Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Юриспруденция
Размещена 08.02.2018. Последняя правка: 08.02.2018.
Просмотров - 1703

Некоторые особенности осуществления трудовой деятельности инвалидов в рыночных условиях

Боровиков Алексей Петрович

Курганский государственный университет

Студент

Филонова Олина Игоревна, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и уголовного права Курганского Государственного Университета


Аннотация:
В статье рассматривается проблематика занятости людей с инвалидностью в Российской Федерации, проводится сравнительный анализ конституционного регулирования трудовой деятельности людей с инвалидностью на примере Российской Федерации, республики Болгария и ФРГ. Автор на основании проведенного исследования предлагает собственные пути решения выявленной проблематики.


Abstract:
In the article the problems of employment of people with disabilities in the Russian Federation are considered, a comparative analysis of the constitutional regulation of the work activity of people with disabilities is conducted on the example of the Russian Federation, the Republic of Buflgaria and the FRG. The author on the basis of the conducted research offers own ways of the decision of the revealed problematics.


Ключевые слова:
труд инвалидов; профессиональная интеграция; рынок труда; равные возможности; право на труд

Keywords:
the work of disabled people; professional integration; the labor market; equal opportunities; the right to work


УДК 349.23/24

Трудовая деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья представляет собой сложное социально-правовое явление, затрагивающее практически все сферы деятельности государства и общества.

Большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих труд инвалидов, и научных исследований, посвящённых проблематике занятости людей с инвалидностью, свидетельствует о высокой актуальности и востребованности изучения данной проблематики.

После распада Советского союза Россия вступила в капиталистические рыночные отношения, охватывающие в том числе и рынок труда.

Основной особенностью нового экономического строя является свободное регулирование спроса и предложения.

Впервые за достаточно большой промежуток времени рабочая сила вновь становится объектом рыночных отношений.

Еще К. Маркс неоднократно отмечал, что рабочая сила при капиталистическом способе производства становится товаром. Несмотря на новые экономические взгляды и концепции, господствующие в современной России, актуальность исследований Маркса не теряет своей социальной и экономической значимости в настоящее время.

Н.П. Скосырева, анализируя труды Маркса касательно рабочей силы, подчёркивает: «В ней, как в стоимости, заключено определенное количество общественно необходимого труда. Рабочая сила, представляя собой способность к труду, неотделима от человека, ее производство и воспроизводство означает воспроизводство самого человека. Сохранение его нормальной жизнедеятельности возможно лишь путем удовлетворения его потребностей, которые имеют определенную стоимость. Следовательно, рабочее время, необходимое для воспроизводства рабочей силы, сводится к рабочему времени, необходимому для создания этих жизненных средств, а стоимость рабочей силы есть стоимость средств существования, требуемых для поддержания жизни ее владельца. На объем и структуру естественных потребностей влияют природные условия и уровень культурных запросов, экономический и культурный потенциал страны, а также стоимость средств существования семей рабочих и расходы на образование, то есть моральных и исторических элементов рабочей силы, о которых говорил К. Маркс». [8]

Ю.А. Глаз, говоря о рабочей силе, подчеркивает, что: «Согласно марксистской доктрине личным фактором производства выступает производительная сила совместного труда, формирующаяся посредством кооперации индивидуальных рабочих сил, т.е. совокупная рабочая сила общества в комбинированной форме. Структура личного фактора определяется структурой и степенью концентрации производства, уровнем разделения, кооперации и специализации труда.

Предполагается, что каждая из индивидуальных рабочих сил развита до общественно необходимого уровня, выражаемого профессионально-квалификационными характеристиками конкретного работника, формируемыми в соответствии с потребностями общественного производства». [6]

В современных же условиях в эпоху господства невидимой руки рынка из вышесказанного остается лишь наличие соответствующих квалификационных требований, предъявляемых работодателем к работнику.

По мнению Р.Я. Ващенко: «рынок не гарантирует права на труд и доход и, более того, рыночная система воспроизводит существенное неравенство». [5]

Вместе с тем, в ряде стран имеется законодательное закрепление права на труд.

Так, согласно ст. 16 Конституции республики Болгария: «Труд гарантируется и защищается законом». [4]

Любопытная норма содержится в ст. 12 Конституции Федеративной республики Германия. «Все немцы имеют право свободно избирать для себя профессию, место работы и место получения образования». [3]

Как видно из данного примера, право на труд уже не является гарантированным со стороны государства, что, впрочем, вполне допустимо для господствующих в Германии рыночных отношений.

Аналогичные принципы осуществления трудовой деятельности можно встретить и при анализе ст. 37 Конституции Российской Федерации.

По тексту ч. 1 названной статьи буквально следует: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». [1]

Таким образом, труд уже не является гарантированным, как в случае с законодательством Болгарии. Однако, авторы действующей Конституции учли обязательные требования осуществления трудовой деятельности, являющиеся общепризнанными в мировом сообществе. В частности, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ устанавливает, что: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

Таким образом, законодатель закрепил ряд обязанностей, возлагаемых на государство, к числу которых следует относить осуществление государственной политики, направленной на защиту граждан от безработицы, разработку санитарно-гигиенических норм, устанавливающих соответствующие требования к оснащению рабочих мест. Кроме того, Конституция закрепила и право образовывать профессиональные союзы, деятельность которых направлена на защиту прав работников.

Вместе с тем, остается открытым вопрос о порядке осуществления трудовой деятельности людей с ограниченными возможностями здоровья.

С одной стороны, каждый человек равен в своих правах, а с другой – Федеральный законодатель ввел административную ответственность для работодателей, нежелающих принимать на работу инвалидов, закрепив ее в ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одновременно с этим, п. 10 Постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 5 «О применении судами Российской Федерации трудового кодекса Российской Федерации» устанавливает, что: «…заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя». [2]

Вместе с тем, общеизвестным является тот факт, что на создание рабочих мест для людей с инвалидностью требуется значительное количество денежных средств, необходимых для оснащения такого рабочего места специальным вспомогательным оборудованием. Кроме того, за счет работодателя производится также и создание доступной и безбарьерной среды для того, чтобы работник с инвалидностью мог беспрепятственно добраться до своего рабочего места.

И в данном случае возникает достаточно серьезная проблема, связанная с периодом окупаемости вложенных в создание специального рабочего места материальных и технических ресурсов.

В этой связи, на наш взгляд, государственная политика по вопросам занятости людей с инвалидностью должна осуществляться таким образом, чтобы выполняемые инвалидами работы и производимые услуги были конкурентоспособными на современном рынке.

На сегодняшний день в России действуют специальные учебно производственные предприятия, закрепленные, как правило, за Всероссийским обществом слепых.

В качестве примера можно рассмотреть ООО Алатырское УПП «Темп». Деятельность данного предприятия направлена на изготовление кисте-щеточной продукции, а также изделий из бумаги и картона. Аналогичные виды деятельности осуществляются и на других предприятиях ВОС.

Еще одним примером служит Ревдинский завод светотехнических изделий, на котором трудится 200 человек.

В 2017 году завод получил субсидию в размере 9 миллионов 600 тысяч рублей, что составило 80% от расходов предприятия на приобретение нового оборудования. [7]

Становится очевидным, что производство каких-либо изделий вручную является достаточно неэффективным способом продвижения продукции на рынке труда, а привлечение средств путем получения субсидий вряд ли будет способствовать переходу предприятий из числа социальных в коммерческие.

Таким образом, нам представляется, что вовлечение людей с инвалидностью в заранее неконкурентоспособное производство не способно стимулировать их к качественной трудовой деятельности. Мы считаем, что органы государственной власти, участвующие в выработке государственной политики по вопросам занятости инвалидов совместно с институтами гражданского общества и общественными организациями инвалидов, должны принимать в расчет формирование информационного общества, в котором большое внимание уделяется «Профессиям будущего», к которым относится сфера Digital. Кроме того, следует иметь в виду, что трудовые навыки каждого работающего инвалида не являются одинаковыми. Это значит, что не только государство, но и сами люди с инвалидностью должны быть заинтересованы в создание наиболее благоприятного рынка труда.

Библиографический список:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2875&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.0482747289642369#06686515176584282 (дата обращения: 05.02.2018).
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=189366&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.18588815766873767#06118424505180999 (дата обращения: 05.02.2018).
3. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. С последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 года [электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=155 (дата обращения: 05.02.2018).
4. Конституция республики Болгарии (Обнародована в “Държавен вестник”, бр.56 от 13 июля 1991 г.) [электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/?p=120 (дата обращения: 05.02.2018).
5. Ващенко Р. Особенности развития современного рынка [текст] // Р. Ващенко. - Управление экономическими системами: электроннный научный журнал, 2016.
6. Глаз Ю.А. Генезис и многоаспектность категории «Рабочая сила» [текст] // Ю.А. Глаз, О.В. Глаз. - Проблемы экономики и менеджмента, 2016.
7. Предприятие Всероссийского общества слепых, деятельность которого поддерживает Уполномоченный по правам человека, готово расширить производство [электронный ресурс]. URL: http://ombudsman.midural.ru/news/show/id/2771/news_category/61 (дата обращения: 05.02.2018).
8. Скосырева Н.П. Сущность товара и ресурса "рабочая сила" [текст] // Н.П. Скосырева. - Известия Волгоградского государственного технического университета, 2005.




Рецензии:

6.03.2018, 10:26 Петрова Роза Есеновна
Рецензия: Здравствуйте! 1. Имя существительное "Республика" пишется с большой (с заглавной) буквы только в тех случаях, если оно является именем собственным или составной частью имени собственного. И с маленькой буквы, если слово "республика" является нарицательным существительным. т.о. в сочетании Республика Болгария, Федеративная Республика Германия - слово Республика пишется с заглавной буквы! 2. С учетом незначительной помарки статья рекомендуется к опубликованию. Проведен подробный сравнительно-правовой анализ законодательных источников, автором акцентировано внимание читателей на проблемах вовлечения инвалидов в трудовую занятость и предложены пути их решения. С уважением, Петрова Р.Е.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх