукопись, к сожалению, не может быть допущена к опубликованию.

24.12.2017 20:20 Ответ на рецензию автора Мирзаева Елена Владимировна:
Уважаемый, Сергей Владимирович, Ваши замечания я попыталась исправить. А именно: процитированный текст КоАП РФ заменила актуальной сегодня его редакцией; указала конкретные статьи КоАП РФ, устанавливающие анализируемую ответственность; расширила используемый мной перечень источников; попыталась привести некоторые примеры противоречий или неточностей в рамках рассматриваемых общественных отношений в текстах данных нормативно-правовых актов.

25.12.2017, 17:14 Шошин Сергей Владимирович
Рецензия: C учетом корректив и дополнений, внесенных автором в рукопись статьи, научный уровень ее значительно увеличился. На фоне столь позитивной динамики исследователя становятся менее заметными некоторые погрешности рукописи, предполагающие актуальность ее редакторской правки. В дальнейшем рекомендуется автору строго соблюдать правила оформления библиографических источников. Вывод: рукопись может быть допущена к опубликованию.



Комментарии пользователей:

17.11.2017, 10:20 Гаврилов Кирилл Владимирович
Отзыв: В библиографическом списке в п. 2 неплохо бы указать в какой редакции Федерального закона Вы пользовались упомянутым НПА? По моим сведениям "в ред. Федерального закона от 30.09.2017 № 283-ФЗ. В целом работа понравилась, в частности, выбором самой темы; она безусловно актуальна, открывая и практические проблемы. Если придираться к самой работе, то в задачах указываете "разработать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования". Вместе с тем из предложений прозвучало только одно - "создание одной главы, посвященной только административным правонарушениям в сфере охраны недр и недропользования". Предложение высказано явно и в последующем аргументировано. А вот фразы "считается возможным дополнить нормы КоАП РФ недостающими статьями, предусматривающими административную ответственность за нарушение требований по рациональному использованию недр", "необходима четкая взаимосвязь, в частности, Закона «О недрах» и КоАП РФ, которые устанавливают административную ответственность за конкретные правонарушения в области охраны недр и недропользования" не раскрывают ответов на вопросы: "Каким образом это предлагаете сделать?", "Конкретика Ваших предложений?", "Введение какой(их) статьи(ей) с конкретной санкцией в КоАП РФ или ином НПА Вы предлагаете?". Желаю успехов в изучении данной науки. Делитесь своими статьями и статьями Вашего научного руководителя на данном портале. --- С уважением, Гаврилов Кирилл Владимирович


22.11.2017, 18:58 Мирзаева Елена Владимировна
Отзыв: Уважаемый, Кирилл Владимирович. Да, я согласна с Вашими замечаниями по статье. Просто данная работа написана по 1 главе диссертации, где в большей степени собран теоретический материал по-данному вопросу, сейчас же я занимаюсь написанием 2 главы, где уже помимо теории есть и практическая сторона вопроса, то есть я пытаюсь разработать предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области охраны недр и недропользования. И данным предложениям (более углубленным и четко сформулированным) будет посвящена вторая статья по моей работе. С уважением, Елена Мирзаева.


10.12.2017, 14:14 Мирзаева Елена Владимировна
Отзыв: В библиографическом списке в п. 2 указала используемую мною редакцию Федерального закона.


Оставить комментарий


 
 

Вверх