Академия МВД Республики Беларусь
курсант
Трояновский Валерий Сергеевич, старший преподаватель кафедры Административной деятельности ОВД Академии МВД Республики Беларусь
УДК 342
В данной статье рассмотрены основные положения и условия участия службы стюардов в процессе обеспечения охраны общественного порядка при проведении спортивно-массовых мероприятий. Обоснованна необходимость введения данной службы в Республики Беларусь. Охрана общественного порядка, спортивно-массовые мероприятия, стюарды.
В нынешних условиях процесс обеспечения охраны общественного порядка правоохранительными органами массовых спортивных мероприятий является сложной задачей, требующей принятия многоплановых решений, использования большого количества сил и средств, привлечения экспертов всевозможных профилей. Организация подходящих условий для проведения данных мероприятий во многом зависит от развития законодательства в сфере спорта и туризма, непрерывного повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, расширения их полномочий при проведении массовых мероприятий.
Согласно Положения «Об утверждении положения о порядке проведения на территории Республики Беларусь спортивных мероприятий, формирования состава участников спортивных мероприятий, их направления на спортивные мероприятия и материального обеспечения» принятого Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 19 сентября 2014 г. № 902 под спортивными мероприятиями стоит понимать спортивные соревнования и подготовка к ним, в том числе учебно-тренировочные сборы, конференции, совещания, семинары, доставка спортивного оборудования и инвентаря, мероприятия по устройству и оборудованию мест проведения спортивных соревнований, иные мероприятия, необходимые для спортивной подготовки спортсменов (команд спортсменов), проведения спортивных мероприятий.[1]
Спортивные мероприятия в Республике Беларусь в зависимости от уровня их проведения подразделяются на международные, республиканские, областные (г. Минска), районные (городские, за исключением г. Минска), спортивные мероприятия, проводимые в организациях физической культуры и спорта.[1]
Спортивные мероприятия – это значимые общественные события, сопровождающиеся скоплением большого количества людей. Это, безусловно, повышает необходимость обеспечения соответствующего уровня охраны, т.к. низкий уровень защиты может привести к негативным инцидентам, столкновениям противоположных групп.
Согласно ст. 36 Закона Республики Беларусь №125-З от 4 января 2014 года «О физической культуре и спорте» вопросами охраны общественного порядка занимается ОВД, хотя в других странах данная обязанность распределяется на нескольких субъектов. В законодательстве Республики Беларусь не существует понятия “стюардов”, хотя их вклад в охрану общественного порядка за пределами территории РБ весьма весомый.[2] В связи с этим, видится целесообразным обратить особое внимание на данный вариант организации работы. Стюарды, являясь специально обученными людьми, следят за рассадкой болельщиков на стадионе, контролируют соблюдение правил поведения зрителями. В случае появления внештатной ситуации, они должны оперативно на нее среагировать. Основная задача стюардов — создание максимально комфортных условий для зрителей, пришедших посмотреть на спортивное мероприятие. В Европе стюард — должностное лицо, приравненное к сотруднику полиции и имеющее широкий круг прав и полномочий. К примеру, в Англии стюард имеет право гражданского ареста правонарушителя.[3]
Деятельность стюардов можно приравнять к студенческой практике и создать студенческие отряды контролеров безопасности, на основании чего, студенты бы получали зачет по практике, деньги и бесценный опыт. Но перед этим проходили бы обязательную процедуру в виде собеседования и обучения. Видится возможным вариант работы стюардов на основании заключения договора, срок действия которого приравнивается к периоду проведения спортивных игр. Возможным условием обеспечения профессиональной подготовки стюардов можно признать прохождение курса обучения по семи часовой программе на протяжении трех суток, со сдачей итоговых экзаменов в виде тестов. Необходимо также установить обязательные критерии для лиц, изъявивших желание вступить в ряды стюардов :
1. Достижение лицом совершеннолетия;
2. Предельный возраст не может превышать 60 лет;
3. Посещение в сезон не менее 65% спортивных мероприятий.
Одновременно на спортивное мероприятие может быть задействовано от 50 до 400 стюардов. Стюарды размещаются на разных участках стадиона: на проходах вокруг поля, входах и выходах с него. Целесообразным является введение специальной униформы стюардов. Каждый стюард закреплен строго за определенным сектором, наделен определенными обязанностями, ответственность закреплена законодательно. Стюард получает определенную плату за участие в мероприятии, которая зависит от часов участия при помощи охраны общественного порядка и его рейтинга.
После собеседования стюардов возможны два варианта принимаемых решений:
1. Об участии в обеспечении охраны общественного порядка при проведении спортивно-массовых мероприятий в качестве стюарда-стажера;
2. О прохождении дополнительного обучение, итогом которого является присвоение звания стюарда.
Обучение может включать в себя развития навыков правильного реагирования на ситуации, с которыми могут столкнуться стюарды во время исполнения своих обязанностей. К примеру, алгоритм реагирования на конфликтные ситуации, пути их решения и профилактические действия, с целью недопущения возникновения конфликтов. Главным является определение случаев и условий применения физической силы.
Завершающей стадией подготовки стюарда является обучение оказанию первой медицинской помощи. При этом упор следует сделать на методику быстрой помощи непосредственно в условиях массового скопления людей. Для закрепления полученных знаний и улучшения качества работы необходимо разработать справочник стюарда, включающий символы и обозначения, с помощью которых стюарды могут обратить на себя внимание ближайших нарядов, а так же запрещенные жесты и изображения, используемые болельщиками и зрителями.
В Беларуси существует волонтерские объединения для помощи в проведении спортивных мероприятий, но между стюардами и волонтерами существует разница в полномочиях и обязанностях. Функции стюардов зависят от размера спортивного объекта, а также характера мероприятия. В основные обязанности стюарда входит:
• инспекция стадиона до, во время и после матча;
• контроль движения зрителей по стадиону, ориентирование зрителей, входящих на площадку или покидающих её, обеспечение равномерного потока людей;
• контроль билетов при входе;
• досмотр посетителей на предмет нахождения при них запрещенных для проноса на стадион вещей (совместно со службой безопасности или сотрудниками правоохранительных органов);
• размещение зрителей;
• контроль соблюдения правил нахождения на спортивном объекте, наблюдение за болельщиками в целом;
• предоставление зрителям информации о расположении основных зон обслуживания и сервисов;
• принятие и анализ претензий и жалоб;
• урегулирование конфликтных ситуаций и инцидентов, вызов и помощь сотрудников службы безопасности, правопорядка, медицинской помощи, пожарных при необходимости;
• помощь в эвакуации зрителей при чрезвычайных ситуациях.
Работа волонтера является безвозмездной. Стюарды же, являясь специально подготовленными лицами, получают денежные средства за работу и несут определенную ответственность за свои действия.
Исследование отечественного и зарубежного опыта обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий показывает, что они при определенном стечении негативных обстоятельств могут перерастать в групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки, которые несут реальную угрозу жизни, здоровью граждан, существенный вред их правам и интересам, а также ущерб личному и государственному имуществу.[3] Массовые мероприятия привлекают внимание лиц и организаций, стремящихся к совершению террористических актов, экстремистских действий, групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, поэтому постоянная динамика способов предупреждения преступлений и правонарушений просто необходима для нормального функционирования государства.
Рецензии:
27.01.2018, 20:42 Золотар Ольга Алексеевна
Рецензия: Тема актуальна и раскрыта в достаточном объеме. Спортивные мероприятия (как и все массовые) требуют со стороны гражданского общества повышенного внимания в целях обеспечения безопасности как отдельных граждан, так и правопорядка в целом. Определение правового статуса стюардов предполагает возможность на более высоком уровне гарантировать безопасность, а также в меньшей мере задействовать силы правоохранительных органов для обеспечения правопорядка при проведении спортивных мероприятий, участникам которых не свойственны проявления агрессии. Статья содержит анализ существующей нормативно-правовой базы, а также представляет перспективы использования иностранного опыта (на примере Великобритании). Содержание и оформление статьи позволяют рекомендовать ее к размещению в научном издании.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий