бакалавр
Волгоградский государственный университет
студент
Нелин Тимур Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, кафедра «Международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения», Волгоградский государственный университет
УДК 331.109.38
Введение
Лоббирование китайских политических интересов находится в фокусе внимания определённых групп акторов и игроков «китайского политического лобби», которые, продвигая и защищая интересы КНР, детерминируют сущность прокитайского лоббизма.
Спектр игроков китайского лоббизма представлен элементами с разнообразными целями, разной степенью политического и экономического влияния: это характеризует организационную структуру китайского лобби в США как действительно разнообразную и неоднородную
Актуальность.
На сегодняшний день исследование лоббизма и лоббистских практик приобретает всё большую актуальность, поскольку возрастает значение несиловых или политических механизмов и методов продвижения и защиты политических интересов отдельных государств. Лоббизм, реализуемый определённым набором заинтересованных акторов и игроков, которые выступают в качестве посредников или представителей интересов отдельных государств, позволяет отстаивать выгодные для страны позиции по наиболее важным, с ее точки зрения, вопросам и проблемам, которые могут возникнуть на всех уровнях внутри- и внешнеполитического взаимодействия.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать акторный состав китайского политического лоббизма в США на современном этапе.
Материалы и методы исследования.
В качестве материалов, составивших источниковедческую базу исследования проблематики акторного состава китайского лоббизма политических интересов КНР в США ,выступили законодательные акты о регулировании лоббистской деятельности в США, ежегодные отчёты, составленные на основе «Закона о регистрации иностранных агентов», а также отчёты организаций, вовлеченных в прокитайский лоббизм, статистические материалы баз данных о раскрытии лоббистской деятельности. Основным методами исследования является контент – анализ документов, а также сравнительный и качественный анализ статистических данных.
Научная новизна.
Несмотря на то, что на современном этапе существует довольно обширный пул отечественных и зарубежных научных исследований, посвящённых проблематике различных аспектов китайского лоббизма – среди авторов, занимающихся данным проблемным полем можно отметить работы Д.Б. Графова[1], Я.В. Лексютиной[2], А.О. Точёной[3], а также Р. Хребенара и К. Томаса[7], С. Вагрейк[13], и Д. Дрезнер[5], – на сегодняшний день малоизученным остаётся аспект проблемы китайского лоббизма, связанный с выявлением и конкретизацией состава акторов и групп, вовлеченных в лоббистскую деятельность в интересах Пекина.
Основная часть.
Условно можно обозначить следующие группы акторов, осуществляющие свою деятельность в интересах КНР:
Набор игроков китайского лоббизма отображает одну из сущностных характеристик китайского лобби: интересы КНР отстаиваются как китайскими, так и американскими акторами, что обусловливает двойную степень влияния на лоббирование китайских интересов: по линии КНР и китайцев и по линии США и американцев.
Кроме того, набор игроков, задействованных в продвижении китайских интересов свидетельствует о внешнем характере китайского лоббизма [1, C. 85]: давление на лоббируемые органы власти оказывается со стороны (причём в случае с китайским лобби, термин «внешний» имеет самое что ни на есть прямое значение, поскольку основополагающую роль в лоббировании китайских интересов в США играют правительственные и проправительственные элементы иностранного государства), и участники китайского лобби оказываются не инкорпорированы, в американской политической системе.
Обозначенные группы акторов китайского лоббизма позволяют сделать выводы о том, вопросы какого характера лоббируются в интересах КНР, а также какие сферы китайское лобби определяет как ключевые для прокитайских лоббистских кампаний.
Раскрытие лоббистской деятельности в базах данных, сформированных на основе закона «О раскрытии лоббистской деятельности» 1995 г. (Lobbying Disclosure Act of 1995)[10] и отчётах, сформированных на основе закона «О регистрации иностранных агентов» 1938 г. (Foreign Agents Registration Act of 1938)[9] позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе вектор активности акторов китайского лобби направлен на продвижение китайских экономических и политических интересов.
Лоббирование в политической сфере характеризуется двумя аспектами: во-первых, в фокусе внимания находятся те политические проблемы и вопросы, которые Правительством Китая рассматриваются как внутригосударственные: это такие вопросы, как права человека, свобода слова и демократия в КНР, положение религиозных меньшинств, проблемы статуса Тибета и уйгурских племен в составе КНР[4]. Важнейшая задача китайского лобби - предотвратить наиболее «мягкими» (непосредственно лоббированием), не усугубляющими двусторонние отношения способами вмешательство США в решение этих вопросов, поскольку такое вмешательство противоречит интересам КНР.
Во-вторых, ядром китайского политического лоббизма выступают американо-китайские отношения и проблемы политической повестки двусторонних отношений США и КНР, в частности проблема Тайваня, включающая в себя состояние американо-тайваньских отношений, поставки американского оружия в Тайвань, поддержка Вашингтоном антикитайской политики и риторики властей Тайваня (таблица 1)[4].
Таблица 1. Контент – анализ отчётов FARA по выявлению политической составляющей китайского лоббизма в США на современном этапе: акторы и сущность лоббирования в интересах КНР.
Годы |
Иностранные заказчики лоббистских услуг |
Нанятые лоббистские организации (фирмы) |
Сферы лоббистской деятельности, заявленная в отчётах FARA |
Лоббируемые вопросы в интересах КНР |
Затраты на лоббизм китайских интересов |
2001 - 2015 |
Посольство КНР в США (Embassy of the People’s Republic of China) |
Jones Day,Reavis &Pogue
Patton Boggs, L.L.P.
MSLGROUP Americas, Inc.
|
лоббирование и юридические услуги;
связи с общественностью;
|
|
$6 055 000 |
2003 - 2006 |
Правительство провинции Ляолин (Liaoning Province Government) |
Hogan & Hartson, L.L.P |
лоббирование и юридические услуги |
|
$ 360 652 |
2004 - 2008 |
Правительство КНР (Government of the People's Republic of China) |
Hogan & Hartson |
консультирование по вопросам государственной политики США; лоббирование и юридические услуги |
|
$1 014 364 |
Специфической чертой китайского политического лоббизма на современном этапе является вовлечение в лоббирование китайских политических интересов китайских государственных акторов, в число которых входят Правительство Народной Республики Китай, Правительства отдельных китайских провинций (Правительства провинций Ляолин, Цзянсу), муниципальные правительства крупнейших городов КНР (муниципальное правительство города Шэньян, провинция Ляонин), высшие государственные и партийные лица КНР (Лю Яньдун, вице-премьер Госсовета КНР, член Политбюро ЦК КПК; Лю Гоцян, вице-губернатор Правительства провинции Ляонин, КНР), а также непосредственно Посольство Китайской Народной Республики в США[6]. В соответствии с законом «О регистрации иностранных агентов» (1938 г.) (Foreign Agents Registration Act)[9], государственные акторы китайского политического лобби выступают в качестве иностранных заказчиков лоббистских услуг у различных лоббистских организаций и фирм, которые, регистрируясь в соответствии с FARA в качестве агентов влияния иностранного заказчика, непосредственно лоббируют интересующие его вопросы, в данном случае, это наиболее насущные для государственного звена КНР и китайских проправительственных структур проблемы внутреннего политического развития КНР, политической повестки дня отношений КНР – США, а также вопросы, связанные с выстраиванием успешного диалога с Конгрессом США и федеральными органами исполнительной власти США.
Говоря об акторах «китайского политического лобби» в США, следует отметить деятельность Фонда китайской политики США (The U.S. – China Policy Foundation) и Фонда китайско-американского взаимодействия (China – U.S. Exchange Foundation).
Некоммерческая неправительственная организация Фонд китайской политики США (U.S. – China Policy Foundation), основанная в 1995 г.[8] в Вашингтоне, США вовлечена в непрямой лоббизм китайских политических интересов[2], поскольку ни в одной из баз данных о раскрытии лоббистской деятельности данный Фонд не фигурирует ни как клиент лоббистских организаций, ни как иностранный заказчик лоббистских услуг, ни как лоббист, однако вектор активности Фонда китайской политики США, её сущность, свидетельствует о том, что деятельность этой НПО может быть причислена к косвенному политическому лоббизму китайских интересов.
Фонд китайско-американского взаимодействия (China – U.S. Exchange Foundation), основанный в 2008 г.[11] в Гонконге, КНР, является крупнейшим признанным игроком китайского политического лобби, что подтверждается информацией о раскрытии лоббистской деятельности в базах данных LDA Database, Office of Clerk’s in the House of Representatives и отчётах FARA.
В фокусе внимания обоих фондов, прежде всего, продвижение, а также непосредственное лоббирование интересов КНР в контексте политической, культурной, деловой, образовательной, научной повесток американо – китайских отношений, в рамках которых особое значение придаётся формулируемому и реализуемому обеими странами в отношении друг друга политическому курсу.
Оба фонда обладают влиятельными управленческими составами и консультативными советами, которые непосредственно определяют вектор активности фондов как игроков китайского политического лобби. Так, членами правления Фонда китайской политики США являются: бывшие послы США в КНР (Joseph W. Prueher, Clartk T. Randt Jr.), Малайзии (James Keith), Индонезии и Сингапуре (J. Stapleton Roy), Филиппинах (Richard H. Solomon); бывшие генеральные консулы США в Шанхае и Гонконге (Donald M. Anderson, James Keith); представители американских влиятельных НКО, исследовательских университетов (Американо-китайский деловой совет (U.S. – China Business Council), Брукингский институт (Brookings Institution), Университет Джона Хопкинса (John Hopkins University), а также бывшие помощники госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихого Океана (Richard H. Solomon и J. Stapleton Roy)[8].
Не менее значимые лица стоят во главе Фонда китайско-американского взаимодействия: Дун Цзянхуа (учредитель фонда, член Всекитайского комитета народного политического консультативного совета КНР (The Chinese People's Political Consultative Conference ("CPPCC")), Виктор Фунг (вице-председатель фонда, совладелец крупнейшей мировой торговой компании Li&Fung) и др[11].
Интересным является также тот факт, что в число почётных советников обоих фондов входит Генри Киссинджер – бывший госсекретарь США, стоявшего у истоков становления американо-китайских отношений. Такое совпадение не случайно: некоторые исследователи, говоря об акторах и игроках китайского лоббизма в США, указывают особую группу игроков, так называемых «друзей Китая»[5], которые оказывают негласную поддержку китайскому лобби в деле продвижения китайских интересов. Среди других почетных советников двух рассматриваемых НКО следует также выделить Роберта Рубина (Robert Edward Rubin), бывшего министра финансов США (1995 – 1999) и Мариуса М. Гринберга (Maurice R. Greenberg)[8] – в прошлом Председателя и главный исполнительного директора одной из крупнейших мировых финансовых и страховых корпораций – AIG (American International Group), сыгравшего особую роль в лоббистской кампании 1996 г., когда стоял вопрос о включении КНР в режим наибольшего благоприятствования в торговле с США[3].
Являясь неправительственными организациями, Фонд китайской политики США и Фонд американо-китайского взаимодействия сотрудничают с рядом спонсоров, которые способствуют более успешному и качественному лоббированию в интересах КНР.
Источниками финансирования Фонда китайской политики США на современном этапе выступают: Экономическое и Торговое представительство Гонконга (Hong Kong Economic and Trade Office), американская транснациональная корпорация Micron Technology, китайская государственная авиакомпания Air China, американская логистическая компания United Parcel Service, китайская ежедневная общественно-политическая газета China Daily (которая, в частности, сама выступала в качестве иностранного заказчика лоббистских услуг в сфере PR), американская пищевая компания Coca-Cola Company, крупнейшая американская авиакомпания United Airlines и др.[8]
Прокитайская деятельность Фонда китайско-американского взаимодействия спонсируется крупнейшими корпорациями Гонконга, в частности многопрофильным конгломератом, специализирующимся на операциях с недвижимостью, строительстве, судоходстве, промышленности и финансовых услугах Nan Fung Group, многопрофильной компанией, занимающейся перевозками, недвижимостью и гостиничным делом Shun Tak Holdings, крупным оператором недвижимости в Гонконге Great Eagle Holdings, многопрофильной корпорацией Henderson land Development и др.[11]
Заключение и выводы.
Таким образом, анализ сущностных характеристик и особенностей акторов китайского лоббизма, целью которого является продвижение и защита интересов КНР как в контексте выстраивания архитектуры двусторонних отношений Пекина и Вашингтона, так и непосредственно в пределах США, позволяет сделать некоторые выводы относительно спектра игроков китайского лоббизма:
1) китайский лоббизм реализуется как отдельными акторами, так и группами игроков со специфическими интересами в области внутренней и внешней политики;
2) набор акторов китайского лоббизма отражает «двойственный» характер китайского лобби: интересы КНР продавливаются как китайскими, так и американскими акторами, что способствует «двойному» лоббированию китайских интересов: по линии КНР и китайцев и по линии США и американцев;
3) прокитайские лоббистские группы занимаются продвижением определённого круга наиболее релевантных для КНР вопросов в сфере внутренней политики и проблем, возникающих в рамках двустороннего диалога Пекина и Вашингтона: от проблемы защиты прав человека в Китае, до поставок американских вооружений Китайской республике (Тайваню);
4) наиболее активными акторами, лоббирующими политические интересы Пекина являются китайские правительственные структуры (Правительство КНР, министерства КНР, Посольство Китайской Народной Республики в США) и базирующиеся в США и в КНР некоммерческие организации и фонды (China – U.S. Exchange Foundation, The U.S. – China Policy Foundation (Фонд китайской политики США);
5) отличительной чертой китайского лоббизма в США является факт вовлечения в продвижение китайских интересов так называемых «друзей Китая» (Г. Киссинджер,Мариус М. Гринберг,Р. Рубин и др.), которые могут считаться отдельной, пусть и косвенной, группой влиятельных игроков китайского лобби в США.
Рецензии:
9.11.2017, 21:36 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Уксусовой А.С. тематически полезная, если учесть стремление России сблизиться с КНР и сложность отношений этой Федерации с США. Специфика ситуации та, что в Китае есть предприниматели из США, которые участвуют в лоббистском воздействии китайцев на власть США.
Из содержания статьи следует, что находящиеся в Китае американцы лоббистски на власть Китая не действуют. Если это так, то это нужно отметить. Если на власть США действуют и проживающие в Китае американцы, то это лоббизм не только китайский, но и американский тоже, пусть с территории другой страны. Не ясно, чего добился этот лоббизм, как это повлияло на китайско-американские отношения. Во что обходится рассматриваемый лоббизм, обогащали ли тех, кто пошел навстречу или нет? Социалистический строй в Китае в помощь или во вред? По всем тем ученым, которые указываются, как исследователи того же самого лоббизма, нужно указать их труды, делать на них ссылки. Стоит приведенные замечания учесть, постараться внести в рукопись изменения, чтобы к ее содержанию у читателей претензий не было.
Я был бы рад, если бы Вы учли публикацию:
- Адибекян О.А. Лоббистская линия воздействия «гражданского общества» на власть // Sci-article.ru № 40, декабрь, 2016. - С. 85-94.