Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №54 (февраль) 2018
Разделы: Экономика
Размещена 16.02.2018. Последняя правка: 19.02.2018.
Просмотров - 3274

ОЦЕНКА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Железная Анастасия Николаевна

Полесский государственный университет

студентка

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье проведен анализ структуры дефицита (профицита) консолидированного бюджета РБ в разрезе уровней бюджетной системы. Рассмотрена динамика дефицита (профицита) консолидированного и республиканского бюджета РБ за 2010-2016 гг. Приведены утвержденные параметры республиканского бюджета на 2017-2018 гг. Проведена оценка сбалансированности республиканского и консолидированного бюджета Республики Беларусь, сделаны соответствующие выводы.


Abstract:
The article analyzes the structure of the deficit (surplus) of the consolidated budget of the Republic of Belarus in terms of the levels of the budget system. The dynamics of the deficit (surplus) of the consolidated and republican budget of the Republic of Belarus for 2010-2016 is considered. The approved parameters of the republican budget for 2017-2018 are given. The balance of the republican and consolidated budgets of the Republic of Belarus was assessed, and the relevant conclusions were drawn.


Ключевые слова:
консолидированный бюджет; республиканский бюджет; сбалансированность; дефицит; профицит

Keywords:
consolidated budget; republican budget; balance; deficit; surplus


УДК 336.143.21

Введение

Республика Беларусь имеет унитарное бюджетное устройство, поэтому ее бюджетная система включает в себя два звена: республиканский бюджет и местные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска. Важными принципами организации бюджетной системы РБ является принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов и сбалансированности бюджетов. Первый выражается в  том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, а также отсутствием увязки расходов бюджета с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета. Второй подразумевает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, причем государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Актуальность данной темы заключается в том, что необходимость достижения сбалансированности как консолидированного бюджета РБ, так и республиканского бюджета РБ является непреходящим актуальным вопросом бюджетных отношений. Поэтому оценка сбалансированности консолидированного бюджета, выявление факторов формирования дефицита (профицита) бюджета будет способствовать решению данной проблемы.

Целью данного исследования является проведение оценки сбалансированности консолидированного бюджета РБ и республиканского бюджета РБ.  

Основная часть.

Государственный бюджет, являясь одним из основных экономических показателей любого государства, должен предполагать равенство доходов и расходов. В реальности существует в основном дисбаланс государственного бюджета, то есть превышение одно из показателей над другим.

Превышение доходной части государственного бюджета над расходной называют профицитом государственного бюджета или положительным сальдо доходов и расходов государственного бюджета.

Обратная ситуация, превышение расходной части над доходной частью государственного бюджета, называется дефицитом государственного бюджета или отрицательное сальдо доходов и расходов государственного бюджета [1].

Динамика дефицита (профицита) консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2010-2016 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1. – Динамика дефицита (профицита) консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2010-2016 гг., млрд. руб.

Год

Доходы

Расходы

Дефицит

Дефицит(-) / профицит (+)

По отношению к, %

доходам

расходам

ВВП

2010

4,88

5,3

-0,42

8,6

7,9

2,6

2011

8,56

7,94

+0,62

7,2

7,8

2,3

2012

15,8

15,52

+0,28

1,8

1,8

0,5

2013

18,92

18,78

+0,15

0,8

0,8

0,2

2014

21,93

21,12

+0,81

3,7

3,8

1,0

2015

26,63

25,04

+1,59

6,0

6,3

1,8

2016

28,53

27,32

+1,2

4,2

4,4

1,3

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [2]

Как видно из таблицы 1, лишь в 2010 году консолидированный бюджет Республики Беларусь был исполнен дефицитом в размере 0,42 млрд. руб., составив 2,6% от валового внутреннего продукта 2010 года.

В 2011 году консолидированный бюджет был исполнен уже с профицитом в размере 0,62 млрд. руб., что было обусловлено необходимостью сдерживания бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов в стране.

На конец 2012 года  консолидированный бюджет также был исполнен с профицитом, размер которого составил 0,28 млрд. руб. Удельный вес профицита данного года составил 1,8%, 1,8% и 0,5% от доходов, расходов и валового внутреннего продукта соответственно.

Аналогично 2011 году, консолидированный бюджет в 2013 году был выполнен с профицитом, размером 0,15 млрд. руб., составив 0,2% от валового внутреннего продукта страны за 2013 год. Причина выполнения консолидированного бюджета с профицитом была такая же, как и в 2011, а именно необходимость сдерживания бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов.

В 2014 году наблюдается опять же выполнение консолидированного бюджета с профицитом, размер которого составил 0,81 млрд. руб. Удельный вес профицита составил 3,7% от доходов консолидированного бюджета, 3,8% от расходов и 1% от валового внутреннего продукта в данном году.

Консолидированный бюджет в 2015 году исполнен с профицитом в размере 1,59 млрд. руб. или 1,8% валового внутреннего продукта, что в определенной мере обусловлено необходимостью сдерживания бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов, а также своевременного и в полном объеме погашения государственного долга и исполнения гарантий Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов власти.

Размер профицита, с которым был исполнен консолидированный бюджет Республики Беларусь в 2016 году, сформировался в размере 1,2 млрд руб. или 1,3% от валового внутреннего продукта страны. Профицит консолидированного бюджета был направлен на погашение валютных долговых обязательств Республики Беларусь и долга органов местного управления и самоуправления.

По последним данным Министерства финансов Республики Беларусь за 9 месяцев 2017 года доходы консолидированного бюджета страны сформировались в размере 22,63 млрд. руб., что составляет 29,7% от валового внутреннего продукта за данный период. Расходы консолидированного бюджета за этот же период 2017 года профинансированы в сумме 19,51 млрд. руб. Консолидированный бюджет за январь-сентябрь 2017 года исполнен с профицитом в размере 3,1 млрд. руб. Профицит консолидированного бюджета направлен, также как и в 2016 году, на погашение части валютных долговых обязательств Республики Беларусь и долга органов местного управления и самоуправления [3].

Также проведём анализ структуры профицита (дефицита) консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2010-2016 гг., который представлен таблицей 2.

Таблица 2 – Анализ структуры профицита (дефицита) консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2010-2016 гг., млрд. руб.

Уровень дефицита (профицита)

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Консолидированный бюджет

-0,42

0,62

0,28

0,15

0,81

1,59

1,20

Республиканский бюджет

-0,40

0,22

-0,07

-0,23

0,54

1,51

1,01

Местные бюджеты

-0,02

0,40

0,35

0,38

0,27

0,08

0,19

 Примечание – Источник: собственная разработка на основании [2]

Согласно таблице 2, основная доля профицита (дефицита) консолидированного бюджета Республики Беларусь в основном формируется за счёт республиканского бюджета Республики Беларусь. Также следует отметить, что в 2012-2013 гг. исполнение консолидированного бюджета Республики Беларусь профицитом было обеспечено за счёт местных бюджетов, так как республиканский бюджет Республики Беларусь в данных годах был исполнен с дефицитом. Доля профицита республиканского бюджета за 2014-2016 гг. в формировании профицита консолидированного бюджета данных лет составляет более 65%.

Предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Проведём анализ динамики дефицита (профицита) республиканского бюджета и его плановых показателей за 2010-2016 гг., который представлен в таблице 3.

Таблица 3. - Динамика дефицита (профицита) республиканского бюджета и его плановых показателей за 2010-2016 гг., млрд. руб.

  

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [2,4]

Исходя из таблицы 3, республиканский бюджет за рассматриваемый период имел неоднозначную динамику. Наблюдается исполнение республиканского бюджета то с профицитом, то с дефицитом.

При этом несоответствие утвержденных и исполненных показателей по доходам и расходам республиканского бюджета связано с установившейся практикой частых корректировок Законов Республики Беларусь в бюджетной сфере. Примерами таких корректировок могут служить Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 342-3 “О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь” и Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2015 г. №399 “Об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2015 год” и др.

Согласно Законам Республики Беларусь “О республиканском бюджете на очередной финансовый год” в 2012-2014 гг. планировалось исполнить республиканский бюджет в размере 0 млрд. руб. Но как показывает анализ, достигнуть запланированных значений не удалось. В 2012 и 2013 гг. республиканский бюджет был исполнен с дефицитом в размерах 0,07 млрд. руб. и 0,23 млрд. руб. соответственно. В 2014 году наблюдалась более положительная ситуация в исполнении республиканского бюджета – бюджет был исполнен с профицитом в размере 0,54 млрд. руб. Также исполнение республиканского бюджета с дефицитом наблюдается в 2010 году, размер которого составил 0,40 млрд. руб. Стоит отметить положительную ситуацию в исполнении республиканского бюджета с 2014 года. В период с 2014 по 2016 гг. республиканский бюджет исполнялся с профицитом.

  

Рисунок 1 – Основные плановые показатели республиканского бюджета на 2017-2018 гг., млрд. руб.

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [4]

Исходя из рисунка 1, в 2017 году, как и в 2018 году, планируется исполнить республиканский бюджет с профицитом в размерах 1,5 млрд. руб. и 0,74 млрд. руб. соответственно. Доходы республиканского бюджета запланированы в размерах 18,24 млрд. руб. и 20,49 млрд. руб. в 2017 году и 2018 году соответственно. Расходы планируется профинансировать в 2017 году в размере 16,74 млрд. руб., а в  2018 году – 19,75 млрд. руб.

Во всех годах, когда республиканский бюджет исполнялся с  профицитом, профицит был направлен в основном на погашение государственного долга Республики Беларусь, который на 1 ноября 2017 года составил 41,9 млрд. руб.

Выводы

Исходя из проведённого анализа в целом, можно сделать следующие выводы:

  1. За исследуемый период с 2010 по 2016 гг. только за 2010 год консолидированный бюджет был исполнен с дефицитом. В основном, наблюдается положительная динамика его исполнения – с профицитом.
  2. Дефицит (профицит) консолидированного бюджета РБ главным образом обусловлена дефицитом (профицитом) республиканского бюджета.
  3. За исследуемый период с 2010 по 2013 гг. республиканский бюджет был исполнен с дефицитом, с 2014 по 2016 гг. в Республике Беларусь наблюдается исполнение республиканского бюджета с профицитом.
  4. Характерной чертой республиканского бюджета Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Например, в 2016 году профицит республиканского бюджета составил лишь 58,7% от запланированного на начало года значения.
  5. Профицит государственного бюджета РБ направляется на финансирование государственного долга РБ.
  6. Исполнение республиканского бюджета РБ в 2017 и 2018 гг. предусматривается в профицитом.
В заключение отметим, что наличие профицита государственного бюджета является неоднозначным показателем. Придерживаться идеи превышения доходов над расходами можно только в том случае, если существуют чёткие цели применения данного финансового инструмента. По нашему мнению, эффективное управление как дефицитом, так и профицитом бюджета на основе его грамотной оценки является немаловажным вкладом в построение эффективной бюджетной системы государства.

Библиографический список:

1. Макроэкономика / Н. И. Базылев [и др.]; под общ.ред. Н. И. Базылева – Минск: БГЭУ, 1998. – 216 с.
2. Доклады о состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2010-2016 гг. / Главное управление бюджетной политикой Министерства финансов Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/ – Дата доступа: 09.02.2018
3. Доклад о состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-сентябрь 2017 года / Главное управление бюджетной политикой Министерства финансов Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2017/ys2017.pdf – Дата доступа: 09.02.2018
4. Законы «О республиканском бюджете» на 2010- 2018 годы [Электронный ресурс]. – Система КонсультантПлюс. – Дата доступа: 09.02.2018




Рецензии:

19.02.2018, 9:07 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья хорошо иллюстрирована, включает новую информацию, построена логична и может быть опубликована. Обратите внимание на новые монографии:Котилко В.В. Результативность программ Союзного государства: Оценка программ. М.: Изд. решения, 2017. 254 с. Котилко В.В. Аудит бюджета и программ Союзного государства: критерии и методы оценки. Palmarium Academic Publishing, 2017, - 200с.

19.02.2018 11:11 Ответ на рецензию автора Железная Анастасия Николаевна:
Спасибо за оставленную положительную рецензию и рекомендуемую литературу!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх