УО"Полесский государственный университет"
студент
Рогацевич Ольга Валентиновна, студентка, Полесский государственный университет. Научный руководитель: Володько Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и организации производства, Полесский государственный университет.
УДК 334.723
Введение: В условиях современного состояния экономики необходимым условием является тесное взаимодействие государственного и частного бизнеса. Характер такого взаимодействия в зависимости от форм, методов может различаться из-за состояния зрелости национальных особенностей рыночных отношений.
Актуальность: Данная тема актуальна , так как государственно –частное партнерство – это новый старт для реализации современных проектов, один из наиболее эффективных инструментов социально-экономического развития.
Основная цель: Выявление проблем и путей их решения в развитии государственно – частного партнерства в Республике Беларусь.
Государственное-частное партнерства является достаточно интересной отраслью для изучения, так как служит промежуточным направлением в развитии между государственной и частной отраслями. Данная форма позволяет преодолеть противоречия, возникающие в том случае, когда некоторые объекты не могут быть переданы в частную собственность, а государство попросту не может обеспечить финансирование.
Достоинством государственно - частного партнерства является возможность создания устойчивого инвестиционного механизма, основанного на сочетании преимуществ частного сектора , который обладает управленческими навыками, определенными технологиями, достаточными финансовыми ресурсами, и государственного сектора, осуществляющего государственное регулирование соответствующей деятельности и защиту социальных интересов.
Активная стадия разработки вопроса о государственно-частном партнерстве в Республике Беларусь была начата в 2011 году и связана с подготовкой проекта Закона «О государственно-частном партнерстве», который был принят в 2015 году [1]. Наличие законодательной базы является неким гарантом и стимулом для привлечения инвестиций. Однако следует учесть, что институт ГЧП в полной мере работает тогда, когда также в стране сформирована лояльный инвестиционный климат и соответствующая инфраструктура.
Исходя из общей потребности страны в объектах инфраструктуры, по согласованию с органами государственного управления МИКС был отобран и утвержден список из 100 инфраструктурных проектов, отвечающих приоритетам социально- экономического развития Республики Беларусь. В качестве основных источников финансирования для реализации ТОП- 100 проектов НИС Правительством рассматриваются привлеченные средства в рамках соглашений о ГЧП, инвестиционных договоров, заемные средства, а также средства создаваемых в Республике Беларусь фондов поддержки отдельных секторов экономики.Колличество проектных предложений по отдельным секторам списка ТОП- 100 представлены в таблице 1.
Таблица 1- Количество проектных предложений по секторам
Тип инфраструктуры |
Количество проектных предложений |
Транспортная |
19 |
Инфраструктура автомобильного транспорта |
18 |
Инфраструктура воздушного транспорта |
1 |
Энергетическая |
5 |
Социальная |
52 |
Образование |
27 |
Здравоохранение |
9 |
Спорт, культура, туризм |
16 |
Жилищно-коммунальная |
12 |
Прочая инфраструктура |
12 |
Итого |
100 |
Примечание – Источник [2]
Общая сумма для реализации данных проектных предложений составляет 3333,34 млн. долл., из которых на транспортный сектор приходится 1187.91 млн. долл., на энергетический - 493,75 млн. долл., на социальный сектор - 1292,27 млн. долл., на жилищно - коммунальный сектор - 263,11 млн. долл., а на прочий сектор инфраструктуры приходится 96,3 млн. долл.
На 2017 год в Республике Беларусь создано 6 проектов государственно-частного партнёрства, находящиеся в активной стадии развития:
— Реконструкция автомобильной дороги М–10: граница Российской Федерации (Селище) - Гомель – Кобрин, км 109,9 – км 195,15;
— Строительство магистральной автодороги в городе Гомеле, с учетом строительства моста через реку Сож и пяти путепроводов;
— Строительство Бешенковичской ГЭС на реке Западная Двина Витебской области;
— Строительство мусороперерабатывающего завода в городе Бобруйске;
— Реконструкция комплекса зданий УЗ "Городская клиническая больница города Гродно" под "Гродненский областной клинический онкологический диспансер";
— Строительство детских дошкольных учреждеий в регионах Минской области[2].
Несмотря на тенденцию развития ГЧП в Республики Беларусь есть соответствующие проблемы, одна из которых заключается в повышении качества предоставляемых услуг в различных сферах и отраслях, а также нечеткое представление о финансовых источниках, потенциальных рисках и ожидаемой эффективности от реализации проектов в ряде случаев могут привести к неэффективному использованию государственных ресурсов. Однако, во многих странах, в связи с сложившейся экономической ситуацией, значительная часть инфраструктуры не получало регулярных и достаточных инвестиций. Для совершенствования и развития инфраструктуры необходимы инвестиции, однако государство должно также контролировать свои расходы и поддерживать низкий уровень налоговой нагрузки в стране. Для решения этой проблемы многие зарубежные страны стали прибегать к варианту, который предполагает сочетание участия государства и частного партнерства.
Стоит также отметить, что сформированная в Беларуси экономическая модель носит звание социально-ориентированная рыночная экономика, которая направлена в первую очередь на высокий уровень экономического, политического и социального развития. При этом заложенные темпы экономического роста, повышение конкурентоспособности, инновационного развития, удовлетворение социальных потребностей, несут существенную нагрузку на экономику страны, в результате чего на долю государственной собственности приходится значительная часть производственного капитала страны.
Государственно – частное партнерство работает в большей степени ручного управления, определяемого соглашением о ГЧП, который базируется не на императивных нормах закона, а на самостоятельности, инициативности и широких рамках их полномочий. Таким образом, для качественного развития данного института в Республике Беларусь необходим подход, включающий формирование адекватного отношения к нему со стороны государства и положительного инвестиционного климата.
В целях адекватного понимания возможностей и перспектив развития в Беларуси государственно-частного партнерства сегодня недостаточно руководствоваться только экономическими показателями либо правовыми нормами. Важное значение имеет выяснение социальных предпосылок для такого рода сотрудничества, рассмотрение его через призму мнений оценок и ожиданий, как граждан, так и субъектов хозяйствования. В принципах отношений в государственно – частном партнерстве законодательство должно обеспечить прозрачность и действенность гарантий для частного партнера. Для этого необходимо уточнение положений о гарантии прав частных партнеров и о порядке предоставления им льгот и привилегий.
Обобщая вышеизложенное, представляется, что, несмотря на наличие определенных барьеров (социально-экономических и структурных), становление института государственно-частного партнерства имеет реальную перспективу в современной Беларуси. Так, по мере развития партнерских отношений в различных сферах государство может сместить акценты своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на контрольные функции, тем самым обеспечивая более высокую эффективность решения своих социальных задач, что в свою очередь даст импульс социально-экономическому развитию страны [3; с. 312].
Также в пользу развития данного сотрудничества говорит и динамичное становление в последние десятилетия институтов ГЧП как в развитых странах, так и в развивающихся. Данная тенденция является лишним свидетельством того, что этот механизм работает и работает эффективно, причем в интересах всех заинтересованных сторон как государства и бизнеса, так и общества в своей совокупности выступающего в роли глобального потребителя качественных услуг.
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на наличие в экономике кризисных явлений, снижение социально - экономической активности, государственно – частное партнёрство не теряет своей активности и актуальности, являясь эффективным инструментом социально – экономического развития. На данном этапе можно говорить лишь о его зарождении. Однако проводимая государственная политика имеет свои результаты.
В заключение можно добавить, что государственно-частное партнерство является основным инструментом достижения стабильности в экономике страны.
Рецензии:
2.12.2017, 9:17 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: достаточно сжато для статьи... Предоставьте хоть какие-то данные, таблицы или графики. Не рекомендуется к печати