Магистрант
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Магистрант
Анисимова Мария Рубеновна, доцент, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
УДК 502. 504.06
Введение
При приянтии Конституции РФ в 1993 году, окончательно были установлены условия для преобразования отношений в области использования и охраны окружающей среды. Далее, в развитии конституции, был принят Водный кодекс РФ 1995 года. В период действия ВК РФ 1995 года было несколько редакций данного документа. И на основе ВК РФ были приняты многие другие Федеральные законы, такеи как: «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ, «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ и др.
Водные объекты и их части могут быть предоставлены для удовлетворения одной или нескольких целей, одному или сразу нескольким водопользователям. Законом устанавливается перечень целей использования ВО (водных объектов): питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение; сброс сточных и дренажных вод; энергетика, транспорт, лесосплав, рекреация, лечебные и оздоровительные цели, рыбное и охотничье хозяйство, добыча полезных ископаемых, пожарная безопасность и т.д. (1).
Следует отметить, что целевой характер использования ВО не является условным и имеет большое юридическое значение. Согласно, ВК РФ , вид, цель и способ пользования водным объектом должен быть отражен в договорах водопользования и в решениях о предоставлении в пользование водного объекта.
В целях охраны водных объектов, разработана целая система контроля за ее состоянием. Такая система включает в себя государственный и общественный контроль. Для упрощения доступа к информации о режимах использования ВО, в данной работе предлагается их классифицировать в зависимости от целевого назначения.
Цель данной работы: проанализировать и сравнить предлагаемые классификации водных объектов на территории Российской Федерации, на основе полученных данных, составить форму межведомственного экологического паспорта для координации усилий по охране водного объекта и упрощения доступа субъектов к данным о режимах использования водного объекта.
Задачи исследования:
• Изучить различные классификации водных объектов в различных нормативно-правовых актах РФ;
• Проанализировать классификации предлагаемые различными нормативно-правовыми актами РФ;
• Составить межведомственный экологический паспорт водного объекта.
Форма экологического паспорта водного объекта
Научная новизна данного исследования состоит в том, что, используя классификации водных объектов (ВО), предлагаемых ВК РФ по признаку водопользования, осуществляемом на ВО, была разработана и составлена форма межведомственного экологического паспорта водного объекта, целями которого является:
Отличеие данного подхода от ранее существующего паспорта ВО, состоит в акценте на вид осуществляемого водопользования на данном ВО, в следстивие которого, на водном объекте могут действовать особоые условия водопользования, а также ограничения. Таким образом применение межведоственного паспорта вобдного объкта:
Таблица 1 - Межведомственный "Экологический паспорт" водного объекта
Принадлежность к бассейновому округу |
|
|
Наименование водного объекта |
|
|
Тип водного объекта в соответствии с Водным кодексом |
1) моря или их отдельные части; 2) водотоки (реки, ручьи, каналы); 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); 4) болота; 5) природные выходы подземных вод; 6) ледники, снежники [1]. |
|
Степень загрязнения (УКИВЗ) |
|
|
Функциональное назначение водоема: |
декоративный, купальный, рекреационный, для рыболовства, пожарные цели, хозяйственно-питьевое водоснабжение |
|
Характеристики источников загрязнения |
промышленные сточные воды, хозбытовые, удобрения, бытовой мусор, поверхностные сточные воды и т.д.[1] |
|
Наличие водопользователей |
Да/нет |
|
Вид водопользования |
совместное / обособленное |
|
Способ использования водных объектов |
1) водопользование с забором ВР из ВО при условии возврата |
|
2) водопользование с забором водных ресурсов из ВО без возврата |
||
3) водопользование без забора ВР[1] |
||
Основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами |
Цель приобретения прав пользования |
|
Пользования поверхностными водными объектами, находящимися в фед. собственности, собственности субъектов РФ или собственности муниципальных образований |
1) забора водных ресурсов из ВО |
|
2) использования акватории ВО |
||
3) производства электрической энергии без забора ВР из ВО. |
||
На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, право пользования поверхностными ВО, находящимися в фед. собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: |
1) обеспечения обороны страны и безопасности государства; |
|
2) сброса сточных вод; |
||
3) строительства и реконструкции ГТС; |
||
4) создания стационарных и плавучих буровых установок, морских плавучих платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов; |
||
5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов; |
||
6) разведки и добычи полезных ископаемых; |
||
7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов; |
||
8) подъема затонувших судов; |
||
9) сплава древесины; |
||
10) забора водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель; |
||
11) забора ВР из ВО и сброса сточных вод для осуществления рыбоводства. |
||
Водопользование осуществляется без предоставления ВО в следующих случаях: |
1) использование ВО для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта; |
|
Размер водоохранной зоны |
|
|
Наличие ГТС |
Согласно СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. |
|
Постоянные ГТС: |
плотины; устои и подпорные стены, дамбы обвалования; берегоукрепительные соооружения; водосбросы, водоспуски и водовыпуски; каналы; туннели; трубопроводы; напорные бассейны; отстойники; судоходные сооружени; рыбопропускные сооружения,; ГТС ТЭС и АЭС; ГТС, входящие в состав комплексов инженерной защиты населенных пунктов и предприятий; ГТС инженерной защиты сельхозугодий, территорий санитарно-защитного назначения, коммунально-складских предприятий, памятников культуры и природы; ГТС морских нефтегазопромыслов; |
|
Второстепенные ГТС: |
ледозащитные сооружения; отдельно стоящие служебно-вспомогательные причалы; устои и подпорные стены, не входящие в состав напорного фронта; берегоукрепительные сооружения портов; рыбозащитные сооружения; сооружения лесосплава |
|
Класс опасности ГТС согласно № 255-ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений” |
I класс – ГТС чрезвычайно высокой опасности; II класс – ГТС высокой опасности; |
|
Охранные зоны ГТС Согласно ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 6 сентября 2012 года N 884 |
|
|
Сведения о наличии водозаборов |
бесплотинный/плотинный |
|
Сведения о зонах санитарной охраны источников водозабора |
|
|
Ограничения в использовании в соответствии с категориями водного объекта |
||
Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в ВО |
1) содержащие природные лечебные ресурсы; |
|
2) отнесенные к особо охраняемым ВО. |
||
Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в ВО, расположенные в границах: |
1) зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения [1]; |
|
2) первой, второй зон округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; |
||
3) рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон. |
||
На ВО общего пользования могут быть запрещены |
Забор ВР для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на ВО, водопой, а также установлены иные запреты |
|
Болота |
Загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и др. |
|
Ледники снежники |
Несанкционированный сброс сточных вод на ледники, снежники, а также загрязнение отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и др. |
|
Ограничения при использовании водных объектов целевого назначения |
||
ВО используемые для хозяйственно бытовых и рекреационных целей |
1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся сан. очистке, обезвреживанию, и не соответствующих требованиям технических регламентов; |
|
Водохранилища, образованные для целей технического водоснабжения |
не должны иметь водосбросов в акваторию основного водохранилища. Водоемы-охладители вновь проектируемых ТЭЦ, ТЭС, АЭС, АТЭЦ и др., НПУ которых не превышают НПУ водохранилища, должны быть отделены от основного водохранилища глухими фильтрующими дамбами. Если НПУ водоема-охладителя выше НПУ основного водохранилища - дамбы должны быть нефильтрующими. Использование непосредственно акватории водохранилища в качестве водоема-охладителя ТЭЦ, ТЭС АЭС, АТЭЦ и др. запрещается [1]. |
|
Рыбохозяйственное назначение ВО высшей, первой или второй категории |
осуществлять добычу водных биоресурсов: в отсутствие лица, ответственного за добычу; с превышением распределенных квот добычи; осуществлять добычу водных биоресурсов: с применением колющих орудий добычи, пневматического оружия, огнестрельного оружия, орудий и способов добычи, воздействующих на водные биоресурсы электрическим током, а также взрывчатых, токсичных, наркотических средств, самоловящих крючковых снастей; устанавливать: допускать загрязнение водных объектов [1] |
|
Пожарные водоемы |
Использование для иных целей |
|
ВО, используемые для судоходства |
Сплав древесины без судовой тяги |
|
В границах водоохранных зон запрещаются: |
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; |
|
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства |
||
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; |
||
4) движение и стоянка транспортных средств |
||
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов |
||
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов и их применение. |
||
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; |
||
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых [1] |
Разработка паспорта - бассейновые советы на территории которых располагается водный объект.
В случае, если водный объект располагается на территории двух и более субъектов РФ разработка паспорта водного объекта осуществляется для части водного объекта, расположенного в границах одного субъекта РФ.
Схема формирования паспорта: БВУ (бассейно-водные управления)
1) запрос в Территориальные управления Роспотребнадзора (Росводоресурс)
- Сведения о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;
- Сведения о зонах санитарной охраны источников водозаборов и их ограничениях;
2) запрос в Территориальные органы Ростехнадзора
- Сведения о ГТС;
- Сведения об охранной зоне ГТС и их ограничениях;
3) запрос в Территориальные органы Росрыболовства
- Сведения о рыбохозяйственной категории водного объекта;
- Сведения о рыбохозяйственных охранных зонах и их ограничениях;
4) Сведения из ГВР о водном объекте, водопользователях, Водоохранных зонах, прибрежных защитных зонах и их ограничениях;
5) запрос в региональный орган исполнительной власти, уполномоченный в области охраны водных отношений (Комитеты по экологии и т.д. субъекта Федерации) об уровне загрязнения (УКИВЗ);
6) Запрос в Минприроды России (государственный кадастр особо охраняемых природных территорий)
- категория ООПТ;
- значение ООПТ (федеральное, региональное, местное);
- статус ООПТ;
- цели создания ООПТ и ее ценность, причины реорганизации.
Такой подход к формирования паспорта водного объекта позволит:
Заключение
Во многих районах РФ на данный момент сложилась тревожная экологическая ситуация в результате хозяйствования при недостаточном контроле со стороны власти. Создание и внедрение межведомственного паспорта водного объекта на территории РФ способствует выполнению основных целей экологической политики, которые включаю в себя:
Система паспортизации водных объектов дает объективную информацию об их экологическом состоянии и ограничениях в использовании и в конечном итоге, такая система позволяет регулировать социально-экономические отношения в области природопользования, а также прогнозировать возникновение аварийных ситуаций.
Межведомственная паспортизация водных объектов и использование экологического паспорта, значительно упростит доступ хозяйствующих субъектов к информации о возможных режимах использования водных объектов, что приведет к улучшению экологической обстановки акваторий России.
Рецензии:
24.03.2018, 9:43 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Работа актуальная, обладает признаками новизны и практической значимости.
Замечания рецензента в качестве рекомендаций. Раз паспорт межведомственный, то в его контенте должны быть указаны эти самые ведомства, предприятия, фирмы или компании, осуществляющие свою ту или иную деятельность в этом бассейне и от каких из них можно ожидать потенциальные загрязнения, особо отметит критически важные и особоопасные объекты. Отсутствует связь с паспортом водного объекта, где указаны принадлежность к гидрографической единице, сведения о гидрохимии и т.д. Желательно упоминание о наличии экотоксикантов, насыщенность гидробионтой и др.
Что означает этот фрагмент: "добыча полезных ископаемых, пожарная безопасность и т.д. (1)"? Если это ссылка, то поместить её в квадратные скобки. Приказ Росрыболовства лучше отметить в тексте, т.к. он не считается литературным источником в научной статье.
Однако работа нужная, надо бы её расширить в экологическом плане, как упомянуто в рецензии. Рецензент надеется, что авторы учтут его рекомендации. Всё же - это научная площадка. К печати работа рекомендуется.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий