Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №55 (март) 2018
Разделы: Экология
Размещена 23.03.2018. Последняя правка: 22.03.2018.
Просмотров - 2373

Форма межведомственного экологического паспорта водного объекта в соответствии с видом водопользования производимом на водном объекте.

Вихрова Анна Сергеевна

Магистрант

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

Магистрант

Анисимова Мария Рубеновна, доцент, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет


Аннотация:
В результате исследования были проанализированы классификации водных объектов и составлена форма межведомственного экологического паспорта водного объекта. Значимость работы заключается в том, что единая форма паспорта водного объекта позволяет координировать усилия по охране водного объекта, устранить дублирования требований, упростить доступ хозяйствующих субъектов к информации о режимах использования водного объекта. Таким образом, форма межведомственного экологического паспорта водного объекта может быть применена как хозяйствующие субъектом при принятии решения о ведении хозяйственной деятельности, так и органами исполнительной власти при координации усилий по охране водных объектов.


Abstract:
As a result of the study, the classifications of water bodies were analyzed and the form of the interdepartmental environmental passport of the water body was compiled. The significance of the work lies in the fact that the uniform form of the passport of the water object allows coordinating efforts to protect the water body, eliminating duplication of requirements, simplifying the access of economic entities to information on the modes of use of the water body. Thus, the form of the interdepartmental environmental passport of a water body can be applied as economic entities when deciding on the conduct of economic activities, and by the executive authorities in coordinating efforts to protect water objects.


Ключевые слова:
водный объект; водопользование; водопользователь; охранная зона; государственный водный реестр

Keywords:
water object; water use; water user; secured territory; State Water Register


УДК 502. 504.06

Введение

При приянтии Конституции РФ в 1993 году, окончательно были установлены условия для преобразования отношений в области использования и охраны окружающей среды. Далее, в развитии конституции, был принят Водный кодекс РФ 1995 года. В период действия ВК РФ 1995 года было несколько редакций данного документа. И на основе ВК РФ были приняты многие другие Федеральные законы, такеи как: «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ, «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ и др.

Водные объекты и их части могут быть предоставлены для удовлетворения одной или нескольких целей, одному или сразу нескольким водопользователям. Законом устанавливается перечень  целей  использования  ВО (водных  объектов):  питьевое  и  хозяйственно-бытовое водоснабжение; сброс сточных и дренажных вод; энергетика, транспорт, лесосплав, рекреация, лечебные и оздоровительные цели, рыбное и охотничье хозяйство, добыча полезных ископаемых, пожарная безопасность и т.д. (1).

Следует отметить, что целевой характер использования ВО не является условным и имеет большое юридическое значение. Согласно, ВК РФ , вид, цель и способ пользования водным объектом должен быть отражен в договорах водопользования и в решениях о предоставлении в пользование водного объекта.

В целях охраны водных объектов, разработана целая система контроля за ее состоянием. Такая система включает в себя государственный и общественный контроль. Для упрощения доступа к информации о режимах использования ВО, в данной работе предлагается их классифицировать в зависимости от целевого назначения.

Цель данной работы: проанализировать и сравнить предлагаемые классификации водных объектов на территории Российской Федерации, на основе полученных данных, составить форму межведомственного экологического паспорта для координации усилий по охране водного объекта и упрощения доступа субъектов к данным о режимах использования водного объекта.

Задачи исследования:

•        Изучить различные классификации водных объектов в различных нормативно-правовых актах РФ;

•        Проанализировать классификации предлагаемые различными нормативно-правовыми актами РФ;

•        Составить межведомственный экологический паспорт водного объекта.

Форма экологического паспорта водного объекта
Научная новизна данного исследования состоит в том, что, используя классификации водных объектов (ВО), предлагаемых ВК РФ по признаку водопользования, осуществляемом на ВО, была разработана и составлена форма межведомственного экологического паспорта водного объекта, целями которого является:

  1. Координация усилий по охране водного объекта;
  2. Устранение дублирования требований;
  3. Упрощение доступа хозяйствующих субъектов к информации о режимах использования водного объекта.

Отличеие данного подхода от ранее существующего паспорта ВО, состоит в акценте на вид осуществляемого водопользования на данном ВО, в следстивие которого, на водном объекте могут действовать особоые условия водопользования, а также ограничения. Таким образом применение межведоственного паспорта вобдного объкта:

  • Хозяйствующие субъекты: при принятии решения о ведении хозяйственной деятельности, при осуществлении хозяйственной деятельности.
  • Государственные органы исполнительной власти: при планировании мероприятий по охране водных объектов, координации соответствующих усилий по охране водного объекта.

Таблица 1 - Межведомственный "Экологический паспорт" водного объекта

Принадлежность к бассейновому округу

 

 

Наименование водного объекта

 

 

Тип водного объекта в соответствии с Водным кодексом 

 1) моря или их отдельные части;

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

4) болота;

5) природные выходы подземных вод;

6) ледники, снежники [1].

 

Степень загрязнения (УКИВЗ)

 

 

Функциональное назначение водоема:

декоративный, купальный, рекреационный, для рыболовства, пожарные цели, хозяйственно-питьевое водоснабжение

 

Характеристики источников загрязнения

промышленные сточные воды, хозбытовые, удобрения, бытовой мусор, поверхностные сточные воды и т.д.[1]

 

Наличие водопользователей

Да/нет

 

Вид водопользования

совместное / обособленное 

 
 

Способ использования водных объектов

1) водопользование с забором ВР из ВО при условии возврата

 

2) водопользование с забором водных ресурсов из ВО без возврата

 

3) водопользование без забора ВР[1]

 

Основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами

Цель приобретения прав пользования

 

Пользования поверхностными водными объектами, находящимися в фед. собственности, собственности субъектов РФ или собственности муниципальных образований

1) забора водных ресурсов из ВО

 

2) использования акватории ВО

 

3) производства электрической энергии без забора ВР из ВО. 

 

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, право пользования поверхностными ВО, находящимися в фед. собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

 

2) сброса сточных вод;

 

3) строительства и реконструкции ГТС;

 

4) создания стационарных и плавучих буровых установок, морских плавучих платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;

 

5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов;

 

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

 

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

 

8) подъема затонувших судов;

 

9) сплава древесины;

 

10) забора водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;

 

11) забора ВР из ВО и сброса сточных вод для осуществления рыбоводства. 

 

Водопользование осуществляется без предоставления ВО в следующих случаях:

1) использование ВО для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта;
2) использование ВО для целей рыболовства и рыбоводства.

 
 

Размер водоохранной зоны

 

 

Наличие ГТС

Согласно СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения.

 

 Постоянные ГТС:

плотины;

 устои и подпорные стены, дамбы обвалования;

берегоукрепительные соооружения;

водосбросы, водоспуски и водовыпуски;

каналы;

 туннели;

трубопроводы;

напорные бассейны;

 отстойники;

судоходные сооружени;

рыбопропускные сооружения,;

ГТС ТЭС и АЭС;

ГТС, входящие в состав комплексов инженерной защиты населенных пунктов и предприятий;

ГТС инженерной защиты сельхозугодий, территорий санитарно-защитного назначения, коммунально-складских предприятий, памятников культуры и природы;

ГТС морских нефтегазопромыслов;
 ГТС средств навигационного оборудования;
дамбы, ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций [2].

 

 Второстепенные ГТС:

ледозащитные сооружения;
разделительные стенки;

отдельно стоящие служебно-вспомогательные причалы;

устои и подпорные стены, не входящие в состав напорного фронта;

берегоукрепительные сооружения портов;

рыбозащитные сооружения;

сооружения лесосплава

 

Класс опасности ГТС согласно № 255-ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений”

I класс – ГТС чрезвычайно высокой опасности;

II класс – ГТС высокой опасности;
III класс – ГТС средней опасности;
IV класс – ГТС низкой опасности”

 

Охранные зоны ГТС

Согласно ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 6 сентября 2012 года N 884

  • для объектов высокой категории опасности - 500 м в верхнем и нижнем бьефе гидроузла;
  • для объектов средней категории опасности - 350 м в верхнем и нижнем бьефе гидроузла;
  • для объектов низкой категории опасности - 200 м в верхнем и нижнем бьефе гидроузла.
 

Сведения о наличии водозаборов

бесплотинный/плотинный

 

Сведения о зонах санитарной охраны источников водозабора

 

 

Ограничения в использовании в соответствии с категориями водного объекта

 

Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в ВО

1) содержащие природные лечебные ресурсы;

 

2) отнесенные к особо охраняемым ВО.

 

Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в ВО, расположенные в границах:

1) зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения [1];

 

2) первой, второй зон округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

 

3) рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

 

На ВО общего пользования могут быть запрещены

Забор ВР для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных   купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на ВО, водопой, а также установлены иные запреты

 

Болота

Загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и др.

 

Ледники снежники

Несанкционированный сброс сточных вод на ледники, снежники, а также загрязнение отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и др.

 

Ограничения при использовании водных объектов целевого назначения

 

ВО используемые для хозяйственно бытовых и рекреационных целей

1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся сан. очистке, обезвреживанию, и не соответствующих требованиям технических регламентов;
2) производить забор ВР в объеме, оказывающем негативное воздействие на ВО;
3) осуществлять сброс в ВО сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний;

 

Водохранилища, образованные для целей технического водоснабжения

не должны иметь водосбросов в акваторию основного водохранилища. Водоемы-охладители вновь проектируемых ТЭЦ, ТЭС, АЭС, АТЭЦ и др., НПУ которых не превышают НПУ водохранилища, должны быть отделены от основного водохранилища глухими фильтрующими дамбами. Если НПУ водоема-охладителя выше НПУ основного водохранилища - дамбы должны быть нефильтрующими. Использование непосредственно акватории водохранилища в качестве водоема-охладителя ТЭЦ, ТЭС АЭС, АТЭЦ и др. запрещается [1].

 

Рыбохозяйственное назначение ВО высшей, первой или второй категории

осуществлять добычу  водных биоресурсов:
без разрешения на добычу;

в отсутствие лица, ответственного за добычу;

 с превышением распределенных квот добычи;

осуществлять добычу  водных биоресурсов:
с плавучих средств, не зарегистрированных в установленном порядке;

 с применением колющих орудий добычи, пневматического оружия, огнестрельного оружия, орудий и способов добычи, воздействующих на водные биоресурсы электрическим током, а также взрывчатых, токсичных, наркотических средств, самоловящих крючковых снастей;
способами багрения, глушения, гона, в том числе при помощи бряцал и ботания [2];

устанавливать:
орудия добычи с перекрытием более 2/3 ширины русла реки, ручья или протоки, причем наиболее глубокая часть русла должна оставаться свободной.

допускать загрязнение водных объектов [1]

 

Пожарные водоемы

Использование  для иных целей

 

ВО, используемые для судоходства

Сплав древесины без судовой тяги

 

В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

 

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства

 

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

 

4) движение и стоянка транспортных средств

 

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов

 

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов и их применение.

 

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

 

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых [1]

 

Разработка паспорта - бассейновые советы на территории которых располагается водный объект.
В случае, если водный объект располагается на территории двух и более субъектов РФ разработка паспорта водного объекта осуществляется для части водного объекта, расположенного в границах одного субъекта РФ.

Схема формирования паспорта: БВУ (бассейно-водные управления)

1) запрос в Территориальные управления Роспотребнадзора (Росводоресурс)

-       Сведения о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;

-       Сведения о зонах санитарной охраны источников водозаборов и их ограничениях;

2) запрос в Территориальные органы Ростехнадзора

-       Сведения о ГТС;

-       Сведения об охранной зоне ГТС и их ограничениях;

3) запрос в Территориальные органы Росрыболовства

-       Сведения о рыбохозяйственной категории водного объекта;

-       Сведения о рыбохозяйственных охранных зонах и их ограничениях;

4) Сведения из ГВР о водном объекте, водопользователях,  Водоохранных зонах, прибрежных защитных зонах и их ограничениях;

5) запрос в региональный орган исполнительной власти, уполномоченный в области охраны водных отношений (Комитеты по экологии и т.д. субъекта Федерации) об уровне загрязнения (УКИВЗ);

6) Запрос в Минприроды России  (государственный кадастр особо охраняемых природных территорий)

-       категория ООПТ;

-       значение ООПТ (федеральное, региональное, местное);

-       статус ООПТ;

-       цели создания ООПТ и ее ценность, причины реорганизации.
Такой подход к формирования паспорта водного объекта позволит:

  1. Координировать усилия по охране водного объекта и последовательное решение проблем для обеспечения безопасности народов, населяющих территории вблизи водных объектов;
  2. Устраненить дублирования требований к санитарно-гигиеническим нормам водного объекта в зависимости от его назначения;
  3. Упростить доступ хозяйствующих субъектов к информации о режимах использования водного объекта для рационального использования водных объектов и в общем природоресурсного потенциала России.

Заключение

Во многих районах РФ на данный момент сложилась тревожная экологическая ситуация в результате хозяйствования при недостаточном контроле со стороны власти. Создание и внедрение межведомственного паспорта водного объекта на территории РФ способствует выполнению основных целей экологической политики, которые включаю в себя:

  1. Координацию усилий по охране водного объекта и последовательное решение проблем для обеспечения безопасности народов, населяющих территории вблизи водных объектов;
  2. Устранение дублирования требований к санитарно-гигиеническим нормам водного объекта в зависимости от его назначения;
  3. Упрощение доступа хозяйствующих субъектов к информации о режимах использования водного объекта для рационального использования водных объектов и в общем природоресурсного потенциала России.

Система паспортизации водных объектов дает объективную информацию об их экологическом состоянии и ограничениях в использовании и в конечном итоге, такая система позволяет регулировать социально-экономические отношения в области природопользования, а также прогнозировать возникновение аварийных ситуаций.

Межведомственная паспортизация водных объектов и использование экологического паспорта, значительно упростит доступ хозяйствующих субъектов к информации о возможных режимах использования водных объектов, что приведет к улучшению экологической обстановки акваторий России.

Библиографический список:

1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) // Консультант-Плюс : справ.-правовая система;
2. Приказ Росрыболовства от 17.09.2009 N 818 Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства




Рецензии:

24.03.2018, 9:43 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Работа актуальная, обладает признаками новизны и практической значимости. Замечания рецензента в качестве рекомендаций. Раз паспорт межведомственный, то в его контенте должны быть указаны эти самые ведомства, предприятия, фирмы или компании, осуществляющие свою ту или иную деятельность в этом бассейне и от каких из них можно ожидать потенциальные загрязнения, особо отметит критически важные и особоопасные объекты. Отсутствует связь с паспортом водного объекта, где указаны принадлежность к гидрографической единице, сведения о гидрохимии и т.д. Желательно упоминание о наличии экотоксикантов, насыщенность гидробионтой и др. Что означает этот фрагмент: "добыча полезных ископаемых, пожарная безопасность и т.д. (1)"? Если это ссылка, то поместить её в квадратные скобки. Приказ Росрыболовства лучше отметить в тексте, т.к. он не считается литературным источником в научной статье. Однако работа нужная, надо бы её расширить в экологическом плане, как упомянуто в рецензии. Рецензент надеется, что авторы учтут его рекомендации. Всё же - это научная площадка. К печати работа рекомендуется.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх