магистрант
Красноярский государственный университет имени Виктора Петровича Астафьева
студент
Аликин Игорь Анатольевич, кандидат биологических наук, доцент, Красноярский педагогический университет имени Виктора Петровича Астафьева
УДК 159.9
Эмоциональное благополучие является одной из базисных характеристик определяющих качество жизни человека. Его фундамент закладывается еще в детском возрасте, и зависит от окружающих ребенка взрослых[1].
В исследованиях эмоционального состояния детей школьного возраста (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.) эмоциональное благополучие ребенка рассматривается как: устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками[4]. И характеризуется такими критериями:
Актуальность рассмотрения вопроса эмоционального благополучия первоклассника как фактора оказывающего влияние на все сферы жизнедеятельности формирующейся личности, выявление причин способствующих снижению уровня эмоционального благополучия первоклассников, для своевременной коррекции и профилактики возникновения данной проблемы.
Повышение уровня эмоционального благополучия первоклассника может осуществляться на групповых консультациях-занятиях, в которых будут использоваться различные техники арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии, музыкальной терапии. Как основной элемент деятельности, которых, останется игра.
Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка первоклассника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни. Они являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми [7].
Исследованием детско-родительских отношений в отечественной психологии занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Костенко М. А., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., ЭльконинД.Б и многие другие.
Теоретический анализ позволил принять рабочее определение эмоционального благополучия – это устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. (Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова)
Поэтому мы считаем самым эффективным и интересным методом для повышения эмоционального благополучия групповые консультации, которые будут проходить в двух направлениях, как с детьми так и с родителями [6].
Мы предполагаем, что процесс повышения уровня эмоционального благополучия первоклассников будет эффективным, если:
1) будет проведена психологическая работа с детьми и родителями;
Занятия по программе буду полезны для эмоционально неблагополучных детей. Занятия программы рассчитаны на формирование у детей способности преодолевать трудности, придадут желание узнать новое, научат вступать в контакт с людьми, научат относиться к себе позитивно. Консультации-занятия будут проходить в следующей форме:
В связи с этим в организации занятий используются следующие способы реализации программы:
1. Коллективно-индивидуальный способ.
Группа в пределах 8 человек позволяет сохранить индивидуальный подход к каждому ребенку
2. Игровой метод включает в себя дидактические игры, задания, упражнения, направленные на содействие к решению поставленных коррекционных задач.
3. Театрализация- дети научатся понимать жесты, мимику, воспроизводить их в сценках.
4. Беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций.
5. Релаксационные упражнения.
6. Прослушивание аудиозаписи с целью снятия стрессовое состояние
7. Ритмопластика. Используется для снятия внутреннего напряжение.
8. Изотерапия. Используется для снятия остроты переживания негативных эмоций.
9. Игротерапия – расширяет восприятие мира, создает положительный образ своего тела.
10. Сказкотерапия – даёт возможность справиться с различными психологическими проблемами, учит общаться с другими детьми.
11. Использование наглядных пособий.
Первые занятия посвящены знакомству, адаптации детей, освоению в игровой форме правил поведения. По ходу программы арсенал игр и упражнений на выполнение определённых правил постоянно расширяется, правила могут усложняться. За счёт естественной для детей деятельности (игры) можно тренировать произвольную саморегуляцию двигательной активности и поведения, а также стимулировать развитие произвольности в целом.
Программа для родителей:
Цель:
В процессе группового консультирования осуществлять коррекцию родительского отношения к первоклассникам.
Задачи:
Содержание программы:
В системе родительско-детских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач групповых консультаций является формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен.
Основные блоки программы:
Диагностический, информационный, развивающий. Диагностический блок заключается как в первоначальной психодиагностике взаимоотношений родителей и ребенка перед проведением программы. Информационный блок раскрывается в конкретном содержании тех знаний, которые стремится донести ведущий до участников тренинга. Коррекционный блок программы состоит в формировании и закреплении эффективных навыков взаимодействия с ребенком, в развитии рефлексии, предоставляет возможности активного самопознания и познания своего ребенка.
Эффективность участия в групповых консультациях во многом зависит от общих установок родителей на групповую работу, от готовности и умения слышать различные позиции людей, извлекать из этого опыт. Важно, чтобы в результате такой работы у участников группы появилась возможность самостоятельно решать возникающие проблемы, поэтому ведущему следует избегать давать готовые «рецепты», существование которых вряд ли возможно. Ориентация родителей на советы и рекомендации не способствует решению консультативных задач, она блокирует активность и самостоятельный поиск, которые необходимы для успешной работы.
Структура занятий:
Способы и техники реализации программы:
Коллективно-индивидуальный способ позволяет сохранить индивидуальность каждого и одновременно привить навыки эффективного родительского отношения.
Игровой способ позволяет родителю погрузиться в детство и лучше понять, что испытывает ребенок при применении к нему не эффективных способов родительского отношения
Информационный способ раскрывает понятие неэффективных способов родительского отношения что, помогает родителю оценить, то как он реализует свое отношение к ребенку.
Рефлексия обсуждение психологических ситуации
Релаксационные упражнения позволяют снять психологические зажимы, и настроится на работу в группе.
Прослушивание аудиозаписей помогает снять эмоциональное напряжение.
Для программы по работе с детьми – это преобладание позитивного психоэмоционального состояния ребёнка. Контактность ребёнка. Эффективное поведение в социальных контактах и деятельности.
Для программы по работе с родителями – сформированность отношений сотрудничества с ребенком.
Во время проведения программы формирующего эксперимента мы столкнулись со следующими трудностями.
Одна из основных это нехватка времени. Здесь подразумевается то, что очень долго мы обсуждали с родителями и учителями когда можно проводить занятия, на какое максимальное количество времени детей можно будет задействовать для работы. С детьми было позволено, администрацией школы, заниматься не более 40 минут и один раз в неделю. С родителями определить время занятий оказалось сложнее т.к. большинство родителей работают посменно, поэтому пришлось высчитывать рабочий график практически каждого родителя. Что принесло много хлопот.
Следующей сложностью оказалось то, что взрослые люди настолько погружены в свои проблемы и настолько зажаты и стеснительны, считают, что игры это удел маленьких детей, что абсолютно были не готовы к тому, чтобы играть в детские игры и ставить себя на место своего ребенка. Поэтому в программу пришлось перед практической частью включать релаксационные техники (в основном медитативная релаксация) для того чтобы родители немного расслабились и отпустили свои проблемы на небольшой период времени. А после практической части родители задавали много вопросов практически требуя того чтобы по пунктам было сказано как и что менять в своем поведении и отношении к ребенку. Поэтому походу работы, пришлось сделать подборку отрывков из фильмов и телепередач для наглядного примера последствий неэффективного родительского отношения.
Следующая проблема возникла с тем, кто же будет ходить на занятия мама или папа. В итоге в экспериментальной группе оказали одни мамы, папы предпочли не присутствовать на занятиях.
При проведении программы формирующего эксперимента с детьми мы столкнулись с тем, что дети с заниженной самооценкой очень бояться осуждения и стесняются говорить то, что их тревожит, и что они чувствуют. Приходилось после каждого упражнения с помощью наводящих вопросов искать нужные нам эмоции и вместе с детьми делать обобщающие выводы.
Далее мы столкнулись с тем, что дети не очень хорошо рисуют так в упражнениях «нарисуй свое настроение», «рисунок на спине», «путешествие на сказочную планету» приходилось помогать детям, рисовать.
Так как время, отведенное для занятий, составило 40 минут, поэтому некоторые интересные упражнения пришлось проводить после эксперимента как закрепление результата работы. Что сказалась на результатах самого эксперимента. Так же мало занятий было посвящено теме «семья», что повлекло за собой незначительные изменения в отношении ребенка к семье.
После проведения программы формирующего эксперимента нами был сделан повторный срез, направленный на анализ уровней эмоционального благополучия первоклассников и родительского отношения к ним. В работе были использованы методики, аналогичные первому срезу. Для проверки достоверности различии был применён U-критерий Манна-Уитни.
По результатам проведенного нами сравнительного анализа нам удалось уставить различие, на уровне тенденции к достоверному различию между контрольной экспериментальной группами по параметру «благоприятная семейная ситуация», самооценка. В данном случае в экспериментальной группе уровень благоприятной семейной ситуации выше, нежели контрольной. И уровень самооценки так же выше в экспериментальной группе, нежели в контрольной.
Так же нами были зафиксированы высокодостоверные различия между контрольной и экспериментальной группами по отношению к окружающим на улице и активности. В данном случае активность и отношение к окружающим на улице в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.
Высокодостоверные различия между контрольной и экспериментальной группой были зафиксированы нами по уровню субъективной тревожности. В контрольной группе субъективная тревожность гораздо выше, чем в экспериментальной группе.
Высокодостовеное различие было зафиксировано нами между родительским отношением матерей в контрольной и экспериментальной группе по отношению к неудачам ребенка. В данном случае балл параметра «маленький неудачник» выше в контрольной группе, нежели в экспериментальной. Это говорит о том, что в экспериментальной группе матери относятся к неудачам ребенка более лояльно, считают неудачи случайными и верят в своего ребенка.
Достоверное различие зафиксировано нами между контрольной и экспериментальной группой по принятию – отверждению матерью ребенка. Балл принятия выше в экспериментальной группе, а контрольной группе выше балл отвержения матерью первоклассника. В данном случае, это говорит о том, что в экспериментальной группе хоть и типичное отношение матерей к детям, но показатели ближе к полному принятию своего ребенка таким, какой он есть.
По родительскому отношению отца между контрольной и экспериментальной группой достоверных различий зафиксировано не было.
Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что уровень эмоционального благополучия у первоклассников в экспериментальной группе улучшился по 5 параметрам из 14. А это говорит о том, что уровень эмоционального благополучия экспериментальной группы после проведения эксперимента вырос. По параметрам родительского отношения так же зафиксированы изменения по двум параметрам у матерей. Матери стали больше принимать своих детей такими, какие они есть, и считать их неудачи случайными. А родительское отношение отцов в контрольной и экспериментальной группе схоже.
Так же нами был проведен сравнительный анализ между экспериментальной группой до и после эксперимента по таким показателям эмоционального благополучия первоклассников и по показателям родительского отношения к ним.
По результатам проведения сравнительного анализа между экспериментальной группой до и после эксперимента по параметрам эмоционального благополучия первоклассников нами были зафиксированы высокодостоверные различия по 8 параметрам из 14. Это чувство неполноценности семейной ситуации, субъективная тревожность, самочувствие, активность, настроение, отношение к окружающим в школе.
В данном случае по всем параметрам кроме субъективной тревожности и чувства неполноценности семейной ситуации баллы увеличились в экспериментальной группе после эксперимента, а по этим двум параметрам балл снизился.
Это говорит о том, что дети в экспериментальной группе после проведения эксперимента стали меньше испытывать субъективную тревожность (100% детей со средним уровнем тревожности после эксперимент; до эксперимента 50% детей средний уровень, 50% высокий уровень субъективной тревожности), меньше ощущать чувство неполноценности в семейной ситуации. У них повысился уровень самочувствия, активности, настроения, дети стали лучше относиться к окружающим в школе.
Тенденцию к достоверному различию нам удалось зафиксировать по таким параметрам эмоционального благополучия как: благоприятная семейная ситуация и самооценка. Это говорит о том, что у детей начала изменяться семейная ситуация причем балл благоприятной семейной ситуации в экспериментальной группе после эксперимента выше, чем до эксперимента. У первоклассников так же изменился уровень самооценки, в экспериментальной группе до эксперимента балл ниже, чем в экспериментальной группе после эксперимента. В экспериментальной группе после эксперимента отмечается уровень адекватной самооценки у 50 % детей (4 ребенка из 8).
По родительскому отношению нами были зафиксированы достоверные различия между показателями отношения матери. Так балл принятия в экспериментальной группе после эксперимента увеличился, матери стали больше принимать своих детей такими, какие они есть, хоть и отношение осталось типичным. И, по мнению матери, дети экспериментальной группы стали лучше относиться к окружающим в школе.
Так же нами были зафиксированы высокодостоверние различия по отношению к неудачам ребенка как у матерей так у отцов. Родители, после эксперимента, стали относиться к неудачам ребенка как к случайным и стали больше верить в него.
Из выше сказанного нами, можно говорить о том, что после проведения формирующего эксперимента уровень эмоционального благополучия в экспериментальной группе значительно увеличится, по 8 параметрам из 14 отмечаются улучшения. Так же после проведения программы в экспериментальной группе изменилось родительское отношение к первокласснику так матери стали больше принимать своего ребенка, относиться к его неудачам как к случайным, верить в него, так же матери стали считать, что их дети стали лучше относиться к окружающим в школе.
В родительском отношении отца нам удалось зафиксировать изменение в отношении к неудачам ребенка, так после эксперимента отцы стали относиться к неудачам ребенка больше как к случайным и стали больше верить в силы своего ребенка.
Так же мы не могли оставить без внимания контрольную группу до и после эксперимента. И провели сравнительный анализ с целью выявить влияние естественной среды на уровень эмоционального благополучия первоклассника и родительского отношения к нему.
В результате проведения сравнительного анализа нам удалось зафиксировать изменения на уровне тенденции к достоверному различию по самочувствию первоклассников. И достоверные различия по уровню настроения первоклассников. В данном случае самочувствие и настроение улучшилось в контрольной группе после проведения эксперимента под влиянием естественной среды. Это могло произойти от того, что методика «САН» проводилась после каникул и вторым уроком, что могло повлиять на уровень самочувствия и настроения первоклассников.
По родительскому отношению было зафиксировано высокодостоверное различие в том, что, по мнению матери у ребенка улучшилось отношение к окружающим в школе. После проведения небольшого опроса, где задавался вопрос: « Как вы считаете, почему ваш ребенок стал чувствовать себя в школе лучше?», мы получили разные ответы, но большинство из них - «Я считаю, что мой ребенок адаптировался к школьным условиям, ему стало легче выполнять требования предъявляемее школой. У моего ребенка появилось много друзей из школы. Мой ребенок стал хорошо учиться, радует нас своими хорошими оценками. Нам сказал психолог».
Таким образом, внедрение консультаций - занятий с первоклассниками и групповых консультаций направленных на изменения родительского отношения к ним, способствует изменению уровня эмоционального благополучия первоклассников в лучшую сторону.
Таким образом анализ результатов формирующего эксперимента показал, что у участников экспериментальной группы произошли изменения:
Таким образом, внедрение групповых занятий с первоклассниками и групповых консультаций направленных на изменения родительского отношения к ним на более эффективное, способствует повышению уровня эмоционального благополучия первоклассников, подтверждая тем самым гипотезу нашего исследования.
Рецензии:
12.12.2017, 9:23 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи является актуальной без сомнений. Достаточно полно представлена формирующая программа. Но при этом у меня несколько вопросов к автору: не представлены результаты констатирующего этапа эксперимента, на какие данные вы основывались и разработали формирующую программу? Для меня осталось неясным сколько человек было включено в контрольную группу и сколько в экспериментальную, чтобы с уверенностью утверждать о достоверности полученных результатов. Какие диагностические методики были Вами апробированы в исследовании? Рекомендую статью доработать.