Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №52 (декабрь) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 05.12.2017. Последняя правка: 18.12.2017.
Просмотров - 1608

Дистанционное банковское обслуживание и его развитие в Республике Беларусь

Маковская Анастасия Игоревна

студентка

Полесский государственный университет

студентка

Железная Анастасия Николаевна, Полесский государственный университет, студентка. Научный руководитель: Новик Татьяна Владимировна, старший преподаватель, кафедра Банковского дела, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье рассмотрено дистанционное банковское обслуживания и пути его совершенствования в Республике Беларусь.


Abstract:
This article describes the remote banking services and the ways of its improvement in the Republic of Belarus.


Ключевые слова:
дистанционное банковское обслуживание; банк.

Keywords:
self-service; bank.


УДК 336.7

Актуальность данной темы.

На сегодняшний день в  Республике Беларусь постепенно становятся популярным  система дистанционного банковского обслуживания, что в свою очередь имеет следующие преимущества: удобство и  простота в использовании.

Цель:  провести анализ дистанционного банковского обслуживания в Республике Беларусь и предложить пути развития данного обслуживания в стране.

Методы: аналитический и сравнительный метод.

Введение.

В настоящее время развитие дистанционного банковского обслуживания, а также организация данного процесса должна основываться на интересах  клиентов и общества в целом, тем самым обеспечивая наибольший экономический и социальный эффект.

Появление системы дистанционного банковского обслуживания произошло около 20 лет назад, а именно когда британская телефонная компания British Telecom совместно со строительным обществом Nottingham Building Society и Bank of Scotland создали новую технологию (программу Homelink), что стало толчком для активного развития удалённых банковских технологий. В свою очередь, значительный рост средств коммуникаций и увеличение количества их пользователей, стало одной из важнейших причин развития дистанционного банковского обслуживания.       

Во многих зарубежных странах, например Европа и США, активно расширяют сферу дистанционного банковского обслуживания. Данные системы в этих странах более развиты, нежели в Республике Беларусь, и степень их интеграции в повседневную жизнь людей более высока.

По утверждениям специалистов в сфере банковского дела прогнозируется, что к концу 2017 года, увеличится количество пользователей  мобильного и интернет-банкинга и будет составлять 2/3 всех клиентов банков. Также, следует указать, что на сегодняшний день, практически каждый четвёртый интернет-пользователь в мире, имеющий  банковскую карту, использует услуги дистанционного  банковского обслуживания. Таким образом, в Великобритании количество данных пользователей составляет 61% , в Швеции – 88%, во Франции и США – 76% и 73,5 % соответственно.

К сожалению, дистанционное банковское обслуживание в Республике Беларусь не так широко востребовано, как за пределами страны. Таким образом, на сегодняшний день 22 банка из  24  предлагают услуги интернет-банкинга, 17 – мобильного банкинга и 8 – SMS-банкинга. Населению предоставляется возможность оплаты товаров, работ и услуг в безналичном виде через единое информационное и расчётное пространство – ЕРИП. К числу самых популярных платежей среди населения относятся: коммунальные платежи и оплата услуг предоставляемых мобильными операторами.

На начало 2017 года в Республике Беларусь можно отметить, активное распространение среди физических лиц системы интернет-банкинг.  Интернет-банкинг  представляет собой интерактивную форму взаимоотношений с клиентом.  Внедрение и активное развитие данной системы, оказывает существенное влияние на банковский бизнес в целом.

Рассмотрим, какие каналы ДБО популярны среди физических лиц:

 

 

Рисунок – Популярность пользования каналами дистанционного банковского обслуживания среди физических лиц

Источник: [Собственная разработка на основании данных источника 2].

Как видно из рисунка, наиболее популярным каналом является интернет - банкинг. Число пользователей, которое на 01.01.2017 составило 3,41 млн. человек (что составляет более 35% от всего населения республики). За последние три года наблюдается незначительный  рост использования интернет-банкинга. А такой канал, как мобильный банк более чем в 2 раза отстаёт от такого канала, как интернет-банкинг, не смотря на то, что на сегодняшний день смартфоны с доступом к выходу в интернет есть практически у каждого. Однако не стоит делать общий вывод о популярности пользования каналами дистанционного банковского обслуживания. Также необходимо брать во внимание количество сеансов пользователей мобильного банкинга, которые показывают стремительный рост и незначительное опережение по сравнению с активностью интернет-банкинга. Аналитики прогнозируют в ближайшей перспективе всё большее возрастание интереса к интернет-банкингу и на конец 2018 года число пользователей составит около 50% от всего населения Республики Беларусь.

Одним из ярких примеров зарубежного интернет-банка является Security First Network Bank.  Этот американский банк, не смотря на отсутствие офиса для обслуживания клиентов (за счёт чего  осуществляется экономия на арендной плате  и сопутствующих издержках) предлагает конкурентоспособные банковские услуги, которые привлекают клиентов, тем самым с каждым годом повышая рост клиентской базы.

Таким образом, можно выделить следующие направления по совершенствованию дистанционного банковского обслуживания в нашей стране. Первым делом, необходимо внести  изменения в действующее законодательство, с целью расширения спектра предоставляемых услуг. Проводить мероприятия, направленные на повышение привлекательности использования безналичных расчётов, в частности с использованием каналов ДБО и повышении надёжности системы дистанционного банковского обслуживания.  Необходимо проводить мероприятия, направленные на информированность населения о каналах ДБО, а также повышать качество предоставляемых банковских услуг и  технического обслуживания, например,  простота в использовании сайта, мобильного приложения.

В заключение можно  сделать следующий вывод, что  использование системы дистанционного банковского обслуживания имеет ряд своих преимуществ как для населения, так и для экономики государства в целом, а именно: для населения – экономия времени и денежных средств (так как многие банки при использовании каналов ДБО предоставляют определённые льготы), а для государства – повышение доли безналичных расчётов, тем самым сокращая теневую экономику в стране.

Библиографический список:

1. Иванов, О. Депозиты и квази-депозиты в российском праве и практике / О. Иванов // Методический журнал о доступных финансах. Микроfinance+/ - 2011. ғ 1(6). – С. 82-90.
2. Сайт Национального Банка Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by. – Дата доступа: 22.11.2017




Комментарии пользователей:

7.12.2017, 21:32 Яцкий Сергей Александрович
Отзыв: В статье Новик Т.В., Маковской А.И. и Железная А.Н. рассмотрено дистанционное банковское обслуживания и пути его совершенствования в Республике Беларусь. Для исследования был привлечен зарубежный опыт и достаточный объем статистики. Предложены конкретные рекомендации. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением Яцкий С.А.


28.12.2017, 13:23 Сулейманкадиева Алжанат Эльдеркадиевна
Отзыв: Информативная статья,рекомендую к публикации.


Оставить комментарий


 
 

Вверх