Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:

Статья опубликована в №52 (декабрь) 2017
Разделы: Филология
Размещена 14.12.2017. Последняя правка: 23.12.2017.
Просмотров - 2681

Особенности композиционной организации произведения Пелевина «Колдун Игнат и люди»

Есенов Темирбек Талгатович

Елабужский Институт КФУ

студент

Закирова Оксана Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент, Елабужский институт (филиал) КФУ / Факультет филологии и истории / кафедра русского языка и литературы; Погорелова Ксения Евгеньевна, студент 4-го курса факультета филологии и истории ЕИКФУ; Чернова Снежана Александровна, студент 4-го курса факультета филологии и истории ЕИ КФУ


Аннотация:
Статья посвящена проблемам композиционной организации текста. В работе рассматриваются особенности и включения вставных конструкций в текст художественного произведения. Материалом для исследования послужило произведение Виктора Олеговича Пелевина.


Abstract:
This article is devoted to the problems of compositional organization of the text. In the research the specifics of incorporating of plug-in constructions into the text of the literary are considered. The material for this study is the text of the novel "Wizard Ignat and people" by V.Pelevin.


Ключевые слова:
композиция; текст; произведение; сюжет.

Keywords:
Composition; text; perfoming; plot.


Любой текст обладает композиционным построением, обеспечивающим его смысловым частям определенное расположение и взаимосвязь с учётом законов логики и авторского замысла. Различные аспекты композиции художественного произведения неоднократно становились объектом исследования. Ср.: Глухоедова2009, Калинина 2009, Коновалова 2008, Подтихова 2010 и др.В структуре композиции особый интерес, на нашвзгляд, представляют так называемые внесюжетные элементы (лирические отступления, текст в тексте, вставные рассказы и т.д.), особенности «сцепления» данных смысловых частей с основным текстом, обуславливающие произведению целостность и связность.

Объектом нашего исследования является композиционное построение рассказа Виктора Пелевина «Колдун Игнат и люди».  Предметом определены особенности композиции обозначенного рассказа, заключающиеся в первую очередь в наличии в тексте внесюжетных элементов.  Целью настоящего исследования является выявление роли и способа включения  вставных компонентов в текст произведения.

Рассказ В.Пелевина«Колдун Игнати люди» имеет довольно небольшой объем (чуть более четырёхсот слов), почти половину которого занимают вставные элементы. У каждого вставного элемента имеется заголовок: «Откровение Св. Феоктиста», «Как Михаил Иваныч с ума сошел и умер», «Рассказ о таракане Жу». Названия, как нам кажется, являют пример нисходящей градации, поскольку одноименные тексты расположены так, что повествование идет вначале о святом,личности, особенно почитаемойза святость, благочестие, праведность, далее идет повествование об обычном человеке и завершаетсярассказом о букашке, насекомом.От святого повествование нисходит к таракану.

Несмотря на различие субъектов повествования, вставные элементы объединены между собой общей темой:во всех случаях речь идет о смерти. И если в первом тексте идея о том, что нет вечной жизни, всё ведет к смерти, выражена имплицитно во фразе «Ничего не вышло», то во втором тексте обозначенная тема эксплицируется лексемами «мертвец», «умер», а в третьем тексте  лексемой «смерть», являющейся ядром одноименного семантического поля в рассказе «Колдун Игнат и люди». Перечисленные имплицитные и эксплицитные средства обозначения темы скрепляют три вставных текста в единый смысловой блок.

Введение в основной текст ровно трех элементов неслучайно. Цифра «три» в нумерологии – совершенное число, означающее три уровня вселенной, завершение процесса [6, с. 58]. Утроение действия, в нашем случае, тройной повтор коротких рассказов, придает им особую целостность, некий высший смысл. Тройственность действия сближает произведение со сказкой, где число три имеет сакральный смысл, и оправдывает определенный автором жанр – сказочка.

С основным текстом данный триединый смысловой блок связан, на наш взгляд, двумя способами. Во-первых, вставные конструкции представляют собоймини-тексты, сочиненные протоиереем Арсеникумом,  одним из персонажей произведения, и принесенные главному герою колдуну Игнату сословами: «Глянь-ка, чего я понаписал!».  Словами, скрепляющими вставные тексты и основной текст, являются: личное местоимение я и глагол понаписать в форме прошедшего времени со значением «написать многое».

Во-вторых, вставные тексты тесно связаны с сюжетной линией произведения: вПроклов день, 4 мая 1912 года, когда принято проклинать нечистую силу,  мужики пришли убивать колдуна. С этой же целью посчитал правильным нанести визит и протоиерей, который был нередким гостем колдуна Игната. Ср.: «Игнат хлопотал с самоваром, доставал пряники»[5, с. 57].Протоиерей намекает Игнату на цель визита посредством рассматриваемых вставных текстов, которые гармонично включаются в композицию всего произведения, являясь неотъемлемой частью сюжетного хода.

Главный герой, читая предназначенные для него сообщения, догадывается о цели визита протоиерея, но делает вид, что не понимает, куда тот клонит. Ср.: «– Ха-ха-ха! – засмеялся Игнат, а сам подумал: «Неспроста это» []; ««Нет, точно, неспроста это», – решил Игнат, но виду опять не подал и вместо этого сказал:

– Интересно. Только не очень понятна главная мысль».

Протоирей пришел убить колдуна Игната, отсюда и говорящее имяАрсеникум, которое является латинским  названием мышьяка, опасного человека яда, и использование в основном тексте словооформ «смерть», «убить», и значение «орудие убийства», появляющееся в контексте у лексемы топор. Ср.: «Вошли какие-то мужики в овчинах, пряча за спины ржавые большие топоры.

… Вот, – стесняясь и переминаясь с ноги на ногу, отвечали мужики, – убить тебя думаем» [5, с. 59].

В рассказе вставные элементы используются автором как подготовка к определенному акту, намек персонажу на предполагаемые действия. Эти мини-тексты имеют определенного адресата и представляют собой особую форму коммуникации «автор-читатель». Они предназначены исключительнодля колдуна Игната, а не для широкой публики, поэтому протоиерей против того, чтобы колдун читал тексты вслух. Другими словами, это сообщения не для тех, кто непосредственно приходит убивать колдуна, то есть не для мира в значении «сельская община». Ср.: «Всем миром решили. Мир завсегда колдунов убивает» [5, с. 59].

Таким образом, в рассказе В.Пелевина «Колдун Игнат и люди» вставные тексты не являются чужеродными элементами, а включены автором в сюжетный ход повествования, являясь его неотъемлемой частью, что способствуетсохранению целостность произведения.

Средствами связности вставных рассказов с основным текстом, как показывает анализ, в подавляющем большинстве случаев выступает лексический и семантический повтор.

Библиографический список:

1. Глухоедова Н.Н. Языковая композиция художественного текста: структурные компоненты: автореф. дис. … канд. филол. наук. – 2009. – 24 с. 2. Калинина Ю.М. Композиция художественного текста как средство выражения его антропоцентричности :автореф. дис. … канд. филол. наук. - Липецк, 2009.- 24 с. 3. Коновалова М.В. Глобальные категории когерентности и интертекстуальности в юридическом дискурсе: автореф. дис. … канд. филол. наук. - Челябинск, 2008. – 25 с. 4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., доп. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — 944 с. 5. Подтихова Е.А. Композиция текста в лингвосемиотическом освещении: модели трансформации в графической и вербальной знаковых системах :автореф. дис. … канд. филол. наук. - Оренбург, 2010.- 22 с. 6. Пелевин, В.О. Колдун Игнат и люди: повести и рассказы / В.О. Пелевин. – М.: Эксмо, 2008. – 320 с. 7. Топоров, В. Н. О числовых моделях в архаичных текстах / В.Н. Топоров // Структура текста. – М., 1980.




Рецензии:

16.01.2018, 1:46 Глазырина Светлана Аркадьевна
Рецензия: Статья характеризуется как теоретической так и практической значимостью. Лингвостилистический анализ композицц рассказа В.Пелевина не вызывает замечаний. Выводы вполне обоснованы. Статья рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх