Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №54 (февраль) 2018
Разделы: Туризм
Размещена 18.01.2018. Последняя правка: 18.01.2018.
Просмотров - 2565

Внутренний туризм в России 2013-2017 гг. - упущенные возможности

Глаголев Александр Борисович

не имею

"Гоcудаpcтвенное автономное обpазовательное учpеждение выcшего обpазования гоpода Моcквы "Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Cенкевича"

преподаватель

Аннотация:
Статья содержит краткий обзор ситуации на туристическом рынке Москвы и России и выделяет характерные тенденции за период 2013-2017 гг. Автор подводит предварительные итоги предпочтений российских туристов за сезон лета 2017 г. и поднимает связанные с этим актуальные вопросы подготовки менеджеров для индустрии гостеприимства и туризма.


Abstract:
The article reviews the dramatic changes of Moscow аnd Russian tourist market from 2013 to 2017 and defines the main tendencies of the period. The author raises actual problems of preparation of managers for the hospitality industry and tourism.


Ключевые слова:
индустрия туризма; менеджмент в туризме; туристический рынок Москвы; туристический рынок России; потребности туристического рынка Москвы; туризм проблема кадров

Keywords:
tourist industry; management in tourism; Moscow tourist market ; Russia tourist market; needs of Moscow tourist market; employment in tourist industry


УДК 338.487-021.338

В своей последней статье "Обзор туррынка Москвы и России, проблемы и перспективы." я  указывал на уникальную ситуацию, сложившуюся в туристической отрасли России, начиная с 2013 года. Как я писал, целый ряд причин способствовал развитию внутреннего туризма в России. Позвольте мне напомнить основные из них:

1. Экономический кризис и падения курса рубля, который с одной стороны заставил россиян искать недорогой отдых внутри своего отечества вследствие падения уровня доходов, а с другой стороны сделал отдых в России экономически привлекательным для большинства зарубежных туристов.

2. Введение в строй целого туристического кластера в гор. Сочи после Олимпийских игр 2014 г. (по разным оценкам наша туротрасль получила более 23 000 гостиничных номеров и развитую туристическую инфраструктуру)

3. Присоединение Крыма к России, также способствовало росту внутреннего турпотока (несмотря на то, что многие объекты отдыха на полуострове находятся в плачевном состоянии). Нет сомнения, что после введения в строй керченского моста, соединяющего полуостров с материковой Россией, эти цифры еще вырастут.

4. Запрет отдыха за границей для работников силовых структур, принес местным объектам отдыха не менее 4 000 000 туристов(включая членов семей) в год.

5. Сложная международная обстановка (временный запрет чартерных рейсов в Турцию и сохраняющийся запрет на полеты в Египет)

Все эти, а также целый ряд других причин позволили внутреннему туризму выйти на новый качественный уровень. Впервые в современной истории российского туризма туроператоры сумели сформировать пакетные туры, включающие размещение и перевозку из разных регионов нашей страны, не на зарубежные курорты, а на объекты отдыха нашей страны.

Давайте посмотрим как же сумели отечественные отельеры и работники других отраслей туристического бизнеса воспользоваться данной уникальной ситуацией в сезон 2017 года.

Итак дальнейшего падения уровня доходов россиян в текущий период как минимум не наблюдалось. Стабильные цены на нефть (хотя и далекие от прежних пиковых значений) и отсутствие крупных потрясений в экономике после введения санкций, привели к некоторому укреплению национальной валюты. Данный факт способствовал росту выездного туризма. Следует сказать, что эта тенденция наметилась уже в 2016, когда впервые с 2013 года число россиян выезжающих на отдых за рубеж начало расти. Эта тенденция укрепилась и 2017 году .

Агентство "ТурСтарт" проанализировало статистику выездного туризма за первые 3 месяца 2017 года (с 1 января по 31 марта 2017 года). Согласно их выводам число выездных туристских поездок из России за 3 месяца 2017 года выросло на 24% до 6.7 млн с 5.4 млн за первые 3 месяца 2016 года по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата). [3. c.6]

Таким образом этот фактор частично утратил свое значение как драйвер роста внутреннего туризма. Можно предположить, что если ситуация в экономике будет улучшаться (а эксперты предсказывают хотя и небольшой, но рост в этом и последующие годы), то фактор дешевого рублевого отдыха и далее будет терять свое значение.

Минэк ожидает, что ВВП в 2017 году вырастет на 2,1%, тогда как еще в апреле прогноз был равен 2%. Тогда многие экономисты посчитали эти цифры чересчур оптимистичными.

Ожидается также, что в 2018-20 годах рост ВВП будет постепенно ускоряться и составит в итоге 2,3%. В апреле был совсем другой прогноз: ожидалось замедление роста до 1,5% в ближайшие годы.

Пункт №2. Как и ожидалось значительный рост номерного фонда и кардинальное улучшение инфраструктуры города Сочи не осталось без внимания российских туристов. Регион большого Сочи становится, по-видимому, самым популярным туристическим направлением летнего отдыха среди россиян.

В этом году на первом месте по объемам бронирований у внутренних организованных туристов находится регион Большого Сочи, сообщает Ассоциация туроператоров России (АТОР). При этом самую значительную часть турпотока принимает Адлер (до 40% от всего внутреннего турпотока).

Далее по популярности в регионе следуют Центральный, Хостинский и Лазаревский районы. Средняя продолжительность туров на курорты Большого Сочи составляет от 9 до 11 ночей. Недельная поездка (проживание и питание) на курорты Большого Сочи в августе в среднем стоит 25–28 тыс. руб. на человека.

Статистика по отдыху в Краснодарском крае еще не озвучена, но по оценкам экспертов она врядли превысит прошлогодние показатели 6.5 миллиона человек

А вот, что касается отдыха в Крыму (пункт №3), ситуация отнюдь не однозначна. Крым в рейтинге туроператоров находится на 3–5 местах. По оценкам туроператоров, недельный отдых здесь в августе дороже, чем по всем другим курортным направлениям — от 26,5 до 32 тыс. руб. в среднем (на одного человека без перевозки). Продолжительность тура в Крым летом составляет 7–11 ночей. В Крыму туристы чаще всего едут на Южный берег (Ялта) и в Евпаторию. Далее в рейтинге популярности крымских курортов следуют Николаевка, Судак, Алушта. Замыкают рейтинг Феодосия, Саки и Коктебель.

По предварительным итогам «высокого» сезона, в Крыму отдохнуло на 6–7 % меньше туристов, чем в прошлом году. Об этом в понедельник, 28 августа, заявил Алексей Черняк, председатель Комитета по санаторно-курортному комплексу и туризму республиканского парламента. Однако участники рынка называют другие цифры.

«Мы считаем, что процентов на 20 как минимум в этом году турпоток в Крыму просел», – констатирует Борис Зелинский, президент группы компаний «Кандагар». Кроме того, ожидается, что в преддверии бархатного сезона стоимость отдыха на курортах российского полуострова снизится в среднем на 25–30 %. Так, по прогнозам экспертов, цена пакетного тура в Крым в сентябре составит порядка 30 тысяч рублей на одного. [2, c.2]

Ограничение на поездки за рубеж силовиков (пукт №4) по-прежнему благотворно влияет на внутренний туристический рынок, т.к. это большой и платежеспособный пласт населения России.

И наконец  пункт №5 - здесь произошли значительные и очень важные изменения. Хотя Египет все еще под запретом,  чартеры в Турцию были разрешены и это существенно повлияло на внутренний туристический рынок. В  сезон летнего отдыха 2017 г. Турция возглавила список зарубежных туристических направлений, уверенно забирая туристов у Сочи и Крыма

Таким образом статистика предпочтений россиян выглядит следующим образом:

Самые популярные направления летнего сезона – 2017 на туристическом рынке Московского региона [2. c.2]

Направление

Итог сезона лето-2017, %

Итог сезона лето-2016, %

Изменение, +/-

   Турция

26,4

3,5

▲22,9

   Греция

21,2

19,8

▲1,4

   Кипр

13,8

12,7

▲1,1

   Тунис

9,1

11,6

▼2,5

   Испания

8,2

9,7

▼1,5

   Италия

4,3

4,7

▼0,4

   Россия

4,1

9,5

▼5,4

   Доминиканская Республика

2,5

2,4

▲0,1

   Болгария

2,2

7,0

▼4,8

   Черногория

2,2

3,7

▼1,5

   Таиланд

1,2

3,4

▼2,2

Как и прогнозировалось накануне сезона, рейтинг популярности направлений туризма уверенно возглавила Турция. Год назад это направление называли в числе приоритетных только 3,5 % респондентов – профессионалов столичного туррынка. В августе 2017-го – уже 26,4 %.

Взлёт популярности Турции объясняется не только тем, что туристы соскучились по привычному формату отдыха, полноценных аналогов которому немного. Ещё в прошлом году турецкая сторона объявила о планах субсидировать чартеры из России в течение всего 2017 года, доплачивая организаторам программ по 6 000 долларов за каждый рейс. А уже минувшей зимой и весной турецкие отели активно выпускали спецпредложения для российского рынка, обеспечив себе рекордные показатели продаж.

Всё это происходило на фоне спада турпотока в Турцию из стран Европы, с которыми отношения продолжали ухудшаться.[1, c.3]

А вот Россия в итоговом рейтинге популярности туристических направлений опустилась с пятого на седьмое место, недобрав 5,4 % голосов столичной розницы в сравнении с прошлогодним опросом. Причина не только в возросшей конкуренции с Турцией, которая накануне сезона фактически купила лояльность туристов. Как неоднократно подчёркивали специалисты, многие российские объекты размещения, впечатлившись прошлогодними барышами, задрали цены и тем самым отпугнули туристов. Потом им пришлось выпускать спецпредложения, но инициатива уже была упущена. Кроме того, российским отелям удалось скомпрометировать формат All inclusive – в прошлом году туристы возвращались разочарованными и этим летом выбирали другие направления. Возник даже устойчивый речевой штамп: «All inclusive по-крымски», или «Всё выключено» – клиенты часто употребляют эти обороты в негативных отзывах на интернет-сайтах. Многие отмечают, что при сомнительном качестве услуг за них пришлось заплатить немалые деньги.

Также нельзя забывать, что во многих турагентствах туры по России остаются ассортиментным продуктом – менеджерам просто не хватает знаний, чтобы успешно продавать Крым, Анапу или Сочи. Да и зачем, если есть клиенты на Турцию?[1, c.2]

Таким образом, с некоторой долей уверенности (доступны еще не все статистические данные за 2017 год) можно сказать, что уникальная для отечественного туристического рынка ситуация 2013-2016 гг. не привела к устойчивому росту внутреннего туризма. Работники туристического сектора, работающие на внутреннем рынке "сняли сливки" с создавшейся благоприятной ситуации. Такой подход может дорого обойтись им в будущем. Запрет чартеров в Египет не вечен и возвращение на российский туристический рынок этой страны, наверняка еще более осложнит заполняемость отечественных здравниц.

Все эти факторы  необходимо учитывать при подготовке студентов МГИИТ. Динамичное развитие туристического рынка, сменяемость предпочтений туристов еще раз подчеркивает необходимость готовить универсальных специалистов, способных меняться вместе с рынком.

Библиографический список:

1. Журнал "Hot line travel" от 29.08.2017 [Электронный ресурс].Режим доступа https://www.hotline.travel
2. Журнал "Новости Туризма" от 29.08.2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.tourdom.ru/news.
3. Аналитическое агентство "Турстат" (Исследования рынка туризма и путешествий по России и СНГ) от 01.09.2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа http://turstat.com/




Комментарии пользователей:

9.03.2018, 9:41 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статья Глаголева А.Б. написана из соображений активизации в своей стране местного туризма, поддержки прибытия туристов из-за рубежа. В центре внимания обустройство приема в сочинских фирмах, учтено использование Крыма. Особое внимание досталось издержкам поездок, важности для России удешевления этих мероприятий. Статья располагает статистическими сведениями, которые поддерживают оценки и предложения автора. Единственное пожелание оговорить характер, меру поддержки власти государства своей туристической отрасли. Статья достойна публикации.


Оставить комментарий


 
 

Вверх