Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Физическая культура
Размещена 24.12.2017. Последняя правка: 24.12.2017.
Просмотров - 3075

Миротворческая функция спорта

Николаева Юлия Юрьевна

Кемеровский Государственный Университет

Студентка

Сметанин Андрей Григорьевич, старший преподаватель по физической культуре, факультет физкультуры и спорта КемГУ, г. Кемерово


Аннотация:
В статье дан анализ миротворческой функции спорта. Сделана попытка представить политическую составляющую спорта как его неотъемлемую часть. Автор рассматривает Олимпийские игры как предмет политического манипулирования на международной арене.


Abstract:
The paper analyzes the peacekeeping functions of sport. Attempts to present the political dimension of sport as an integral part thereof. The author examines the Olympic games as a subject of political manipulation in the international arena.


Ключевые слова:
спорт; олимпийские игры; политика; миротворчество.

Keywords:
sport; Olympic games; politics; peacemaking.


УДК 796.032

На протяжении всей истории человечества спортивные игры выполняли миротворческую роль. На время Олимпийских игр объявлялось священное перемирие, прекращались войны. Спортсменов, одержавших победу, почитали как богов-героев. Миротворческая функция спорта сохранила свое влияние и в наши дни, но при этом обросла политическими интригами.

В последнее время тема спорта приобретает все большую актуальность, становясь одним из весомых инструментов мировой политики. В политические манипуляции неоднократно оказывались вмешаны спортивные сборные многих стран. Своим авторитетом и влиянием спортсмены могут выказывать точку зрения на важнейшие мировые события, в том числе и  политические.

Цель настоящей статьи состоит в изучении миротворческой функции спорта, что обусловливает необходимость решения ряда конкретных задач: раскрыть исторический и культурный контекст выстраивания взаимосвязи спорта и политики, выяснить, каким образом происходило формирование и складывание миротворческой функции спорта.

 Научная новизна статьи состоит в том, что автор предпринимает попытку представить политическую составляющую спорта как его неотъемлемую часть, а Олимпийские игры – предметом политического манипулирования на современной международной арене.

  23 августа 2013 года Генеральной Ассамблей Организации Объединенных Наций было принято решение признать 6 апреля Международным днем спорта на благо развития и мира. Вступив в силу, данная резолюция констатировала миротворческую функцию спорта, которая и ранее сопутствовала развитию физической культуры. Спорт – это одна из тех дисциплин, которая всегда регламентируется правилами, пренебрегать которыми категорически запрещается. Но в 2016 году мы наблюдали безапелляционное нарушение одного из главных правил спорта. Политические лидеры многих государств использовали спорт как инструмент воздействия на принятие политических решений Российской Федерацией.  Ожидаемого результата данная тактика не дала, но методы, которыми она реализовывалась, вызывают множество вопросов и споров. Так, Международный Олимпийский комитет отстранил от участия в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро спортсменов-легкоатлетов, подозреваемых в употреблении допинга. Сейчас, спустя год, принесены извинения за многие высказывания и действия по отношению к российским спортсменам, но это уже не изменит сложившейся ситуации. Летняя Олимпиада 2016 года не стала первым спортивным состязанием, где политика используется как метод разрешения конфликтов и способ манипулирования самостоятельными, не вписывающимися в «правильную» концепцию восприятия мира, государств. Однако, эта Олимпиада, на сегодняшний день, является единственной, где политическая составляющая присутствует в спорте под лозунгом «Скажем «Нет!» допингу».  В данной статье, я предлагаю рассмотреть Олимпийское движение как один из множества способов политической элиты удовлетворить свои амбиции и путем «завуалированных» действий подтолкнуть «замешкавшееся» на некоторое время государство к принятию нужных им решений.

Одна из первых скандальных Олимпиад в истории игр стала Летняя Олимпиада 1904 года в Сент-Луисе. Событий из ряда «вон выходящих» именно на этих играх можно перечислить не мало. Одним из таких событий стало расистское мероприятие, впоследствии названное «антропологическими днями».  К Всемирной выставке, посвященной столетию покупки Соединенными Штатами Америки у Французской республики Луизианы, был представлен проект «этнической деревни». Его суть заключалась в том, что коренные племена Северной и Южной Америк, Африки, а также эскимосы и филиппинцы, должны были в национальных костюмах изображать самих себя в естественных природных условиях. Дополнительным зрелищем стали «игры дикарей».  Организаторы провели две соревновательные программы, результаты которой в дальнейшем сравнили с официальными результатами спортсменов, участвующих в Олимпийском движении. Естественно, что не тренированные, не квалифицированные люди, даже не спортсмены, не смогли показать достойную конкурентоспособную борьбу. В качестве награды участникам выдали американский флаг. Такие низкие результаты проведенной игры стали одним из доказательств расистских теорий в пользу преимуществ белой расы. Политика Соединенных Штатов Америки в тот период не была направленна на изменение и уж тем более на улучшение положения коренных «не цивилизованных» народов. Международный Олимпийский комитет осудил организаторов данного проекта и заявил о том, что Олимпийские Игры должны содействовать партнерству народов и стран, а не затруднять между ними коммуникации. Однако, можно предположить, что не будь данного инцидента, то 50 статья Олимпийской хартии о запрете демонстраций этнокультурных различий во время проведения Олимпийских игр так и не была бы принята.

Следующие IV Летние Олимпийские игры тоже не обошлись без политического скандала. На стадионе WhiteCity англичане, являющиеся принимающей стороной, допустили ошибку организационного характера, а именно, не вывесили среди флагов стран участниц флаги Соединенных Штатов Америки и Швеции. Ответная реакция американских спортсменов не заставила себя долго ждать. Во время торжественного открытия Олимпийских игр, знаменосец сборной команды Соединенных Штатов Америки Мартин Шеридан не приспустил флаг, в знак уважения и почета, перед трибуной короля Великобритании Эдуарда VII. Поступок американского спортсмена вызвал неоднозначную реакцию общественности, но считается, что данные действия привели к предвзятому отношению британских судей к американской команде. Судить об этом можно и по количеству выигранных медалей. После случившейся ошибки Международный Олимпийский комитет изменил правила судейства и теперь судьи представляют собой объединенную команду из стран-участниц.

Данные игры также показали сепаратистские намерения Великого княжества Финляндского, входившего тогда в состав Российской империи. Сборная княжества выразила протест России, отказавшись идти под флагом империи. В результате на торжественной церемонии открытия Олимпийских Игр финская команда прошла без флага.

VII Олимпийские игры в Антверпене и VIII Олимпийские игры в Париже ознаменовались бойкотом в 1920 году по отношению к Германии, Австрии, Венгрии, Болгарии, Турции за развязывание Первой мировой войны. Советская Россия не была приглашена из-за свержения в 1917 году монархического строя Российской империи. В 1924 году СССР получил приглашение путем посреднических действий со стороны Французского рабочего спортивно-гимнастического союза. Официальной версией отказа от участия в Играх спортсменов из СССР стало бойкотирование немецкой команды. Данные Олимпиады стали первыми Играми, где политические реалии впервые были впущены в спорт.

XV Олимпийские игры в Хельсинки были одним из главных спортивных событий послевоенного времени. СССР впервые принял участие в Олимпийском движении, была приглашена и Германия, состоявшая только из спортсменов ФРГ. Спортсмены и ГДР в состав немецкой команды не попали. Надо заметить, что преимущественно до 1964 года, команды ФРГ и ГДР играли за одну сборную. Китай заявил о своем неучастии в Играх, поскольку структура Международного Олимпийского комитета включила в свой состав Тайвань.

Олимпиада в Мельбурне 1956 года стала ярким примером того, как политические реакции могут влиять на все сферы деятельности. Так из-за восстания Венгерской республики от участия в играх отказались Испанское королевство, Голландия, Швейцария. Сама Венгерская Народная Республика состязалась под флагом 1918 года.  Политическая ситуация на Ближнем Востоке также повлияла на количество стран-участниц. Из-за начала военных действий Израиля, Великобритании и Франции на территории Египта Олимпийские игры проигнорировали Камбоджа, Ирак, Ливан и непосредственно сам участник военного конфликта Египет.

Расовая дискриминация не раз становилась причиной конфликта на мировой арене мировых лидеров. Так и в 1964 году Международный Олимпийский комитет дисквалифицировала команду Южно-Африканской республики из-за государственной политики расовой деления граждан, проживающих на территории республики. Право участия в Олимпийском движении ЮАР получила только в 1992 году. Индонезия не допустила участие в Азиатских играх командам Тайваня и Израиля, за что была временно лишена олимпийского доверия. В связи с этим Индонезия добровольно вышла из состава олимпийской организации и создала альтернативные спортивные состязания GamesForTheNewEmergingForces (GANEFO). Международный Олимпийский комитет заявил, что любой из участниковGANEFO де факто является «нежелательным» спортсменом на Играх. Северная Корея приняла сторону Индонезии и проигнорировала участие в олимпийском состязании в Токио. В результате 6 представителей КНДР попали под санкции Олимпийского комитета.

Олимпиада 1968 года стала ареной политического протеста чернокожих спортсменов из команды Соединенных Штатов Америки, входивших в организацию «Олимпийский проект за права человека». На церемонии награждения во время исполнения гимна США подняли крепко сжатые кулаки вверх, при этом опустив голову. Акция была поддержана многими спортсменами, но открыто заявил об этом только спортсмен из Австралии, стоявший на пьедестале с эмблемой данной организации. Американское правительство исключила спортсменов, участвовавших в акции из команды. Расовая политика в Соединенных Штатах Америки достигла такого уровня, что о ней пришлось заговорить в международном масштабе.

Олимпийские Игры 1980 года стали одним из самых обсуждаемых событий того времени. Не только потому, что именно на Играх в Москве было установлено большое количество как олимпийских, так и мировых рекордов. Это событие так транслировалось СМИ еще и потому, что XXII Олимпийские игры были проигнорированы многими странами из-за ввода советских военных частей в Афганистан. Можно было бы считать Игры 1980 года концом Олимпийского движения, если бы 15 стран не согласились на участие в Олимпиаде не под своими национальными флагами, а под Олимпийским.

Громкие скандалы сопровождали Олимпийские игры всегда, но не всегда МОК принимал сторону наиболее сильного. В настоящее время сложно судить о беспристрастности Олимпийской организации по ее действиям. Политика присутствовала в каждой Олимпийской игре, но никогда не использовала правила, написанные в Олимпийской хартии, как способ наказания «провинившегося» государства. Сейчас политика практически нокаутировала спорт на его же поприще.

В результате проведенного анализа можно сделать выводы, что, несмотря на то, что спорт, являясь важнейшей составляющей любой культуры, стремится их сплачивать, проявляя тем самым свою миротворческую функцию, в современном мире, тем не менее, подпадает под влияние «большой политики», становясь ареной жестких столкновений межгосударственных интересов.

Спорт является местом активного контакта разных государств и культур. В спортивных состязаниях отражается политическая подоплека взаимоотношений между странами. Современные Олимпийские игры ярко показывают силу какого-либо государства, проявляющуюся в столкновениях межгосударственных интересов на Играх, в то же время, стремясь оказывать мироукрепляющее воздействие на их участников.

Библиографический список:

1. Кыласов, Алексей Валерьевич. Окольцованный спорт. Истоки и смысл современного олимпизма. / А. В. Кыласов. - АИРО-XXI.: Москва, 2010.С. 177 – 280.
2. Хавин, Борис Наумович. Все об Олимпийских играх / Б. Н. Хавин. – Физкультура и спорт.: Москва, 1979.
3. Штейнбах, Валерий Львович. Большая олимпийская энциклопедия. В 2 томах. Том 1. А - Н / В. Л. Штейнбах. – Олимпия Press.: Москва, 2006. С. С. 567 – 583.
4. Штейнбах, Валерий Львович. Большая олимпийская энциклопедия. В 2 томах. Том 2. О — Я / В. Л. Штейнбах. - Олимпия Press.: Москва, 2006. С. 345 – 356. С. 78 – 81.




Комментарии пользователей:

7.03.2018, 15:00 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статью Николаевой Ю.Ю. следовало опубликовать до прошедших Олимпийских игр, раз враждебные России политики решили использовать обращение к допингу, как к средству обесценения авторитета завидного, крупного, авторитетного государства – России. Тогда стало бы ясно, что у конкурентов опыт для заимствования действий был, что нужен контроль и по себе. Статья публикации достойна. Но стоит приписать скромные сведения о том, что показали последние Олимпийские соревнования.


Оставить комментарий


 
 

Вверх