доктор философских наук, профессор
Московский автомобильно-дорожный институт-университет Филиал Северо-Кавказский в г. Лермонтове Ставропольского края России
профессор
УДК 23
Введение. По ходу восстановления Русской Православной церковью подготовки для себя специалистов с защитой кандидатской и докторской диссертаций выражение «богословие» заменилось «теологией». Выражение «религиоведение» не подошло. Но эта «теология» предстала многим не как научное рассмотрение религии, а как выдача религиозных воззрений за научные. Недовольных этим решением ученых оказалось немало. Активизировался давно идущий и не показывающий компромиссного решения спор о соотношении религиозных и научных знаний.
Глубоковский Н.Н. [6] «богословие» спокойно назвал «наукой». Михайлов П.Б. [8] решил специально заняться содержанием понятия «богословие», раз замена его «теологией» вызвала недовольство немалой численности ученых государственных вузов. Тогда, когда государственная аккредитация действующих духовных семинарий приблизила преподавание религиозных знаний к подготовке специалистов с научными знаниями, Мраморнов А.И. [9] это посчитал сужением свободы при ее ценности. Такие позиции философию не затрагивают, оставляют ее в стороне, словно ее уже нет. Дискуссия скорее осложнилась, чем вышла на рост взаимной терпимости, уважение спорящих сторон друг друга. Ситуация поддерживает обращение к этой теме.
Объект исследования - повышение преподавательской, а также научно-исследовательской квалификаций защитой диссертаций.
Предмет исследования - профессиональная квалификация религиозная.
Задачи - сопоставление характеров выполнения, защиты и признания в России диссертаций религиозных и нерелигиозных.
Новизна темы в сопоставлении вариантов творческого роста священно-служителей и обычных ученых в нынешних условиях.
Актуальность темы в обогащении представлений позиций религиозного фактора в государстве.
Старт исследовательской работы религиозного содержания. Когда Россия присоединилась к христианским странам (988 г.), там священнослужители уже были. Эти деятели нужным для выступлений перед прихожанами, осуществления консультаций, выдачи им рекомендаций мировоззренческим материалом располагали. Поначалу каждый, пожелавший религиозную службу, выступал перед собравшимися с беседами, проповедями, с обязательством показывать владение «словом божьим», оглашать потребные моральные нормы, разбираться в трудностях жизни, находить решения беспокоящих проблем, давать советы. Угождение настроению и ожиданиям большинства собиравшихся выводило удачливых пропагандистов на позицию местного священнослужителя. Определились такая профессия, даже с переходом ее по наследству. Происходила специализация «духовных лиц» по обслуживанию прихожан с разделением видов работ «по горизонтали», а управленческих полномочий «по вертикали». Ватикан «государством в государстве» назвали не случайно.
Но прихожанам не дался выбор своего религиозного покровителя [3]. Их стали назначать оказавшиеся выше профессионалы. Иудеям, давшим цивилизации монотеизм (XV в. до н.э., Моисей), достались должности: первосвященника, священника, левита. Греки не отстали в этом от них, у них священник - пресвитер, что глава общины, старейшина. В России предстал завидный по богатству видов, именований выбор в составе: алтарника, архиерея, владыки, диакона, епископа, иерея, иеромонаха, монаха, миссионера, митрополита, пастыря, патриарха, пресвитера, протоиерея, псаломщика, святителя, священника при трудностях постижения отличий их друг от друга.
В связи с учебной подготовкой профессионалов понадобились и преподаватели, воспитатели будущих религиозных служителей. И по ним дался конкурсный отбор. Сложилась параллель подготовки кадров гражданских (в системах монархическо-государственных и частно-предпринимательских учебных заведений) и религиозных. Появились духовные школы, училища, гимназии, семинары, институты, университеты, академии с трудностями постижения их отличий от заведений государственных, светских. Определились уровни учебной, информационной подготовленности преподавателей этих учебных заведений. В этом составе: бакалавр, магистр, кандидат, доктор, которые дались также и нерелигиозным учебным заведениям.
Подготовка кадров священнослужителей в России. В этой стране удостоилась почитания Славяно-греко-латинская академия (1687 г.), готовящая кадры и церковные и светские, государственно-административные. В составе этого заведения определились 4 класса низших, два средних и два высших. Выбор количества лет обучения был свободным, выпускались специалисты трех уровней, соответственно продолжительности обучения. Поначалу была завидная свобода определения духовными академиями порядка учебы, квалификации выпускаемых кадров. В 1814 г. решились на применение единого устава по соисканию квалификационных степеней [6]. Утвердилась трехступенчатая котировка подготовленности священнослужителей (1869 г.):
- «бакалавр богословия»;
- «магистр богословия»;
- «доктор богословия».
Толкование «богословия». Не всем известно, что недавно запущенные в России в использование «бакалавр» и «магистр» (Болонская конвенция, 09.2003 г.) были не просто до советской власти, они служили и религиозной системе.
Делая свои религиозные записи, ставшие началом текста «Библии», Моисей полагал, что трудится в режиме подсказки бога. Бог что задумал, будучи бестелесным, находящимся в пустоте, то и осуществил, задал реальности изменчивость, и все стал вкладывать ему в голову. Дались запоминанию, записи, применению - «слова бога». Поэтому религиозный вид знаний и стал называться «богословием».
Во времена Моисея философии, наук не было, с «богословием» могли сопоставляться только консервативно мифические, языческие, обыденные, обычно наивные, а то и ошибочные знания. Но со временем подошли знания и философские, которые еще можно было воспринимать как упрощенные религиозные. Но стало иначе с формированием материализма, подходом наук. Теперь, для истинности, состоятельности знаний нужны в качестве основы не «вера», что есть гипотеза, а факты, несомненные, доказываемые по истинности, предательски не служащие. Вначале выпускникам религиозных учебных заведений было достаточно представлять дипломную работу. Но стали защищаться и диссертации, докторские. Подошла защита также и кандидатских диссертаций в виде преддокторских, что есть и сейчас.
Должностная иерархия священнослужителей. Уровень выпускной исследовательской работы стал влиять на получение должности, минимум которых в России предстал в количестве трех:
- диакона (помощник священника);
- священника;
- епископа (управляющий территориальной епархией).
Организация диссертационного исследования. Выпускные работы утвердившихся рангов отличились объемом представляемых сведений, широтой подхода к описанию событий, глубиной проникновения в сущность представляемых реальностей, постижениями причин. Объем работ достигал 300 страниц и больше этого. Определились три главных направления действий:
- теоретическое (богословие);
- историческое (церковное);
- морально-юридическое (каноническое).
В первом из этих случаев выбирались, систематизировались и разъяснялись важнейшие догматические взгляды, но без права их критики, выдачи иного толкования. Параллельным аналогом напрашивается философия, если не «философия религии». Во втором случае компонент истории народов, государств вообще, но с выделением религиозной системы в организационном плане. В третьем случае пропаганда позитивных моральных норм, но с нужным объяснением их данности людям (богом) [2]. Стали требоваться публикации, и на все это влияла организация квалификации преподавателей государственных нерелигиозных вузов.
Организация защит богословских диссертаций. Поначалу такие диссертации рассматривалась и оценивалась диссертационным советом учебного заведения только по месту выполнения работы. Затем стали требовать представления отзывов от преподавателей других учебных заведений, религиозных. Но этого усиления контроля оказалось недостаточно. Пошла защита не по месту учебы, работы, а в диссертационном совете другого учебного заведения, чтобы влияния фактора дружественности не было. Но все это позволяет считать, что первые работы были описательными, реферативными, а не исследовательскими. Выполнение диссертационных работ, их защита закрепились в общецерковной аспирантуре и докторантуре имени Кирилла и Мефодия.
Стимулы защиты диссертаций. Выполнение диссертационной работы оказалось делом нелегким, и следовало считаться с компенсационной выгодой. К такой работе склоняли:
- повышение профессионализма;
- облегчение должностной карьеры в системе церковного управления;
- повышение оплаты труда.
Они не отличимы от тех, чем руководствуются нерелигиозные специалисты. Церковная в России система сама определяла направления расходов формирующегося у себя бюджета. Государственный бюджет не оставался равнодушным к подготовке кадров. Иначе церковной системе было бы трудно поддерживать монархический строй. Оплата работы священнослужителей учитывала образованность, должность, остепененность. Дальше при социализме дались потери, неудобства вплоть до невозможности осуществления многих освоенных видов действий.
До социализма атеистических выступлений наук против религиозности не было. Действовала лишь социалистическая идеология с мыслью К. Маркса о том, что «религия это опиум народа».
При социализме. Обучающимся по религиозной специальности не повезло не только из-за сильной уверенности в богоданности устройства общества, но и осудительного отношения к социалистическим идеям при позитивности к монархическому строю. « Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1918 г.) повел к закрытию действовавших религиозных учебных заведений. Но раз священников станет мало, то нужно закрывать и церкви. Не довольные этим священнослужители удостаивались осуждения, ссылки.
Но защиту диссертаций в СССР исключили не только по церкви, но и составу государственных вузов, создаваемых научно-исследовательских институтов. Наличные диссертации потеряли свою значимость. Восстановилась их защита только в 1935 г., но по нерелигиозным профессиям. В противовес выражению «религиозная наука» выставили «философскую науку» [1]. Философия социализму подошла только материалистическая, а идеалистическая оказалась в одном ряду с осуждаемым религиозным мировоззрением.
Подготовка религиозных кадров была возобновлена в 1946 г., на что повлиял учет неподкупного патриотизма в Великой Отечественной войне призывников религиозно исповедания и осведомленность о наличии религиозных вузов за рубежом. Неотложно были запущены в работу Московская и Ленинградская духовные академии.
В СССР технические вузы были названы «институтами», а гуманитарно-социальные - «университетами». «Академиями» были названы научно-исследовательские учреждения, как гуманитарного, так и производственно-технического содержания. Но для Церковной системы было сделано исключение в режиме уважения традиции. С использованием преподавателей указанных религиозных «академий», обладателей «богословских степеней» была создана «Аттестационная комиссия». Началось присвоение степеней не только «магистра», «доктора богословия», но и «кандидата», предусмотренного по философии, нерелигиозным наукам. Иерархия обучения: бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура. Подготовка кадров религиозных и нерелигиозных, светских были резко разграничены, не глядя на наличие немалых сходных показаний. До распада СССР никто не мог считать религиозные поверья наукой, эти знания резко обособлялись от научных. Единственная уступка совмещение религии с неприемлемой объективно-идеалистической философией.
После социализма. Под конец перестройки СССР (1991 г.) активные верующие, посчитали важным, пересмотр законов о религии и церкви, и ради этого решились на создание религиозных партий, чтобы пройти в очередной состав республиканского парламента. Но после перестройки оказалось, что России быть «светским государством» нужно и дальше, и что таких партий быть не должно. Это при том, что в Европе христианские партии были. Но зачем от Запада брать все?
Но в парламенте трансформирующейся России депутаты религиозного мировоззрения все же оказались, те, кто сообразил вступать в обычную партию. Они объединились во фракцию для поддержки религиозной политики власти. Влияние на законодательство осуществлялось через действующий при президенте «Общественный совет по религиозным вопросам».
Новая власть позволила восстановление ликвидированных церквей, создание новых. Предстали вакансии для священнослужителей. Пришлось восстанавливаться закрытые, создавать новые религиозные учебные заведения. Предстали вакансии преподавателей «слова божьего». Отсюда рост обучающихся в этих заведениях, необходимость, целесообразность защиты религиозных по содержанию диссертаций.
Система религиозного образования в России. По данным 2007 г. в России было 38 духовных семинарий. Нынешний подсчет численности христианских учебных заведений показал: 50 духовных семинарий, 32 духовных училища, 8 институтов, с которыми «Общецерковная аспирантура и докторантура» имени Кирилла и Мефодия [5]. Указывают и 51 семинарию. В училищах и семинариях обучение от 2-х до 5-и лет. В институтах и университетах до 5-и лет. В академиях учатся уже обученные, но в режиме повышения квалификации – 3,5 года. В г. Москве – Духовная семинария, «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет», Троице-Сергиевская академия. Духовные академии действуют и в Санкт-Петербурге, Казани.
Священнослужители, будучи заинтересованными в наращивании численности прихожан, пожелали:
- права на создание дополнительных платных школьных религиозных классов;
- замену преподаваемого «Научного атеизма» «Религиоведением»;
- теологизации преподаваемых общественных наук (социологии, политологии, культурологии и др.);
- предоставление священнослужителям права преподавать в государственных школах, вузах;
- уравнение позиций в обществе религиозной диссертационной степени с ученой степенью по философии и наукам государственной котировки.
Достижения дались только по первым двум позициям. Была утверждена подготовка по взятой у европейцев «теологии» (theos по греч. бог, «логия» - научность), заменившей свое «богословие» (специальность 020500) при множестве критиков, недовольных преподавателей. Такая кафедра была открыта в Московском инженерно-физическом институте (2012 г.). После этого активизировалось сопоставление религиозных верований с научными знаниями без причинения беспокойств философии. «Религиоведение» не стало тождеством «теологии». Соотнесение «теологии» с науками обострилось после определения Президиумом ВАК Минобрнауки «теологии» в качестве научной специальности (12.10.2015 г.).
Государственная поддержка защиты религиозных диссертаций. Эту поддержку показало образование «Министерством образования и науки» «Объединенного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности 26.00.01 – теология (30.05.2016 г.). Высшей аттестационной комиссии (ВАК) такая работа не подошла, ведь потребовались редкие специалисты. Базой защиты таких диссертаций стали:
- Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия (г. Москва);
- Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (г. Москва);
- Московский государственный университет;
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Москва).
В состав созданного Совета по присуждению духовной степени были включены также сотрудники:
- Пермского государственного университета;
- Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС, г. Москва);
- Русской христианской гуманитарной академии (г. Санкт-Петербург);
- Самарского государственного университета;
- Санкт-Петербургского государственного университета.
Подошли для дела заведующие кафедрами «теологии», набравшие опыт работы. Соображения действий были простыми:
- всем образованным нужно больше знать о религиях, церковном компоненте общественной жизни;
- обогащение сведений религиозного содержания не является принудительной агитацией в пользу вероисповедания;
- сведения религиозного содержания сочетаются с оговорками атеистических позиций;
- на моральный облик людей религиозное просвещение влияет не негативно, а позитивно;
- религиозные сведения в наши дни не в состоянии вести страну к монархии, исключать демократию;
- религиозная компетенция противостоит межрелигиозной вражде, религиозному терроризму.
В такой непростой обстановке протоирей, доктор богословия Ходзинский В.П. решился на защиту кандидатской диссертации по философии теологического содержания на тему: «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита московского» (специальность теология, № 26.00.01, 15.02.2017 г.) [5]. Оппонентами были: доктор философских наук со специализацией по медицине и кандидат тех же наук – по мифотворчеству. Защита религиозной по содержанию работы под маркой «теологии» не удостоилась одобрения всеми теми, кто смог ознакомиться с нею, узнать о ней.
Защита кандидатской диссертации после докторской диссертации (пусть по богословию) (30.10.2015 г.), что в обратном порядке, объяснима тем, что соискатель состоял в должности декана Богословского факультета «Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета по богословию и церковной истории» (ПСТГУ, г. Москва, 03.2016 г.). Он при этом заведовал кафедрой «Практического богословия». Чтобы закрепить за собой доставшиеся должности, ему следовало показать свою компетенцию перед представшими государственными организационно-контрольными органами. Но споры о научности характера религиозных знаний только усилились.
Несогласия с научной квалификацией религиозных исследований. Не все согласились с состоятельностью опоры Хондзинского В.П. на «личный опыт веры», на «жизнь теолога». Этим средствам противопоставили факты, которые не нашлись. Предстала важность учета «опыта веры» большей численности людей. Ведь достижения ученых становятся научным компонентом при признании всех специалистов, поддержки проведенных экспериментов всеми компетентными, заинтересованными лицами.
По мнению Гельфанда М., доктора биологических наук, «теология» это то же самое «богословие», а «изучение бога наукой быть не может» [5]. У него: «В МИФИ существует кафедра теологии – это клиническое безобразие». Но почему изучение сводить только к признанию?
Юдин Г. не исключил общепризнаваемый результат «теологического исследования». Но этого для отождествления данного вида знаний с научным не достаточно.
Десницкий А. того мнения, что спорное отождествление вызвано подготовкой на Западе религиозных кадров и нерелигиозных в одном и том же вузе. Но в России иначе, этим недальновидно воспользовались. Для него «теология – частный случай философии». Но добавления «объективно-идеалистического» варианта философии нет.
Обесценил рассмотрение религии неверующими учеными Белецкий А.И. «Среди бесчисленного множества людей, пишущих на антирелигиозные темы, нет ни одного не только выдающегося, но и просто рядового ученого» [4].
Если ученые выращены в атеистической государственной среде, то они многое знать о религии не могут. Их оценочные работы о работах религиозной устремленности будут страдать слабым восприятием религиозной системы, узко-предметным подходом, при решающем влиянии материалистической установки. Но из того, что у них наука о религии «не качественная», или «науки там нет», не следует вывод о несовершенстве всей науки вообще и полноценности воззрений религиозных, в целом.
Ученость религиозная и нерелигиозная. Во всех философских течениях знания религиозные поставлены перед знаниями философскими с вынесением наук на третью позицию. Древние иудеи (Моисей) выработали монотеизм без использования для поддержки этого мировоззрения философии. Но выработанная греками философия оказалась выстроенной на политеистической религии с наличием математических, логических, социальных знаний, которые присоединившись к знаниям о природе, технике, создали научную систему.
Скудность сведений об окружающей реальности обязал использовать гипотезы, которые оказались базисными и у религии, и у философии. Науки, которые вначале определились как естественные, а потом заимели и общественные, не стали отождествлять гипотезу (веру) с истиной. Они последовали за материалистами, которые этого не сделали. Специалисты по науке, поименовавшие себя «учеными» (обученными) решили, считаться только с фактами, несомненными, доказанными. Но, ведь священники тоже обучались, разве они не ученые? Разве среди их утверждений истинных положений нет? Не трудно найти. Именно отсюда и пошло выражение «научной религии». Но не исчерпалось различение доказательств с использованием «веры» у одних любителей знаний и фактов у других. Чтобы с таким сложностями не мучиться, и подошла замена «богословия» «теологией».
Считать, что вера и наука реальности не совмещаемые, что приписывается атеистам, огрубление. Если Моисей указал, что бог вначале создал землю, потом растительный мир и лишь потом солнце, наука с этим давно не соглашается. Но и религия, и та же наука полагают, что ныне есть земля, есть на ней люди, солнце светит, а растения им пользуются. Разве это не взято религией у наук? Трудно исключить выход религиозных знаний к пониманию того, что науке еще не далось. Но ученые, если они знают о существовании религии, осведомлены о ее познавательной деятельности, могут эти новинки брать, делать своей ценностью, называть научными. Эти новинки не патентуются, даются всем для использования. Но всего этого мало для отождествления религии и науки. Не достаточно и того, что священнослужители давали народу грамоту, храмы создавали библиотеки, что немалое число верующих ученых обогатили науку во множестве направлений (Оккам У., Кузанский Н., Мендель Г., Леметр Ж., Флоренский А.Ф., Лосев А.Ф. и др.).
Христианство построено на уверенности вечного существования «мирового духа», в создании им всего остального. Наука это не берет, но ей нелегко убеждать всех в угоду материализма, что природа была всегда, что бога нет.
Выводы:
- оказание государственной властью помощи подготовке преподавательских кадров религиозных учебных заведений, учреждение специальности «теолог», защита диссертаций по такой профессии активизировали споры о научности или не научности религиозных воззрений;
- сторонники их отождествления руководствуются участием церкви в просвещении людей, моральным воспитанием народа, облегчением сопротивляемости людей жизненным трудностям;
- противники этого подчеркивают признательность церкви монархическому строю, слабое отношение к дифференцированности людей на богатых и бедных, консервативное отношение к хозяйственной, государственной организации людей;
- эти противники также полагают, что представшие новые знания не должны подтверждаться лишь предположениями, допущениями, что нужно считаться с фактами, чем определились науки;
- «богословие» вначале следует сопоставлять с философией (по минимуму с объективно-идеалистической) и только после этого с наукой.
Комментарии пользователей:
4.11.2017, 9:47 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: Текст поражает, цитируем "В СССР технические вузы были названы «институтами», а гуманитарно-социальные - «университетами».". Не знание автором (доктором наук) матчасти просто поражает. А ничего что ЛГУ (Ленинградский государственный университет) всегда имел в своем составе Матмех, то есть математико-механический факультет, который давал лучшее в Ленинграде математическое образование. Был там и биофак и геофак, которые при всем желании гуманитарными назвать нельзя. Но выводы автора еще более удивительны. "- «богословие» вначале следует сопоставлять с философией (по минимуму с объективно-идеалистической) и только после этого с наукой". То есть по мнению автора философия не наука, так может он уж пойдет до конца и откажется от степени доктора наук. Вследствие того, что: 1. Статья игнорирует общеизвестные факты. 2. Не понятно решению какой проблемы она посвящена, я это к публикации в пдф номере не рекомендую. |
4.11.2017, 12:20 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Уважаемый Леонид Борисович! Странным образом Вы не знаете о том, что в Ереванском политехническом институте им. К. Маркса, где я учился в 1955-1960 гг. на факультете «Технологии машиностроения», ни одного гуманитарного факультета не было. А в Ереванском государственном университете, не было естественных и технических факультетов. Как вы можете отнести «математику» к составу естественно-технических наук? Это наука логическая. Философию отождествлять с науками, нельзя, хотя это подсказывается моей докторской специализацией. Не поленитесь, почитайте: - Адибекян О.А. Видовой состав человеческих знаний //. Sci-article.ru, апрель, № 20, 2015 г. С. 118-123; - Адибекян О.А. О соотношении логики философской, научной и математической // Sci-article.ru, апрель, № 20, 2015 г. - С. 114-118. Где Вы были тогда и не сделали в Ереване так, как показываете в своей рецензии? Наука логика, которая числится в составе преподаваемых мною дисциплин: - Адибекян О.А. Краткий курс логики для юристов. Logica. – Пятигорск: ПГТУ, 2012. - 114 с., не позволяет слепо показатель одного элемента группы умозаключительно приписывать всей группе. Вы, что логику не проходили? Если у меня дефект, то он и у Вас в равной мере. Вы не заметили, что в СССР вузы «академиями» не называли, как это сейчас уже есть. И после этого Вы будете считать себя «ученым»? Что касается соотношения «философии» и «науки» не поленитесь, прочитайте мою статью: - Адибекян О.А. Делимы ли науки на «философские» и «нефилософские». // Sci-article.ru, август, № 36, 2016 г. – С. 80-85. Вы не в первый раз ищете в моих рукописях что-то для себя выгодное и на основании представившегося единичного фактора оцениваете всю работу негативно в целом. Вы негативно оценили мою работу (17.02.2017 г.): - Адибекян О.А. Покупно-дистанционное управление государством на расстоянии. Но ее опубликовал научный журнал «Проблемы науки. Academy», без замечаний, в номере 7 (22) 2017 г. Они не нашли там ничего дефектного. Неужели Вы не желаете для меня бесплатных публикаций, ведь я уплатил за это порядка 3.500 рублей! Должен Вам сообщить, что число моих публикаций в Sci-article.ru с декабря 2014 г. достигло рекордной величины 47 с таким раскладом: 1. 2014 - 3; 2. 2015 – 26; 3. 2016 – 13; 4. 2017 – 5. На очереди четыре. У Вас больше, или меньше? Если Вы завидуете, то пишите не рецензии, а статьи. Должен Вам посоветовать, при нахождении в чьей-то статье неточности, указывайте, как исправить. Хоть что-то нужно указывать положительное, чтобы понравиться автору. Вы, по видимому не изучали и «Этику». А я ее преподавал: - Адибекян О.А. Этика бизнеса (деловых отношений, управления) Учеб. пособие для студентов. - Пятигорск: Автиздат, -1998. -98 с. ББК: 87.7 А30. Извините за грубости, они вызваны Вашей нерасчетливостью. |
4.11.2017, 16:54 Эрштейн Леонид Борисович Отзыв: Ну хорошо. Давайте по существу. 1. Я не верю, что в Ереванском университете не было биологического и географического факультетов. Не верю. Но пусть так. В Ленинграде и Москве они были всегда. 2. Математико-механический факультет обучал не только математике, но и теормеху. Поэтому все рассуждения о статусе математики, как науки, в данном случае не имеют к теме никакого отношения. 3. "Видовой состав человеческих знаний" это просто не допустимо по названию, напрашивается "типология" или "классификация", но "видовой состав" это термин из биологии, точнее из систематики растений или животных. Поэтому даже по названию это очень не хорошо. 4. Про академии в Вашем тексте нет речи, посему не понятно, что я должен был замечать и почему. 5. Ученый я или нет, это пусть люди считают, а я предпочитаю делать дело, а не называть себя разными словами. 5. Я не ищу в Ваших текстах, что-то для себя "выгодное", позвольте осведомится какую именно "выгоду" я получаю от того, что написал тот отзыв, какой написал. 6. Этот "единичный факт", показывает то, что Вы желаете обращаться с фактами как угодно, в науке же их искажать не допустимо (хотя в философии может и можно). Но основная претензия к Вашему тексту вторая. 6. Ваши публикации здесь и где бы то ни было еще меня не интересуют, ну есть они и есть. Много чего, много где есть, меня несколько заинтересовал этот текст. 7. Относительно того, что пишу я сам милости прошу в Е-лайбрари. Там можете посмотреть, если хотите. 8. Я не знаю как это исправить, потому, что не понимаю какую проблему решает Ваш текст. Там это не изложено. Ну если желаете, то извольте - изложите проблему и покажите решения. Только тогда Вам придется весь тест переделать. 9. Об этике. С Вашей точки зрения этично только говорить "как это замечательно" и все. Извините, я такую "этику" не разделяю. Я не нарушил правила этики вообще. Ибо я не написал что Ваша статья "плоха". Я ясно написал почему она плоха. Кажется и все. |
5.11.2017, 0:13 Ганжуров Алексей Иванович Отзыв: Хорошая работа, но государственный клирикальный трэнд не остановить до очередного 91 года. Вероятно вы сделали описку в фамилии д.б.н. Гельфанда, написав через букву о. |
5.11.2017, 12:34 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Уважаемый Ганжуров А.И. Благодарю за положительную оценку моей работы. Я ошибся с написанием фамилии Гельфанда Михайла не специально. Я ошибся и с указанием ссылки на источник № 11. Фамилию я исправил, теперь не «Гельфонд», а ссылка № 5. |