нет
Орловский Государственный Университет имени И. С. Тургенева
студент
Збинякова Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Государственного и Муниципального Управления Орловский Государственный Университет имени И. С. Тургенева
УДК 336.513
Введение
Система «Электронный бюджет» предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчётности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счёт формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.
К настоящему моменту информационная система «Электронный бюджет» прошла уже несколько стадий разработки и внедрения. Концепция, определяющая идеологию такой системы, была одобрена шесть лет назад Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 N 1275-р. Механизм ее функционирования установили спустя четыре года Постановлением Правительства РФ от 30.06.2015 N 658. Эти и другие документы стали основой для внедрения, в следствии чего органы власти (сначала федерального уровня, а затем и регионального) начали формировать документацию в «Электронном бюджете».
Актуальностью данной статьи является развитие, внедрение и переход главных распорядителей бюджетных средств и финансовых органов Орловской области на систему «Электронный бюджет». Ожидаемая эффективность и упрощение исполнение бюджета и реальные проблемы, и негативные результаты.
Целью данной статьи является выявление положительных и отрицательных результатов внедрения системы «Электронный бюджет» для повышения эффективности исполнения бюджета области.
Основная часть
Одним из актуальных направлений повышения эффективности бюджетных расходов в настоящее время является развитие системы «Электронный бюджет», а также развитие информационных систем управления региональными финансами публично-правовых образований и организаций сектора государственного управления. В рамках данной системы уже осуществился переход на единые стандарты электронной финансовой информации. Был проведён переход на использование информационных технологий в сфере управления региональными финансами и ведения финансово-хозяйственной деятельности [7, 2]. На данный момент находится на стадии завершения определённый комплекс мер, представленный на рисунке 1.
Рисунок 1 – Комплекс мер, осуществляемый в рамках перехода на систему «Электронный бюджет»
Итогом проведения комплекса мер, представленного на рисунке 1, а также мероприятий проводимых на данном этапе, должно стать следующее (рисунок 2):
Рисунок 2 – Итоги проведения комплекса мер для развития системы «Электронный бюджет»
Проводимые мероприятия являются только началом развития системы «Электронный бюджет» и их недостаточно для повышения эффективного исполнения бюджета [1]. Далее необходимо реализовать такие мероприятия как (рисунок 3):
Рисунок 3 – Мероприятия для развития системы «Электронный бюджет»
Переход на электронный юридически значимый документооборот в финансово-хозяйственной деятельности потребует стандартизации процедур и операций её ведения для всех организаций сектора государственного управления [3]. В целях обеспечения унификации и стандартизации процессов управления региональными финансами, а также интеграции всех видов учёта необходимо проведение таких мер, как (рисунок 4):
Рисунок 4 – Меры, необходимые для унификации и стандартизации процессов управления региональными финансами
Проведение таких мер создаст условия для централизации ведения бюджетного учёта в электронном виде в рамках публично-правового образования, повысит достоверность бухгалтерской отчётности [5].
Согласно следующему этапу, в целях обеспечения информации, оперативности и прозрачности деятельности публично-правовых образований, а также реализации программно-целевых принципов деятельности организаций сектора государственного управления должно быть обеспечено создание единой информационной среды в сфере управления региональными финансами путём реализации мероприятий, представленных на рисунке 5.
Рисунок 5 – Мероприятия, необходимые для создания информационной среды в сфере управления региональными финансами
Реализация мероприятий, представленных на рисунке 5, позволит обеспечить более высокую результативность и эффективность финансовой деятельности организаций сектора государственного управления, создаст предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов, а также позволит упорядочить процедуры управления в различных сферах финансово-хозяйственной деятельности организаций и перейти к современным стандартам организации управления информационными потоками [4, 6].
Таким образом, развитие системы «Электронный бюджет» в Орловской области имеет определённые цели и задачи, направленные на повышение эффективности исполнения бюджета региона (рисунок 6), а также способствует повышению качества выполнения учётных функций, повышению прозрачности учётных процессов и сокращению затрат на ведение учёта.
Рисунок 6 – Развитие системы «Электронный бюджет» в Орловской области
Конечным результатом централизации учёта и отчётности должно явиться сокращение до минимума количества нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области бухгалтерского учёта и отчётности; количества допущенных ошибок в бухгалтерской отчётности единой централизованной системы, отмеченных контролирующими и инспектирующими органами; количество случаев нарушений сроков подготовки отчётности, повлекших за собой претензии контролирующих и инспектирующих органов, штрафы, пени.
Итогом всех мероприятий по реализации рассматриваемой системы станет положительное влияние на качество, скорость, оптимизацию и прозрачность исполнения бюджета (рисунок 7).
Рисунок 7 – Итоги реализации системы «Электронный бюджет»
Следовательно, эффективность реализации системы «Электронный бюджет» проявится как в структурной, так и в экономической сферах. Структурный эффект будет заключаться в факторах:
- повышение качества выполнения учётных функций с использованием единых методических подходов к ведению учёта и формированию отчётности, с учётом специфики ведомственной принадлежности организации;
- повышение квалификации сотрудников ЕРЦ и его узлов централизации;
- повышение скорости выполнения учётных функций путём формализации документооборота, упорядочения данной процедуры, внедрения единых принципов работы сотрудников, повышения производительности труда сотрудников не менее чем на 50%;
- повышения прозрачности учётных процессов с использованием единой базы данных и on-line мониторинга деятельности сети обслуживаемых учреждений;
- повышение качества принимаемых управленческих решений в сфере управления финансово-хозяйственной деятельностью участников бюджетного процесса и государственных и муниципальных учреждений за счёт повышения оперативности и качества выполнения учётных функций.
Суть экономического эффекта проявляется в таких факторах, как:
- исключение расходов на оплату труда бухгалтеров, функции которых переданы в ЕРЦ;
- исключение расходов на консультационные услуги в сфере ведения бухгалтерского учёта и отчётности;
- оптимизация расходов на обслуживание ИКТ учреждений;
- экономия в результате централизации процедур бюджетных закупок;
- увеличение эффективности (производительности) работы за счёт модернизации работы и внедрения информационных технологий.
Помимо вышеперечисленных преимуществ, система «Электронный бюджет» имеет ряд недостатков, значительно усложняющих работу организаций и его эффективное внедрение. Более весомыми проблемами являются следующие (рисунок 8):
Рисунок 8 – Проблемы внедрения системы «Электронный бюджет» и работы с ней
Объективно оценивая ситуацию, сложившуюся на данный момент, можно сделать вывод, что для достижения намеченных к 2020 году итогов (рисунок 9) необходимо проведение колоссальной работы не только по продолжению запланированной работы внедрения системы, но и по нейтрализации возникшего «копилки» проблем, которая довольно быстро пополняется.
Рисунок 9 – Итоги внедрения системы «Электронный бюджет» на 2020 год
Также, для более четкого понимания информации представленной на рисунке 9, следует отметить ключевые положения итогов реализации данной системы:
Во-первых, переход на юридически значимый электронный документооборот. Перевод в виртуальный вид всех документов, используемых в процессе создания информации о деятельности организаций госсектора (в том числе учреждений) и публично-правовых образований, - приоритетная задача, поставленная при внедрении «Электронного бюджета». Для обеспечения юридически значимого документооборота участники системы должны использовать усиленные квалифицированные электронные подписи. Соответственно, требуются идентификация (аутентификация) пользователей и регламентация их прав доступа к ресурсам системы.
Во вторых, применение единых реестров и классификаторов (перечней стандартизированной информации, необходимой для заполнения формуляров «Электронного бюджета») при создании документов. Это позволит минимизировать ввод данных с клавиатуры компьютера и исключить дублирование процедур сбора информации. То есть будет соблюден принцип однократности ее ввода.
В третьих, автоматизация всех видов учета и отчетности. Заносимая информация должна обрабатываться в режиме реального времени средствами самой системы. Это повысит прозрачность и достоверность бухгалтерской и управленческой отчетности, сократит сроки ее представления, обеспечит оперативный доступ к внесенным данным.
В четвертых, объединение процессов планирования и исполнения бюджета (расходования средств). Например, учреждениям нужно вносить в систему информацию о плановых показателях деятельности и фактических финансовых результатах. Благодаря этому станет прозрачным сам процесс финансово-хозяйственной деятельности, а не только его конечные результаты.
Вышесказанное означает, что идеология и принципы создания «Электронного бюджета» и информационных систем, функционирующих «на местах», одинаковы. Даже если в конкретном регионе или муниципалитете создана своя автоматизированная система, алгоритмы действий учреждений по налаживанию работы в ней, а также перечень документов, вести которые нужно в электронном виде, будут общими. Об этом, кстати, свидетельствуют и положения Приказа Минфина РФ от 28.12.2016 N 243н. Согласно ему все публично-правовые образования должны будут предоставлять один и тот же перечень информации (в том числе о подведомственных учреждениях) для последующего размещения ее в открытом доступе на едином портале бюджетной системы
Таким образом, система «Электронный бюджет», основная функция которой заключается в автоматизации процедур бюджетного планирования и учета операций по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности организаций госсектора, все активнее применяется органами власти и учреждениями и её внедрение является неотъемлемой частью бюджетного процесса. И вовлечение с 2017 года в работу с «Электронным бюджетом» федеральных учреждений – это лишь очередной этап развития системы. Предполагается, что в дальнейшем в едином виртуальном пространстве будут присутствовать и остальные учреждения. Следовательно, для эффективности данного процесса необходимо решение и нейтрализация проблем, и устранение недостатков, связанных с работой рассматриваемой системы, которых у неё, как показывает первоначальный опыт, не малое количество.
Рецензии:
17.11.2017, 20:38 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Збиняковой Е. А. и Кобзевой Е. В. представлена попытка пропаганды системы «Электронный бюджет». К сожалению, этот материал не дополнен сведениями о динамике фактического исполнения бюджета, что не позволяет оценить эффективность данной системы. Но эта информация может быть интересна другим авторам, занимающимся исследованием бюджетной политики на уровне области. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением Яцкий С.А.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий