Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 02.02.2018. Последняя правка: 01.02.2018.
Просмотров - 5417

Проблемы правового регулирования преступлений против военной службы

Юдина Ирина Степановна

ФГБО УВПО Тольяттинский государственный университет

Уголовное право и процесс

Румянцев Павел Александрович, кандидат юридических наук, зам. директора по развитию, кафедра уголовное право и процесс, Тольяттинский государственный университет


Аннотация:
Актуальность темы обусловлена тем, что одно из центральных мест в системе мер обеспечения воинской дисциплины занимают нормы уголовного права, особенно положения главы 33 УК РФ, предусматривающей ответственность за преступления против военной службы.


Abstract:
The relevance of the topic due to the fact that one of the Central places in system of measures of military discipline is the criminal law, particularly the provisions of Chapter 33 of the criminal code providing responsibility for crimes against military service.


Ключевые слова:
военнослужащие; армия; преступления; уголовная ответственность; дезертирство

Keywords:
military; army; crimes; criminal responsibility; desertion


УДК 344.21

Несомненно, все военнослужащие, без каких-либо исключений, обязаны соблюдать законы и нормативные акты военного законодательства. Обязанность соблюдения законодательства ложится на каждого военнослужащего вне зависимости от его воинского звания и занимаемой им должности. Например, в случае совершения преступления, военнослужащий привлекается к уголовной ответственности, при этом условия привлечения к уголовной ответственности одинаковы для всех и не зависят от воинского звания и занимаемой должности. Критерии привлечения военнослужащего к ответственности строго определены законом.

Уголовным Кодексом РФ предусмотрена ответственность за преступления против военной службы, которые объединяют в следующие группы преступления, посягающие на порядок подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими (ст. ст. 332-336 УК); уклонение от военной службы (ст. ст. 337-339 УК); преступления, посягающие на порядок несения специальных видов военной службы (ст. ст. 340-344 УК); преступления, посягающие на порядок сбережения военного имущества (ст. ст. 345-348 УК); преступления, посягающие на порядок использования и эксплуатации военной техники (ст. ст. 349-352). [1].

Важной задачей, стоящей перед государством, является усиление правопорядка и законности в российской армии. Посредством решения данной задачи обеспечивается дисциплина среди военнослужащих, повышается боеготовность армии и, как следствие, повышается обороноспособность страны, что в настоящее время является не маловажным.

Решение поставленной задачи предполагает совершенствование действующего законодательства о военной службе и его применения на практике.

Актуальность темы обусловлена тем, что разграничение преступлений против военной службы от смежных видов преступлений постоянно имело существенное значение для практического применения уголовного законодательства. Вследствие этого особой важностью для современного уголовного законодательства является выяснение ряда вопросов, которые возникают при разграничении воинских преступлений и смежных видов преступлений.

Преступления против военной службы предусмотрены главой 33 УК РФ, состоящей из 21 статьи. Их общая дефиниция приведена законодателем в ст. 331 УК РФ, а признаки составов воинских преступлений описаны в ст.ст.332-352 УК РФ.

Преступлениями против военной службы являются, предусмотренные главой 33 УК РФ посягательства против установленного порядка прохождения военной службы, совершаемые военнослужащими, проходящими в Вооруженных Силах Российской Федерации военную службу по призыву или по контракту, других войсках и воинских формирований Российской Федерации, включая граждан, пребывающих во время прохождения ими военных сборов в запасе. [4, с. 712]. Такая специфика не вносит в общее понятие преступления любых дополнений и изменений, а только указывают на специальный субъект и специальный объект рассматриваемых преступлений. Исходя из этого, понятие преступления против военной службы является разновидностью общего понятия преступления, которое сформулировано в ст.14 УК РФ. [5, с.103].

Даже, несмотря на то, что военно-уголовное законодательство предусмотрено в действующий УК РФ как составная часть, понятие преступления против военной службы сосредотачивает внимание на его автономности.

В воинских преступлениях, кроме рассмотренных интересов, находятся также и другие, более высокого порядка - интересы национальной военной безопасности. Исходя из того, любое преступление против военной службы, несмотря на форму его выражения, оно тем или иным образом подрывает боевую готовность воинского подразделения, причиняя тем самым вред военной безопасности государства.

Преступления против военной службы характеризуются специальной противоправностью, ими могут признаваться в соответствии с ст.331 УК РФ лишь преступления, предусмотрены в главе 33. [6, с.168].

Другим преступлениям, которые причиняют вред интересам военной безопасности и совершаемые военнослужащими (например, разглашение государственной тайны военного характера) необходимо давать уголовно-правовую оценку по другим статьям УК РФ, так как по формальному признаку они не имеют отношения к воинским преступлениям. Однако, все преступления, которые обладают признаками составов преступлений, предусмотренных гл.33 УК РФ, и в то же время попадающие под общеуголовные нормы, необходимо квалифицировать в соответствии со статьями этой главы, а не по общим статьям УК РФ.

 По общему правилу, воинская уголовно-правовая форма в сравнении с общеуголовной нормой, которая совпадает с ней по объективным признакам, обязана устанавливать более строгую санкцию, но, в нынешнем УК РФ такой принцип не предусмотрен. К примеру, насильственные действия в отношении начальника содержат причинение вреда вплоть до тяжкого (ч.2 ст.334 УК РФ) и подвергаются наказанию лишения свободы на срок от трех до восьми лет, т.е. практически совпадая со сроком наказания за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, предусмотренном в общеуголовной статье (ч.1 ст.111 УК РФ с санкцией от двух до восьми лет). [2, с.71-74].

Признаки, которые характерны для всех преступлений против военной службы, описаны в ст. 331 УК РФ и относятся к субъекту либо объекту составов воинских преступлений.

Объект преступления против военной службы обозначен в действующем УК РФ термином порядок прохождения военной службы» (воинский правопорядок). [3, с. 42].

Порядок прохождения военной службы - это родовой объект для каждого преступления против военной службы. В свою очередь он состоит из видов, которые непосредственно связаны с элементами, составляющими боевую готовность. Такими элементами являются: укомплектованность подразделений личным составом, боевой техникой и вооружением; твердая воинская дисциплина; высокая боевая подготовка войск; содержание в исправном состоянии и готовых к применению боевой техники и оружия; наличие необходимых запасов материальных средств и т.д. Каждый из элементов боевой готовности обеспечен установленной стороной порядка прохождения военной службы, в большинстве случаев, которая нарушается некоторыми однородными преступлениями. [3, с. 42]

Внутри видового объекта выделяется непосредственный объект преступления против военной службы. Он являет собой некую сферу военной безопасности, которой военнослужащий непосредственно причиняет или создает угрозу нанесения вреда. Так, для лица, которое входит в состав пограничного наряда и при этом самовольно покинувшего участок границы, что в свою очередь привело к ее незаконному пересечению, родовым объектом преступления будет признан порядок прохождения военной службы (военная безопасность), видовым объектом посягательства - порядок несения пограничной службы (безопасность охраны границы страны), и непосредственным объектом - порядок несения службы именно в этом пограничном отряде (безопасность находящегося под охраной участка государственной границы). [9, с. 101].

Некоторые составы преступлений против военной службы одновременно с объектом содержат и признаки предмета преступления.

Предметами преступлений против военной службы, которые устанавливают определенный порядок военно-служебных отношений являются:

Указанные в статье 352 УК РФ военные корабли. [1].

В статье 351 УК РФ - военные летательные аппараты. [1].

В статье 350 УК РФ - транспортные, боевые, специальные машины. [1].

В статье 349 УК РФ - радиоактивные материалы, взрывчатые вещества и иные вещества, представляющие повышенную опасность для окружающих. [1].

В статьях 348, 347, 346 - предметы военной техники, боеприпасы, оружие (ст.346, 347, 348 УК РФ). [1].

В случаи, когда верно установлены признаки перечисленных предметов, можно избежать ошибок в квалификации преступлений против военной службы.

Самым распространённым преступлением против военной службы на сегодняшний день является «самовольное оставления воинской части либо места службы (ст. 337 УК РФ). [7, с. 17]

Объективной стороной любых преступлений против военной службы представляется внешнее деяние общественно опасного покушения на объект, который охраняется уголовным правом - порядок прохождения военной службы.

Объективная сторона преступлений против военной службы обладает общими для любых преступлений признаками, такими как: деяние, последствие и причинная связь между ними, время, обстановка, место, способ, средства и орудия совершения преступления. [7, с. 17] Специфической чертой представляется специфика содержания этих признаков, продиктованная объектом преступления против военной службы.

Субъективная сторона преступлений против военной службы формируется исходя из вины в форме умысла или неосторожности.

Учитывая предмет исследования, отметим, что военнослужащий должен осознавать, что совершает соответствующие общественно опасные действия в условиях военного положения, другой особого периода или в боевой обстановке.

Волевой признак при совершении исследуемых преступлений против порядка прохождения военной службы заключается в желании наступления общественно опасных последствий соответствующем порядке общественных отношений. Чаще всего человек в таком случае стремится достичь какой-то цели, удовлетворить определенную потребность.

Учитывая все изложенное преступления против порядка прохождения военной службы, учитывая направленность соответствующих общественно опасных деяний, а также особенности законодательных конструкций соответствующих составов, могут быть совершены лишь с прямым умыслом, при котором виноватое лицо осознает общественно опасный характер своего деяния (действия или бездействия), предвидит его общественно опасные последствия и желает их наступления. Кроме того, военнослужащий должен осознавать то обстоятельство, что преступление против порядка прохождения военной службы совершается им при наличии одного из таких обстоятельств, как особый период, военное положение или боевая обстановка.

Также необходимо рассмотреть данный вид преступления, совершенный в соучастии. Таким образом, предварительный сговор группы лиц характеризуется следующими признаками.

Во-первых, это количественный признак: наличие двух или более лиц, из которых минимум двое должны быть наделены признаками общего субъекта преступления (физическое лицо, достижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность, вменяемость). Кроме того, учитывая то, что дезертирство совершается специальным субъектом (военнослужащим), то один или несколько участников этой группы, которые непосредственно выполняют объективную сторону этого преступления, должны быть наделенными соответствующими специальными признаками.

Во-вторых, ролевой признак: совместное совершение преступления.

В-третьих, наличие предварительного сговора на совместное совершение преступления. Заговор будет считаться предварительным, если договоренность между соучастниками достигнута до момента совершения покушения.

Едва ли не самым дискуссионным вопросом относительно понимания правовой сущности предварительного сговора группы лиц является установление того, какие роли должны выполнять соучастники в случае совершения ими преступления (второй признак группы лиц по предварительному сговору). До недавнего времени устоявшийся подход как в теории уголовного права, так и в правоприменительной практике заключался в том, что предварительный сговор группы лиц имеет место только в случае наличия соисполнителей, то есть, когда несколько соучастников непосредственно выполняют объективную сторону того или иного преступления. [8, с. 53-59]

Таким образом, по моему мнению, дезертирство, совершенное по предварительному сговору группой лиц, имеет место в случае, когда объективную сторону преступления совершило два или более военнослужащих, которые предварительно договорились об этом, а также в случае, когда совершил дезертирство военнослужащий, а другое лицо выполняла иную роль – организатора, подстрекателя или пособника. При этом другой соучастник не обязательно должен характеризовать специальными признаками субъекта преступления, предусмотренного ст. 338 УК РФ. А предварительный сговор группы лиц имеет место в случае как соисполнительства, так и ролевого распределения между соучастниками.

Субъектами преступлений против военной службы, согласно с ст.331 УК РФ, представляются военнослужащие и граждане, которые во время прохождения ими военных сборов пребывают в запасе. [7, с. 17].

Спецификой преступлений против военной службы представляется также то, что их составы обладают специальным характером.  Специальный состав преступления против военной службы определяется совокупностью признаков, предусмотренных уголовно-правовыми нормами главы 33 УК РФ, характеризующие содержание и структуру преступлений, направленных против военной безопасности государства.

Признаки состава преступления против военной службы бывают обязательными и факультативными.

Обязательные признаки постоянно входят в состав любого преступления против военной службы, когда отсутствует хотя бы один из признаков, состава преступления быть не может, собственно, как и уголовной ответственности. Одним из таких признаков является общественно-опасное деяние. Оно в свою очередь, подразделяется на два вида: действие и бездействие. Преступления против военной службы также могут проявляться в данных формах. Так, насильственные действия в отношении начальника, предусмотренные статьей 334 УК РФ, характеризуются действием, а описанное в статье 332 УК РФ неисполнение приказа - бездействием.

Факультативными признаками являются признаки, которые используются при конструировании некоторых составов преступлений против военной службы. Исходя из данных признаков преступление против военной службы обладает дополнительными свойствами, которые выражают специфичность такого вида преступления. Факультативными признаками являются: предмет посягательства, общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и последствиями, цель, мотив, место, время, орудия и средства, а также другие обстоятельства совершения преступления.

Факультативный признак в каждом отдельном составе преступления против военной службы может быть включен в основной состав воинского преступления и, таким образом, быть его обязательным признаком.

В особых случаях факультативный признак может стать квалифицирующим, к примеру, «использование оружия при сопротивлении начальнику» (п. «б» ч.2 ст.333 УК РФ). [1].

Также, в случаи, когда не включен в основной состав и не есть квалифицирующим, он может выступать в качестве обстоятельства, смягчающим либо отягощающим наказание (ст.61 либо ст.63 УК РФ), исходя из чего, суд будет избирать виды и размеры наказания.

В частности, обстоятельством, которое отягощает наказание, является совершение абсолютно любого преступления против военной службы в ситуациях чрезвычайного положения, так как такая обстановка совершения преступления в статьях главы 33 УК РФ не является ни обязательном, ни квалифицирующим признаком.

Составы преступлений против военной службы по своей структуре в большинстве случаев представляются сложными. Они подразумевают за собой своеобразное усложнение состава. В частности, удвоение элементов: в ст.334 УК РФ насильственные действия по отношению к начальнику посягают на два объекта - на здоровья лица, подвергшегося насилию и на отношения воинской подчиненности.

Согласно статьи 8 УК РФ наличие состава преступления против военной службы в совершенном общественно опасном деянии признается основанием уголовной ответственности. [1].

Библиографический список:

1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СПС «Консультант плюс».
2. Апкаев Д.М. Некоторые особенности квалификации и разграничения составов преступлений самовольного оставления части или места службы (ст. 337 УК РФ) и дезертирства (ст. 338 УК РФ) в УК РФ / Д.М. Апкаев // Вестник Владимирского юридического института. – 2013. – № 4(29).
3. Ахметшин Х. М. Преступления против военной службы // Российская юстиция. – 1997. – № 5.
4. Брыч Л.П. Теория разграничения составов преступлений: моногр. / Л.П. Брыч. – 2013.
5. Зателепин О.К. Уголовно-правовая охрана военной безопасности Российской Федерации. - М., 2013.
6. Исраилов И.И. Преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений. - М.,2011.
7. Коростелев В.С. Система служебных преступлений по уголовному праву России: вопросы истории, теории, практики. – Самара, 2014.
8. Новицкий Г. В. Понятие и формы соучастия по уголовному праву. 2001. 96 с.; Ярмыш Н. М. Проблемы квалификации преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору. № 4.
9. Хабиров С. С. Субъективная сторона преступлений против военной службы: дис. … канд. юрид. наук. – М., 2002.




Рецензии:

7.02.2018, 16:14 Беляков Константин Иванович
Рецензия: Уважаемая Ирина Степановна ! Как юрист юриста хочу спросить, что регулирует право ????? И сразу отвечу, право регулирует социальные отношения !!!! Таким образом, предмет Вашего исследования можно сформулировать как "Проблемы правового регулирования социальных отношений в сфере преступлений против военной службы" ???? Правильно, такой сферы нету !?! Может правового обеспечения ... или воздействия???? Куда смотрит руководитель, к.ю.н. ???? А в общем, статья нормальная. С уважением К.И.Б.

5.03.2018, 14:13 Беляков Константин Иванович
Рецензия: Так замечания не учтены и даже ниспровержены !!!!!! Где комментарии пользователя, Какая публикация ??????

07.03.2018 12:12 Ответ на рецензию автора Юдина Ирина Степановна:
Здравствуйте, Константин Иванович! Тема статьи взята из перечня тем, предоставленных университетом. Не совсем точно Вас поняла, нужно скорректировать название темы статьи?



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх