Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №53 (январь) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 09.01.2018. Последняя правка: 08.01.2018.
Просмотров - 1291

ГИБРИДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Самойлова Алена Александровна

студент-магистрант

Уральский Федеральный Университет

студент-магистрант

Научный руководитель: Попов Евгений Васильевич, доктор экономических наук, доктор физико-математических наук, член-корреспондент УРО РАН


Аннотация:
Статья рассматривает особенность адаптации методик оценки эффективности сетевых организаций, анализ и разработки российских ученых в области гибридных отношений и нюансы реализации сетевого межфирменного взаимодействия в российских рыночных реалиях.


Abstract:
The article considers the peculiarity of adapting methods for assessing the effectiveness of network organizations, the analysis and development of Russian scientists in the field of hybrid relations and the nuances of implementing network inter-firm cooperation in Russian market realities.


Ключевые слова:
гибридные организации; сетевые организации; сетевые взаимодействия; оценка эффективности; эффективность; адаптация.

Keywords:
network; hybrid organization; evaluation of efficiency; efficiency; adaptation.


УДК 334

Введение.

В современных условиях ведения бизнеса иерархические формы организации утратили часть своих преимуществ, но следует отметить, что развитие рынка направлено в сторону расширения числа гибридных форм, а не в рост случайных трансакций. Роль гибридных организаций начала меняться, начиная с 80-х годов прошлого века. Экономические реалии нашего времени показывают рост числа рынков, для которых гибридные формы организаций, особенно межфирменные сети, становятся приоритетными и наиболее эффективными, а контрактные отношения, как формальные, так и не формальные, становятся формой координации, в том числе и в качестве основы экономической интеграции.

Актуальность.

Не смотря на большое количество исследований в данной области, гибридные организации до сих пор считаются теоретически недостаточно изученными и по многим вопросам так и не найден консенсус. Особенностью же изучения межсетевых отношений выделяют их первичное, и чаще всего, интуитивное практическое применение и только потом теоретическое структурирование и анализ.

Цель статьи: систематизация данных о факторах, влияющих на эффективность межфирменных взаимодействий в гибридных организациях.

Задачи:

  1. Анализ теорий, методов оценки эффективности взаимодействий;
  2. Оценка практического применения выделенных методик на российских ранках.

Научную новизну составляет попытка систематизации знаний в вопросе оценки эффективности малоизученной системы межфирменных отношений.

Согласно неоинституциональной теории транзакционных издержек, представленной Р. Коузом, существовало только два варианта взаимодействия фирм: рыночный и иерархический. Основная концепция перехода от рыночной формы взаимодействия к иерархической состоит в том, что по мере роста транзакционных издержек перед фирмой встает вопрос – приобретать на рынке или производить самостоятельно необходимые ресурсы. Но, возможен и такой вариант, когда фирма не может приобрести предприятие или же закупает у поставщика массовый товар по специальному заказу только для себя. В данной ситуации риски могут быть неоправданны, а иерархическая форма не эффективна. [3]

О. Уильямсон первым выдвинул гипотезу о существовании промежуточной формы, включающей элементы «рынка» и «иерархии». Гибридная или сетевая форма взаимодействия фирм могла позволить более гибко реагировать на риски. Успех теории был так же достигнут и за счет введения инновационного обмена информацией внутри сети, а также деформализации существующих деловых связей.

Так что же помешало активному внедрению сетевой формы организации? Неограниченное число факторов эффективности, зависящих от формы деятельности организации, размера, менталитета, географических факторов и т.д. Отсутствие изучения как экономических, так и социальных факторов, влияющих на эффективность взаимодействия в сети стало толчком к изучению данного вопроса.

Прежде всего необходимо отметить, что эффективность деятельности любой системы определяется отношением затрат к результатам, при том этими показателями могут быть любые экономическое аспекты: от объема производственной продукции до численности персонала, материальных ресурсов и т.д. Таким образом все рассматриваемые факторы должны быть максимально применимы ко всем видам гибридных организаций.

В своих методологиях оценки эффективности деятельности российские ученые Г.Л. Багиев, Ю.Ф. Попова, О.У. Юлдашева и В.А. Городилов основываются на общей теории эффективности. [2] Так Г.Л. Багиев, сделав акцент на системном подходе, рассматривает такие факторы, как стабильность, кооперация, адаптация, новаторство, однородность и т.д., а также возможные эффекты при успешной кооперации. По мнению Багиева, несовместимость субъектов сети по приведенной им метрике приведет к низкому качеству сотрудничества и неэффективной деятельности. Хотя приведенный перечень показателей, возможно, не полон, но вполне достаточен для оценки затрат, к тому же метод раскрывает потенциальные эффекты от результатов деятельности.[1]

Попова М.Ю. предлагает разделить возможные факторы на две группы: с точки зрения эффективности межфирменных отношений, включающая стратегический, экономический и социальный аспекты; и эффективности среды взаимодействия, содержащая аспекты функционирования сетевых институтов, инфраструктуры, характеристики коммуникативного пространства и функционально – структурные характеристики сети. Детализация аспектов метода позволяет раскрыть факторы, реально влияющие на эффективность взаимодействия участников сети. Но, следует отметить, что метод и факторы раскрыты с точки зрения специфики эффективности управления гибридной организацией. [4]

Три составляющие ценности взаимодействия в 2002 году определили Д.Уилсон и С. Джантрания, беря за основу идею Х. Хоканссона, предложившего модель ActorsResourcesAactivities – деятели, ресурсы и участники сети. В модели Уилсона и Джантрании приводятся факторы стратегического, экономического и социального параметров. Данное распределение факторов эффективности носит достаточно общий и, как следствие, более универсальный, межнациональный характер.

В рамках этой методики Добрышевская Л.Н. и Кучерук В.А. предлагают рассматривать также на российском рынке научно – технические показатели, что, возможно, не совсем корректно. Для рынков, не нацеленных на НТП подобные показатели могут быть лишними и стать факторами не верных представлений о потенциале совместной деятельности участников сети.

Реалии Российского рынка так же наносят определенный отпечаток на рассматриваемые факторы эффективности:

Во-первых, отмечая, что практическое применение сетевых взаимоотношений опережает его теоретическое изучение, следует указать, что приоритетным практическим эффектом успешности взаимоотношений является экономическая выгода, что было подтверждено при исследовании партнерских отношений Самойловой Г.В. в 2015 году.

Во – вторых, в российской практике гибридные организации используются только в коммерческих организациях, в отличии от европейских и американских сетей, где так же присутствуют и другие формы сетей, в том числе сети «социального предпринимательства», что влечет за собой ограниченность методик оценки эффективности и их специализацию.

В-третьих, особенность менталитета и отличия ведения бизнеса, которые существенно отличается от европейского и азиатского (а иногда описывается как гибрид европейского и азиатского бизнеса) влекут за собой осторожность в отношении новых форм бизнеса и, как следствие, малое использование эффективных и проверенных за рубежом гибридных сетей.

Заключение и результат.

Таким образом, рассмотрев предложенные методы и корректировки по их рассмотрению, следует отметить, что все методики являются узконаправленными, и унифицировать их достаточно сложно. К тому же, оценка межличностных (неформальных) отношений в методиках отодвинута на второй план, что не совсем корректно в условиях российского ведения бизнеса. При изучении методик так же был сделан акцент на использовании авторами только или теоретического опроса или математического, с использованием формул, коэффициентов, что при использовании не в комплексе может не дать полную оценку ситуации.

Вывод.

Сетевые отношения на российском рынке – новшество, с историей развития не более 30 лет. Не сформированная «картина» данных взаимоотношений, вынуждает отечественных исследователей лишь выдвигать теории с малым процентом практического применения, и делать попытки структурировать полученные знания.

Библиографический список:

1. Багиев Л.Г. Концептуальные основы формирования маркетинга взаимодействия в условиях развития рыночных сетей // Проблемы современной экономики. 2009. – 4 – 2009 – С. 271 – 275.
2. Добрышевская Л.Н., Кучерук В.А. Оценка эффективности сетевого взаимодействия компаний в регионе // TERRAECONOMICUS. 2012. – Том 10 №3 часть 2 –С.104-109.
3. Кондратьев Д.С., Вишня Г.В., Гибридные организации: определение через признаки // Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики". 2014. -11.
4. Попова М.Ю.. Методология оценки эффективности управления межфирменными отношениями на промышленных рынках // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования СыктГУ: [сайт]. URL: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2011/




Рецензии:

9.01.2018, 11:36 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Трудно согласиться с выводом автора, тем более мое любимое направление исследований - это организационные структуры в рамках вопросов управления, особенно их деформации, но таково видение и мнение автора и, следовательно, имеет право на существование. Рекомендую статью к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх