бакалавр
Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет
студент магистратуры кафедры Автоматизированных систем управления
Максименко Зоя Викторовна, кандидат технических наук, доцент кафедры Вычислительной математики и Кибернетики, Уфимский государственный авиационный технический университет
УДК 004
Введение
По своему содержанию банковская деятельность включает предусмотренный законом и банковской лицензией перечень возможных банковских операций. Банковская деятельность имеет множество аспектов. Следует различать основную и вспомогательную банковскую деятельность.
Основная банковская деятельность - это такая деятельность кредитной организации, которая включает банковские операции и сделки.
Оказание клиентам банковских услуг некредитного характера входит в основную банковскую деятельность и является вторым по важности источником дохода. Эти доходы обычно называют комиссионными доходами, поскольку плата за многие услуги взимается в виде комиссионного вознаграждения. Размер комиссионного вознаграждения устанавливается, как правило, в виде процента от суммы совершаемой операции или сделки. В тоже время к комиссионным доходам относятся доходы и от тех услуг, плата за которые взимается в форме твердой суммы или в виде возмещения понесенных банком расходов.
Услуги, предоставляющие клиенту возможность осуществлять денежные переводы по дистанционным каналам, являются самыми популярными операциями по анализу статистики активности пользователей в Интернет-банке и мобильных приложениях.
Актуальность
На данный момент все денежные переводы, осуществляемые в дистанционных каналах Банка, подвергаются проверке посредством визуального контроля, что влечет за собой множество ошибок, обусловленных человеческим фактором: нагрузка по сортировке, подтверждению или отклонению документов ложится ответственностью на работников бэк-офиса. Для того, чтобы принять решение по каждому отдельно взятому переводу, сотрудник должен вручную проверить ФИО, счет, ИНН и Банк получателя, а также проконтролировать количество символов и отсутствие запрещенных слов в наименовании назначения перевода. Рост популярности дистанционного банковского обслуживания обуславливает необходимость внедрения автоматического контроля документов.
Для решения проблем, связанных с осуществлением банковских переводов, банки, в основном, прибегают к расширению штата. Такому классическому варианту противопоставлена автоматизация этапов денежных переводов.
Цели, задачи, материалы и методы
Необходимость автоматизации контроля документов в современном банке преследует следующие цели:
Чтобы обеспечить автоматический контроль денежных переводов в рублях нужно:
Разбить бизнес-процесс "Обработка денежных переводов" на базовые этапы;
Определить, какие проверки проходит документация в рамках каждого этапа, какие проверки необходимо пройти успешно для того, чтобы завершить этап с его акцептованием;
Разработать программное решение или скрипт, позволяющие сократить количество этапов обработки документов за счет автоматической проверки введенных клиентом данных;
Сохранять данные, полученные в процессе считывания атрибутов в систему взаимодействия с клиентами для формирования клиентоориентированной политики работы Банка.
Задачи
Выявить необходимость внедрения автоматического контроля денежных переводов в рублях.
Постановка задачи
Разбить бизнес-процесс "Обработка денежных переводов" на базовые этапы. Определить, какие проверки проходит документация в рамках каждого этапа, какие проверки необходимо пройти успешно для того, чтобы завершить этап с его акцептованием. Разработать программное решение или скрипт, позволяющие сократить количество этапов обработки документов за счет автоматической проверки введенных клиентом данных. Сохранять данные, полученные в процессе считывания атрибутов в систему взаимодействия с клиентами для формирования клиентоориентированной политики работы Банка.
Материалы и методы
Было принято решение создать новое программное обеспечение, включающееся в АРМ (автоматизированное рабочее место) операциониста, которое запускается при возникновении каждого нового документа, приходящего в систему Банка через каналы дистанционного банковского обслуживания. Данное ПО синхронно осуществляет все заданные проверки и обращается ко всем необходимым для валидации БД Банка и взаимодействующих с Банком сервисам. К тому же, механизм передачи полей и атрибутов, содержащих конфиденциальную информацию о клиенте, соответствует требованиям службы безопасности Банка и не противоречит Федеральному закону от 02.02.1990 №395-1 (ред. от 26.07.2017 "О банках и банковской деятельности".
Схема текущего процесса:
Рисунок 1
В разрезе возможных доработок во внутренней системе банка, было принято решение добавить в схему этап автоматического контроля документов, после которого на визуальный контроль будут отправлены только те, которые не прошли акцептование в соответствии с проверками по автоматическому контролю.
Документы, прошедшие автоматическую обработку, в свою очередь, отправляются в историю денежных переводов.
Рисунок 2
Соответствие клиентских и технических типов приведено ниже:
Клиентские названия типов |
Технические названия типов |
Перевод между своими счетами |
1 Перевод между своими счетами |
Перевод клиенту Банка |
2 Рублевый перевод физическому лицу |
В другой банк |
2 Рублевый перевод физическому лицу |
Перевод ЮЛ или ИП |
2 Рублевый перевод юридическому лицу |
По бюджетным реквизитам |
3 Перевод по бюджетным реквизитам |
В соответствии с данной классификацией принято решение о разделении типов счетов, подходящих под вариант обработки в рамках автоматического контроля:
Для реализации процедуры автоматического было осуществлено заведение справочников:
- справочник запрещенных слов
- справочник наименований организаций.
Блок с новым программным обеспечением было принято внедрить в пре-обработчик автоматизированного рабочего места операциониста.
Как итог, время выполнения бизнес-процесса обработки документов сократилось на 78,6%, производительность труда выросла почти в 4 раза, количество ошибок при обработке денежных переводов вследствие влияния человеческого фактора сократилось на 66%, комиссионный доход Банка по данному виду операций вырос на 43%.
Научная новизна
Кроме того, при отправлении клиентом документа по дистанционным каналам банка стали проводить автоматическую валидацию на полях, где вводятся данные о сумме перевода (превышение максимальной суммы перевода, выбранной Банком, автоматически отправляет документ на визуальный контроль сотрудников бэк-офиса), счете получателя (при отрицательном результате проверок принадлежности счета документ необходимо сразу признавать отказанным), а также обращение к заведенным справочникам (если в наименовании назначения перевода присутствует запрещенное слово – документ отправляется сотрудникам, осуществляющим визуальный контроль до выяснения обстоятельств). Такой подход открывает новый ракурс на финансовые операции в банковской сфере и позволяет представить денежные переводы как один из источников знания о клиенте - при сохранении значений поля "Назначение перевода" - можно активно заполнять банковскую CRM (Customer Relationship Management).
Заключение
Таким образом, единовременные затраты Банка на разработку и внедрение программного решения по автоматическому контролю денежных переводов, поступившим по каналам дистанционного банковского обслуживания позволило увеличить комиссионный доход Банка, снизить затраты на оплату труда персонала, сократить время обработки документов и снизить трудозатраты на исправление ошибок.
Предложенный автором метод является универсальным методом для увеличения качества обслуживания клиентов и роста экономической эффективности деятельности банка. Независимо от масштабов банка, внедренная автоматизация позволит в совокупности с единовременными затратами снять нагрузку с операционистов и снизить количество ошибок, связанных с возникновением человеческого фактора в работе банка.
Опираясь на опыт ПАО УСБ, современным банкам рекомендуется произвести необходимые изменения во внутренних процессах и системах с учетом индивидуальных особенностей положения предприятия на рынке.
Рецензии:
18.11.2017, 18:21 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: А ничего что нужно указать цели и задачи статьи. А не цели и задачи процессов, описанных в статье? Руководитель то видел это? Новизна не наблюдается. Да и вообще научные статьи так не пишут. Ну если автор доработает тогда можно публиковать.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий