студент
Новотроицкий филиал Национальный исследовательский технологический университет Московский институт стали и сплава
3 курс
Лицин Константин Владимирович, кандидат технических наук, доцент
УДК 62-83
Введение. Для маневрирования конусами засыпного аппарата доменной печи, т.е. подъема и опускания конусов, предусмотрены балансирные устройства с приводом от электрических лебедок. Комбинированная электрическая лебедка служит для последовательного маневрирования обоими конусами.
В типовой лебедке вращение от электродвигателя через цилиндрический редуктор и шестерню на валу редуктора передается зубчатому колесу, насаженному на грузовой вал, на котором свободно вращаются на подшипниках скольжения барабаны. Электродвигатель соединен с редуктором втулочно-пальцевой муфтой, являющейся одновременно тормозным шкивом колодочного тормоза. Барабаны цепями и канатами соединены с балансирами конусов. Цепи, прикрепленные к барабанам с помощью пальцев, наматываются на их цилиндрическую поверхность. К каждой цепи прикреплены по два каната, направленных к балансирам большого и малого конусов. На зубчатом колесе с двух сторон находятся кулаки, из которых один связывает колесо с одним барабаном, а другой (с другой стороны колеса) – с другим барабаном при помощи аналогичных кулаков на барабанах. При вращении зубчатого колеса по часовой стрелке кулак зубчатого колеса зацепляет за кулак и поворачивает его на определенный угол. При этом открывается малый конус. При обратном повороте колеса до исходного положения этот конус закрывается. При вращении против часовой стрелки от исходного положения вследствие соприкосновения кулаков с другой стороны колеса происходят поворот другого барабана и опускание большого конуса.
Актуальность. Замена двигателя постоянного тока (ДПТ) на асинхронный двигатель (АД) является актуальным направлением по причине экономически доступного управления АД. Кроме того, двигатель переменного тока, имеет такие преимущества, как:
– упрощенное обслуживание;
– уменьшенные потери электроэнергии;
– улучшенные весогабаритные показатели.
В данной статьей предполагается, что управление асинхронным двигателем также будет выполняться с помощью релейно-контакторной схемы. Поэтому предполагается осуществить только замену двигателя.
Цель работы. Модернизация электродвигателя лебедки конусов.
Задачи:
- произвести расчет АД;
- произвести выбор АД;
- проверить на нагрев.
Основная часть.
В настоящее время управление лебедкой конусов доменной печи осуществляется с помощью ДП42/36-4К, технические параметры которого представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Технические параметры ДП42/36-4К
Наименование |
Тип |
Мощность, кВт |
ПВ,% |
Число об/мин |
Лебедка управления конусами ЛК-45 |
ДП42/36-4K |
150 |
60 |
1000 |
Исходя из значений мощности при номинальной частоте вращения, приведенной в таблице 1, выберем аналогичный по мощности асинхронный двигатель.
Мощность двигателя скиповой лебедки с учетом коэффициента запаса составляет:
Р=kз×Рнагр, (1)
где kз - коэффициента запаса, составляет для двигателей в диапазоне мощностей от 100 до 250 кВт 1,12.
p=1,12×150000=168 кВт.
Были выбраны следующие АД, представленные в таблице 2.
Таблица 2 – Перечень подходящих асинхронных двигателей
Наименование |
Мощность, кВт |
Число об/мин |
КПД, % |
Класс изоляции |
Цена, руб. |
АИР 355 S4 |
250 |
1500 |
95.3 |
F |
420342 |
АИР 355 M6 |
200 |
1000 |
94 |
F |
371300 |
АОДН-355M-6Y1 |
200 |
1000 |
94,5 |
F |
460800 |
ДАЗО-200-0,38-1500Y1 |
200 |
1500 |
93.5 |
H(F) |
438200 |
Электродвигатели переменного тока серий КО, МТМ, МТКН не подходят для выбранного объекта согласно техническим требованиям.
Был выбран низковольтный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором серии АИР 355 M6, т.к. представленная модель относится к группе силовых агрегатов с высоким показателем мощности - 200 кВт. Кроме того, из возможных АД, представленных в таблице 2, данный двигатель обладает наименьшей стоимость при прочих равных показателях. Двигатель обеспечивает бесперебойное движение механизмов общепроизводственного назначения. При изготовлении всех частей мотора были использованы высокопрочные материалы, обеспечивающие продолжительный безаварийный срок службы изделия. Важными отличительными особенностями АИР 355 М6 являются надежность, безопасность, удобство эксплуатации и приемлемые цены.
Проведем расчет выбранного АД по нагреву. Для этого обратимся к таблице 3, где представлены допустимые температуры нагрева для различных классов нагревостойкости двигателей.
Таблица 3 – Классы нагревостойкости асинхронных двигателей
Обозначение класса нагревостойкости |
Температура нагрева, Tнаг °С |
Y |
90 |
А |
105 |
Е |
120 |
В |
130 |
F |
155 |
Н |
180 |
200 |
200 |
220 |
220 |
250 |
250 |
Двигатель работает в допустимом тепловом режиме при выполнении условия(2):
tраб<tдоп, (2)
где tдоп - допустимый (нормативный) перегрев двигателя, определяемый классом его изоляции;
tраб - перегрев двигателя при работе
Запишем следующее исходное уравнение теплового баланса(3):
DPdt=Adt+Cdt, (3)
где DР – потери мощности в двигателе, Вт;
С – теплоемкость двигателя, Дж/°С.
Уравнение (3) имеет решение вида:
- номинальная мощность: Р =200 кВт;
- синхронная скорость вращения: n=1000 об/мин;
- КПД: h=0,94.
Проведенные проверочные расчеты двигателя по нагреву показали, что выполняется необходимое условие по нагреву, следовательно, выбранный электродвигатель АИР 355 М6 следует использовать при проектировании привода лебедки конусов доменной печи.
Рецензии:
7.12.2017, 7:48 Ляховецкая Людмила Владимировна
Рецензия: Научная статья Каракуловой Ж.Н. "Модернизация электропривода лебедки конусов доменной печи №1 АО «Уральская Сталь» соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий