студент-магистрант
Уральский Федеральный Университет
студент-магистрант
Научный руководитель: Попов Евгений Васильевич, доктор экономических наук, доктор физико-математических наук, член-корреспондент УРО РАН
УДК 334
Введение.
В современных условиях ведения бизнеса иерархические формы организации утратили часть своих преимуществ, но следует отметить, что развитие рынка направлено в сторону расширения числа гибридных форм, а не в рост случайных трансакций. Роль гибридных организаций начала меняться, начиная с 80-х годов прошлого века. Экономические реалии нашего времени показывают рост числа рынков, для которых гибридные формы организаций, особенно межфирменные сети, становятся приоритетными и наиболее эффективными, а контрактные отношения, как формальные, так и не формальные, становятся формой координации, в том числе и в качестве основы экономической интеграции.
Актуальность.
Не смотря на большое количество исследований в данной области, гибридные организации до сих пор считаются теоретически недостаточно изученными и по многим вопросам так и не найден консенсус. Особенностью же изучения межсетевых отношений выделяют их первичное, и чаще всего, интуитивное практическое применение и только потом теоретическое структурирование и анализ.
Цель статьи: систематизация данных о факторах, влияющих на эффективность межфирменных взаимодействий в гибридных организациях.
Задачи:
Научную новизну составляет попытка систематизации знаний в вопросе оценки эффективности малоизученной системы межфирменных отношений.
Согласно неоинституциональной теории транзакционных издержек, представленной Р. Коузом, существовало только два варианта взаимодействия фирм: рыночный и иерархический. Основная концепция перехода от рыночной формы взаимодействия к иерархической состоит в том, что по мере роста транзакционных издержек перед фирмой встает вопрос – приобретать на рынке или производить самостоятельно необходимые ресурсы. Но, возможен и такой вариант, когда фирма не может приобрести предприятие или же закупает у поставщика массовый товар по специальному заказу только для себя. В данной ситуации риски могут быть неоправданны, а иерархическая форма не эффективна. [3]
О. Уильямсон первым выдвинул гипотезу о существовании промежуточной формы, включающей элементы «рынка» и «иерархии». Гибридная или сетевая форма взаимодействия фирм могла позволить более гибко реагировать на риски. Успех теории был так же достигнут и за счет введения инновационного обмена информацией внутри сети, а также деформализации существующих деловых связей.
Так что же помешало активному внедрению сетевой формы организации? Неограниченное число факторов эффективности, зависящих от формы деятельности организации, размера, менталитета, географических факторов и т.д. Отсутствие изучения как экономических, так и социальных факторов, влияющих на эффективность взаимодействия в сети стало толчком к изучению данного вопроса.
Прежде всего необходимо отметить, что эффективность деятельности любой системы определяется отношением затрат к результатам, при том этими показателями могут быть любые экономическое аспекты: от объема производственной продукции до численности персонала, материальных ресурсов и т.д. Таким образом все рассматриваемые факторы должны быть максимально применимы ко всем видам гибридных организаций.
В своих методологиях оценки эффективности деятельности российские ученые Г.Л. Багиев, Ю.Ф. Попова, О.У. Юлдашева и В.А. Городилов основываются на общей теории эффективности. [2] Так Г.Л. Багиев, сделав акцент на системном подходе, рассматривает такие факторы, как стабильность, кооперация, адаптация, новаторство, однородность и т.д., а также возможные эффекты при успешной кооперации. По мнению Багиева, несовместимость субъектов сети по приведенной им метрике приведет к низкому качеству сотрудничества и неэффективной деятельности. Хотя приведенный перечень показателей, возможно, не полон, но вполне достаточен для оценки затрат, к тому же метод раскрывает потенциальные эффекты от результатов деятельности.[1]
Попова М.Ю. предлагает разделить возможные факторы на две группы: с точки зрения эффективности межфирменных отношений, включающая стратегический, экономический и социальный аспекты; и эффективности среды взаимодействия, содержащая аспекты функционирования сетевых институтов, инфраструктуры, характеристики коммуникативного пространства и функционально – структурные характеристики сети. Детализация аспектов метода позволяет раскрыть факторы, реально влияющие на эффективность взаимодействия участников сети. Но, следует отметить, что метод и факторы раскрыты с точки зрения специфики эффективности управления гибридной организацией. [4]
Три составляющие ценности взаимодействия в 2002 году определили Д.Уилсон и С. Джантрания, беря за основу идею Х. Хоканссона, предложившего модель ActorsResourcesAactivities – деятели, ресурсы и участники сети. В модели Уилсона и Джантрании приводятся факторы стратегического, экономического и социального параметров. Данное распределение факторов эффективности носит достаточно общий и, как следствие, более универсальный, межнациональный характер.
В рамках этой методики Добрышевская Л.Н. и Кучерук В.А. предлагают рассматривать также на российском рынке научно – технические показатели, что, возможно, не совсем корректно. Для рынков, не нацеленных на НТП подобные показатели могут быть лишними и стать факторами не верных представлений о потенциале совместной деятельности участников сети.
Реалии Российского рынка так же наносят определенный отпечаток на рассматриваемые факторы эффективности:
Во-первых, отмечая, что практическое применение сетевых взаимоотношений опережает его теоретическое изучение, следует указать, что приоритетным практическим эффектом успешности взаимоотношений является экономическая выгода, что было подтверждено при исследовании партнерских отношений Самойловой Г.В. в 2015 году.
Во – вторых, в российской практике гибридные организации используются только в коммерческих организациях, в отличии от европейских и американских сетей, где так же присутствуют и другие формы сетей, в том числе сети «социального предпринимательства», что влечет за собой ограниченность методик оценки эффективности и их специализацию.
В-третьих, особенность менталитета и отличия ведения бизнеса, которые существенно отличается от европейского и азиатского (а иногда описывается как гибрид европейского и азиатского бизнеса) влекут за собой осторожность в отношении новых форм бизнеса и, как следствие, малое использование эффективных и проверенных за рубежом гибридных сетей.
Заключение и результат.
Таким образом, рассмотрев предложенные методы и корректировки по их рассмотрению, следует отметить, что все методики являются узконаправленными, и унифицировать их достаточно сложно. К тому же, оценка межличностных (неформальных) отношений в методиках отодвинута на второй план, что не совсем корректно в условиях российского ведения бизнеса. При изучении методик так же был сделан акцент на использовании авторами только или теоретического опроса или математического, с использованием формул, коэффициентов, что при использовании не в комплексе может не дать полную оценку ситуации.
Вывод.
Сетевые отношения на российском рынке – новшество, с историей развития не более 30 лет. Не сформированная «картина» данных взаимоотношений, вынуждает отечественных исследователей лишь выдвигать теории с малым процентом практического применения, и делать попытки структурировать полученные знания.
Рецензии:
9.01.2018, 11:36 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Трудно согласиться с выводом автора, тем более мое любимое направление исследований - это организационные структуры в рамках вопросов управления, особенно их деформации, но таково видение и мнение автора и, следовательно, имеет право на существование.
Рекомендую статью к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий