Полесский государственный университет
студент
Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет
УДК 336.146
Введение
Согласно Бюджетному кодексу Республики Беларусь бюджет – это план образования и использования денежных средств для обеспечения осуществления задач и функций государства в течение финансового года. Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Актуальность данной темы заключается в том, что расходы консолидированного бюджета являются финансовым инструментом, с помощью которого государство влияет на экономику, финансирует ее структурную перестройку, стимулирует развитие приоритетных секторов экономики, гарантирует социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Целью исследования является изучение расходов консолидированного бюджета РБ в динамике и выявление основных мероприятий по управлению ими.
Основная часть.
Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска. Проанализируем расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2014-2016 гг. (рисунок 1).
Рисунок 1 - Динамика расходов консолидированного бюджета
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2]
По данным рисунка 1 видно, что расходы консолидированного бюджета в 2016 году составили 27322 млн. рублей. и по сравнению с 2015 годом увеличились на 2 284,3 млн. рублей или на 9,12 %. В 2016 году по сравнению с 2014 расходы увеличились на 6 206,6 млн. рублей или на 29,39%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что расходы консолидированного бюджета за 2014-2016 гг. увеличились.
Рассмотрим расходы консолидированного бюджета по функциональной классификации за 2014-2016 гг. (таблица 1).
Таблица 1 - Структура расходов консолидированного |
|||
|
2014 |
2015 |
2016 |
Общегосударственная деятельность |
22,5 |
25,1 |
25,3 |
Национальная оборона |
3,5 |
3,7 |
3,8 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
6,7 |
6,4 |
6,2 |
Национальная экономика |
15,9 |
15,5 |
15,6 |
Охрана окружающей среды |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
8,2 |
6,4 |
5,6 |
Здравоохранение |
14,1 |
14 |
14,5 |
Физическая культура,спорт,культура,СМИ |
3,2 |
3,1 |
3,2 |
Образование |
17,4 |
16,7 |
16,8 |
Социальная политика |
8,1 |
8,7 |
8,9 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2]
Из данных таблицы 1 видно, что в 2016 году больше всего расходов консолидированного бюджета приходится на общегосударственную деятельность (25,3 %), образование (16,8 %), национальную экономику (15,6 %). Меньше всего расходов консолидированного бюджета приходится на охрану окружающей среды (0,3 %), национальную оборону (3,8 %) и на физическую культуру, спорт, культуру, СМИ (3,2%).
Расходы консолидированного бюджета на общегосударственную деятельность в 2016 году составили 25,3%, что на 0,2 % больше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета увеличились на 2,8 %.
Объем денежных средств, направленных на финансирование национальной обороны составил 3,8 %. В 2016 году по сравнению с 2015 годом расходы консолидированного бюджета на национальную оборону увеличились на 0,1 %, а в 2016 году по сравнению с 2014 годом увеличились на 0,3 %.
Расходы консолидированного бюджета на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности в 2016 году составили 6,2 %, что на 0,2 % меньше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета уменьшились на 0,5 %.
Расходы консолидированного бюджета на национальную экономику в 2016 году составили 15,6 %, что на 0,1 % больше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета уменьшились на 0,3 %.
Объем денежных средств, направленных на финансирование охраны окружающей среды составил 0,3 %. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета на охрану окружающей среды уменьшились на 0,1.
Объем денежных средств, направленных на финансирование жилищно-коммунальных услуг и жилищное строительство составил 5,6 %. В 2016 году по сравнению с 2015 годом расходы консолидированного бюджета на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство уменьшились на 0,8 %, а в 2016 году по сравнению с 2014 годом уменьшились на 2,6 %.
Расходы консолидированного бюджета на здравоохранение в 2016 году составили 14,5 %, что на 0,5 % больше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета увеличились на 0,4 %.
Расходы консолидированного бюджета на физическую культуру, спорт, культуру, СМИ в 2016 году составили 3,2 %, что на 0,1 % больше, чем в 2015 году.
Расходы консолидированного бюджета на образование в 2016 году составили 16,8 %, что на 0,1 % больше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета уменьшились на 0,6 %.
Объем денежных средств, направленных на социальную политику составил 8,9 %. В 2016 году по сравнению с 2015 годом расходы консолидированного бюджета на социальную политику увеличились на 0,2 %, а в 2016 году по сравнению с 2014 годом увеличились на 0,8 %.
Проанализируем динамику расходов консолидированного бюджета по функциональной классификации за 2014-2016 гг. (рисунок 2).
Рисунок 2 - Расходы консолидированного бюджета по функциональной классификации
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2]
Данные рисунка 2 свидетельствуют о том, что объем денежных средств, направленных на финансирование общегосударственной деятельности в 2016 году составил 6901,3 млн. рублей, что на 604,4 млн. рублей или на 9,6 % больше, чем в 2015 году, а в 2016 году по сравнению с 2014 годом увеличились на 2150,5 млн. рублей или на 45,27%.
Образование в 2016 году было профинансировано на сумму 4953,7 млн. рублей, что на 767,3 млн. рублей или на 18,33 % больше, чем в 2015 году, а в 2016 году по сравнению с 2014 годом увеличились на 1272,1 млн. рублей или на 34,55%.
Социальна политика в 2016 году была профинансирована на сумму 2428,7 млн. рублей, что на 243,8 млн. рублей или на 11,16 % больше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета на социальную политику увеличились на 710,5 млн. рублей или на 41,35 %.
Физическая культура, спорт, культура, средства массовой информации в 2016 году была профинансирована на сумму 864,2 млн. рублей, что на 90,6 млн. рублей или на 11,71 % больше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета на физическую культуру, спорт, культуру, СМИ увеличились на 179,4 млн. рублей или на 26,2 %.
Здравоохранение в 2016 году было профинансировано на сумму 3953,9 млн. рублей, что на 456,2 млн. рублей или на 13,04 % больше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета на здравоохранение увеличились на 986,1 млн. рублей или на 33,23%.
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство в 2016 году было профинансировано на сумму 1517,2 млн. рублей, что на 96,2 млн. рублей или на 5,96 % меньше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство уменьшились на 213,3 млн. рублей или на 12,33 %.
Охрана окружающей среды в 2016 году была профинансирована на сумму 77,3 млн. рублей, что на 1,5 млн. рублей или 1,9 % меньше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета на охрану окружающей среды уменьшились на 2,1 млн. рублей или на 2,64 %.
Национальная экономика в 2016 году была профинансирована на сумму 4253,3 млн. рублей, что на 371,6 млн. рублей или на 9,57 % больше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета на национальную экономику увеличились на 896,5 млн. рублей или на 26,71 %.
Судебная власть, правоохранительная деятельность в 2016 году была профинансирована на сумму 1687,9 млн. рублей, что на 89 млн. рублей или на 5,57 % больше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета на судебную власть, правоохранительную деятельность увеличились на 279,1 млн. рублей или на 19,81 %.
Национальная оборона в 2016 году была профинансирована на сумму 1044,5 млн. рублей, что на 119,2 млн. рублей или на 12,88 % больше, чем в 2015 году. В 2016 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета на национальную оборону увеличились на 307,7 млн. рублей или на 41,76 %.
Таким образом за 2014-2016 гг. расходы консолидированного бюджета увеличивались.
Рассмотрим экономическую классификацию расходов консолидированного бюджета (рисунок 3).
Рисунок 3 - Расходы консолидированного бюджета по экономической классификации
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2]
В соответствии с рисунком 3, большая часть расходов консолидированного бюджета направлена на выплату заработной платы с начислениями, которая в 2016 году составила 30,5%, что на 0,5 % меньше, чем в 2015 году.
Капитальные расходы в 2016 году составили 12,7 %, что на 1,3 % меньше, чем в 2015 году. Капитальные расходы в 2016 году по сравнению с 2014 годом уменьшились на 7,3%.
Обслуживание госдолга в 2016 году составило 6,8 %, что на 0,8% больше, чем в 2015 году. Денежные средства, направленные на обслуживание госдолга в 2016 году по сравнению с 2014 годом увеличились на 2,8 %.
Текущие бюджетные трансферты в 2016 году составили 28,6 %, что на 2,6 % больше, чем в 2015 году.
Рассмотрим исполнение консолидированного бюджета за 2014-2016 гг. (рисунок 4).
Рисунок 4 - Динамика исполнения консолидированного бюджета
Примечание – Источник:[2]
Из данных рисунка 4 видно, что расходы консолидированного в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличились на 2284,3 млн. рублей или на 9,12 %, а в 2016 году по сравнению с 2014 годом увеличились на 6206,6 или на 29,39 %. Консолидированный бюджет за 2016 год исполнен с профицитом в размере 1204,3 млн. рублей. Сформированный профицит был направлен на погашение государственного долга Республики Беларусь.
Выводы
Таким образом, можно сделать вывод о том, что значительную долю расходов консолидированного бюджета занимают общегосударственные расходы, национальная экономика и здравоохранение. Усиление роли государства в различных сферах общественной жизни, расширение его экономических и социальных функций, рост численности аппарата управления является основной причиной роста государственных расходов.
Следовательно, можно выделить следующие мероприятия по управлению расходами государственного бюджета:
Таким образом, для достижения реального результата данные мероприятия должны осуществляться комплексно. Разработка и реализация мер, направленных на устранение указанных проблем, позволит стабилизировать финансовое положение страны и будет способствовать ее социально-экономическому развитию.
Рецензии:
18.04.2018, 15:47 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статью можно опубликовать. она хорошо иллюстрирована. я бы только посоветовал расширить список экономической литературы
21.04.2018, 19:44 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: Согласен с предыдущим рецензентом. Данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий