Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №51 (ноябрь) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 17.11.2017.
Просмотров - 3200

Повышение эффективности исполнения регионального бюджета на основе использования системы «Электронный бюджет»

Кобзева Елена Владимировна

нет

Орловский Государственный Университет имени И. С. Тургенева

студент

Збинякова Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Государственного и Муниципального Управления Орловский Государственный Университет имени И. С. Тургенева


Аннотация:
В данной статье аргументируется исполнение регионального бюджета Орловской области на основе внедрения и использования системы «Электронный бюджет». Представляется внимание того, что такое система «Электронный бюджет», каковы основные направления совершенствования исполнения бюджета Орловской области на основе данной системы в настоящее время. Актуальность данной статьи заключается в повышении эффективности и улучшении использования бюджетных средств региона путем перехода на систему «Электронный бюджет».


Abstract:
In this article the performance of the regional budget of Orel region on the basis of the implementation and use of the system "Electronic budget". It seems attention to the fact that such a system "the Electronic budget", what are the main directions of improving the implementation of the budget of the Orel region on the basis of the system currently. The relevance of this paper is to improve the effectiveness and improving the use of budgetary funds by the region of transition to system "the Electronic budget".


Ключевые слова:
эффективность исполнение бюджета Орловской области; система «Электронный бюджет»; развитие системы, мероприятия повышения эффективности; переход; этапы; развитие; реализация.

Keywords:
the effectiveness of the implementation of the budget of the Oryol region; the system.


УДК 336.513

Введение

Система «Электронный бюджет» предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчётности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счёт формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

К настоящему моменту информационная система «Электронный бюджет» прошла уже несколько стадий разработки и внедрения. Концепция, определяющая идеологию такой системы, была одобрена шесть лет назад Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 N 1275-р. Механизм ее функционирования установили спустя четыре года Постановлением Правительства РФ от 30.06.2015 N 658. Эти и другие документы стали основой для внедрения, в следствии чего органы власти (сначала федерального уровня, а затем и регионального) начали формировать документацию в «Электронном бюджете».

Актуальностью данной статьи является развитие, внедрение и переход главных распорядителей бюджетных средств и финансовых органов Орловской области на систему «Электронный бюджет». Ожидаемая эффективность и упрощение исполнение бюджета и реальные проблемы, и негативные результаты.

Целью данной статьи является выявление положительных и отрицательных результатов внедрения системы «Электронный бюджет» для повышения эффективности исполнения бюджета области.

Основная часть

Одним из актуальных направлений повышения эффективности бюджетных расходов в настоящее время является развитие системы «Электронный бюджет», а также развитие информационных систем управления региональными финансами публично-правовых образований и организаций сектора государственного управления. В рамках данной системы уже осуществился переход на единые стандарты электронной финансовой информации. Был проведён переход на использование информационных технологий в сфере управления региональными финансами и ведения финансово-хозяйственной деятельности [7, 2]. На данный момент находится на стадии завершения определённый комплекс мер, представленный на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Комплекс мер, осуществляемый в рамках перехода на систему «Электронный бюджет»

Итогом проведения комплекса мер, представленного на рисунке 1, а также мероприятий проводимых на данном этапе, должно стать следующее (рисунок 2):

 

 Рисунок 2 – Итоги проведения комплекса мер для развития системы «Электронный бюджет»

Проводимые мероприятия являются только началом развития системы «Электронный бюджет» и их недостаточно для повышения эффективного исполнения бюджета [1]. Далее необходимо реализовать такие мероприятия как (рисунок 3):

  

 

Рисунок 3 – Мероприятия для развития системы «Электронный бюджет»

Переход на электронный юридически значимый документооборот в финансово-хозяйственной деятельности потребует стандартизации процедур и операций её ведения для всех организаций сектора государственного управления [3]. В целях обеспечения унификации и стандартизации процессов управления региональными финансами, а также интеграции всех видов учёта необходимо проведение таких мер, как (рисунок 4):

 

 

Рисунок 4 – Меры, необходимые для унификации и стандартизации процессов управления региональными финансами

Проведение таких мер создаст условия для централизации ведения бюджетного учёта в электронном виде в рамках публично-правового образования, повысит достоверность бухгалтерской отчётности [5].

Согласно следующему этапу, в целях обеспечения информации, оперативности и прозрачности деятельности публично-правовых образований, а также реализации программно-целевых принципов деятельности организаций сектора государственного управления должно быть обеспечено создание единой информационной среды в сфере управления региональными финансами путём реализации мероприятий, представленных на рисунке 5.

 

Рисунок 5 – Мероприятия, необходимые для создания информационной среды в сфере управления региональными финансами

Реализация мероприятий, представленных на рисунке 5, позволит обеспечить более высокую результативность и эффективность финансовой деятельности организаций сектора государственного управления, создаст предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов, а также позволит упорядочить процедуры управления в различных сферах финансово-хозяйственной деятельности организаций и перейти к современным стандартам организации управления информационными потоками [4, 6].

Таким образом, развитие системы «Электронный бюджет» в Орловской области имеет определённые цели и задачи, направленные на повышение эффективности исполнения бюджета региона (рисунок 6), а также способствует повышению качества выполнения учётных функций, повышению прозрачности учётных процессов и сокращению затрат на ведение учёта.

 

Рисунок 6 – Развитие системы «Электронный бюджет» в Орловской области

Конечным результатом централизации учёта и отчётности должно явиться сокращение до минимума количества нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области бухгалтерского учёта и отчётности; количества допущенных ошибок в бухгалтерской отчётности единой централизованной системы, отмеченных контролирующими и инспектирующими органами; количество случаев нарушений сроков подготовки отчётности, повлекших за собой претензии контролирующих и инспектирующих органов, штрафы, пени.

Итогом всех мероприятий по реализации рассматриваемой системы станет положительное влияние на качество, скорость, оптимизацию и прозрачность исполнения бюджета (рисунок 7).

 

 

 
Рисунок 7 – Итоги реализации системы «Электронный бюджет»

Следовательно, эффективность реализации системы «Электронный бюджет» проявится как в структурной, так и в экономической сферах. Структурный эффект будет заключаться в факторах:

-          повышение качества выполнения учётных функций с использованием единых методических подходов к ведению учёта и формированию отчётности, с учётом специфики ведомственной принадлежности организации;

-          повышение квалификации сотрудников ЕРЦ и его узлов централизации;

-          повышение скорости выполнения учётных функций путём формализации документооборота, упорядочения данной процедуры, внедрения единых принципов работы сотрудников, повышения производительности труда сотрудников не менее чем на 50%;

-          повышения прозрачности учётных процессов с использованием единой базы данных и on-line мониторинга деятельности сети обслуживаемых учреждений;

-          повышение качества принимаемых управленческих решений в сфере управления финансово-хозяйственной деятельностью участников бюджетного процесса и государственных и муниципальных учреждений за счёт повышения оперативности и качества выполнения учётных функций.

Суть экономического эффекта проявляется в таких факторах, как:

-     исключение расходов на оплату труда бухгалтеров, функции которых переданы в ЕРЦ;

-     исключение расходов на консультационные услуги в сфере ведения бухгалтерского учёта и отчётности;

-     оптимизация расходов на обслуживание ИКТ учреждений;

-     экономия в результате централизации процедур бюджетных закупок;

-     увеличение эффективности (производительности) работы за счёт модернизации работы и внедрения информационных технологий.

Помимо вышеперечисленных преимуществ, система «Электронный бюджет» имеет ряд недостатков, значительно усложняющих работу организаций и его эффективное внедрение. Более весомыми проблемами являются следующие (рисунок 8):

  

Рисунок 8 – Проблемы внедрения системы «Электронный бюджет» и работы с ней

Объективно оценивая ситуацию, сложившуюся на данный момент, можно сделать вывод, что для достижения намеченных к 2020 году итогов (рисунок 9) необходимо проведение колоссальной работы не только по продолжению запланированной работы внедрения системы, но и по нейтрализации возникшего «копилки» проблем, которая довольно быстро пополняется.

  

Рисунок 9 – Итоги внедрения системы «Электронный бюджет» на 2020 год

Также, для более четкого понимания информации представленной на рисунке 9, следует отметить ключевые положения итогов реализации данной системы:

Во-первых, переход на юридически значимый электронный документооборот. Перевод в виртуальный вид всех документов, используемых в процессе создания информации о деятельности организаций госсектора (в том числе учреждений) и публично-правовых образований, - приоритетная задача, поставленная при внедрении «Электронного бюджета». Для обеспечения юридически значимого документооборота участники системы должны использовать усиленные квалифицированные электронные подписи. Соответственно, требуются идентификация (аутентификация) пользователей и регламентация их прав доступа к ресурсам системы.

Во вторых, применение единых реестров и классификаторов (перечней стандартизированной информации, необходимой для заполнения формуляров «Электронного бюджета») при создании документов. Это позволит минимизировать ввод данных с клавиатуры компьютера и исключить дублирование процедур сбора информации. То есть будет соблюден принцип однократности ее ввода.

В третьих, автоматизация всех видов учета и отчетности. Заносимая информация должна обрабатываться в режиме реального времени средствами самой системы. Это повысит прозрачность и достоверность бухгалтерской и управленческой отчетности, сократит сроки ее представления, обеспечит оперативный доступ к внесенным данным.

В четвертых, объединение процессов планирования и исполнения бюджета (расходования средств). Например, учреждениям нужно вносить в систему информацию о плановых показателях деятельности и фактических финансовых результатах. Благодаря этому станет прозрачным сам процесс финансово-хозяйственной деятельности, а не только его конечные результаты.

Вышесказанное означает, что идеология и принципы создания «Электронного бюджета» и информационных систем, функционирующих «на местах», одинаковы. Даже если в конкретном регионе или муниципалитете создана своя автоматизированная система, алгоритмы действий учреждений по налаживанию работы в ней, а также перечень документов, вести которые нужно в электронном виде, будут общими. Об этом, кстати, свидетельствуют и положения Приказа Минфина РФ от 28.12.2016 N 243н. Согласно ему все публично-правовые образования должны будут предоставлять один и тот же перечень информации (в том числе о подведомственных учреждениях) для последующего размещения ее в открытом доступе на едином портале бюджетной системы

Таким образом, система «Электронный бюджет», основная функция которой заключается в автоматизации процедур бюджетного планирования и учета операций по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности организаций госсектора, все активнее применяется органами власти и учреждениями и её внедрение является неотъемлемой частью бюджетного процесса. И вовлечение с 2017 года в работу с «Электронным бюджетом» федеральных учреждений – это лишь очередной этап развития системы. Предполагается, что в дальнейшем в едином виртуальном пространстве будут присутствовать и остальные учреждения. Следовательно, для эффективности данного процесса необходимо решение и нейтрализация проблем, и устранение недостатков, связанных с работой рассматриваемой системы, которых у неё, как показывает первоначальный опыт, не малое количество.

Библиографический список:

1. Алексеева М. Комментарий к приказу минфина россии от 30.09.2016 n 168н "о внесении изменений в общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденные приказом министерства финансов российской федерации от 20 ноября 2007 г. N 112н» // Эксперт журнала «Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера», 2017, N 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
2. Зайцева Г.Г. «Электронный бюджет» дошел до учреждений // Руководитель автономного учреждения, 2017, N 7 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
3. Концепция развития регионального сегмента электронного бюджета региона в части централизации процессов ведения бухгалтерского и управленческого учёта и формирования отчётности для всех участников бюджетного процесса региона, а также государственных и муниципальных учреждений // НПО КРИСТА. – 2016. – с. 1 – 20.
4. Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». – в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.03.2017 N 256 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
5. Положение о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «электронный бюджет». – в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.03.2017 N 256 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
6. Чернякова Е.Е. Система «Электронный бюджет» – инструмент обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности в сфере управления общественными финансами // Финансы, 2015, N 8 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
7. Электронный бюджет [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru.




Рецензии:

17.11.2017, 20:38 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Збиняковой Е. А. и Кобзевой Е. В. представлена попытка пропаганды системы «Электронный бюджет». К сожалению, этот материал не дополнен сведениями о динамике фактического исполнения бюджета, что не позволяет оценить эффективность данной системы. Но эта информация может быть интересна другим авторам, занимающимся исследованием бюджетной политики на уровне области. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх