Магистр права и международной экономики
Российский Государственный Гуманитарный университет
Преподаватель
Киселёв Игорь Васильевич, старший преподаватель, Омская юридическая академия
УДК 34
Право - многогранная и сложная система, включающая в себя такие взаимосвязанные категории как система правил поведения, общественные отношения, государственное воздействие и т.д.
По мнению некоторых отечественных авторов, например, Четвернина В.А., право – это общеобязательные нормы, выражающие и обеспечивающие равную свободу индивидов в обществе и государстве [1,37]. Григорьева И.В. отмечает, что право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определённых норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества [2,68]. Право, согласно Нерсесянцу B.C., выражает свободу людей именно потому, что говорит и действует языком и мерами равенства [3,50].
Всегда, участниками общественных отношений являются люди. Они имеют права. Право человека – это права, характеризующие его субъективную свободу. Симановский С.И. считает, что право человека – это признанная и гарантированная возможность совершать определенные действия по воле, усмотрению и в личных интересах человека, предъявлять законные требования к действиям других лиц, добиваться защиты своих интересов [4,13]. По мнению Скакуна О.Ф. основные права человека — гарантированная законом мера свободы (возможности) личности, которая в соответствии с достигнутым уровнем эволюции человечества способна обеспечить её существование и развитие и закреплена в качестве международного стандарта как общая и равная для всех людей [5,187].
Статья 26 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. закрепляет право каждого человек на высшее образование. Тем самым, международное сообщество утверждает неотъемлемый и естественный характер права человека на высшее образование.
По мнению автора, конституционное право на получение высшего образования в Российской Федерации (далее – конституционное право на получение высшего образования) – это общеобязательное, формальное, определенное, естественное и конституционное право человека и гражданина на приобретение знаний, умений, навыков и компетенции по конкретной специальности, санкционированное и гарантированное государством, реализуемое в общественных отношениях в сфере образования на основе доступности и бесплатности в силу способностей каждого, а также соблюдение и защита которого обеспечивается мерами государственного воздействия.
Существенными признаками конституционного права на получение высшего образования, являются:
а) естественно – правовая природа. Право каждого человека получить высшее образование – естественная и необходимая потребность, которая возникает с рождения и прекращается со смертью человека. Достоинство человека и возможность самореализации - основные детерминанты его существования как личности. Право на получение высшего образования принадлежит индивиду в силу того, что он человек.
б) конституционность. В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование. Конституция РФ утвердила международный стандарт права человека на получение высшего образования в России. В новейшей истории России право на получение высшего образования приобрело конституционный характер.
в) общеобязательность. Данный признак характеризуется способностью распространять свое действие на всех и каждого. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ право на получение высшего образования гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, а также других обстоятельств.
г) формальность. Право каждого на получение высшего образования зафиксировано в правовых источниках: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., и т.д.
д) определенность. Правовые нормы конституционного права на получение высшего образования четко, ясно и недвусмысленно изложены в правовых (законодательных) источниках. Так, ч. 1 и 3 ст. 43 Конституции РФ закрепляют право каждого на образование. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование. В первой, и в третьей частях одним из ключевых значений предопределяющим смысловую нагрузку данной нормы является слово «Каждый».
е) нормативность. Данное право - это правило поведение общего характера, модель поведения, которую может реализовать каждый субъект. Оно однородно, типично, массово и повторяемо в общественных отношениях в сфере образования.
ж) интеллектуально-волевой характер. Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе получить высшее образование. Это право, а не обязанность. Следовательно, каждый человек свободно может решать и выбирать: получить высшее образование (реализовать право) или нет.
з) санкционированность и гарантированность государством. Санкционированность – это свойство правовой нормы, деятельность компетентных правотворческих органов государственной власти по созданию и наделению нормы права общеобязательной функцией. После того, как правило поведение санкционированно, норма права приобретает способность регулировать общественные отношения. Гарантия – это обязательство обеспечить и обязанность сделать что – либо.
и) реализуемость. Профессиональное образование представляет собой процесс освоения целого комплекса образовательных критериев. Процесс состоит из множества юридических фактов и продолжительного количества времени. Следовательно, конституционное право на получение высшего образования реализуется, когда студент получает диплом о высшем образовании и при этом обладает достаточными знаниями, умениями, навыками и компетенцией для ведения профессиональной деятельности.
Конституционное право на получение высшего образования – фундаментальное и основное право каждого. Оно предназначено для самоопределения и самовыражения, для достойного существования и развития. Реализуя право на получение высшего образования, индивид реализует собственные потребности в высшем образовании. Последствия своевременной и качественной реализации права на высшее образование крайне важно для человека. В будущем на профессиональном поприще оно позволяет каждому воплотить в жизнь собственные возможности, которые реализуют те люди, которые готовы упорно трудиться и брать на себя ответственность.
Рецензии:
16.12.2017, 10:37 Ковбан Андрей Владимирович
Рецензия: есть право человека на получения образования и поэтому подобная формулировка названия статьи вообще не корректной является.
статья не раскрывает выбранную тему, не анализируется конституционная политика в сфере получения высшего образования в РФ, не анализируются элементы права на высшее образование вообще. из литературы используется старые учебные пособия для студентов 1-2 курсов.
статья не рекомендуется к публикации.
16.12.2017, 12:13 Шошин Сергей Владимирович
Рецензия: Для исследования была избрана весьма актуальная тема. Объем работы - соответствует требованиям журнала. Вместе с тем, имеются и некоторые замечания, в частности:
Автору рекомендуется соблюдать критерии формальной структуры рукописи. Все требования подробно изложены на сайте журнала: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10. Особое внимание следует обратить на актуальность выделения таких структурных элементов статьи, как: актуальность;цели, задачи, материалы и методы; научная новизна; заключение, результаты, выводы. Цитирование мнений иных авторов, как минимум, должно предполагать изложение собственной точки зрения автора: поддерживает, не согласен и т.д., с обязательной мотивировкой такой точки зрения.
Сейчас любому автору доступны бесплатные ресурсы РГБ и иных фондов, например: http://eds.a.ebscohost.com/eds/results?vid=0&sid=da6aeb19-7232-4bf2-9651-b6f8094aa0d0%40sessionmgr4007&bquery=право+на+высшее+образование&bdata=JkF1dGhUeXBlPWlwLHVpZCxjdXN0dWlkJmN1c3RpZD1zNzE2NzIzMyZsYW5nPXJ1JnR5cGU9MSZzaXRlPWVkcy1saXZl ;https://search.rsl.ru/ru/search#q=%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%88%D0%B5%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5. По затрагиваемой автором тематике успешно были защищены диссертационные исследования. ,Однако, к сожалению, в тексте рецензируемой рукописи не обнаружено ни единой ссылки на такие работы. Помимо этого, рекомендуется в значительной степени обновить и наименования конкретных процитированных источников. Положительные результаты могут быть получены при использовании полнотекстовых фондов сайта www.elibrary.ru.
В качестве рекомендации автору можно назвать и потенциальную возможность рассмотреть довольно оригинальный вопрос о том, является ли право на высшее образование - отчуждаемым или нет (в условиях современного правового поля, существующего в России).
Вывод: рукопись рекомендуется доработать. Критические моменты, высказанные рецензентами - рекомендуется учесть. В сегодняшнем состоянии рукопись, к сожалению, не может быть рекомендована к опубликованию.
Комментарии пользователей:
18.12.2017, 12:25 Гаврилов Кирилл Владимирович Отзыв: Доброго времени суток, коллега! При указании Вами цитат ученых (конституционалистов) не было понятно, разделяете ли Вы их точку зрения. К примеру, рекомендую использовать в обороте речи такие приемы: "Как справедливо указывает Четвернина В.А., "право – это общеобязательные..." или "Точка зрения Григорьевой И.В. представляется не совсем верной, так как она считает, что "..."". Помимо прочего согласен и с рецензентами по замечаниям. Актуальность, цели, задачи и к какому результату пришли отсутствуют. |