Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 08.11.2017. Последняя правка: 09.11.2017.
Просмотров - 3546

Особенности эмоционального благополучия первоклассников

Ивашкина Ксения Анатольевна

магистрант

Красноярский государственный университет имени Виктора Петровича Астафьева

студент

Аликин Игорь Анатольевич, кандидат биологических наук, доцент, Красноярский педагогический университет имени Виктора Петровича Астафьева


Аннотация:
В статье обсуждается понятие эмоционального благополучия как базисного качества личности, степень которого может быть признана фундаментом психологического здоровья. Представлены особенности эмоционального благополучия первоклассников. Предъявлены критерии и комплекс методик для оценки уровня эмоционального благополучия первоклассников. Представлены результаты первого диагностического среза, которые обосновывают потребность усиления внимания к пониманию и формированию эмоционального благополучия первоклассников.


Abstract:
The article discusses the concept of emotional well-being as a basic personality trait, the degree of which may be considered the Foundation of psychological health. The peculiarities of emotional well-being of first graders. The presented criteria and a set of techniques to assess the level of emotional well-being of first graders. The results of the first scan slice that justify the need for greater attention to understanding and developing the emotional wellbeing of first graders.


Ключевые слова:
эмоциональное благополучие; формирование; младший школьный возраст; первоклассники; критерии эмоционального благополучия; диагностические результаты.

Keywords:
emotional well-being; the formation of primary school age; the first graders; the criteria for emotional well-being; the diagnostic results.


УДК 159.9

Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме эмоционального благополучия личности. Эмоциональное благополучие  является одним из базисных качеств личности, степень эмоционального благополучия может быть признана фундаментом психологического здоровья личности.

Фундамент эмоционального благополучия закладывается в детском возрасте, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых их отношений и реакций на его поведение. Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи [3].

Исследованием эмоционального состояния детей школьного возраста занимались такие ученые как: О.И. Бадулина, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, М.В. Зиновьева, О.А. Идобаева, В.Р. Лисина, В.И. Самохвалова, Т.Я. Сафонова, Л.С. Славина, Л.М. Аболин, О.А. Воробьева, В.Р. Сары-Гузель, М.С. Дмитриева. Анализируя многочисленные исследования можно сделать вывод о том, что именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Именно оно является условием реализации заложенного в человеке потенциала.

Самый сложный этап в формировании эмоционального благополучия является младший школьный возраст, а конкретно 7-8 лет.  Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом и ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет социально значимые обязанности, за выполнение которых,  получает общественную оценку. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает  [2].

По отношению к младшему школьнику, эмоциональное благополучие может быть определенно как устойчиво положительное, комфортное  эмоциональное состояние ребенка, является основой отношения ребенка  к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношения со сверстниками  [7]. Эмоциональное благополучие является основой познавательных потребностей ребенка. Критериями эмоционального благополучия являются: позитивное отношение к себе; преобладающий положительный эмоциональный фон; направленность на позитивные отношения с другими, пронизанные  доверием и заботой; отношение ребенка к семье  [9]. Полноценное проживание возраста 7-8 лет, его позитивнее приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраиваются дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта деятельности.

Поэтому, анализ эмоционального благополучия современных первоклассников и поиск факторов способствующих его позитивному формированию является актуальным.

Нами было проведено исследование по определению уровня эмоционального благополучия первоклассников в одной из школ Красноярского края. В исследовании приняли участие 40 первоклассников и 71 человек составили их родители. Временной показатель составил один месяц. Теоретический анализ позволил нам оценить определить критерии оценки эмоционального благополучия первоклассника. Для выявления состояния этих критериев у первоклассника нами использовались следующие методики:

  1. Позитивное  отношение к семье: «Кинетический рисунок семьи (Р.Бернс, С.Кауфман); «Тест-опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин).
  2. Позитивное эмоциональное состояние: «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, Р. Амен);  «САН» (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М. П. Мирошников); «Цветовые выборы» (М. Люшер).
  3. Позитивное отношение к себе: «Лесенка» (В.Г.Щур).
  4. Позитивное отношение к окружающим: методика «Одномерного шкалирования».

Статистическая обработка данных включала в себя сравнение выборок, анализ взаимозависимости признаков и один из методов многомерного статистического анализа – кластерный анализ. Для сравнения выборок использован U-критерий Манна Уитни, корреляционный анализ построен на основе расчета коэффициента корреляции Спирмана. Статистическая обработка данных выполнена с привлечением компьютерной статистической программы StatgraphicsPlusv.2.1.  Подробно критерии и уровни эмоционального благополучия первоклассников представлены в Таблице 1.

                                                                                                                  Таблица 1  
Критерии и уровни эмоционального благополучия первоклассника

Критерии

Уровни  эмоционального благополучия

Методики

Высокий

средний

низкий

Позитивное  отношение к семье

Высокий уровень благоприятности в семейной ситуации. Этим детям нравится находиться дома с родителями, выполнять обязанности по дому, так же заниматься общими семейными делами.

Средний уровень благоприятности семейной ситуации, конфликтности, чувства неполноценности.

Низкий уровень благоприятности в семейной ситуации. Конфликтность, ребенок испытывает чувство неполноценности, враждебность.

«Кинетический рисунок семьи» (Р.Бернс, С.Кауфман); «Тест-опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин)

позитивное эмоциональное состояние

Высокий уровень работоспособности, мотивации достижения успеха, активности, настроения, самочувствия, низкий уровень тревожности.

 

Средний уровень работоспособности, мотивации достижения успеха, активности, настроения, самочувствия, средний уровень тревожности.

 

Низкий уровень работоспособности, мотивации достижения успеха, активности, настроения, самочувствия, высокий уровень тревожности.

 

 «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, Р. Амен);

 «САН» (В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошниковым);

 «Цветовых выборов»(М. Люшер);

 

позитивное отношение к себе

Высокий уровень сформированности положительного отношение к себе, ребенок умеет оценивать себя и свою деятельность

Средний уровень сформированности положительного отношение к себе, ребенок  оценивает себя и свою деятельность по ситуации

Низкий уровень сформированности положительного отношения себе. Ребенок находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия.

 «Лесенка» (В.Г.Щур)

Позитивное отношение к окружающим

Высокий уровень удовлетворенности общением и совместной деятельностью со сверстниками, как в школе, так и вне школы.

Средний уровень удовлетворенности общением и совместной деятельностью со сверстниками, как в школе, так и вне школы.

Низкий уровень удовлетворенности общением и совместной деятельностью со сверстниками, как в школе, так и вне школы.

«Метод одномерного шкалирования»

По результатам диагностического исследования нами были сделаны следующие выводы:

  1. Эмоциональное благополучие первоклассника характеризуется высоким и средним уровнем. Эмоциональное благополучие испытывают 24 ребенка из 40 обследуемых. Низким уровнем эмоционального благополучия обладают 16 детей из 40 обследуемых, у этих детей низкая активность, настроение, самочувствие, самооценка, отношение к окружающим дома и в школе, высокая тревожность как субъективная, так и в типичных жизненных ситуациях.
  2. Анализ эмоционального отношения ребенка к семье показал, что 8 детей испытывают конфликтность в семейной ситуации, а чувство неполноценности в семейной ситуации испытывают 10 детей, тревожность испытывают 14 детей.
  3. Анализ родительского отношения показал, что 13 родителей устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем, 38 родителей ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, 8 родителей считают своего ребенка «маленьким неудачником».
  4. Установлена взаимозависимость эмоционального благополучия первоклассника и родительского отношения к нему. Выявлено, что эмоциональное благополучие первоклассников зависит от таких показателей родительского отношения как: принятие матери; гиперсоциализация матери, отца; симбиотичность отца; отношение к неудачам первоклассника матери и отца.  Наибольшей взаимозависимостью обладает показатель родительского отношения отца: симбиотичность. Этот показатель связан прямой корреляционной связью с самооценкой первоклассника и обратной с самочувствием, активностью, отношением к окружающим дома и на улице. Прямую корреляционную связь с тревожностью в семейной ситуации и самооценкой первоклассника имеет такой показатель родительского отношения отца как маленький неудачник. Гиперсоциализация отца имеет прямую корреляционную связь с отношением ребенка к окружающим в школе и обратную корреляционную связь с самооценкой первоклассника. Обратной корреляционной связью обладают, принятие матери с тревожностью в типичных жизненных ситуациях, гиперсоциализация матери с самооценкой первоклассника, отношение матери к неудачам ребенка с активностью первоклассника.  Таким образом, мы можем говорить о том, что большей корреляционной связью с характеристиками эмоционального благополучия первоклассника обладает родительское отношение отца.
  5. Установлена взаимозависимость между компонентами эмоционального благополучия и отношением ребенка к семье. Выявлено, что отношение ребенка к семье имеет взаимозависимость со всеми компонентами эмоционального благополучия, которые в свою очередь имеют взаимозависимость друг с другом.

В дальнейшей работе нами будет составлена программа консультативных встреч с детьми и их родителями направленная на повышения уровня эмоционального благополучия первоклассников, а так же коррекции родительского отношения к ним.

Библиографический список:

1. Берне Р.С, Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.:Смысл, 2000. 2. Божович Л.И. Избранные психологические труды // Проблемы формирования личности: под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1995. 3. Божович Л.И. Психология формирования личности. – М., 2011. – 400 с. 4. Бурлачук Л. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб: Питер, 2011. – 528 с. 5. Воробьева, О. А. Психолого – педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа. Дисс. канд. психологич. наук. – Коломна, 2000. 6. Детская психология: Учеб.пособие/Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др./Под ред. Я.Л. Коломенского, Е.А. Панько. - М.: Университетское, 1988 7. Кучерова Е.В. Эмоциональное благополучие детей как показатель их психологического здоровья. М., 1996 8. Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. – 688 с. 9. Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии// Детский практический психолог. - М.: Просвещение, 2001.




Рецензии:

8.11.2017, 20:07 Мингалеева Милеуша Талгатовна
Рецензия:  В статье "Особенности эмоционального благополучия первоклассников"представлены особенности эмоционального благополучия первоклассников, критерии и методики для оценки уровня эмоционального благополучия первоклассников, результаты исследования. Данная статья соответствует требованиям и может быть рекомендована к публикации.

9.11.2017, 2:45 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Да нет, ну разумеется этого очень мало, выводы очевидны, никакой новизны в них не просматривается. Установлены какие-то взаимосвязи. В чем они? Какова позиция автора? В чем причины сложившейся ситуации? Как можно ее исправить? А здесь 4 опросника (кстати где их краткое и описание) и вывод - эмоциональное благополучие зависит от атмосферы в семье, да это очевидно без всяких опросников. В общем это нуждается в очень серьезной доработке.

9.11.2017, 6:08 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Актуально,научно.Представляет интерес. Рекомендую к публикации.

9.11.2017, 9:30 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Статья актуальна, для уровня студенческой статьи вполне научно. Семь диагностических методик вполне достаточно для изучения эмоционального благополучия первоклассников. Но у меня есть несколько вопросов к автору: 1. Сноски на список литературы. Почему есть сноски 7, 9, а список литературы состоит из пяти источников. 2. На основании чего были выделены уровни эмоционального благополучия первоклассников? Заявленные диагностические методики позволяют оценить критерии эмоционального благополучия первоклассника. На мой взгляд, статью необходимо доработать.

09.11.2017 13:13 Ответ на рецензию автора Ивашкина Ксения Анатольевна:
Прощу прощения за сноски, не по конца скопировала список литературы. На счет уровней эмоционального благополучия: мы выделили три уровня эмоционального благополучия высокий, средний, низкий. На основании используемых методик. Дети с высоким уровнем эмоционального благополучия характеризуются:Высокий уровень благоприятности в семейной ситуации. Этим детям нравится находиться дома с родителями, выполнять обязанности по дому, так же заниматься общими семейными делами.Высокий уровень работоспособности, мотивации достижения успеха, активности, настроения, самочувствия, низкий уровень тревожности.Высокий уровень сформированности положительного отношение к себе, ребенок умеет оценивать себя и свою деятельность.Высокий уровень удовлетворенности общением и совместной деятельностью со сверстниками, как в школе, так и вне школы. Дети со средним уровнем эмоционального благополучия характеризуются:Средний уровень благоприятности семейной ситуации, конфликтности, чувства неполноценности.Средний уровень работоспособности, мотивации достижения успеха, активности, настроения, самочувствия, средний уровень тревожности.Средний уровень сформированности положительного отношение к себе, ребенок оценивает себя и свою деятельность по ситуации.Средний уровень удовлетворенности общением и совместной деятельностью со сверстниками, как в школе, так и вне школы. Дети с низким уровнем эмоционального благополучия характеризуются:Низкий уровень благоприятности в семейной ситуации. Конфликтность, ребенок испытывает чувство неполноценности, враждебность.Низкий уровень работоспособности, мотивации достижения успеха, активности, настроения, самочувствия, высокий уровень тревожности.Низкий уровень сформированности положительного отношения себе. Ребенок находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Низкий уровень удовлетворенности общением и совместной деятельностью со сверстниками, как в школе, так и вне школы.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх