магистрант
Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет
студент, автоматизированные системы управления
Конев Константин Анатольевич, доцент кафедры автоматизированных систем управления, Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет, г. Уфа
УДК 004.9
Введение
Во всех организациях одной из главных и трудоемких задач является деятельность кадровой службы, особенно в крупных компаниях. Связана она с большим количеством документов.
На предприятии ПАО «АМЗ» трудятся более 4000 человек и для того, чтобы управлять персоналом с такой численностью, нужны соответствующие программные ресурсы. Поэтому повышение качества кадрового учета путем внедрения новых информационных технологий является актуальной задачей.
В данной статье рассматривается работа отдела кадров. Данный отдел выполняет такие функции как: прием на работу, увольнение, внесение записей в трудовые книжки, организация обучения кадров, оформление командировок и многие другие. Эти функции на предприятии ПАО «АМЗ» постепенно изменялись из-за различных факторов (принятых законов, норм, правил и т.д.), затрачиваемое время на выполнение данных функций росло и, как следствие, работники всё чаще стали не справляться со своими обязанностями.
Проблема состоит в том, что ИС, которая функционирует на данном предприятии, стала неактуальна при новых возникших условиях труда в области кадровой службы.
Цель работы – повысить эффективность работы кадровой службы путем внедрения новой ИС.
Задачи:
– сократить время на оформление приказов, договоров и прочей документации, связанной с персоналом;
– снизить вероятность учетных ошибок при сборе и обработке данных.
1. Предметная область
В данной работе речь пойдет о программном продукте БОСС-Кадровик, его разработчиком является компания «БОСС. Кадровые системы». Ключевой компетенцией данной компании является создание корпоративных информационно-аналитических систем управления человеческими ресурсами.
Определенную часть ИТ-проектов Дататех создает для Группы компаний (ГК) АйТи, в этих случаях заказчиком является одна из компаний группы [1]. Другая часть проектов, для внешних коммерческих и государственных заказчиков, выполняется работниками различных компаний ГК АйТи, и Дататех, в таком случае, выступает в роли внутреннего подразделения, который реализовывает свою часть проекта: разработку, тестирование ПО и пр.
Так, одним из заказчиков Дататех выступил Ашинский металлургический завод (АМЗ). Было необходимо автоматизировать процесс управления кадрами путем внедрения модуля «Учет кадров» информационной системы БОСС-Кадровик.
Организационная структура ПАО «АМЗ» представлена на рисунке 1.
Ашинский металлургический завод является одним из крупнейших в России производителей специальных сплавов для нужд предприятий оборонного комплекса, нефтегазовой, химической, атомной, авиационной и космической отраслей промышленности [2].
Рисунок 1 – Организационная структура ПАО «АМЗ»
В обязанности отдела кадров входит эффективное распределение человеческих ресурсов для последующего достижения целей предприятия.
Во главе отдела кадров стоит начальник, а остальные сотрудники подчиняются ему. Структура кадровой службы представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Структура кадровой службы
Все управление персоналом сосредотачивается в отделе кадров и направлено на то, чтобы обеспечить наличие профессиональных людей на предприятии.
Система кадровой документации достаточно специфична. В работе с личным составом создаётся большой объём однотипных документов, легко поддающихся формализации.
Необходимость автоматизации данной задачи объясняется наличием большого объема обрабатываемой информации, а так же потребностью выполнения этой обработки как можно быстрее.
Актуальность работы состоит в том, что именно реинжиниринг бизнес-процессов может быть эффективен в решении антикризисных задач в довольно короткие сроки, так как предполагает коренные, радикальные преобразования в управлении организацией, основанные на внедрении новых технологий управления на базе оптимизации бизнес-процессов.
2. Модель «Как есть»
Модель бизнес-процесса «как есть» обеспечивает создание эффективной ИС при автоматизации деятельности, которая поддается формальному описанию.
Данные, необходимые для обработки, могут вноситься вручную, автоматизировано, а так же автоматически, и реализоваться на бумажном или электронном носителе.
Рассмотрим один из основных процессов, протекающих в отделе кадров, а именно прием сотрудника на работу, данный процесс представлен на рисунке 3 в виде мнемосхемы. Данный процесс представлен в виде мнемосхемы, которая показывает движение документов. Документы создаются с помощью MS Word, а данные о работниках заносятся в БД через ИС КЕРМИТ. Данную программу разработали программисты Ашинского металлургического завода, и действовала она только внутри этого предприятия.
Рисунок 3 – Мнемосхема бизнес-процесса «Приема на работу» (как есть)
По мнемосхеме видно, что соискатель приносит резюме или отправляет его по почте в отдел кадров. Инспектор отдела кадров рассматривает резюме и анализирует вакансии, подходящие под данное резюме. Далее инспектор отдела кадров беседует с руководителем заинтересованного отдела, где требуется работник, и они назначают дату и время прохождения собеседования. Далее вместе или по отдельности руководитель заинтересованного отдела и инспектор отдела кадров проводят собеседование с соискателем и выносят решение о принятии или об отказе кандидатуры. Если соискатель одобрен, то инспектор отдела кадров готовит документы для принятия соискателя на работу (трудовой договор и приказ о приеме), эти документы подписываются директором предприятия АМЗ.
Для более детального просмотра изучаемого процесса «Прием на работу» была построена модель eEPC, она представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Диаграмма процесса «Прием сотрудника на работу» в нотации eEPC (как есть)
В центре модели располагаются функции, справа – элементы оргструктуры (исполнители), слева – элементы информационных моделей (данные, которые необходимы для реализации функции) [3].
Все функциональные блоки тесно интегрированы между собой и их детальное рассмотрение позволяет увидеть все документы, участвующие в данном процессе.
Минус состоит в том, что инспектору отдела кадров приходится по несколько раз вводить данные о принятом соискателе: при формировании трудового договора, при формировании приказа о приеме на работу и при последующем внесение работника в базу данных.
После исследования бизнес-процессов отдела кадров и, в частности, изучения процесса «прием на работу» были выявлены проблемы, существующие в ИС «КЕРМИТ» и затормаживающие работу специалиста кадровой службы. Вследствие этого было принято решение о внедрении новой системы «БОСС-Кадровик».
3. Модель «Как будет»
Успех проекта по разработке и внедрению ИС во многом зависит от готовности предприятия к ведению проекта, личной заинтересованности руководства, наличия ресурсов, обученного персонала, способности к преодолению сопротивления в сложившихся ситуациях.
Нужно четко понимать, что ИС призвана упростить управление организацией, улучшить процессы, усилить контроль и обеспечить этим конкурентные выгоды. На рисунке 5 изображена мнемосхема бизнес-процесса «Прием на работу» после внедрения модуля «Учет кадров».
Рисунок 5 – Мнемосхема бизнес-процесса «Приема на работу» (как будет)
По мнемосхеме видно, что инспектор отдела кадров через модуль «Учет кадров» заносит данные о новом работнике и, исходя из введенной информации, формирует необходимые документы о принятии на работу, т.е. информация о новом сотруднике вносится единожды, а не многократно, как описывалось ранее в разделе 2.
На рисунке 6 изображена диаграмма процесса (как будет) в нотации eEPC.
Рисунок 6 – Диаграмма процесса «Прием на работу» в нотации eEPC (как будет)
Внедрение модуля «Учет кадров» частично меняет последовательность процесса приема на работу. В данном модуле учитывается недостаток системы КЕРМИТ. При работе в модуле «Учет кадров» сначала происходит внесение данных о новом работнике (внесение его в БД системы) и только потом, исходя из введенной информации, формируются необходимые документы. Текст приказов и прочих документов формируется автоматически. Следовательно, инспектору отдела кадров не придется вводить информацию о работнике по несколько раз, что сокращает трудозатраты и минимизирует факт ошибки при вводе.
Заключение
Главной задачей при подборе кадров является удовлетворение спроса предприятия на работников в качественном и количественном отношении.
После исследования предметной области, а также, изучения и описания процессов работы отдела кадров на предприятии ПАО «АМЗ» был предложен оптимальный вариант – внедрение модуля «Учет кадров» ИС БОСС-Кадровик.
Приведенные, в данной работе, модели наглядно показывают, как в методологии реинжиниринга совершенствуется процесс принятия на работу, а именно, осуществляется перепроектирование бизнес-процесса с целью улучшение показателей исполнения деятельности на предприятии.
Учитывая существующие недостатки организации процессов, а также, новые возможности, предоставляемые модулем «Учет кадров» ИС БОСС-Кадровик, внедрение такой системы приведёт к повышению эффективности работы отдела кадров. Это должно произойти за счёт того, что внедряемая система позволит значительно сократить трудозатраты.
Достоинством этой системы является простота, но в то же время она содержит набор тех функций, которые необходимы для эффективного управления кадрами на предприятии.
В дальнейшем, при необходимости, автоматизированное решение, которое было внедрено, может дорабатываться для удовлетворения потребностей предприятия.
Рецензии:
19.01.2018, 22:02 Поплавская Лидия Андреевна
Рецензия: Не дан анализ современного состояния реинжиниринга на предприятии ПАО «АМЗ».
Не дано экономическое обоснованование внедрения нового продукта.
Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных показателей.
Не проведен параллельный сравнительный анализ существующего и внедряемого продуктов.
Подан сырой не осмысленный материал, не соответствующий заявленной теме.
Кандидат физ-мат наук Л.А.Поплавская
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий