-
Полесский государственный университет
магистрант
Бухтик Марина Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет
УДК 336.741
Введение
Современные условия ведения банковского бизнеса характеризуются усилением процессов глобализации, активным проникновением мировых интегрированных технологических систем Интернет, развитием технологии в сфере телекоммуникаций, что вызывает необходимость соответствия банковских услуг возрастающим требованиям клиентов, расширения и качественного изменения взаимоотношений банков с клиентами на рынке электронных банковских услуг.
Актуальность изучаемой темы обусловлена важным социально-экономическим значением электронных банковских услуг для банковской системы и общества, а также необходимостью в постоянной оптимизации деятельности банков в сфере розничных услуг.
Цель - комплексное исследование рынка электронных банковских услуг на примере ОАО "АСБ Беларусбанк" г. Столина, разработка рекомендаций для банка по совершенствованию их работы на рынке электронных банковских услуг.
Задачи:
- провести анализ электронных банковских услуг на примере ЦБУ № 124 ОАО «АСБ Беларусбанк» г. Столина: факторы и тенденции их развития;
- проанализировать динамику и структуру развития рынка электронных банковских услуг;
- выявить направления развития рынка электронных банковских услуг.
Методы: статистический, анализа, структуры, математический, аналитический.
Научная новизна
Показатели |
На 01.02.2015 |
На 01.02.2016 |
На 01.02.2017 |
На 01.12.2017 |
Доля пользователей услугами ДБО (%) |
15,3 |
22,8 |
40,1 |
46,9 |
Всего по банку |
16,6 |
25,3 |
42,8 |
51,4 |
Количество пользователей (чел.) |
3437 |
5434 |
9631 |
11678 |
Всего по банку |
708140 |
115278 |
1829805 |
2282007 |
Количество владельцев счетов (чел.) |
22443 |
22641 |
23990 |
24897 |
Всего по банку |
4268623 |
4242178 |
4277762 |
4443697 |
Клиенты, которые совершили даже одну операцию в течении месяца через систему ДБО, уже являются активными пользователями ДБО.
Из таблицы видно, на сколько выросла доля пользователей услугами ДБО в сравнении 2016 г. к 2015 г –на 7,5 %, 2017 г. к 2016 г. –на 17,3 %, конец 2017 г. к началу 2017 г. – на 6,8 %, а за три года – на 24,8 %.
Количество пользователей за 2016 г. выросло на 1997 чел., за 2017 г. – на 4197 чел., по отношению 2017 г. к 2015 г. – на 6194 чел., а за 11 месяцев 2017 г. – на 2047 чел.
Количество владельцев счетов за 2016 г. по отношению к 2015 г. увеличилось всего лишь на 198 штук, но по отношению уже к 2017 г. - на 1349 счетов, а 2017 г. к 2015 г. – на 1547, за 11 месяцев 2017 г. – на 907 счетов.
За счет большого доверия клиентов к ДБО, произошел прирост пользователей и расширение функционала совершаемых операций, что дает возможность владельцам платежных карточек, управлять своими вкладными и карт-счетами, переводить денежные средства через интернет, платить за мобильную связь, коммунальные услуги, интернет, налоговые платежи. Пользователи могут сами регистрировать себя в системе.
Построим таблицуобъема платежей по состоянию на 01.01.2017 г. и соответственно на 01.12.2017 г. в разрезе предоставляемых сервисов (Таблица 2.1, 2.2).
Таблица 2.1- Структура выполняемых операций через системы ДБО на 01.01.2017 года
Касса |
Инфокиоск |
Интернет-банк |
М-банк |
ТВ-банк |
Автооплата |
ПДПП |
833,2 |
262,5 |
215,1 |
96,5 |
0,3 |
1,4 |
2,2 |
Касса |
Инфокиоск |
Интернет-банк |
М-банк |
ТВ-банк |
Автооплата |
ПДПП |
799,7 |
260,3 |
288,5 |
149,1 |
0,2 |
1,2 |
2,3 |
Из таблицы 2.1 и 2.2 видно, что количество платежей через кассы уменьшилось на 33,5 тыс. руб. (5,74 %), через инфокиоски - на 2,2 тыс. руб. (1,26 %), увеличилось количество платежей через интернет-банк на 73,4 тыс. руб. (4,02 %), М-банк на 52,6 тыс. руб. (3,13 %), снизился объем платежей через ТВ-банк на 0,1 тыс. руб. (0 %), Автооплата на 0,2 тыс. руб. (0,02 %) и ПДПП увеличилось на 0,1 тыс. руб. (0 %).
Можно, также, проанализировать информацию о пользователях сервисов ДБО на 01.02.2017 и 01.12.2017 гг.
Дата |
Интернет-банк |
М-банкинг |
SMS |
Автооплата |
ТВбанкинг |
01.02.20017 |
6950 |
1773 |
5135 |
538 |
107 |
01.12.2017 |
9129 |
2319 |
5635 |
683 |
95 |
Таблица 4 – Потенциальные пользователи сервисами ДБО на 01.02.2017 и 01.12.2017 года
Показатели |
На 01.02.2017 |
На 01.12.2017 |
Количество клиентов, подключенных хотя бы к одному из сервисов ДБО, чел. |
9631 |
11678 |
Количество клиентов, подключенных к одному из сервисов: М-, Интернет-банкинг, Автооплата, чел. |
7960 |
10399 |
Количество держателей карточек, чел. |
23990 |
24897 |
Доля клиентов, подключенных хотя бы к одному из сервисов ДБО, % |
40,1 |
46,9 |
На конец 2017 года, количество клиентов, подключенных хотя бы к одному из сервисов ДБО увеличилось на 2047 чел.; количество клиентов, подключенных к одному из сервисов: М-банкинг, Интернет-банкинг, Автооплата выросло на 2439 чел.; количество держателей карточек увеличилось на 907 человек, и доля клиентов, подключенных хотя бы к одному из сервисов ДБО возросла на 6,8 %.
Из этого следует, что оплата услуг через цифровые каналы, набирает обороты в сторону увеличения, а через кассы, соответственно, уменьшается.
Результаты
Клиенты, стремительно осваивают цифровые навыки и, этим, осваивают электронные сервисы ДБО.
За счет грамотного развития и внедрения ДБО, ОАО «АСБ Беларусбанк» имеет возможность повышать результаты своей деятельности, и за счет этого увеличивать продажу клубных банковских продуктов и услуг, привлекать к себе большое количество новых клиентов.
При использовании передовых банковских технологий, мы можем позволить себе экономить свое время при проведении финансовых платежей в банках.
Можно отметить некоторые преимущества использования сервисов ДБО:
- мобильность: 365/7/24;
- возможность не посещать банк-экономия времени;
- простое использование;
- уникальность паролей и защищенные каналы обеспечивают безопасность и надежность.
Развитие сервисов ДБО в ОАО «Беларусбанк» происходит быстро и успешно. Но, можно предложить еще варианты усовершенствования действующей системы ДБО.
К таким направлениям по усовершенствованию можно отнести:
а) модифицирование используемой информационной системы в многоканальную систему самообслуживания;
б) увеличение комплекса предоставляемых услуг, путем усовершенствования имеющихся и создания новых;
в) усиление безопасного и качественного использования дистанционных каналов, с целью минимизации репутационных, финансовых и других рисков;
г) развитие вспомогательных ДБУ;
д) расширение области сотрудничества банка с организациями.
Многие запреты на законодательном уровне, существенно ограничивают и сдерживают усовершенствование ДБУ.
Дальнейшее следование по усовершенствованию ДБО, должно в будущем активно укреплять данный вид, предоставляемого банками сервиса.
Заключение
Деятельность банка в области оказания электронных банковских услуг, должна быть направлена на усовершенствование сервисов ДБО, которое будет способствовать укреплению данного вида сервиса в будущем; на повышение качества и безопасности услуг по ДБО; на расширение области сотрудничества банка с различными организациями; на создание максимально полного обслуживания клиентов в сфере цифровых услуг; на разработку такой законодательной базы, которая не будет ограничивать возможности банков по развитию доступных дистанционных услуг и на развитость технологической инфраструктуры банковской системы.
Рецензии:
21.04.2018, 19:42 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Бухтик М.И. и Вабищевич Е.П. на основе соответствующих данных проанализированы электронные банковские услуги в ОАО "Беларусбанк" г. Столина. Авторы определили факторы и тенденции их развития. Показали динамику предоставления сервисов ДБО. Цель данного исследования в целом достигнута. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий