Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 24.12.2017. Последняя правка: 24.12.2017.
Просмотров - 4966

Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Зятькова Екатерина Леонидовна

Студент

Омский государственный педагогический университет

студент

Романенко Ирина Геннадьевна, старший преподаватель Омского государственного педагогического университета


Аннотация:
В данной статье раскрыта сущность понятия агрессивного поведения и выявлены характеристики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Обучение младших школьников навыкам саморегуляции, релаксации и адекватному поведению в конфликтных ситуациях, будет способствовать снижению проявления агрессивных реакций.


Abstract:
In this article, the essence of the concept of aggressive behavior is revealed and the characteristics of aggressive behavior of children of primary school age are revealed. Teaching younger students the skills of self-regulation, relaxation and adequate behavior in conflict situations, will help reduce the manifestation of aggressive reactions.


Ключевые слова:
агрессивное поведение; агрессия; агрессивность; коррекция

Keywords:
aggressive behavior; aggression; aggressiveness; correction


УДК 159.99

Актуальность исследования агрессивного поведения детей младшего школьного возраста определяется проблемами как сферы образования, так и общества в целом. Агрессивное поведение отражает реалии, происходящие в нашем обществе. Возрастает ожесточенность и отстраненность во взаимоотношениях, отсутствует стабильная социальная и экономическая обстановка, что и создает почву для различных отклонений в личностном развитии и поведении растущего поколения. Рост проявлений агрессии младшими школьниками в обыденной жизни определяет необходимость изучения причин агрессии и способов ее коррекции

Рассматривая проблему агрессивного поведения младших школьников с нарушениями речи, необходимо сначала определится с теоретическим обоснованием основных понятий, таких как: «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».

В науке существует различное трактование агрессии.

Слово агрессия происходит от латинского "aggredi", что означает "нападать". Раньше агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позже значение этого слова изменилось, приняло научный характер, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

В толковом словаре С.И. Ожегова слово «агрессия» расшифровывается: «Открытая неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно – захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие [5].

А. Басс понимает агрессию как любое поведение, которое содержит угрозу или наносит ущерб другим. Э. Фромм трактует агрессию - как действия наносящие ущерб не только живым существам, но и любому неодушевленному предмету.Он выделяет два вида агрессии: оборонительную «доброкачественную» агрессию, которая нужна для выживания человека. Второй вид агрессии - «злокачественная», это жестокость человека, которая определяется психологическими и социальными факторами. Автор фрустрационной теории агрессии Л. Берковиц, предполагает, что фрустрация активизирует ожесточенность и эмоциональную готовность реагировать агрессивно.

В отечественной психологии проблемой агрессивности занимались В.Г. Леонтьев, А.А. Реан, Ю.М. Антонян, Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.М.Трапезникова, Ю.Б. Можгинскии, И.А. Кудрявцев, и многие другие.

Н.Д. Левитов отмечает, что «агрессия» понимается, как вредоносное поведение. Под понятием «агрессия» он определяет различные формы поведения. Это могут быть, как колкие шутки, сплетни, деструктивные формы поведения, вплоть до преступного поведения.

Л.М. Семенюк утверждает, что есть несколько трактовок этого понятия: агрессия – это возможность самоутверждения; и по мнению Ю.Б. Можинского, это действия, носящие разрушающий характер, они наносят вред другому лицу или неживому объекту. В.В.Знаков различает также несколько видов агрессии, «инициативную» и «оборонную». Инициативная агрессия имеет место, когда агрессор и есть зачинщик, а оборонная - когда агрессия только реакция на агрессию.

Если человек агрессивно проявляет себя, в реакции на различные жизненные ситуации, и агрессивные действия носят систематический характер, то следует говорить об агрессивном поведении. Агрессивное поведение, включает: 1) враждебную установку — восприятие личностью реальной или мнимой угрозы со стороны ситуации или других людей ; 2) агрессивные эмоции — гнев, обида, ненависть; 3) агрессивные действия и насилие.

Большинство ученых разделяют понятия агрессия и агрессивность. Агрессивность – это свойство личности, которое проявляется в готовности к агрессивному поведению, или даже некая предрасположенность к агрессивному поведению. Ученые утверждают о том, что модели агрессивного поведения дети усваивают с самого рождения.

Чаще всего в литературе встречаются следующие виды агрессии:

- физическая — выражается в физических действиях, которые могут быть направленны против какого-либо лица, или даже предмета;

- вербальная — проявляется в словесной форме;

- косвенная — непрямая агрессия.

Кроме того, выделяют аутоагрессию, она выражается в нанесении вреда только самому себе.

Причин для проявления агрессии великое множество.

Изучением влияния когнитивных процессов на проявление агрессивности занималась Н.А. Дубинко[1]. Н.А. Дубинко указывает, что агрессивно проявлять младших школьники могут себя по нескольким причинам, например, в следствие слабого развития социально-когнитивных навыков, т.е. различия в уровне агрессии у детей данного возраста могут быть связаны с особенностями расшифровки и интерпретации ребенком социальных признаков, а также с выбором, оцениванием и осуществлением им (ребенком) поведенческой реакции.

Взаимоотношениями ребенка в его семье, во многом определяют нго личностные качества, становление которые происходит уже на ранних этапах формирования личности. В каждой семье существуют условия, которые приводят к закреплению агрессии в поведении.

Е.И. Рогов в качестве основных условий закрепления агрессии выделяет следующее:

  1. Агрессивное поведение родителей, которому ребенок старается подражать, "заражается" агрессивностью. Это обусловлено тем, что
    система эмоциональной саморегуляции ребенка строится по типу
    эмоциональной саморегуляции его родителей;

  2. Родители проявляют и всячески демонстрируют нелюбовь к ребенку, из-за этого у него отсутствует ощущение защищенности, и формируется отчуждение от окружающего мира;

  3. Длительные и частые фрустрации, источником которых являются
    родители или какие-либо обстоятельства;

4. Постоянное унижение, оскорбление ребенка со стороны родителей.

Одна из основных причин агрессивного поведения это семейная ситуация, воспитание играет огромную роль с первых дней жизни. Американский антрополог М. Мид благодаря своим исследованиям доказала, что резкое отлучение ребенка от материнской груди и сведение их контактов к минимуму, в последствии у ребенка формируются такие личностные качества как беспокойность, черствость, призрение, эгоизм и агрессия. Таких качеств не будет у ребенка, если он окружен вниманием, заботой.

Самоконтроль младших школьников развивается через процесс идентификации, ведь дети всегда стараются поступать как значимый для них взрослый, стремятся перенять его привычки и манеру поведения. Подражая ребенок надеяться получить похвалу от взрослого, но не всегда взрослые поступают правильно. Часто родителям в поведении своих детей выделяют то, что свойственно им самим. Причем родители могут не осознавать недостатки своего поведения, однако обращают внимание, когда наблюдают его со стороны.

Спровоцировать агрессивное поведение у детей с нарушениями речи может: маленький словарный запас, недостаток коммуникативных навыков, низкая самооценка, проблемные взаимоотношения в коллективе, недостаточное развитие интеллекта и низкий уровень самоконтроля. До сих пор ученые не изучили, какие именно психологические особенности оказывают большее влияние на развитие агрессивного поведения. Агрессивному ребенку присущи такие качества как подозрительность, настороженность, завистливость и мстительность. Кроме того агрессивного ребенка весьма легко вывести из себя, они легко заводятся если что-то их раздражает.

В школьной жизни часто можно встретить формы агрессивного поведения. Зачастую такое поведение определяют, как «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость». Агрессивность могут путать с враждебностью. Более узкое по своей направленности состояние, это враждебность, она всегда имеет определённый объект.

Агрессивное поведение характерно для всех детей, но некоторые дети проявляют более частую склонность к агрессии, у них преобладает физическая агрессия. Обычно таких детей в детском коллективе составляет от 15 до 30% от общего числа членов группы [4, с. 25].

В группе сверстников такой ребенок ждет наступления и зачастую чувствует себя приниженным. Ребенок зафиксирован на себе или на своем дефекте, из-за этого ребенок не умеет адекватно взаимодействовать с окружающими. Осознание своей неполноценности в общение, приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. Поэтому такие дети зачастую не умеют проявлять сочувствие, сопереживание и содействие, из-за этого они чувствуют себя одиноко.

В младшем школьном возрасте инициатором агрессивного поведения является группа, а не один человек. Пребывание в группе дает почувствовать детям защищенность, также исчезновение страха перед наказанием, они уверенны в своей правоте, зачастую это помогает им утвердиться в группе. Также дети все меньше обращаться к помощи взрослых, решают свои проблемы самостоятельно [6, с. 42]. Окружающие чаще наблюдают агрессию мальчиков, ведь она является примечательной, так как проявляется публично и резко. Девочки более впечатлительны, они намного раньше учатся контролировать свое поведение, поэтому проявление гнева им не свойственны. Свою агрессию девочки проявляют вербально, чаще всего это, ирония и сарказм.

Мальчики агрессивно проявляют себя в учебе, спорте и при личной угрозе. Девочки в ситуациях, когда оказывается психологическое давление и недооценка их внешних данных. В групповых конфликтах девочки чаще выступают заводилами и подстрекательницами, а мальчики - в роли исполнителей.

Чего же дети добиваются своим агрессивным поведением? Свобода - самоцель таких детей, они хотят, чтобы их оставили в покое. От таких детей редко ждут каких-либо достижений и реже требуют выполнения обязанностей. Если в семьях есть еще дети, то большинство дел и забот родители поручают более послушным детям, а агрессивный ребенок получает больше свободы. А впоследствии агрессивный ребенок хуже социализируется, потому что не имеет опыта в семейных делах и заботах, которые способствуют взрослению.

В каждой школе можно всегда встретить детей с явными признаками агрессивного поведения. Такой ребенок намеренно употребляет нецензурную лексику, бьет и унижает своих сверстников, и нередко объективных причин для этого у него нет. Такой ребенок со временем занимает позицию отрицательного лидера в классе, но зачастую у него нет друзей, и сверстники его избегают.

Учителя и родители такого ребенка считают источником негодования и разочарования. В этом возрасте агрессивный ребенок винит других в своих ошибках и часто спорит с взрослыми. Такому ребенку кажется, что все окружающие настроены против него и хотят навредить ему. Ребенок в этом возраста еще не способен самостоятельно оценить свое поведение и от этого не понимает, что он сам вселяет страх и беспокойство в окружающих. Агрессией ребенок пытается защищать себя и отстаивает свое место в этом мире.

Рассмотрим основные направления психолого-педагогической коррекции по преодолению агрессивного поведения младших школьников с нарушениями речи.

По сей день в психологической практике неоднозначно толкование термина «психологическая коррекция». Рассмотрим более обобщенное понятие, это «направленное психологическое воздействие на психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности» [7]. Поэтому коррекционные воздействия взаимодействуют с психотерапевтическими, консультативными, обучающими. Из-за этого остро встает проблема конкретизации содержания понятия психологическая коррекция.

Осуществляя психолого-педагогическую коррекционную работу с ребенком младшего школьного возраста, специалист должен ориентироваться на возрастную, социокультурную и индивидуальную норму развития ребенка. Коррекционные воздействия реализуются в контексте той или иной ведущей деятельности. Коррекционная работа должна носить опережающий характер, и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований. Осуществляя коррекционную работу, психолог должен также заниматься профилактикой отклонений и последствие созданием условий для гармоничного развития психики ребенка. Родители, и значимые окружение ребенка, является связующим звеном в осуществление коррекционной работы между ребенком и психологом. Только работая в системе можно способствовать эффективности проводимых коррекционных мероприятий.

Реализация психолго - педагогической коррекции требует постоянного контроля личностных изменений, эмоциональных состояний ребенка в процессе работы и повидения в целом. Такой контроль необходим, так как позволяет внести коррективы 
в программу психолого-педагогической коррекции, например, своевременно изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия.

Психолого-педагогическая коррекция — это форма совместной, профессиональной деятельности педагога, психолога и родителей основанная на системе психологических воздействий с целью исправлении нарушений психического развития ребенка с опорой на знание возрастной, социокультурной и индивидуальной норм развития. Коррекционная работа также направлена на создание условий для полноценного психического развития каждого ребенка в образовательном учреждении и семье [7].

Среди методов в современной психолого - коррекционной практике успехом используются такие, как игротерапия, арт-терапия, психогимнастика, музыкотерапия и тд.

Одним из самых эффективных методов коррекции в мировой психологической практике является, метод игровой терапии. Игру как метод психологической коррекции стали применять в вначале XX века. Родоначальник данного метода является психолог, социолог Я.Морено.

Метод игровой терапии -  универсальное средство коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитие, как детей, так и взрослых. Особенностью этого метода является то, что если ребенок что-то не может выразить словами, он выражает это посредством собственной игры. Игра для ребенка – это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы.

Арт-терапия - это форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Термин «арт. терапия» был введен в употребление в 1938 году А. Хиллом [2, с. 298].

Цель арт - терапии состоит в том, что через самовыражение и самопознание, происходит гармонизация личности. Также в арт-терапевтической работе используются не только художественные приёмы и творчество, такие как рисование, а также лепку, музыку, пение, фотографию, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и сказок, и многое другое. Современная арт-терапия включает в себя следующие разновидности: музыкотерапия, вокалотерапия; кинезитерапия - танцевальная терапия; библиотерапия - коррекционное воздействие чтением, сказкотерапия, сочинение историй; имаготерапия - воздействие через образ, театрализацию: куклотерапия, образно-ролевая драматизация, психодрама; изотерапия – коррекционное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т.д. Арт – терапия позволяет,       дать выход негативным чувствам, выразить внутренний конфликт с помощью зрительных образов, а также получить материал для интерпретации и диагностических заключений.  Каждому человеку важно творчески как самореализовываться, так и самовыражаться. Создавая что-либо новое, человек чувствует внутреннее удовлетворение и обретает гармонию в себе.

 Психогимнастика — это совокупность специальных упражнений направленных на развитие и коррекцию как познавательных, так и эмоциональных сфер ребенка [3, с. 78]. Цель данного метода — познание самого себя. В основу психогимнастики заложены методы чешского психолога Г. Юновой.

Психогимнастика - это невербальный, групповой метод работы, во время которого участники могут выразить свои переживания и эмоции, а также проявить себя с помощью движений, мимики, пантомимики; участники учатся общаться без слов. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, понимать себя и других, снимать напряжение и тревогу, самовыражаться. Ребенок осознает, что существует связь между поведением, мыслями и чувствами и научается управлять ею.Использование психогимнастики советуют применять и в психопрофилактической работе со здоровыми детьми для психофизической разрядки. 

Музыкотерапия — это метод психологической коррекции, который подразумевает использование музыкальных произведений и инструментов.

Цель данного метода — снятие эмоционального напряжения, который позволяет урегулировать эмоциональное состояние, повысить социальную активность и усвоить новые способы выражения своих чувств и эмоций.

Метод музыкотерапии определяется как творческий, поэтому его широко применяют не только на музыкальных занятиях, но и во всех других видах деятельности. С помощью упражнений музыкотерапии развивают музыкальные и двигательные способности, а также используют как средство развития познавательных процессов: внимания, воли, памяти, воображения и фантазии в качестве игрового тренинга.

Осуществляя коррекционную работу с детьми младшего школьного возраста целесообразно использовать все вышеперечисленные методы.

Таким образом, реализация психолого-педагогической коррекционной деятельности ориентирует психолога на сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса. Важно, четкое следовать целям и задачам, опираться на результаты психодиагностического обследования и знания возрастных особенностей ребенка, и социальной ситуации его развития.

Библиографический список:

1. Калинина Е. А. Агрессия и агрессивность у подростков 14-15 лет / Е. А. Калинина // Общественные науки и современность / Е. А. Калинина. – 1993. - № 3. – С.183-190.
2. Кузченко О. А. Педагогические условия профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. — Волгоград, 2006. — 90 с.
3. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). - М.: РИМИС, 2009. — 352 с.
4. Лютова Е. К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - Спб. : Речь, 2010. — 136 с
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка.- М.: Мир и Образование, 2014.- 976с.
6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Т. 1. – М.: Юрайт- Издат ООО, 2016. — 412 с.
7. Скотарева Е. М. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методологический аспект : учеб. пособие для студ. психол. спец. / Саратов: Изд. центр «Наука», 2007. — 72 с.




Рецензии:

24.12.2017, 14:27 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Ну я не понимаю, как можно писать статью на эту тему и не упомянуть Лоренца (при этом в списке литературы вы его зачем то указываете),ну так же нельзя, аналогично психоаналитические теории. Это реферат, а не научная статья. Потому, что нет обозначения проблемы, которую решает автор, нет указания на то, как решают эту проблему другие и нет описания того, чем это плохо, и что предлагает автор чтобы было лучше. Если автор все это добавит, то публиковать можно. Нужна доработка.

25.12.2017, 10:03 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: В аннотации к статье показано: Обучение младших школьников навыкам саморегуляции, релаксации и адекватному поведению в конфликтных ситуациях, будет способствовать снижению проявления агрессивных реакций. Поэтому, хотелось бы увидеть результаты самостоятельного эмпирического исследования автора, а не простую констатацию эффективности разнообразных методов. К публикации не рекомендуется.

26.12.2017, 9:36 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема актуальна во все времена. Полностью согласна с мнением Ризабека Агзамовича. Автор описывает методы психолого-педагогической коррекции, которые не подтверждаются результатами эмпирического исследования, что в большей степени соответствует реферату, а не статье. Также в тексте отсутствует много сносок на источники литературы. Автор представляет трактовки понятия "агрессия" различный ученых (Л.М. Семенюк, Н.Д. Левитов, Ю.Б. Можинский, В.В.Знаков и т.д.), не ссылаясь на источники. Рекомендую статью доработать.



Комментарии пользователей:

30.10.2018, 22:13 Чечулин Владимир Львович
Отзыв: В статье даются рецепты коррекции психокоррекции, но не раскрывается совокупность биохимических процессов, заложенных в раннем детстве и создающие условия для этих проблем. Охранная система вида (эмоции) работает вне контроля "разума", т.к имеет приоритет основного закона. Эндогенная химия вырабатывает нейропептиды , как результат эмоций,создающие прочные связи с нейронами головного мозга и будут влиять на поведение индивида в различных ситуациях. Баланс закладывается на первых стадиях развития и зависит от родителей, т.к это система адаптации к окружающей среде, заложенная в закон выживания вида. Психокоррекция, предложенная автором, это система временного изменения заложенного баланса с помощью других эмоций,путем различных тренировок. Написали бы коротко: Только противоположная эмоция может погасить действующую.В случае агрессии всплеск дофамина гасит избыток адреналина.


Оставить комментарий


 
 

Вверх