Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 07.02.2018. Последняя правка: 11.02.2018.
Просмотров - 1409

Методы и механизмы модернизации системы финансового планирования в регионе на основе совершенствования налогообложения на уровне региона

Кузнецова Елена Александровна

Орловский Государственный Университет имени И. С. Тургенева

студент

Рябинина Наталья Ивановна, кандидат экономических наук, доцента кафедры менеджмента и государственного управления ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»


Аннотация:
В данной статье рассматривается роль налоговой политики в системе финансового планирования. Вместе с тем затрагивается проблема разграничения финансовых потоков между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Проводится анализ структуры доходов консолидированного бюджета Орловской области в 2015-2017гг. На основе этого предлагаются направления налоговой политики региона, позволяющие преобразовать нынешнюю налоговую систему, которая неразрывно связана с упорядочением межбюджетных отношений и оптимизацией распределения бюджетных ресурсов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями.


Abstract:
This article examines the role of tax policy in the financial planning system. At the same time, the problem of delineation of financial flows between the federal, regional and municipal levels is addressed. The structure of revenues of the consolidated budget of the Oryol region in 2015-2017 is analyzed. On the basis of this, the directions of the tax policy of the region are proposed that allow transforming the current tax system, which is inextricably linked with the regulation of intergovernmental fiscal relations and the optimization of the allocation of budget resources between the federal, regional and municipal levels.


Ключевые слова:
финансовое планирование; налоговая политика; доходы консолидированного бюджета Орловской области; мероприятия совершенствования; направления совершенствования налоговой политики

Keywords:
financial planning; tax policy; revenues of the consolidated budget of the Oryol region; improvement activities; directions of improving the tax policy


УДК 336.02

Актуальность данной статьи заключается в том, что налоговая политика является важнейшей составляющей социально – экономической политики региона, которая ориентирована на улучшение экономического положения региона, экономический рост, гармонизацию интересов экономики и общества. Поэтому, повышение эффективности и совершенствование обеспечения бюджетной устойчивости и сбалансированности является неотъемлемой частью налоговой политики и положительной динамики доходов бюджета области в целом.

Целью статьи является рассмотрение методов и механизмов модернизации системы финансового планирования в регионе на основе совершенствования налогообложения на уровне региона

Регулирование региональной экономики в первую очередь обеспечивается проведением антимонопольной, налоговой, бюджетной, банковской политики. Важное место в региональном регулировании экономики занимает финансовое планирование и прежде всего индикативное планирование (прогнозирование) в процессе которого определяются общие направления развития. Главной целью индикативного финансового планирования является определение предполагаемого объёма и направления финансовых ресурсов для выполнения функций региона.

Составной частью процесса финансового планирования на уровне региона является налоговое планирование. Налоговая политика является важнейшей составляющей социально – экономической политики региона, которая ориентирована на улучшение экономического положения региона, экономический рост, гармонизацию интересов экономики и общества.

В федеративном государстве процесс финансового планирования начинается на федеральном уровне, затем он перемещается на региональный и муниципальные уровни. Это означает, что ключевые параметры бюджетно-налогового устройства определены на уровне федерации, а отдельные финансовые полномочия являются предметом регулирования нижестоящих уровней. Отсюда возникает проблема разграничения финансовых потоков между федеральным центром, регионами и муниципальными образованиями - проблема «бюджетно-налогового федерализма». Сложившиеся сегодня пропорции между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации в консолидированном бюджете России на протяжении уже многих лет составляют примерно 60 % - 40 % в пользу федерального центра.

Из теории управления известно, что жесткая централизация власти, полномочий и ресурсов не только не улучшает, а наоборот – ухудшает надежность и эффективность функционирования и развития всей финансовой системы в целом. Подсистемы в жестко централизованной иерархической системе, с одной стороны, не имеют ресурсов для саморазвития, а, с другой стороны, - теряют мотивацию для повышения эффективности собственной деятельности.

Эффективное функционирование и развитие больших систем, к которой относится финансовая система, требует обеспечения оптимального сочетания централизации и самостоятельности. При этом должна обеспечиваться сбалансированность триады «функции - полномочия - ресурсы» на каждом из уровней управления. То есть каждый из уровней управления должен иметь необходимое и достаточное количество ресурсов для реализации закрепленных за ним функций и обладать «стратегическим резервом» для развития всей системы как целостности, а также для возможной поддержки нижерасположенных подсистем в случаях возникновения «форс-мажорных» обстоятельств.

Закрепление ресурсов по уровням федерального, регионального и муниципального управления, прежде всего, должно обеспечиваться эффективной налоговой системой.

Современная действующая налоговая система России не отвечает указанным требованиям. Наиболее надежные и крупные налоговые доходы включают, как известно, налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности. А эти налоги в настоящее на 100% зачисляются на федеральный уровень. Бюджетным кодексом Российской Федерации и отдельными федеральными законами о налогах регламентируются совершенно произвольные нормативы отчислений от налогов для формирования федерального, регионального и местных бюджетов. Особенно это характерно для внутри регионального уровня. Решение указанной проблемы невозможно без модернизации налоговой системы России путем смещения акцентов в пользу обеспечения самостоятельности нижестоящих уровней собственными финансовыми ресурсами, и, прежде всего, налоговыми доходами [4].

Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ – это важнейший показатель, который характеризует уровень развития региона в целом. Он входит в число 12 показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 21.08.2012 г. № 1199. В текущем году складывается положительная динамика налоговых и неналоговых доходов бюджета Орловской области. Это происходит в основном за счет роста налога на прибыль организаций, транспортного налога, налога на имущество организаций, а также неналоговых доходов. Вместе с тем существенную роль играют безвозмездные поступления, преобладание данной статьи доходов является негативным фактором для самостоятельного социально-экономического развития региона. Структура доходов консолидированного бюджета Орловской области в 2015-2017гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структуры доходов консолидированного бюджета Орловской области в 2015-2017 гг.
                                                                                                                                 В миллионах рублей

Наименование показателя

2015

Уд.вес

2016

Уд.вес

2017

Уд.вес

Доходы, в т.ч.

31958,5

100,0

31116,7

100,0

34871,4

100,0

 Налоговые и неналоговые доходы

19848,6

62,1

22253,3

71,5

23043,4

66,1

  налоговые доходы

19054,1

59,6

21808,2

70,1

22121,7

63,4

   налог на прибыль организаций

3969,7

12,4

5118,3

16,4

5530,4

15,9

   налог на доходы физических лиц

7939,4

24,8

7788,7

25,0

7834,8

22,5

   акцизы

2778,8

8,7

4005,6

12,9

3456,5

9,9

   налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

1190,9

3,7

1335,2

4,3

1382,6

4,0

   налог на имущество организаций

1984,9

6,2

2447,9

7,9

2765,2

7,9

   транспортный налог

992,4

3,1

890,1

2,9

921,7

2,6

   другие налоговые доходы

198

0,6

222,53

0,7

230,5

0,7

 неналоговые доходы

794,5

2,5

445,1

1,4

921,7

2,6

  Безвозмездные поступления

12109,9

37,9

8863,4

28,5

10856,9

31,1

   дотации

4198,2

13,1

3616,6

11,6

5026,1

14,4

   целевые средства

7911,7

24,8

5246,9

16,9

5830,8

16,

В части налога на прибыль организаций следует отметить, что, начиная с первого отчетного периода 2017 г, изменяется порядок учета убытков прошлых налоговых периодов при исчислении налога на прибыль организаций. Согласно пункту 2.1 статьи 283 НК РФ в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 г. по 31.12.2020 г. налоговая база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со статьей 274 Кодекса, не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%.

Налоговая политика Орловской области в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов должна продолжить реализацию целей и задач налоговой политики предыдущего периода и двигаться в направлении увеличения доходов консолидированного бюджета Орловской области за счет оптимизации налоговой нагрузки, отмены неэффективных налоговых льгот, повышения эффективности системы налогового администрирования.

Работу по мобилизации доходов в Орловской области целесообразно проводить в рамках реализации постановления Правительства Орловской области от 1 апреля 2014 года № 74 «О создании межведомственной комиссии по легализации заработной платы и объектов налогообложения в Орловской области», постановления Правительства Орловской области от 8 февраля 2013 года № 29 «О межведомственной рабочей группе по координации мероприятий, проводимых в целях  повышения роли имущественных налогов в формировании регионального и местных бюджетов», Плана мероприятий по консолидации бюджетных средств, в целях оздоровления государственных финансов Орловской области, утвержденного распоряжением Правительства Орловской области от 28 марта 2017 года № 121-р.

Одним из направлений налоговой политики должна стать мобилизация резервов доходной базы консолидированного бюджета Орловской области. В данном направлении необходимо усилить работу по погашению задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджеты всех уровней, проводить активные мероприятия по выявлению, постановке на налоговый учет и привлечению к налогообложению обособленных подразделений, головные организации которых расположены за пределами Орловской области. Также необходимо проводить работу, направленную на повышение объемов поступлений в бюджеты Орловской области налога на доходы физических лиц, создать условия необходимые для роста общего объема фонда оплаты труда в регионе, проводить работу по легализации заработной платы, довести ее до среднеотраслевого уровня, проводить мероприятия по сокращению задолженности по налогу на доходы физических лиц. Также необходимо продолжить работу по расширению налоговой базы по имущественным налогам путем выявления и включения в базу налогообложения недвижимого имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы или зарегистрированы с указанием неполных сведений, необходимых для исчисления налогов. Вместе с тем, необходимо работать в направлении оптимизации налоговых льгот и иных преференций, предоставляемых субъектам хозяйственной деятельности, в том числе исходя из оценки востребованности этих льгот и преференций и их экономического эффекта.

Кроме того, существует необходимость сохранения и расширения государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса путем предоставления налоговых льгот, включая применение «налоговых каникул» по упрощенной и патентной системам налогообложения. Также хочется отметить, что принятие Закона № 2176-ОЗ от 30.11.2017 «О внесении изменений в Закон Орловской области «О введении в действие на территории Орловской области патентной системы налогообложения» и статью 1 Закона Орловской области «О внесении изменений в Закон Орловской области «О введении в действие на территории Орловской области патентной системы налогообложения.» приведёт к увеличению числа индивидуальных предпринимателей, имеющих возможность получить патент на ведение деятельности.

Совершенствование налогового администрирования необходимо проводить в направлении повышения ответственности администраторов доходов в части эффективного прогнозирования, своевременности, полноты поступлений и сокращения задолженности по администрируемым платежам, повышения эффективности и качества совместной работы органов власти по усилению администрирования доходов в рамках деятельности межведомственных рабочих групп по платежам в областной и местные бюджеты, а также продолжения работы по легализации прибыли и убытков организаций, реализации мероприятий по повышению роли налогов на имущество в формировании доходов консолидированного бюджета.[2]

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что на долгосрочную перспективу в налоговой политике региона необходимо сохранить преемственность в достижении поставленных ранее целей и задач, которое предусматривает увеличение эффективности администрирования доходов для обеспечения заданных темпов экономического роста, выполнения социальных гарантий, стимулирования инвестиционной и инновационной активности. То есть, приоритетом в области региональной налоговой политики останется обеспечение бюджетной устойчивости и сбалансированности.

Для решения всех этих задач необходимо как можно лучше привести в действие налоговые механизмы. Все это позволит преобразовать нынешнюю налоговую систему. Вместе с тем совершенствование налоговой системы неразрывно связано с упорядочением межбюджетных отношений и оптимальным распределением бюджетных ресурсов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Распределение ресурсов должно быть необходимым и достаточным для обеспечения самостоятельного социально-экономического развития региона в целом и муниципальных образований. Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса.

Библиографический список:

1. Закон № 2176-ОЗ от 30.11.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://orel-region.ru
2. Постановление Правительства Орловской области от 5 сентября 2017 г. № 378 [Электронный ресурс]. URL: http://orel-region.ru
3. Садков В.Г., Аронов Д.В., Мельников С.А., Федякова Н.И. Мифы о чрезмерной налоговой нагрузке на бизнес и ключевые направления модернизации налоговой системы России, устраняющие ее реальные недостатки // Финансы и кредит. 2009. №13 (349). URL: http://cyberleninka.ru
4. Садков В. Г., Федякова Н. И. Управление финансовыми потоками в многоуровневых системах и пути модернизации налоговой системы России [Электронный ресурс]: Управление общественными и экономическими системами. URL: http//bali.ostu.ru
5. Яруллин Р.Р. Состояние и совершенствование налоговой политики на региональном уровне / Р.Р. Яруллин, А.А. Зубаирова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №5. – С. 150-153 [Электронный ресурс]. URL: http://intjournal.ru




Рецензии:

7.02.2018, 21:38 Попова Галина Валентиновна
Рецензия: Статья "Методы и механизмы модернизации системы финансового планирования в регионе на основе совершенствования налогообложения на уровне региона", Кузнецова Елена Александровна НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ к публикации в разделе "Управление. Организация" как несоответствующая по Теме, проблематике (аннотация) и содержанию. Автору рекомендуется самостоятельно пересмотреть статью на предмет соответствия научного результата, научного основания, темы и содержания статьи - разделам данного сайта.

7.04.2018, 14:59 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: Согласен с предыдущей рецензией. С уважением, Яцкий С.А.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх