бакалавр
Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева
студентка факультета иностранных языков
Жуина Диана Валериевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной и прикладной психологии Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева
УДК 89.5
Введение. В современном обществе происходят процессы активного внедрения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в сферу межличностной коммуникации. Информационная среда оказывает значительное влияние на повседневную жизнь не только взрослого человека, но и подрастающего поколения. Вопрос об успешном развитии личности подрастающего поколения и благоприятной адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни, диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к школьному и внешкольному образованию, где особое значение приобретает формирование у учащихся навыков эффективной межличностной коммуникации, как залога их благополучного развития [2].
Виртуальная активность современной молодежи, в том числе интерактивная коммуникация, чаще всего реализуется именно в Интернет-сети. Исследования в этой области ведутся с начала 90-х годов XX в. Так, ряд авторов (А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, И.В. Шевченко, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, Е.И. Дмитриева, В.П. Долматов, А.В. Хуторской, S.A. Birnie, D.N. Greenfield, P.M. Valkenburg, J. Peter, T. Postmes, K.S. Young и др.) рассматривают проблему воздействия сетевых ресурсов на личность активных пользователей Интернет-пространства в двух аспектах: изучение влияния киберпространства на особенности познавательных процессов и специфики общения людей, склонных к долговременному нахождению в виртуальной среде и взаимодействию с виртуальным и реальным собеседником [3].
Актуальность исследования. Поскольку в последнее время Интернет стал неотъемлемым элементом повседневной жизни и местом времяпрепровождения огромного количества людей, изучение влияния социальных сетей на личность имеет особую важность и актуальность, особенно в подростковом возрасте, так как именно в этот период человек обладает наибольшей чувствительностью к влиянию информационных и коммуникационных технологий. Под воздействием Интернета происходят изменения в ценностных ориентациях молодежи, формируется новый по своему содержанию, качеству вид общения. Такое стремительное развитие информационных технологий и захват социальными сетями внимания подавляющего большинства подростков ставит проблему влияния виртуального общения на их способность полноценно общаться в реальной жизни, на развитие и формирование коммуникативной компетентности.
Активное вхождение в сетевое пространство и адаптация к условиям деятельности, опосредованной сетевыми ресурсами, ставит актуальнуюна сегодняшний день проблему изучения особенностей межличностной коммуникации подростков – активных пользователей Интернет-сети.
Психологические исследования в сфере общения посредством интернета можно распределить по нескольким основным направлениям: социально-психологические и педагогические аспекты коммуникативных процессов в сети (М. Ю. Бухаркина, А. Е. Войскунский, А. Е. Дмитриева, В. П. Долматов, Е. Жичкина, Е. С. Полат, А. В. Хуторской, И. В. Шевченко, и др.); изучение формирования социального сознания под влиянием новых возможностей идентификации и самопрезентации, а также специфики сетевого общения (Е. П. Белинская, В. А. Бурова, Е. Н. Блохина, Э. В. Губенко, В. Becker, Р. Kelly и др.); рассмотрение особенностей нахождения детей и их родителей в компьютерную среде и в мире сетевых ресурсов (Дж. Сулер, Ш. Текл, П. Уоллес и др.); выявление социально-психологических особенностей общения посредством Интернета (Н. Деринг, В. Фриндте, Т. Келер и др.); проблема Интернет–зависимости (В. А. Бурова, Ц. П. Короленко, А. Ф. Шайдулина, R. A. Devis и др.) [1].
На основании анализа психологических исследований по данной проблематике, можно говорить о позитивных и негативных последствиях активного интернет–общения, проявляющиеся в процессе реальной межличностной коммуникации.
Как постоянные, так и эпизодические контакты требуют особых умений, которые именуются коммуникативными. Нужно уметь, например, обратиться к незнакомому человеку с какой–либо просьбой, правильно отреагировать на просьбу другого человека, извиниться за невольно причиненное неудобство, с подобающей скромностью ответить на чей–либо комплимент и т.д. Обладание такого рода умениями делает общение легким и приятным для обоих партнеров.
С другой стороны, недостаточная сформированность коммуникативных умений нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций, к проявлениям агрессии, ничем не оправданной враждебности или, наоборот, к пассивности, бездеятельности, равнодушию в отношении потребностей и просьб других людей [2].
Цель и методика проведения исследования. С целью изучения особенностей межличностной коммуникации подростков - активных пользователей Интернет-сети, нами было проведено эмпирическое исследование с использованием следующего психодиагностического инструментария: анкета «Как часто ты общаешься в социальных сетях?»; методика «Изучение компетентности в общении» (В. Ф. Ряховский), методика «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин); Тест коммуникативных умений Л. Михельсона (в адаптации Ю. З. Гильбуха); метод математической обработки данных «φ-критерий Фишера».
В исследовании приняли участие 50 учащихся 9 классов МОУ «Гимназия 19», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» г.о. Саранск Республики Мордовия. Результаты эмпирического исследования позволили выявить особенности межличностной коммуникации подростков – активных пользователей сети Интернет.
Научная новизна исследования. В отечественной и зарубежной литературе имеется немало работ, посвященных проблеме воздействия Интернет-пространства на развитие подростка, в том числе и на его коммуникативные способности. Нами сделан сравнительный анализ особенностей межличностной коммуникации подростков-активных пользователей интернет-сети в условиях киберпространства и в условиях реального общения.
Результаты исследования. Результаты анкетирования показали, что большинство подростков (77%) приравнивают общение в социальных сетях к реальному общению. 25% опрошенных считают, что общаться в социальных сетях легче, чем в реальной жизни. Более 60% респондентов проводят время в социальных сетях во время встреч с друзьями, уроков или приема пищи. 83% испытуемых предпочйтают обсудить проблемные вопросы с друзьями по телефону или в социальных сетях, чем встретиться лично.
Результаты, полученные с помощью методики изучения компетентности в общении В. Ф. Ряховского позволили выявить, что у значительной части подростков – 40 % – отмечены низкие показатели компетентности в общении, у 28 % учащихся – средний уровень компетентности в общении, у 12 % – уровень выше среднего и у 4 % отмечается уровень компетентности в общении ниже среднего. Тогда как лишь у 16 % выявлен высокий уровень компетентности в общении.
В ходе использования методики КОС-2 установлено, что у значительной части подростков – 40 % учащихся – отмечается низкий уровень развития коммуникативных способностей, у 34 % учащихся – средний, для 22 % учащихся характерен высокий уровень сформированности коммуникативной стороны общения и лишь у 4 % опрашиваемых проявляется высший уровень развития коммуникативных способностей.
В ходе изучения коммуникативных умений по тесту Л. Михельсона было выявлено, что в ситуациях, требующих реакции на положительные высказывания партнера по общению основная масса подростков – активных пользователей сети интернет, демонстрирует зависимый тип поведения (46%). Меньшее их количество (34%, 16% и 4%) проявляют смешанный и компетентный и агрессивный типы поведения. В ситуациях, требующих реакции на отрицательные высказывания партнера по общению, доминирующим типом поведения у подростков выступает агрессивный (52%). Примерно одинаковое количество подростков демонстрируют зависимый (22%) и смешанный (20%) типы поведения, и только 6% испытуемых – компетентный. Ситуации, в которых к подростку обращаются с просьбой и ситуации беседы вызывают у большинства испытуемых зависимый тип поведения (48% и 44% соответственно). У оставшихся учащихся типы поведения распределяются практически равномерно: агрессивный (22% и 26% соответственно), смешанный (по 16%) и компетентный (по 14%). В ситуации, требующей проявления эмпатии, превалирует зависимый тип поведения (54%). Остальные типы поведения распределились следующим образом: агрессивный (22%), смешанный (20%) и компетентный (4%).
Использование φ-критерия Фишера позволило установить статистически значимые различия в уровни развития коммуникативной компетентности и типах поведения в ситуациях межличностной коммуникации (р £ 0,05-0,01).
В заключении можно сделать вывод о том, что влияние виртуальной реальности на современное подрастающее поколение очень велико. Наряду с положительными моментами, проявляющимися в виде экономии времени на поиск информации, возможность общения на расстоянии, можно отметить и достаточно большое негативное воздействие, которое оказывает на подростка длительное пребывание в сети Интернет. Сюда можно отнести общее воздействие на физическое и психическое здоровье подростков, развитие личности и на их межличностное общение в реальной действительности. Учитывая вышеназванные проблемы, мы провели эмпирическое исследование, обобщенные результаты которого подчеркивают низкий уровень коммуникативной компетентности и коммуникативных умений подростков – активных пользователей сети Интернет.
Рецензии:
15.12.2017, 13:47 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Рассматриваемая проблема в статье на современном этапе весьма актуальна. Автор достаточно логично изложил информацию о проведенном исследовании. Рекомендую к публикации.
19.12.2017, 15:39 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Материал представляет интерес для широкого круга читателей. Актуально, научно. Представлен и довольно уместно собственный экспериментальный материал. Рекомендуется к публикации.
19.01.2018, 12:31 Бовтрук Наталия Сергеевна
Рецензия: Рекомендую к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий