Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №51 (ноябрь) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 29.11.2017. Последняя правка: 02.12.2017.
Просмотров - 3072

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Жук Александра Валентиновна

УО"Полесский государственный университет"

студент

Рогацевич Ольга Валентиновна, студентка, Полесский государственный университет. Научный руководитель: Володько Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и организации производства, Полесский государственный университет.


Аннотация:
В данной статье изучены теоретические аспекты государственно-частного партнёрства согласно законодательству Республики Беларусь, рассмотрено современное состояние,проблемы,, а также выявлены основные пути развития ГЧП в Беларуси.


Abstract:
In this article theoretical aspects of public-private partnership according to the legislation of Republic of Belarus are studied, the current state, problems is considered, and also the main ways of development of PPP in Belarus are revealed.


Ключевые слова:
государственно-частное партнёрство; принципы ГЧП; проблемы ГЧП.

Keywords:
public-private partnership; principles of PPP; problems of PPP.


УДК 334.723

Введение: В условиях современного состояния экономики необходимым условием является тесное взаимодействие государственного и частного бизнеса. Характер такого взаимодействия в зависимости от форм, методов может различаться из-за состояния зрелости национальных особенностей рыночных отношений.

Актуальность: Данная тема актуальна , так как государственно –частное партнерство – это новый старт для реализации современных проектов, один из наиболее эффективных инструментов социально-экономического развития.

Основная цель: Выявление проблем и путей их решения в развитии государственно – частного партнерства в Республике Беларусь.

Государственное-частное партнерства является достаточно интересной отраслью для изучения, так как служит промежуточным направлением в развитии между государственной и частной отраслями. Данная форма позволяет преодолеть противоречия, возникающие в том случае, когда некоторые объекты не могут быть переданы в частную собственность, а государство попросту не может обеспечить финансирование.

Достоинством государственно - частного партнерства является возможность создания устойчивого инвестиционного механизма, основанного на сочетании преимуществ частного сектора , который обладает управленческими навыками, определенными технологиями, достаточными финансовыми ресурсами, и государственного сектора, осуществляющего государственное регулирование соответствующей деятельности и защиту социальных интересов.

Активная стадия разработки вопроса о государственно-частном партнерстве в Республике Беларусь была начата в 2011 году и связана с подготовкой проекта Закона «О государственно-частном партнерстве», который был принят в 2015 году [1]. Наличие законодательной базы является неким гарантом и стимулом для привлечения инвестиций. Однако следует учесть, что институт ГЧП в полной мере работает тогда, когда также в стране сформирована лояльный инвестиционный климат и соответствующая инфраструктура.

Исходя из общей потребности страны в объектах инфраструктуры, по согласованию с органами государственного управления МИКС был отобран и утвержден список из 100 инфраструктурных проектов, отвечающих приоритетам социально- экономического развития Республики Беларусь. В качестве основных источников финансирования для реализации ТОП- 100 проектов НИС Правительством рассматриваются привлеченные средства в рамках соглашений о ГЧП, инвестиционных договоров, заемные средства, а также средства создаваемых в Республике Беларусь фондов поддержки отдельных секторов экономики.Колличество проектных предложений по отдельным секторам списка ТОП- 100 представлены в таблице 1. 

Таблица 1- Количество проектных предложений по секторам

Тип инфраструктуры

Количество проектных предложений

Транспортная

19

Инфраструктура автомобильного транспорта

18

Инфраструктура воздушного транспорта

1

Энергетическая

5

Социальная

52

Образование

27

Здравоохранение

9

Спорт, культура, туризм

16

Жилищно-коммунальная

12

Прочая инфраструктура

12

Итого

100

 




















Примечание – Источник [2]

Общая  сумма  для реализации данных проектных предложений составляет 3333,34 млн. долл., из которых на транспортный сектор приходится 1187.91 млн. долл., на энергетический - 493,75 млн. долл., на социальный сектор - 1292,27 млн. долл., на жилищно - коммунальный сектор - 263,11 млн. долл., а на прочий сектор инфраструктуры приходится 96,3 млн. долл.

На 2017 год в Республике Беларусь создано 6 проектов государственно-частного партнёрства, находящиеся в активной стадии развития:

— Реконструкция автомобильной дороги М–10: граница Российской Федерации (Селище) - Гомель – Кобрин, км 109,9 – км 195,15;

— Строительство магистральной автодороги в городе Гомеле, с учетом строительства моста через реку Сож и пяти путепроводов;

— Строительство Бешенковичской ГЭС на реке Западная Двина Витебской области;

— Строительство мусороперерабатывающего завода в городе Бобруйске;

— Реконструкция комплекса зданий УЗ "Городская клиническая больница города Гродно" под "Гродненский областной клинический онкологический диспансер";

— Строительство детских дошкольных учреждеий в регионах Минской области[2].

Несмотря на тенденцию развития ГЧП в Республики Беларусь есть соответствующие проблемы, одна из которых заключается в повышении качества предоставляемых услуг в различных сферах и отраслях, а также нечеткое представление о финансовых источниках, потенциальных рисках и ожидаемой эффективности от реализации проектов в ряде случаев могут привести к неэффективному использованию государственных ресурсов. Однако, во многих странах, в связи с сложившейся экономической ситуацией, значительная часть инфраструктуры не получало регулярных и достаточных инвестиций. Для совершенствования и развития инфраструктуры необходимы инвестиции, однако государство должно также контролировать свои расходы и поддерживать низкий уровень налоговой нагрузки в стране. Для решения этой проблемы многие зарубежные страны стали прибегать к варианту, который предполагает сочетание участия государства и частного партнерства.

Стоит также отметить, что сформированная в Беларуси экономическая модель носит звание социально-ориентированная рыночная экономика, которая направлена в первую очередь на высокий уровень экономического, политического и социального развития. При этом заложенные темпы экономического роста, повышение конкурентоспособности, инновационного развития, удовлетворение социальных потребностей, несут существенную нагрузку на экономику страны, в результате чего на долю государственной собственности приходится значительная часть производственного капитала страны.

Государственно – частное партнерство работает в большей степени ручного управления, определяемого соглашением о ГЧП, который базируется не на императивных нормах закона, а на самостоятельности, инициативности и широких рамках их полномочий. Таким образом, для качественного развития данного института в Республике Беларусь необходим подход, включающий формирование адекватного отношения к нему со стороны государства и положительного инвестиционного климата.

В целях адекватного понимания возможностей и перспектив развития в Беларуси государственно-частного партнерства сегодня недостаточно руководствоваться только экономическими показателями либо правовыми нормами. Важное значение имеет выяснение социальных предпосылок для такого рода сотрудничества, рассмотрение его через призму мнений оценок и ожиданий, как граждан, так и субъектов хозяйствования. В принципах отношений в государственно – частном партнерстве законодательство должно обеспечить прозрачность и действенность гарантий для частного партнера. Для этого необходимо уточнение положений о гарантии прав частных партнеров и о порядке предоставления им льгот и привилегий.

Обобщая вышеизложенное, представляется, что, несмотря на наличие определенных барьеров (социально-экономических и структурных), становление института государственно-частного партнерства имеет реальную перспективу в современной Беларуси. Так, по мере развития партнерских отношений в различных сферах государство может сместить акценты своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на контрольные функции, тем самым обеспечивая более высокую эффективность решения своих социальных задач, что в свою очередь даст импульс социально-экономическому развитию страны [3; с. 312].

Также в пользу развития данного сотрудничества говорит и динамичное становление в последние десятилетия институтов ГЧП как в развитых странах, так и в развивающихся. Данная тенденция является лишним свидетельством того, что этот механизм работает и работает эффективно, причем в интересах всех заинтересованных сторон как государства и бизнеса, так и общества в своей совокупности выступающего в роли глобального потребителя качественных услуг.

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на наличие в экономике кризисных явлений, снижение социально - экономической активности, государственно – частное партнёрство не теряет своей активности и актуальности, являясь эффективным инструментом социально – экономического развития. На данном этапе можно говорить лишь о его зарождении. Однако проводимая государственная политика имеет свои результаты.

В заключение можно добавить, что государственно-частное партнерство является основным инструментом достижения стабильности в экономике страны.

Библиографический список:

1. О государственно-частном партнёрстве: Закон Респ. Беларусь от 30 дек. 2015 г. № 345-3: – Минск, 2015. – 17 с.
2. Государственно-частное партнерство в Республике Беларусь[Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/g4p-ru/. – Дата доступа: 29.09.2017.
3. Ярошевич Д.В. Государственно-частное партнерство как условие выхода из экономического кризиса // Пятая междунар. конф. Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Мн., 2009. С. 310–313.




Рецензии:

2.12.2017, 9:17 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: достаточно сжато для статьи... Предоставьте хоть какие-то данные, таблицы или графики. Не рекомендуется к печати

02.12.2017 17:17 Ответ на рецензию автора Жук Александра Валентиновна:
Добрый день. Спасибо за оставленную рецензию.Статья доработана с учетом ваших пожеланий.

4.12.2017, 3:11 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх