Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №53 (январь) 2018
Разделы: Юриспруденция
Размещена 24.01.2018. Последняя правка: 24.01.2018.
Просмотров - 1789

Участие стюардов при проведении спортивно-массовых мероприятий как реализация права человека на защиту жизни и здоровья

Куликович Марина Александровна

Академия МВД Республики Беларусь

курсант

Трояновский Валерий Сергеевич, старший преподаватель кафедры Административной деятельности ОВД Академии МВД Республики Беларусь


Аннотация:
В данной статье рассмотрены основные положения и условия участия службы стюардов в процессе обеспечения охраны общественного порядка при проведении спортивно-массовых мероприятий. Обоснованна необходимость введения данной службы в Республики Беларусь.


Abstract:
In this article, the main provisions and conditions for participation stewards in the process of the protection rights of citizens toof sport public events. The necessity of introduction of this service in the Republic of Belarus.


Ключевые слова:
охрана общественного порядка; спортивно-массовые мероприятия; стюарды

Keywords:
protection of public order; sports and mass events; stewards


УДК 342

В данной статье рассмотрены основные положения и условия участия службы стюардов в процессе обеспечения охраны общественного порядка при проведении спортивно-массовых мероприятий. Обоснованна необходимость введения данной службы в Республики Беларусь. Охрана общественного порядка, спортивно-массовые мероприятия, стюарды.

В нынешних условиях процесс обеспечения охраны общественного порядка правоохранительными органами массовых спортивных мероприятий является сложной задачей, требующей принятия многоплановых решений, использования большого количества сил и средств, привлечения экспертов всевозможных профилей. Организация подходящих условий для проведения данных мероприятий  во многом зависит от развития законодательства в сфере спорта и туризма, непрерывного повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, расширения их полномочий при проведении массовых мероприятий.

Согласно Положения  «Об утверждении положения о порядке проведения на территории Республики Беларусь спортивных мероприятий, формирования состава участников спортивных мероприятий, их направления на спортивные мероприятия и материального обеспечения» принятого Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 19 сентября 2014 г. № 902 под спортивными мероприятиями стоит понимать спортивные соревнования и подготовка к ним, в том числе учебно-тренировочные сборы, конференции, совещания, семинары, доставка спортивного оборудования и инвентаря, мероприятия по устройству и оборудованию мест проведения спортивных соревнований, иные мероприятия, необходимые для спортивной подготовки спортсменов (команд спортсменов), проведения спортивных мероприятий.[1]

Спортивные мероприятия в Республике Беларусь в зависимости от уровня их проведения подразделяются на международные, республиканские, областные (г. Минска), районные (городские, за исключением г. Минска), спортивные мероприятия, проводимые в организациях физической культуры и спорта.[1]

Спортивные мероприятия – это значимые общественные события, сопровождающиеся скоплением большого количества людей. Это, безусловно, повышает необходимость обеспечения соответствующего уровня охраны, т.к. низкий уровень защиты может привести к негативным инцидентам, столкновениям противоположных групп.

Согласно ст. 36 Закона Республики Беларусь №125-З от 4 января 2014 года «О физической культуре и спорте» вопросами охраны общественного порядка занимается ОВД, хотя в других странах данная обязанность распределяется на нескольких субъектов. В законодательстве Республики Беларусь не существует понятия “стюардов”, хотя их вклад в охрану общественного порядка за пределами территории РБ весьма весомый.[2] В связи с этим, видится целесообразным обратить особое внимание на данный вариант организации работы. Стюарды, являясь специально обученными людьми, следят за рассадкой болельщиков на стадионе, контролируют соблюдение правил поведения зрителями. В случае появления внештатной ситуации, они должны оперативно на нее среагировать. Основная задача стюардов — создание максимально комфортных условий для зрителей, пришедших посмотреть на спортивное мероприятие. В Европе стюард — должностное лицо, приравненное к сотруднику полиции и имеющее широкий круг прав и полномочий. К примеру, в Англии стюард имеет право гражданского ареста правонарушителя.[3]

Деятельность стюардов можно  приравнять к студенческой практике и создать студенческие отряды контролеров безопасности, на основании чего, студенты бы получали зачет по практике, деньги и бесценный опыт. Но перед этим проходили бы обязательную процедуру в виде собеседования и обучения. Видится возможным вариант работы стюардов на основании заключения договора, срок действия которого приравнивается к периоду проведения спортивных игр. Возможным условием обеспечения профессиональной подготовки стюардов можно признать  прохождение курса обучения по семи часовой программе на протяжении трех суток, со сдачей итоговых экзаменов в виде тестов. Необходимо также установить  обязательные  критерии для лиц, изъявивших желание вступить в ряды стюардов : 

1. Достижение лицом  совершеннолетия;

2. Предельный возраст не может превышать  60 лет;

3. Посещение в сезон не менее 65% спортивных мероприятий.

Одновременно на спортивное мероприятие может быть задействовано от 50 до 400 стюардов. Стюарды размещаются на разных участках стадиона: на проходах вокруг поля, входах и выходах с него. Целесообразным является введение специальной униформы стюардов. Каждый стюард закреплен строго за определенным  сектором, наделен определенными обязанностями, ответственность закреплена законодательно. Стюард получает определенную плату за участие в мероприятии, которая зависит от часов участия при помощи охраны общественного порядка и его рейтинга.

После собеседования стюардов возможны два варианта принимаемых решений:

1. Об участии в обеспечении охраны общественного порядка при проведении спортивно-массовых мероприятий в качестве  стюарда-стажера;

2. О прохождении дополнительного обучение, итогом которого является присвоение звания стюарда.

Обучение может включать в себя развития навыков правильного реагирования на ситуации, с которыми могут столкнуться стюарды во время исполнения своих обязанностей. К примеру,  алгоритм реагирования на конфликтные ситуации, пути их решения и  профилактические действия, с целью недопущения возникновения конфликтов. Главным является определение случаев и условий  применения физической  силы.

Завершающей стадией подготовки стюарда является обучение оказанию первой медицинской помощи. При этом упор следует сделать на методику быстрой помощи непосредственно  в условиях массового скопления людей. Для закрепления полученных знаний и улучшения качества работы необходимо разработать справочник стюарда, включающий символы и обозначения, с помощью которых стюарды могут обратить на себя внимание ближайших нарядов, а так же  запрещенные жесты и изображения, используемые болельщиками и зрителями.

В Беларуси существует волонтерские объединения для помощи в проведении спортивных мероприятий, но между стюардами и волонтерами существует разница в полномочиях и обязанностях. Функции стюардов зависят от размера спортивного объекта, а также характера мероприятия. В основные обязанности стюарда входит:

•      инспекция стадиона до, во время и после матча;

•      контроль движения зрителей по стадиону, ориентирование зрителей, входящих на площадку или покидающих её, обеспечение равномерного потока людей;

•      контроль билетов при входе;

•      досмотр посетителей на предмет нахождения при них запрещенных для проноса на стадион вещей (совместно со службой безопасности или сотрудниками правоохранительных органов);

•      размещение зрителей;

•      контроль соблюдения правил нахождения на спортивном объекте, наблюдение за болельщиками в целом;

•      предоставление зрителям информации о расположении основных зон обслуживания и сервисов;

•      принятие и анализ претензий и жалоб;

•      урегулирование конфликтных ситуаций и инцидентов, вызов и помощь сотрудников службы безопасности, правопорядка, медицинской помощи, пожарных при необходимости;

•      помощь в эвакуации зрителей при чрезвычайных ситуациях.

Работа волонтера является безвозмездной. Стюарды  же, являясь специально подготовленными лицами, получают денежные средства за работу и несут определенную ответственность за свои действия.

Исследование отечественного и зарубежного опыта обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий показывает, что они при определенном стечении негативных обстоятельств могут перерастать в групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки, которые несут реальную угрозу жизни, здоровью граждан, существенный вред их правам и интересам, а также ущерб личному и государственному имуществу.[3] Массовые мероприятия привлекают внимание лиц и организаций, стремящихся к совершению террористических актов, экстремистских действий, групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, поэтому постоянная динамика способов предупреждения преступлений и правонарушений просто необходима для нормального функционирования государства.

Библиографический список:

1. Об утверждении положения о порядке проведения на территории Республики Беларусь спортивных мероприятий, формирования состава участников спортивных мероприятий, их направления на спортивные мероприятия и материального обеспечения [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь 19 сентября 2014 г. № 902 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
2. О физической культуре и спорте [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 4 января 2014 г. №125-З// КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. Шевченко О.А. Обеспечение безопасности при проведении спортивных мероприятий в законодательстве европейских стран / О. А. Шевченко // Спорт: экономика, право, управление. – 2013. – № 1. – С. 17–20.




Рецензии:

27.01.2018, 20:42 Золотар Ольга Алексеевна
Рецензия: Тема актуальна и раскрыта в достаточном объеме. Спортивные мероприятия (как и все массовые) требуют со стороны гражданского общества повышенного внимания в целях обеспечения безопасности как отдельных граждан, так и правопорядка в целом. Определение правового статуса стюардов предполагает возможность на более высоком уровне гарантировать безопасность, а также в меньшей мере задействовать силы правоохранительных органов для обеспечения правопорядка при проведении спортивных мероприятий, участникам которых не свойственны проявления агрессии. Статья содержит анализ существующей нормативно-правовой базы, а также представляет перспективы использования иностранного опыта (на примере Великобритании). Содержание и оформление статьи позволяют рекомендовать ее к размещению в научном издании.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх